Что значит благозвучие речи

Благозвучие речи

Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект . Д. Э. Розенталь . 1997 .

Полезное

Смотреть что такое «Благозвучие речи» в других словарях:

Благозвучие речи — При выборе лексических средств следует уделять внимание и фонетической стороне, благозвучию речи. Возможности русского языка в этом отношении огромны. Многие писатели и деятели культуры отмечали фонетическое богатство и музыкальность русской … Справочник по правописанию и стилистике

благозвучие — я, только ед., с. 1) Приятность звучания. Благозвучие арфы. Синонимы: благозву/чность, мелоди/чность, сладкозву/чие 2) Произносительное удобство, приятное на слух, характеризующее звукосочетания и целые слова. Благозвучие стихов. Синонимы … Популярный словарь русского языка

Благозвучие — ср. Стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или в чередовании звуков (в речи, в музыке и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Эвфония — (от греч. euphónia благозвучие) инструментовка, звуковая организация художественной речи (преимущественно стихотворной), основанная на повторяемости звуков; то же, что и Фоника. В узком смысле под Э. иногда понимают артикуляционное и… … Большая советская энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

СТИЛИСТИКА — @Выбор слова XXXV. Выбор слова § 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств § 140. Устранение канцеляризмов и штампов § 141. Плеоназмы и тавтологии § 142. Благозвучие речи § 143 … Справочник по правописанию и стилистике

Читайте также:  Если человек скрипит зубами что это значит у взрослого

КСЕНОФОН — •Xenŏphon, Ξενοφω̃ν, 1) сын Фессала из Коринфа, одержал победу в Олимпийских играх ок. 464 г. до Р. X.; 2) историк, сын Грилла из дема Эрхейского в эгейской филе, родился, как полагают, ок. 445 г. до Р … Реальный словарь классических древностей

эвфония — (греч. euphonia из ей хорошо + phone звук). Благозвучие речи, достигаемое применением разнообразных фонетических приемов (звуковые повторы, анафора, эпифора, ритмичность речи и т. д.) … Словарь лингвистических терминов

Причастные обороты — 1. В современном литературном языке не употребляются формы на щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), например: «вздумающий составить», «попытающийся уверить», «сумеющий объяснить». Не употребляются также… … Справочник по правописанию и стилистике

Ксенофон(т) — • Xenŏphon, Ξενοφω̃ν, 1. сын Фессала из Коринфа, одержал победу в Олимпийских играх ок. 464 г. до Р. X.; 2. историк, сын Грилла из дема Эрхейского в эгейской филе, родился, как полагают, ок. 445 г. до Р. X., а может быть … Реальный словарь классических древностей

Источник

Статья «Благозвучие речи»
статья на тему

Особое место в языке занимает благозвучие. Речь может быть формально правильной, но этого мало… Важна красота звучания. Каждый из нас, читая строки из какого-либо произведения, порой ловит себя на мысли, что автор необычайно образно и ярко сумел передать свои чувства. А помогают ему в этом приемы усиления фонетической стороны выразительности речи. К примеру, некоторые стихотворения поражают своей эмоциональностью, экспрессией, четкостью, торжественностью, другие будто льются волшебным потоком, переливающимся всеми звуками, которые придают строкам нежность, певучесть, красоту. И перед глазами сразу возникают удивительные картины… Настроение меняется, звуки завораживают, и хочется читать дальше и дальше. Но иногда определенные строки произведения, газеты или же журнала наводят нас на мысль: тут что-то не так…Звуки порой создают весьма неблагозвучное сочетание, что может испортить впечатление или даже создать комичный эффект… Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо. Также и речь определенного оратора иногда вовсе не ласкает слух, а, напротив, отбивает всякий интерес слушать дальше… Фоностилистические ошибки менее заметны, чем орфографические, но не менее значимы.

