- ЕГЭ. Человек.
- Особенности , характерные для человека
- Особенности , характерные для животного
- Особенности , характерные и для человека, и для животного
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
- ОГЭ. Обществознание.
- 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
- Человек — биосоциальное существо.
- Биологическое в человеке.
- Социальное в человеке.
- Человек и животное.
- Особенности, свойственные только человеку.
- Особенности, свойственные только животному.
- Особенности, свойственные и человеку, и животному.
- Человек, индивид, личность.
- X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
- БИОСОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ «ПОНЯТИЕ О КОЛЛЕКТИВНОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ».
ЕГЭ. Человек.
Человек — это биосоциальное существо, которому характерны как свойства, передающиеся по наследству, обусловленные природой, так и появившиеся в результат социализации, жизни в обществе.
На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.
Особенности , характерные для человека
- Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
- Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
- Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
- Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
- Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
- Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
- Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
- Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
- Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Особенности , характерные для животного
- Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
- Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
- Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
- Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
- Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
- Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности , характерные и для человека, и для животного
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
- Инстинкт самосохранения
- Инстинкт продолжения рода
- Инстинкт материнства
- Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
- Биологическое в человеке.
- Социальное в человеке.
- Человек и животное: сходства, различия, общее.
- Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
- Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
- Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
- Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
- Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
- Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
- Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
- Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
- Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
- Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Особенности, свойственные только животному.
- Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
- Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
- Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
- Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
- Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
- Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
- Инстинкт самосохранения
- Инстинкт продолжения рода
- Инстинкт материнства
- Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
- Во внешности
- В чертах характера
- В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
- Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
БИОСОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ «ПОНЯТИЕ О КОЛЛЕКТИВНОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ».
«Сущность человека всегда и со всех точек зрения социальна. Другой сущности человека нет и не может быть, в том числе и биологической», — Г.А. Югай [1] . Биосоциальная сущность является важной частью познания о человеке. Несмотря на то, насколько мы социальны, наша жизнь имеет большую часть биологических аспектов. Социальная сущность человека не может вытеснить природу человека. Многие ученые пытались раскрыть сущность человека, но из-за идеализированных представлениях о человеке это было невозможно. Только благодаря таким людям, как К.Маркс, К.Г.Юнг, З. Фрейд, Э.Эриксон и др. , сущность человека стала более понятна.
Познание сущности человека начинается с момента возникновения человека. Чтобы решить многие биологические потребности, люди начали работать сообща. Тем самым, человек начал становиться социальным существом. Бесспорно, человек не может прожить без удовлетворения таких простых биологических потребностей, как пища, сон, воздух, вода и нужда; но в чем состоит психический мир человека, формирование личности, социальная сущность человека?
Карл Густав Юнг был учеником З.Фрейда, но он отошел от учения последователя о биосоциальной сущности человека. Зигмунд Фрейд говорил о «личном» бессознательном, когда К.Г.Юнг говорил о коллективном бессознательном. Термин «коллективное бессознательное» ввел К.Г. Юнг в работе своего учения аналитической психологии. Он уделил внимание не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологическим.
Юнг обнаружил, что люди ведут себя одинаково при каких-либо действиях или ситуации. Он пришел к выводу, что еще некоторые слои психики остались еще с формирования человеческого сознания. По словам Юнга, коллективное бессознательное — это «разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир богов, и человеческие существа» [2] . Он обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне [3] . Юнг говорил, что оно проявляются у людей в виде архетипов, т.е в виде врожденной психической структуре, которые распознают содержание коллективного бессознательного в нашем опыте [4] , или же общечеловеческих прообразов. Например, архетип матери представляется как чувственная и любящая и т.д. Ребенок получает этот архетип по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери. Таким образом, Юнг предложил, что определенный архетип передается по наследству через мозговые структуры [5] . Архетипы зафиксированы в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляются у современных людей в фантазиях, в символической форме искусства, в сновидениях [1] . Благодаря архетипам человек ведет себя определенно в каких-либо случаях. Именно так, как это свойственно людям всех культур.
Согласно К.Г.Юнгу содержанием коллективного бессознательного являются архетипы и инстинкты. Оно одинаково у всех людей, что и формирует основание душевной жизни каждого.
Со времен Юнг стал считать, что именно через сон бессознательное открывается больше, показываются инстинкты и специфическое мышление.
Несмотря на полное изложение учения Юнгом, психологи не могут полностью согласиться с ним, т.к оно не проверяемо. По мнению некоторых психологов, коллективное бессознательное – миф. Говорят и опасениях, которые могут выражаться в том, что при антисоциальном поведении человека будут использоваться коллективное бессознательное, как аргумент [5] .
Коллективное бессознательное – это одна из форм бессознательного, которая является единой для всего общества. Если собрать все вышеперечисленные характеристики этого понятия, то получится именно то, о чем говорил К.Г.Юнг в своем докладе «Понятие коллективного бессознательного», который он прочитал в Обществе Абернети в 1936 году. По его представлениям, коллективное бессознательное:
передается по наследству;
состоит из архетипов; идентично для всех, образуя всеобщее основание душевной жизни каждого;
имеет мифологическое содержание;
принадлежит к человечеству в целом;
является хранилищем воспоминаний о прошлом.
Источник