Ваше ближайшее окружение – мотор или якорь?
Пессимист лысеет, а оптимист становится аэродинамичнее! 🙂
Здравствуйте, друзья!
В этой статье я хотела бы побеседовать с вами на очень важную тему. Важна она в первую очередь для тех, кто занимается своим личностным ростом и развитием. Это тема нашего ближайшего окружения – как оно влияет на нас и влияет ли вообще. Так что будем сегодня разбирать в деталях наше ближайшее окружение.
Ближайшее окружение – кто они?
Так что же такое – ближайшее окружение? Кто эти люди, как говорится. Некоторые думают, что к ближайшему окружению можно отнести только членов семьи и родственников. Но это не так. Ближайшее окружение – это все те люди, с которыми вы общаетесь достаточно близко. Например, ваши коллеги на работе, с которыми у вас тесное общение, это тоже ваше ближайшее окружение.
То есть, по сути, это все те люди, с которыми вы общаетесь достаточно близко и часто. Конечно, сюда входят и ваши друзья. Но тут чуточку другое – здесь отношения отличаются от отношений с коллегами. С друзьями у вас гораздо более сильная духовная связь, поэтому даже если вы не общаетесь каждый день, они всё равно будут считаться вашим ближайшим окружением. Ну и ваша семья, само собой, относится сюда же.
Ну вот, что за люди входят в ваше ближайшее окружение, мы разобрались. А теперь давайте посмотрим, как влияет на вас это окружение и влияет ли вообще. Влияет, ещё как влияет! Очень часто люди недооценивают это влияние, считая, что не особо-то зависят от мнений и взглядов окружающих. Это неверно.
Как бы ни старались мы быть независимыми и самодостаточными, но близкие нам люди и те, с кем мы часто и тесно общаемся в силу различных обстоятельств, всё-таки оказывают на нас определённое влияние. Сильно оно воздействует на наши взгляды и мировоззрение или не очень, зависит уже от нас самих – от нашей степени осознанности, от силы наших собственных убеждений и даже от самооценки.
Я уже не говорю о том, что в детстве и юности именно ближайшее окружение формирует многие убеждения и привычки человека, которые в дальнейшем могут определить его судьбу. Но и во взрослой жизни люди подвержены влиянию своего ближайшего окружения. Согласитесь, очень сложно оставаться оптимистом и верить в себя и свои силы, если все вокруг настроены пессимистически и постоянно твердят о том, как тяжела жизнь и о невозможности в этой жизни добиться каких-то высот и целей.
Роль вашего ближайшего окружения на пути личностного роста
Огромное количество людей «ломаются» на пути личностного роста как раз из-за влияния таких вот «доброжелателей» из ближайшего окружения, которые «стараются уберечь от всяких глупостей» и уговорить «занимающегося глупостями» быть как все.
Но может быть и наоборот. Когда человек попадает в более яркое, успешное и позитивное окружение, он неосознанно начинает подстраиваться под него, что почти всегда делает его более успешным. И зная эту особенность, можно её использовать себе во благо. А именно, формировать своё ближайшее окружение так, чтобы в нём как можно больше было тех людей, которые толкают вас вперёд, и как можно меньше тех, кто тянет вас назад.
Кстати, практически все тренеры по личностному росту уделяют внимание этому вопросу и советуют очень внимательно относиться к созданию своего ближайшего окружения. В частности, свести к минимуму общение с теми людьми, которые склонны жаловаться на жизнь, постоянно говорить о проблемах и болезнях, которые неуспешны и бедны, а главное – не хотят и не стараются выйти из этого состояния. Такие люди будут и вас тормозить в вашем развитии.
А вот общение с успешными и позитивными людьми, напротив, следует сделать как можно более частым. Чем больше в вашем окружении людей, которые достигли в жизни на данный момент гораздо большего успеха и процветания, чем вы, тем активнее и вы будете двигаться в том же направлении. Естественно, при условии, что вы стремитесь к этому и готовы учится у этих людей.
Уже даже то, что вы просто общаетесь с такими людьми (а успешные люди в большинстве своём чрезвычайно позитивны), будет вас стимулировать расти и развиваться. Это проверено сотнями и тысячами людей, об этом написано и сказано очень много. И я лично знаю людей, которые сознательно формируя своё окружение (знакомясь и общаясь с гораздо более успешными людьми, ограничивая общение с негативно настроенными знакомыми, посещая мероприятия, где собираются люди, добившиеся успеха в жизни благодаря своей целеустремлённости и работе над собой) добивались великолепных результатов.
Естественно, помимо окружения они делали ещё многое, однако, они все признают тот факт, что им очень и очень сильно помогло именно общение с теми, кто был тогда более успешен, чем они сами. Так стоит ли пренебрегать столь действенным средством? Я думаю, что нет.
Надеюсь, друзья, что эта статья заставит вас задуматься и, возможно, сделать для себя какие-то открытия. А о том, как формировать своё окружение и какие «подводные камни» могут встретиться вам на этом пути, я расскажу в следующей статье.
Источник
1.7 Человек и его ближайшее окружение
Человек и его ближайшее окружение
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы.
Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.
Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.
По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д.
По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
- Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.).
- Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, например, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.
Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.
Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. 1
Положительное влияние
- члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры;
- в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм;
- в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности;
- от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки;
- члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях.
Отрицательное влияние:
- потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов — «обезличивание»; Причины обезличивания:
высокий уровень эмоциональной возбужденности;
сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;
высокая сплоченность группы ведет к конформизму;
сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида;
- группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей.
- Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. 2
Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Существуют три способа реагирования человека на давление группы.
Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы.
Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
Третий способ реагирования на требование группы — сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов. 3
Межличностные отношения
Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. 4
Формы межличностных отношений:
- Знакомства — самый распространённый вид межличностных отношений (в круг знакомых обычно входит множество людей).
- Приятельские отношения — основное условие таких отношений — взаимная тяга, стремление к контакту, симпатия.
- Товарищество — более близкие межличностные отношения, основанные на деловых связях; участников объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.
- Дружба — более высокий уровень отношений; дружба — великая ценность и дорогой дар, она предполагает следование определённым правилам, главное в которых — необходимость взаимопонимания, откровенность, доверие.
- Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
Межличностные отношения по стилю делятся на:
- Официальные — это отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, президент РФ — глава правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
- Личные. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку:
- симпатия — внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств;
- антипатия — чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств;
- стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
- неумение различать намерения и мотивы действия людей;
- неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
- наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю. »);
- наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»);
- стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
- отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия:
- Чаще искренне и доброжелательно улыбаться.
- Не жалеть искренних комплиментов.
- Не спешить делать выводы по первому впечатлению.
- Не быть навязчивым.
- Не торопиться с выводами. 5
Общение
Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.
Содержание — это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.
У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека — это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.
Средства общения — способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.
По содержанию:
- материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;
- кондиционное — общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;
- мотивационное — в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;
- когнитивное — передача знаний друг другу; 5) деятельное — передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.
По целям:
- биологическое — общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;
- социальное — общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.
Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.
По средствам:
- непосредственное (путем использования данных природой органов — руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, — телефон, СМИ и т. п.);
- вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств — мимика, жесты, прикосновения и т. п.).
В зависимости от мотивов общения:
- деловое — возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;
- личностное — передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. 6
Источник