Что значит бить челом шемякин

Литература. 8 класс (1 часть)
Шемякин суд

О «ПОВЕСТИ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»

В XVII веке широкое распространение получила демократическая литература — литература, которая создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений такой литературы были простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто это неудачники, бедняки, но демократическая литература полна сострадания к этим обыкновенным героям и их судьбам. Авторы видели и понимали, что причина несчастий «маленьких людей» не в них самих, не в дурных свойствах их натуры (злобе, жадности, зависти, лени и т. д.), а в общем устройстве жизни — несправедливости суда, например равнодушии и жестокости власти богатых. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде».

«Повесть. » осуждает не только корыстолюбивых судей, но и всё судопроизводство в целом, и прежде всего нелепые законы, которые можно трактовать как угодно или обойти. Приговоры, которые выносит судья, кажутся нам невероятными, комическими. Но люди XVII века узнавали в этих приговорах судебную практику своего времени.

Сходство с жизнью усиливает критический смысл «Повести. » — законы нелепы, а хитрые, продажные судьи творят беззаконие, соблюдая видимость законности.

Несмотря на комические ситуации, «Повесть о Шемякином суде» оставляет грустное впечатление. За исключением судьи, все герои этой «Повести. » либо были, либо стали несчастными. Бедный крестьянин избавляется от своих бед, и мы ему сочувствуем. Но нам понятно и негодование брата крестьянина, которому сначала вернули лошадь без хвоста, а потом и вообще её забрали, и горе попа, у которого бедняк нечаянно задавил сына, и печаль горожанина, у которого из-за бедняка умер отец. И горожанин, и поп, и даже богатый брат не виноваты в том, что произошло. И если вдуматься, то оправдательный приговор Ше- мяки издевательски несправедлив по отношению к ним. В «Повести. » все по-своему несчастны, а на справедливость нет надежды. В суде если и оправдают одного, то засудят другого. Те, кто должен осуществлять закон, думают прежде всего о деньгах и посулах, а не о правде и справедливости.

Читайте также:  Что значит идти номеру

К таким печальным мыслям о судьбе человека, о правде и кривде в этой жизни, о справедливости и законности приводит нас «Повесть о Шемякином суде». «Повесть. » пользовалась широкой популярностью в XVII и XVIII веках. Выражение «Шемякин суд» стало поговоркой, обозначающей несправедливый, неправедный суд.

Шемякин суд

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.

— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал и третьему истцу говорить:

— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

«Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

— Чего ты камень показываешь?

— То я и судье показывал.

— Для чего же ты камень показывал?

— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:

— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.

Размышляем о прочитанном

1. Кто герои «Повести о Шемякиной суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола [18] ) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.

5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Вспомните, какие произведения из древнерусской литературы изучали до восьмого класса и какие из них вам хотелось бы перечитать? «Шемякин суд» — небольшое произведение, но необычайно значительное.

1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?

2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чтении передать ваше личное восприятие текста.

3. Что означают слова и словосочетания: почитание, отмолить, сподобил Бог, сила ратная? Как они прозвучали при чтении?

— торжественные или иронические — звучат в чтении Анатолия Вологдина в описании суда, концовки произведения?

5. Подготовьте выразительное чтение повести по ролям.

Примечания

[18] Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении.

Источник

Бить челом

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое «Бить челом» в других словарях:

бить челом — См. дарить, просить. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бить челом … Словарь синонимов

Бить челом — Устар. 1. Просить милостыню (низко кланяясь при этом). Я к мастерам ходил сначала. Хотел кормиться ремеслом. «С нас и самих работы мало! Бери суму да бей челом» (Тютчев. Из Беранже). 2. Почтительно просить о чём либо. Бью и тебе челом, князь… … Фразеологический словарь русского литературного языка

бить челом — Бить (ударять) чело/м., устар. 1) Отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. 2) Просить кого л. о чём л. 3) Усиленно благодарить кого л. за что л … Словарь многих выражений

бить челом — I. (иноск.) кланяться, просить Челобитная просьба с низким до земли поклоном (по обычаю бояр, при подаче просьбы царю, кланяясь до полу, бить о него лбом) Ср. Бьют челом тебе, великому царю. Данилевский. Вечер в тереме. Ср. И бьет челом, боярин,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Бить челом — термин старинно русского юридического языка, весьма часто встречающийся в наших древних актах, притом не всегда в одинаковом значении, а именно: 1) кланяться кому либо в землю, отдавать низкий поклон; в том же значении сохранилось поныне это… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

