- Что значит биологические ошибки
- Биологические ошибки
- Типичные ошибки на ЕГЭ по биологии
- Анализ ошибок на ЕГЭ по биологии
- Биология как наука
- Жизненный цикл клетки
- Организм как биологическая система
- Многообразие организмов
- Организм человека и его здоровье
- Эволюция живой природы
- Экосистемы и присущие им закономерности
- Презентация на тему » Биологические ошибки в литературных произведениях»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Что значит биологические ошибки
Биологические ошибки
В одном из старинных романов можно прочитать: «..Летние месяцы поручик А. М. Чебурков любил проводить в своем имении. Как прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику-черничнику, где в массе распустились цветки кислицы, печеночницы, любки и зимолюбки! Изящные цветки этих растений напоминают белые огоньки в темном сумраке елового леса. Удивительный мир растений с детства привлекал поручика, и любовь к ботанике не покидала его всю жизнь. А вот и буроватые побеги подъельника распустили свои цветки. «Это растение лишено хлорофилла и, видимо, паразитирует на корнях ели»,— подумал поручик. Навеявшее воспоминание о шашлыках прошлогоднее кострище уже заросло различными лишайниками, среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанции. Выйдя к лесной поляне, Чебурков полакомился созревшими ягодами земляники и собрал букет из нескольких цветков ромашек и колокольчиков. По пути домой он сорвал какой-то лютик, из стебля которого сразу же показался оранжево-красный млечный сок. У самой усадьбы внимание Алексея Михайловича привлекла расцветшая белыми цветками крапива. «Пора собрать ее на щи», — подумал он. »
Какие биологические ошибки и неточности допустил автор романа в этом отрывке?
В этом отрывке содержатся следующие биологические ошибки и неточности:
а) печеночница и кислица цветут весной (апрель — май, кислица — до начала июня), поэтому в июле трудно любоваться их цветками;
б) околоцветник печеночницы синевато-лиловый, а не белый;
в) предположение А. М. Чебуркова оказалось недалеким от истины: подъельник имеет симбиотические связи с микоризными грибами, от которых он получает органические вещества, а мицелий этих грибов, в свою очередь, получает питание от корней деревьев. Таким образом, подъельник паразитирует на дереве опосредованно, используя для этих целей свои симбиотические связи с грибом;
г) маршанция — не лишайник, а печеночный мох; лишайники растут довольно медленно, поэтому за один год они не могут покрыть кострище;
д) плод земляники — земляничина — относится к многоорешкам и с ботанической точки зрения не может рассматриваться как ягода;
е) чтобы сорвать «несколько цветков ромашек», лучше вооружиться пинцетом, так как соцветие состоит из многих цветков; отдельные цветки ромашки столь малы, что могут украшать лишь букет лилипутов;
ж) лютик с оранжево-красным млечным соком — это чистотел (принадлежащий к совсем другому семейству — маковых); млечный сок этого растения, вытекающий при его ранении, на воздухе приобретает оранжево-красную окраску;
з) белыми цветками цветет не настоящая крапива, а совсем другое растение — «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.
Источник
Типичные ошибки на ЕГЭ по биологии
С 2009 года выпускники и их родители отдали много сил и энергии, чтобы успешно сдать экзамены ЕГЭ. Каждый год борьба за места в лучших вузах была непростой, но весь волнительный период уже остался позади.
Демоверсия проекта 2020\2021 года уже увидела свет. Из неё видно, что изменений в КИМах не будет, как и в двух предыдущих годах. Как мы знаем, серьезная реформа системы тестирования прошла в 2017 году. Для успешной сдачи экзамена и качественной подготовки предлагаем ознакомиться с перечнем типичных ошибок на ЕГЭ биологии.
Анализ ошибок на ЕГЭ по биологии
Итоги экзаменационных работ, главные недочёты и указания на пробелы в знаниях можно посмотреть в Методическом пособии для учителей, составленном ФИПИ.
Данные методические рекомендации представляют собой полезные материалы. Их можно долго анализировать, особенную ценность они представляет для преподавательского состава и репетиторов. По этой причине в данной статье мы остановимся лишь на основных пунктах. Рассмотрим именно те задания, в которых было допущено больше всего ошибок и с которыми успешно справилось лишь небольшое количество учеников.