Скачать:

Вложение Размер
Статья «Благозвучие речи» 21 КБ

Предварительный просмотр:

Благозвучие речи — это соответствие речи требованиям приятного звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

Содержание понятия «благозвучие» (эвфония) в теории культуры речи, является недостаточно определенным. Прежде всего отметим, что далеко не все авторы выделяют это коммуникативное качество речи, и соответственно в литературе дефиниции данного понятия встречаются довольно редко.

Рассмотрим некоторые из них.

И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь (1993) благозвучной называют речь, в которой отсутствуют труднопроизносимые сочетания звуков, которая характеризуется чередованием коротких слов с длинными, произносится с «гармонической, плавной» интонацией. В неблагозвучной речи соседствуют слова, содержащие несколько согласных звуков подряд (например, «Вдруг взгрустнулось другу: вскоре снова встретит он врага»), неоправданно повторяются одни и те же или близкие по звучанию звуки, делается много пауз (с.259-260). В «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой (2001) дается следующее определение: «Эвфония (греч. euphph;nia из ей — хорошо и phone;ne — звук).

Благозвучие речи, достигаемое применением разнообразных фонетических приемов (звуковые повторы, анафора, эпифора, ритмичность речи и т.д.)» (с.611).

Приведенные определения затрагивают различные аспекты речевой коммуникации: 1) аспект речепроизводства (некоторые сочетания звуков трудно произнести), 2) аспект восприятия речи (легче понимать речь с «гармонической, плавной» интонацией; с чередованием коротких слов с длинными). Ритмичность речи и такие приемы, как звуковые повторы, анафора, эпифора и т.д., способствуют привлечению и удержанию внимания слушателя в процессе коммуникации.

Благозвучие речи — это наиболее совершенное, с точки зрения говорящих на данном языке, сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Казалось бы, требования благозвучия относятся только к

устной речи. Но это не так. Трудно произносимый текст читать тяжело, таковы особенности нашего восприятия. Поэтому академик JI.B. Щерба писал: «Несмотря на всю реальность письменной речи, нормальным языком можно считать лишь то, что произносится вслух хотя бы мысленно».

Существуют законы благозвучия русской речи. Их всего четыре. Вот их условные названия:

«Сочетаемость звуков в русском языке».

«Эстетика звуков русского языка».

«Частота повторения звуков в речи».

Рассмотрим практические следствия из этих законов.

  1. Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением консонантных сочетаний, то есть сочетаний нескольких согласных. Поэтому избегайте стечения согласных и гласных звуков на стыке слов.

Пример неправомерного сочетания согласных: «конкурс взрослых». Еще М.В. Ломоносов рекомендовал «обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные — вств-вз, язык весьма запинают».

Сочетание гласных (так называемые «зияния») на стыке слов: «у Тани и у Оли». М.В. Ломоносов приводил в пример такую фразу: «Плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга».

  1. Избегайте повторения неблагозвучных шипящих и свистящих звуков. Они часто встречаются в причастных оборотах.
  2. Избегайте повторения одного и того же звука или однослоговых конструкций. Например: «Гол голландцев в ворота канадских футболистов», «Снижение опасности поражения насаждений пожарами». Повторение гласных бывает менее заметно, однако нанизывание в тексте слов с такими сравнительно редкими звуками, как «у», «ы», воспринимается читателем

плохо: «Убийства и ужасы в угрюмой усадьбе — универсальная формула упомянутой художественной литературы».

4. На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим преобладание в тексте коротких и длинных слов. Для русского языка средняя длина слова — три слога. Это не значит, что следует отбирать только трехсложные слова, но чувство меры должно подсказывать автору такое сочетание слов, при котором сохраняется свойственное нашему языку чередование ударных и безударных слогов и естественная расстановка межсловесных пауз.

Благозвучие речи должно оцениваться в перцептивном аспекте с учетом характера ее воздействия на слушателя. Для этого есть все основания, поскольку существует множество свидетельств того, что на уровне обыденного сознания такая оценка осуществляется постоянно.

