- Смешанное обучение в России
- Что такое Blended Learning в корпоративном обучении
- Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
- Принципы смешанного обучения
- Появление и развитие смешанного обучения
- Главная задача СДО для смешанного обучения
- Как главная задача СДО решается в iSpring
- Список источников:
- Система дистанционного обучения для бизнеса
Смешанное обучение в России
Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн
- Онлайн-среда дает возможность ученикам самомостоятельно контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию, а также дает свободу и возможность выбора.
- Обучение с участием учителя — важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учеников. Учитель демонстрирует модели поведения и мышления, способы построения взаимоотношений. Подросткам, студентам и взрослым нужен скорее тьютор, советчик, фасилитатор.
- Интеграция опыта обучения онлайн и с учителем предполагает активный формы работы на уроке. Такие активности должны быть ориентированными на практику. Наиболее удобный формат их проведения — в малых группах (работа над проектами, настольные игры и другое). Также возможна коллективная и индивидуальная работа над проектами.
Центр смешанного обучения опирается на определение высокоэффективного смешанного обучения, предложенное Институтом Клейтона Кристинсена. Это определение содержит важный педагогический компонент, влияющий на качество образовательных результатов. Главная особенность высокоэффективного смешанного обучения — развитие учебной самостоятельности в онлайн-среде, в пространстве свободы и выбора.
Смешаное обучение — способ организации образовательной программы, в котором учащиеся учатся:
— онлайн с элементами самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения
— с участием учителя в школе (лицом к лицу)
— и способы обучения каждого ученика в рамках курса или предмета связаны, чтобы обеспечить интегрированный опыт обучения. (Определение Института Клейтона Кристенсена)
Клейтон Кристенсен, основатель института, автор теории подрывных инноваций (Disruptive Innovation) — выделил тренды, которые изменят мир. И один из них — смешанное обучение, часть моделей которого являются подрывными, а часть гибридными. Поэтому Институт Клейтона Кристенсена много сил бросил на изучение моделей смешанного обучения.
В начале 2000-х годов существовало много определений смешанного обучения. От определения Грэхэма (2006), самого популярного до сих пор «Система смешанного обучения сочетает обучение лицом к лицу с компьютерным обучением». До определения Дрисколл (2002), которая считала, что в смешанном обучении используется несколько средств, таких как сочетание способов использования сетевых технологий, педагогических подходов, технологий обучения и актуальных рабочих задач. Однако она утверждала, что смысл смешанного обучения в том, что оно означает разные вещи для разных людей, что «иллюстрирует неиспользованный потенциал смешанного обучения». Однако к 2010 году ученые и практики пришли к использованию определения Грэхэма.
Если рассматривать смешанное обучение в широком смысле (по Грэхэму), есть много неэффективных моделей, которые приводят к снижению предметных результатов. Поэтому Институт Клэйтона Кристенсена искал факторы, повышающие эффективность смешанного обучения и позитивно влияющие на образовательные результаты. В 2011 году это определение было опубликовано впервые, а окончательная формулировка появилась в 2012 году.
Хотелось бы избежать ошибок, которые были допущены в США и Европе при внедрении и применении технологий в образовании. Поэтому мы транслируем идеи высокоэффективного смешанного обучения, ориентированного на формирование учебной самостоятельности, и фокусируемся на аспектах, делающих смешанное обучение эффективным.
Источник
Что такое Blended Learning в корпоративном обучении
И какие изменения в этой сфере произошли в 2020 году
Хотя разговоры о пандемии и набили оскомину, нельзя отрицать, что с приходом COVID-19 жизнь бизнеса и всего общества стала совершенно иной. Сфера корпоративного обучения — не исключение. Весной 2020 года популярностью стал пользоваться синхронный формат. Но эта тенденция не смогла удовлетворить потребности крупных компаний, и поэтому сегодня новый актуальный тренд — Blended Learning.
15 декабря 2020 прошла организованная MOZ онлайн-конференция по Blended Learning. На мероприятие зарегистрировались 700 человек. На интернет-площадке в итоге было 378 участников, 70% которых уже внедрили смешанное обучение в своих программах корпоративного обучения (выражаясь в терминах MOZ, в марафонах развития).
Смешанное обучение представляет собой совмещение нескольких образовательных подходов, а именно онлайна с использованием «живого» эксперта и/или тьютора, более-менее традиционных образовательных методик (как правило, речь идет об очном обучении, но в условиях пандемии это требование видоизменилось) и современных технологий и электронного обучения — E-Learning. Настоящий Blended Learning предполагает как персонализированный подход, так и работу в группе, высокую степень личной ответственности обучающегося, наличие экспертизы и помощи наставника.