В ЕГЭ по биологии включено 7 блоков, указанных в Кодификаторе. Остановимся подробнее на каждом из разделов работы.
Биология как наука
В целом, этот блок не вызвал особых затруднений, но нужно упомянуть об одном изменении. В первой части во второй линии формат самого задания был изменен: абитуриенты уже не выбирали из множества ответов один правильный, а должны были внести недостающие сведения в таблицу. В чём же оказалась сложность?
- Учащиеся теперь не могут угадать ответ.
- Для успешного выполнения этого задания абитуриент должен разобраться с терминологией понятия (примеры возможных понятий: метод биологического исследования, характеристика раздела биологии и основные уровни организации живой природы).
Невысокие результаты были получены по следующим темам:
- Клеточная инженерия и методы, используемые в ней.
- Тема селекции крупного рогатого скота.
- Список живых организмов, у которых есть совпадение по уровням клеточной организации.
Жизненный цикл клетки
Задания, связанные со строением клетки и набором хромосом у организмов, оказались достаточно сложными для учащихся, которые решили сдавать ЕГЭ по биологии. Большое количество неверных ответов даны в заданиях на определение числа молекул ДНК после митоза по предлагаемому набору хромосом в клетке. Также низкий процент верных ответов получен в вопросах, посвященных характеристикам нуклеиновых кислот.
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ по биологии необходимо уделить следующим темам:
- Набор хромосом в клетках.
- Длительность жизненного цикла клеток.
- Определение и характеристика фаз митоза и мейоза.
- Характеристики и реакции матричного синтеза, понятие фотосинтеза и процессы дыхания.
Данные темы входят в разряд наименее изученных абитуриентами. И это легко можно объяснить: в рамках школьной программы учебный материал изучается недостаточно хорошо, не в полном объёме; учащиеся не умеют анализировать взаимосвязь между основными характеристиками обмена веществ и процессом их протекания.
Именно обмен веществ в клетке и её деление постоянно вызывают затруднения: этим вопросам необходимо уделить усиленное внимание. Это же касается фаз фотосинтеза (темновой и световой, их последовательности).
Обратите внимание на линию 24 в пособии (2 задание), где необходимо исправить неверные утверждения в тексте «Белки». Результат неутешительный: не более 5% справились с данным заданием.
В данном разделе следует уделить время более тщательной проработке следующих тем:
- Метаболизм. Фазы митоза и мейоза.
- Количество хромосом и молекул ДНК в клетках на разных фазах митоза и мейоза.
- Соответствие между конкретными проявлениями обмена веществ и основными характеристиками этого процесса.
- Грамотный анализ текста (важно уметь находить в тексте ошибочные утверждения, нуждающиеся в исправлении).
Организм как биологическая система
В данном разделе ошибки на ЕГЭ по биологии тоже встречаются, но они носят не такой глобальный характер. Учащиеся правильно решают генетические задачи и, в целом, показывают хорошие результаты. Однако стоит упомянуть слабые места.
Трудности на экзамене вызывают характерные признаки и особенности генотипической и цитоплазматической изменчивости. Правильный ответ в подобных заданиях дают лишь 29,5% сдающих. Ещё один пробел в знаниях абитуриентов – особенности развития мха и папоротника (стадии гаплоидности и диплоидности). В этой теме хорошо разбираются лишь 26% сдающих. Учащимся необходимо ещё раз повторить и подучить эти темы. Кроме того, преподавателям рекомендуется более внимательно отнестись к теме «Чередование поколений», так как из года в год она продолжает быть самой непроработанной.
Многообразие организмов
В этом блоке основные ошибки были замечены в рисуночных тестах, где требовалось иметь достаточно знаний о корневой системе, её характеристиках и зоне расположения. Лишь небольшой процент абитуриентов смог верно определить тип нервной системы у позвоночных животных.
Выявлены довольно слабые познания в вопросах о царствах животного мира, классах и типах. Учащиеся с трудом определяют животных на рисунках и плохо знают отличительные признаки. Сам объект многие ученики называли правильно, однако не могли обосновать свой выбор, не указывали требуемые характеристики и давали расплывчатое определение. В заданиях с изображениями растений лишь 25% абитуриентов дают верный ответ.