Основными факторами, определяющими благозвучие звучащей речи, являются:

  1. тембральная окраска («богатый, глубокий, хорошо поставленный, динамичный и т.п. голос» в противопоставлении «резкому, свистящему, жужжащему, интимно шепчущему гнусавому и т.д. голосу») — фонационные характеристики;
  2. мелодические характеристики:

а) высота базового тона (высокий — низкий голос),

б) мелодический контур фраз (монотонная — «мелодичная» речь);

  1. динамические характеристики (громкий — тихий голос);
  2. темпоральные характеристики (медленная — быстрая речь, «динамичный голос»);
  3. манера произнесения (бормотание, причмокивание, заикание, «застревание», т.е. паузы хезитации, акцент);
  4. тональность речи (спокойный, «лишенный раздражающих нот» голос — скулящий, жалобный, ворчливый, визгливый).

Первые четыре фактора (фонационные, мелодические, динамические и темпоральные характеристики) представляют собой основные акустические параметры речевого сигнала — спектральную картину, частоту основного тона, интенсивность и длительность, соотносимые с основными компонентами интонации. В литературе накоплено большое количество сведений о влиянии этих параметров на перцептивную оценку речи (см. об этом в нашей монографии (Надеина, 2003)). Особую, эвфоническую функцию интонации выделяет в своих работах С.В. Кодзасов (Кодзасов, Кривнова, 2001).

Манера произнесения относится к сфере дикции, понимаемой нами широко как совокупность трех показателей: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манера произнесения. Правильность артикуляции — это такие движения органов арти-куляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире — о дефектах речи, исправление которых является предметом логопедии. К этому аспекту сферы дикции относится также и иноязычный акцент. Степень отчетливости артикуляции связана с интенсивностью движений артикуляционных органов. Чем более энергичны эти движения, тем артикуляция отчетливее. В тесной связи с этим показателем находится понятие «стиль произношения». Различают три стиля произношения: полный, нейтральный и разговорный (Гойхман, Надеина).

Манера произнесения включает в себя присущий человеку темп речи, индивидуальное продление или редукцию слогов, т.е. специфическую ритмическую структуру слова, особый мелодический рисунок фраз и т.д. Сюда же относятся различные недостатки речи (эканье, чмоканье, шумные вдохи и выдохи и др.; см. Ганиев, 1990). Перечисленные недостатки речи затрагивают также такое качество речи, как чистота, поскольку различного рода вставные элементы можно расценивать как паразитические.

Тональность, или тон, речи мы понимаем как модальность речи, определяемую эмоциональным состоянием говорящего и/или его прагматическими установками. Эта характеристика имеет отношение не только к устной, но и к письменной речи. В письменной речи тональность определяется выбором слов, имеющих различную стилистическую окраску, а также синтаксической структурой высказывания. Основными средствами звучащей речи, определяющими тональность высказывания (независимо от лексико-грамматических средств), являются: тембр звучания, мелодика, громкость и акцентуация. Модальность может соответствовать либо не соответствовать ситуации общения, и тогда говорят о нарушении этических или социокультурных норм. Поэтому хотя эмпирические данные свидетельствуют о том, что тональность влияет на благозвучие речи, нам представляется, что она более тесно связана с другим ее качеством — коммуникативной целесообразностью.

Таким образом, содержание понятия «благозвучие речи» на самом деле гораздо более обширно, чем это обычно предполагается. Критерием благозвучия речи должен являться характер ее воздействия на слушателя. Для достижения благозвучия используется весь комплекс просодических средств речи.

  1. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2000.
  2. Гойхман О .Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2005.
  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: Международные отношения, 2003.
  4. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. — М.: РГГУ, 2001.
  5. Надеина Т.М. Фразовая просодия как фактор речевого воздействия: Монография / Институт языкознания РАН; Московский государственный университет сервиса. — М., 2003.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001.
  7. Сергеечева В. Азы общения. — СПб.: Питер, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи.

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования.

Урок психологии «Речь: определение понятия «речь» и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров.

«Наш дар бессмертный — речь»: русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока — урок — исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени.

Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.

Лекция по разделу «Развитию речи».

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит.

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля .

Источник

Оцените статью