Как правило, среди несомненных преимуществ смешанного обучения называют возможность обучать одновременно много людей, а также кастомизировать знания и оценки. Наличие в рамках образовательного курса «живого» эксперта или тьютора мотивирует участников обучающих программ продолжать заниматься, не бросать все на полпути, вовлекает в процесс. В процессе внедрения Blended Learning можно столкнуться с проблемой неравномерной ИТ-грамотности участников, а также зависимости от техники и качества интернет-подключения.
- По мысли основателя MOZ и TELLSY Олега Замышляева, за один только 2020 год произошло как минимум три фундаментальных изменения в сфере корпоративного обучения. Во-первых, мы перешли от синхронного офлайна к синхронному онлайну, потом — от синхронных форматов к асинхронным и смешанным, а затем произошел рост именно смешанного обучения.
- Основной тренд всего 2020 года — онлайн — дал нам всем почти ничем не ограниченную возможность масштабирования. Как следствие снизилась цена за человека при обучении больших групп. Границы аудитории исчезли: теперь спикеры могут записывать лекции или организовывать прямые эфиры для практически неограниченного числа людей.
- В 2020-м технологии стали доступнее, а цена и трудоемкость разработки курсов и платформ, соответственно, снизилась. Поэтому сегодня увеличивается ассортимент платформ для синхронного онлайна.
- В прошедшем году эксперты, ранее работавшие только офлайн, перешли в онлайн, и их доступность повысилась. Если раньше нам приходилось выбирать из числа спикеров, имеющих возможность в определенный день поехать и выступить в другой город, то теперь достаточно найти человека, готового выйти в онлайн на пару часов.
- Появилась возможность использовать контент других платформ. Постепенно возникают агрегаторы контента, а некоторые платформы даже трансформируют формат контента: например, превращают асинхронные цифровые курсы в марафоны развития. Кроме того, дистанционный формат работы дает возможность создания оригинальных сетей региональных удаленных тьюторов.
- Улучшился процесс взаимодействия корпоративного обучения и информационной безопасности, и участникам сегодня доступно гораздо больше цифровых платформ.
- Компании стали толерантнее к использованию готового контента, кастомизация стала более разумной. Сегодня нужно выстраивать бизнес-процесс так, чтобы в нем оставались ключевые точки кастомизации — чтобы они были недорогими, но чтобы в них появлялся классный контент. Например, записать выступление эксперта, нарезать его на уроки, создать к ним интерактивы и применить недооцененный формат UGC (user-generated content) для создания персонализированной страницы этого конкретного курса.
- Роль харизмы спикера в онлайн снизилась, а контента — возросла. Сегодня пользователи хотят реальной пользы от каждой минуты. Более того, началась конкуренция живого выступления эксперта и записи.
- Из-за увеличения нагрузки и уменьшения времени снизилась концентрация пользователей. Поэтому в контексте смешанного обучения и марафонов увеличилась ценность тьюторов. Живой контакт и поддержка наставника важна, чтобы пользователь был вовлечен в процесс и не бросил обучение при появлении первых же трудностей.
- Сегодня растет потребность в адаптации к внешнему миру и появляется запрос на обучение в рамках неотложных нужд. Часто обучение становится необходимым здесь и сейчас (профилактика выгорания сотрудников, дистанционное управление и т. д.).
- Появилось ожидание от корпоративных систем обучения идеального пользовательского опыта. К этому привел положительный опыт взаимодействия с цифровыми платформами в быту. В этой связи сегодня определенно выигрывают платформы с классным пользовательским опытом — причем речь идет не только об интерфейсе, но и понятных домашних заданиях, легкодоступных наставниках и проч.
- Неопределенность среды приводит к непредсказуемости реакции пользователей, и любая гипотеза сегодня требует пилотирования.
Blended Learning в корпоративном обучении совмещает сразу несколько подходов — онлайн, синхрон и асинхрон, наличие «живого» наставника, E-Learning, — а потому оказалось незаменимым в эпоху пандемии COVID-19. Впрочем, у смешанного обучения есть ряд очевидных плюсов и преимуществ перед другими образовательными форматами, что позволяет прогнозировать расширение диапазона его применения. На сегодняшний день многие компании внедрили Blended Learning в свои программы корпоративного обучения, потому что такой подход позволяет обучать сразу много людей, обеспечивает гибкость программы, способной меняться в зависимости от условий, а также — благодаря наличию тьюторов — вовлекает участников марафонов развития в процесс и не дает им «сойти с дистанции» раньше времени.
Источник
Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.
Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке [2]:
Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies
Принципы смешанного обучения
- Последовательность. Для получения эффекта важна последовательность в преподавании: сначала студент должен сам пощупать материал, после получить теоретические знания от преподателя и только потом применить их на практике. Во многом этот принцип пересекается с моделью «перевернутого класса».
- Наглядность. Благодаря современным инструментам электронного обучения можно создать базу знаний, которая всегда будет у студента под рукой. В отличие от классической модели обучения, при смешанном обучении студент имеет доступ к методическим материалам — видеоукрокам, книгам или тренажерам.
- Практическое применение. Для усвоения теории обязательны практические занятия.
- Непрерывность. Смешанное обучение отчасти базируется на принципах микрообучения. За счет доступности материала студент всегда может зайти на учебный портал и получить «новую порцию» материала.
- Поддержка. В системе удаленного обучения студент всегда может задать вопрос преподавателю и оперативно получить ответ, не дожидаясь следующего очного занятия.
Появление и развитие смешанного обучения
Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.
В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:
- очные консультации: студенты часто приходят с вопросами, которые не пытались решить самостоятельно. Методы отслеживания самостоятельной работы студента в современных системах смешанного обучения позволяют преподавателям принимать вопросы только у тех, кто добросовестно работал самостоятельно;
- проверка контрольных заданий (в смешанном обучении проверка может быть автоматически выполнена системами тестирования).
Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.
Также лепту в развитие смешанного обучения вносят исследования в области обработки информации мозгом, которые стали весьма популярны в последние годы благодаря развитию роботостроения. Так, после научных публикаций профессора Сюзанны Дикельман в 2008-2010 гг., косвенно свидетельствующих о важной роли сна в процессе запоминания информации, библиотеки американских университетов оперативно пересмотрели свое отношение к дремлющим над книгами студентам и стали создавать специальные помещения для кратковременного сна.
В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.
По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение [3]. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.
Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:
Специализация деятельности в системе BL ITyStudio
Главная задача СДО для смешанного обучения
Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.
Разумеется, по мере накопления знаний о работе мозга число альтернативных теорий будет сокращаться. А пока наиболее популярной у преподавателей и разработчиков СДО является бихевиористская (поведенческая) теория обучения, в которой от обучаемого ожидается четко определенная реакция на ту или иную ситуацию, а в том случае, если она отклоняется от “нормы”, учащемуся ставятся дополнительные условия (подкрепление), которые должны привести к ожидаемому результату. Несмотря на почти столетнюю историю успешного развития данной технологии, у нее появилось много критиков (достаточно вспомнить, сколько копий сломали в дискуссиях о ЕГЭ), которые указывали на сложность создания тестов, проверяющих не столько наличие в памяти обучаемого фактов, определений и правил , сколько умение выстраивать на их основе план решения предложенной задачи.
В рамках смешанного обучения это противоречие разрешается просто: в фазу электронного обучения выносят тестовую проверку знаний, оставив преподавателю более интересную для него работу по измерению уровня творческого потенциала учащегося. Чтобы полностью реализовать в фазе электронного обучения главную формулу поведенческой теории С-Р-П (Ситуация→Реакция→Подкрепление), к каждому тесту фазы, состоящему из «Ситуаций», нужно добавить “Подкрепление”, а также правила ее предоставления в случае неудовлетворительных результатов тестирования (т.е. «Реакции»).
Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.
Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.
Как главная задача СДО решается в iSpring
Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.
Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.
23 встроенных типа вопросов обеспечивают большое разнообразие представления тестов.Для отдельного вопроса или всего теста можно настроить мультимедийные и текстовые сообщения, несущие справочную или «подкрепительную» информацию.
Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:
- ветвление по вопросу;
- ветвление по группе вопросов;
- ветвление по слайдам;
- ветвление по ответу.
Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.
Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.
Смотрите подборку видео о смешанном обучении.
Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:
Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:
Список источников:
- И.Б. Государев К вопросу о терминологии электронного обучения ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015, стр.180-183.
- Larry Bielawski David Metcalf Blended eLearning: Integrating Knowledge, Performance, Support, and Online Learning, 2003 by HRD Press, Inc.
- Means, B., Toyama, Y., Murphy, R., Bakia, M., & Jones, K. (2010, September). Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies.
Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.
Подробнее о iSpring Online → 14-дневная пробная версия
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.
Источник