Организм человека и его здоровье
Главные темы раздела – строение тела, особенности и характеристики органов и соблюдение санитарно–гигиенических норм как основа ведения здорового образа жизни. В этом блоке учащиеся показывают довольно высокий результат, выше среднего. Но нельзя не упомянуть и некоторые ошибки на ЕГЭ по биологии.
Сдающие ЕГЭ показали слабые результаты при выполнении заданий, связанных со следующими темами:
- принцип работы эндокринных желез;
- строение глазного яблока;
- характерные признаки колбочек, выполняющих роль зрительных рецепторов;
- рефлекторная дуга и этапы возбуждения;
- строение вегетативной нервной системы;
- образование мочи в организме.
Желательно особое внимание уделить таким темам: нервной, эндокринной системе, характеристике сенсорной системы и её строению. Лучше всего начать повторение этих материалов ещё в средних классах.
Эволюция живой природы
Рассмотрим задания, выполненные только на 30%. С остальными вопросами этого блока ученики справились хорошо и показали высокие результаты.
- Пути и характеристики путей эволюции (ароморфоз и идиоадаптация), соответствие между ними.
- Естественный отбор и его формы (важно уметь отслеживать последовательность процессов при естественном отборе и вообще при возникновении жизни на планете).
- Преподавателям следует акцентировать внимание учащихся не на автоматическом заучивании теории, а на освоении анализа и осмыслении прохождения эволюционных процессов.
- Покрытосеменные растения, которые заняли главенствующие позиции на Земле (обратить внимание на ароморфозы).
- Единство органического мира.
- Значение огня в антропогенезе.
Экосистемы и присущие им закономерности
В этом блоке важно хорошо разбираться во взаимосвязи живых организмов в биосфере (круговороте веществ), в закономерностях экологии, уметь устанавливать связи между организмами в экосистемах. Также необходимо понимать, почему экосистемы устойчивы, как они развиваются и меняются.
Наибольшее количество ошибок было допущено в следующих заданиях:
- Биоценоз и работа со схемой о взаимосвязи между организмами.
- Искусственные и естественные экосистемы, общие черты и различия.
- Круговорот азота в биосфере.
Полная подготовка к ЕГЭ по биологии предполагают знание курса «Общая биология», который преподавался в течение 6 лет. Желательно повторить его с самого начала, ещё раз поэтапно изучить все разделы. В таком случае ошибки на ЕГЭ по биологии не страшны, сдать экзамен в 2020 году на «отлично» будет совсем не сложно.
Источник
Презентация на тему » Биологические ошибки в литературных произведениях»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Научно-исследовательская работа «Биологические ошибки в литературе» Автор: Ломтева Анастасия, ученица 8 класса Научный руководитель: Люлина Наталья Николаевна учитель биологии МКОУ Староустинская ОШ, Сучкова Вера Леонидовна учитель русского языка и литературы с. Староустье 2014 год МКОУ Староустинская ООШ
« Книга — источник знаний» М. Горький Цель работы: анализ допускаемых биологических неточностей, ошибок в художественной литературе. Задачи: 1. Изучить тексты литературных произведений; 2. Провести сравнительный анализ допускаемых биологических ошибок, используя научные источники.
Методы исследования Систематизация- приведение в систему полученных теоретических и практических знаний. Сравнение- сопоставление изученного теоретического материала с научными изданиями. Обобщение и анализ теоретического материала с рекомендациями и выводами. Гипотеза исследования Если художественное литературное произведение часто содержит вымысел автора, то всегда ли в ней содержится достоверная научная информация?
Анализ отрывков художественных произведений А.Н.Плещеев Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких. Принесла с собой Ошибка: Ласточка- насекомоядная птица, а не зерноядная
К.И. Чуковский. «Телефон» — Ох! Нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота! Ошибка: не живут бегемоты в болотах. Бегемоты обитают в реках и озерах, предпочитая неглубокие водоемы с отлогими берегами и околоводной растительностью.
М.Митчел, роман «Унесённые ветром» «…Эти люди занимались тем же, что и канюки, обгладывающие падаль. Они издали чуют место, где можно нажраться до отвала» Ошибка: канюк питается не падалью, а живыми мышами (ловит их), чем приносит пользу человеку.