◘ бить челом — Почтительно кланяться, просить о чем либо, усиленно благодарить кого либо. ► [ Скотинин:] Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян,… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Бить челом — кому. Разг. Устар. 1. Почтительно низко кланяться, приветствуя кого л. ЗС 1996, 295; ПОС 2, 20. 2. Почтительно просить кого л. о чём л. ПОС 2, 20; ФСРЯ, 518; БТС, 1479; Янин 2003, 31; ШЗФ 2001, 20; БМС 1998, 617. 3. за что. Благодарить кого л.… … Большой словарь русских поговорок

бить — БИТЬ: Бить челом, арх., истор. – Кланяться, приветствовать; жаловаться. Да и черным людям и пашенным крестьянам – великое притеснение во всех городах – бьют челом и плачутся, а защитить от сильных людей некому… (3. 385). См. Сл. РЯ XI XVII 1. 188 … Словарь трилогии «Государева вотчина»

БИТЬ — БИТЬ, бью, бьёшь, д.н.в. (устар.) бия, повел. бей, несовер. 1. (совер. побить, прибить) кого что. Наносить кому нибудь удары, колотить кого нибудь. Не бей ребенка. Бить больно. Бить кого нибудь по голове. 2. (совер. убить) кого что. Избивать,… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Откуда взялось выражение «бить челом», и что оно значит

Смысл фразеологизма «бить челом» не становится более понятным, если уточнить, что челом в старые времена на Руси называли лоб: бить лбом. Для чего и при каких обстоятельствах? Давайте разберемся.

Истоки

Окунувшись в историю России, мы увидим, что в ходу у наших предков были земные поклоны. Чаще всего они совершались так: человек падал на колени и кланялся столь низко, что лбом ударялся об пол. Этим глубоким поклоном, о котором говорили «кланяться большим обычаем», люди выражали невероятное почтение той персоне, перед которой им приходилось бить челом. Значение этого ритуала перекочевало в лексику. В Древней Руси слова «бью челом» широко использовались в деловых письмах, договорных грамотах и частной переписке.

Значения фразеологизма

Первые тексты, в которых лингвисты отыскали это причудливое выражение, содержатся в берестяных грамотах XIV века и обозначают приветствие в частной переписке. То есть бить челом полагалось не только царю, но сестре, свату, брату, другу и т. д. В некоторых письмах середины XIV столетия эта словесная формула употребляется в значении «жаловаться».

Веком позже, как обнаружили историки, у словосочетания открылись новые смысловые оттенки: просьба, ходатайство. С ними народ отправлялся к властям бить челом. Значение фразеологизма в данном случае возвращает нас к мысли об искательном земном поклоне перед сильными мира сего.

В XVI веке, согласно литературному памятнику отечественной старины «Домострой», словосочетание употреблялось в значении «преподносить в дар», тоже, несомненно, с глубочайшим уважением. Бить челом было принято старшему дружке во время свадебного обряда, когда он от имени невесты подносил жениху каравай, сыр и ее платок.

В письменных источниках XVII века фразеологизм выражает вежливое пожелание и благодарность.

В «Житии Стефана Пермского» встречается описание того, как бьет челом, каясь в своей вине, языческий жрец. А в христианских храмах верующие низко кланялись, касаясь лбом пола, стоя на коленях перед иконой.

Восточноазиатские корни русского обычая

При Китайском дворе имелось более трех тысяч правил церемониального поведения, среди которых особе место занимало отвешивание земных поклонов. Возможно, отсюда просочился в русский придворный этикет этот обычай. Историкам известно, что еще в начале XV столетия дань уважения московскому царю русские князья оказывали не столь раболепно. Беседы с монархом велись запросто, по-дружески, почти на равных. И только к концу века, когда русский двор позаимствовал торжественные обряды у византийцев (это произошло с женитьбой Ивана III на византийской царевне) вместе с устройством пышного убранства царских палат государь потребовал к себе особых почестей. При его внуке – Иване Грозном – бояре и другие чины уже вовсю кланялись царю в пол, то есть били ему челом. Обычай стал распространенным.

Челобитная

Письменные заявления или прошения, в которых люди обращались к монарху по всей форме, назывались челобитными. Обычай подавать их существовал до восемнадцатого века. Письма начинались со слов «челом бью», обращенных к царю, затем следовали данные о просителе и сама просьба. В конце документа ставилась личная подпись. Челобитные приносили к царскому дворцу, где их собирал думный дьяк. Чтобы не было недоразумений, на обратной стороне чиновник ставил дату и свою подпись.

Сегодня

Давно не существует обычая бить челом высшим сановникам, вышло из обихода и соответствующее выражение. Однако оно великолепно прижилось в качестве фразеологического оборота и с блеском используется в литературе и публицистике.

Источник

Оцените статью