С.Есенин Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звоном плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, Только мне не плачется — на душе светло…
Пьеса Р.Б. Шеридана «Школа злословия», где главные герои поют песенку: Голубок и горлица Никогда не ссорятся, Мирно живут, Целый день целуются. Ошибка: брачные пары создаются только между представителями одного вида; горлица не может быть «подружкой» голубя, так как это два разных вида (так же, как ворон и ворона)
М.Ю.Лермонтов «Терек прыгает, как львица с косматой гривой на хребте» Ошибка: грива бывает только у самцов львов.
Важно ли обращать внимание на биологические неточности и ошибки в описании природы в различных литературных произведениях? II. Социологические исследования
2. Какое влияние на восприятие художественного произведения, на ваш взгляд, оказывают допущенные автором биологические неточности?
3. Приведите примеры биологических ошибок, с которыми вы сталкивались при чтении художественных произведений. Сказка «Мальчик с пальчик»: «…Он переложил руку на левое плечо и услышал стук сердца»; Ученик автора и названия произведения не помнит, но указывает, что в тексте упоминалось природное явление – молния, которая ударила зимой.
… лошадь екает селезенкой. Болтала лошадь селезенкой, И звону шлепавших подков Дорогой вторила вдогонку Вода в воронках родников Пастернак Ошибка: Екает не селезенка. Это с шумом выходит воздух из препуциального мешка (препуций — крайняя плоть). Так что жеребец еще может екать (но не селезенкой), а кобыла — никак
. и в тот же день Билл Уорнер сам примчался на своей старой белой кобыле, которая екала селезенкой, ворвался в лавку и так орал, что было слышно даже в . Фолкнер. Деревушка
И мальчик мне сказал боясь, Совсем взволнованно и тихо, Что там живет большой карась И с ним большая карасиха Ахматова Ошибка: Если карась большой, то это серебряный карась, который значительно крупнее золотого. Взрослые золотые караси в прудах имеют длину от 3 до 20 см — маленькие. Все серебряные караси, обитавшие до середины 20 века в Европейской части СССР были представлены только самками.
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег Есенин Ошибка: Это означает, что у собаки потекли слезы, но у собак нет слезных желез
Биологические ошибки в мультфильмах Ошибка: биологическая ошибка наших мультипликаторов состоит в том, что они никогда не подозревали, что животные не обладают способностями к человеческой речи!
Степан Злобин в романе «Степан Разин» устами героя повествует, что тот на кладбище увидел вьюнок-повилику, заплетавшую растения. В одной из книг трилогии «Чингиз-Хан» В.Ян рисует такую картину, происходящую в 1200 г.: «Так же над забором свесились белые ветви цветущей акации. » А.Ладинский в романе «Последний путь Владимира Мономаха» описывал жизнь инока Прохора: «Он питался только лебедою, собирая горький злак на полях». Ошибка: Повилика – это карантинный сорняк, завезен к нам недавно, и вряд ли его мог видеть Разин. Белая акация завезена к нам из Америки. Следовательно, ее не могло быть в Евразии до путешествия Х.Колумба. Лебеда относится к семейству маревых, а не к злакам.
III. 3аключение. Пользуясь дополнительной литературой и школьными учебниками по биологии, были выявлены ошибки, допускаемые в литературных произведениях. Мной проанализировано 19 художественных произведений, в которых выявлено 20 биологических неточностей и ошибок. Проведён сравнительный анализ, сделаны собственные выводы и рекомендации. Выводы: Признанные мастера слова мировой классической прозы и поэзии оказались недостаточно грамотными в знаниях биологических законов природы. Это не мешает читателю наслаждаться красотой описания природы в художественных произведениях, но побуждает любителей и знатоков природы обращаться за достоверной информацией к научным источникам.
Рекомендации: Рекомендую проявлять научную грамотность при прочтении и изучении произведений мировой классической литературы. Это призывает еще раз вдумчивому читателю обратиться за помощью к научным энциклопедическим и справочным изданиям по биологии, для того, чтобы еще раз подтвердить свои знания. Наиболее достоверная информация содержится в печатных энциклопедических изданиях серии «Аванта+», электронных энциклопедиях «Кирилла и Мефодия».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 888 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 307 человек из 64 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 984 человека из 81 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-148142
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник