- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 41:8
- Свт. Афанасий Великий
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Еп. Ириней (Орда)
- Лопухин А.П.
- Прот. Григорий Разумовский
- Бездна бездну призывает
- Смотреть что такое «Бездна бездну призывает» в других словарях:
- Изъяснение псалма 41-го.
- Вам может быть интересно:
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 41:8
Свт. Афанасий Великий
Бездна бездну призывает во гласе хлябий твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша
Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих. Снова приводят себе на память другие чудеса. Ибо, когда ополчились на них иноплеменники, по принесении за них жертвы Самуилом, выпал на неприятелей такой град, что пали все почти враги, хотя ни один человек не вступал с ними в битву (1 Цар. 7,10). Посему бездною, поспешающею за бездною, называет падение града. Слово же: призывает (επικαλειται) употреблено вместо «вызывает» (εγικαλειται). Под гласом же хлябий разуметь можно падение града. Иначе, хляби суть Божии пророки. Или: бездна бездну призывает — бездна грехов призывает бездну Божия милосердия, дабы уничтожить грех, его виновников и тление, и как бы так говорит: поелику обычно Тебе преклоняться на моления грешников, то почему же презираешь нас, припадающих к Тебе? Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. Еще напоминает себе другое чудо. Ибо, спасаясь бегством, от Фараоновой злобы, перешли море, и хотя казалось, что высоты волн неслись на них, однако же ничего не потерпели они, потому что воды отвердели, как стена.
Толкование на Псалмы.
Блж. Феодорит Кирский
Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша
Живя в земле той, был я предан множеству неприязненных мне и как бы погружен в какой-то бездне. Бездною же называет Пророк воинские ряды, и чрезмерное их множество уподобляет неизмеримым водам, сделанное ими – древнему потопу, опустошившему целую вселенную. И сие Симмах перевел яснее: бездна сретилась с бездной от шума потоков Твоих; потому что Ты их навел, наказывая меня за беззаконие. Бури Твои и волны Твои прошли надо мною. Поелику воинство уподобил бездне, то удержал тоже иносказание, и нападения воинства назвал волнами и бурями. О сем-то и болезную, говорит Пророк. Вспоминание об этом уязвляет меня. Однакож утешением для себя имею Твое человеколюбие.
Евфимий Зигабен
Бездна бездну призывает во гласе хлябий твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша
Бездна бездну призывает (к себе) во гласе хлябий (низриновений, водопадов) Твоих
Вспомнив о благодянии Божием, пленник вавилонский —благочестивый иудей, теперь в след за тем с сильным чувством страдания упоминает и о произведенном Богом оставлении иудейского рода. Бездною он называет великость несчастий, приключившихся ему: одна, говорит, глубокая скорбь призывает к себе другую глубокую скорбь голосом низриновений Твоих; то есть, приключающиеся нам низринутым рабам Твоим евреям, Господи, скорби столь часты и непрерывны, что, как кажется, некоторым образом одна другую призывают прийти по причине непрерывного их последования и столько огорчительные, что мы подвергающееся от великих страданий кричим, ибо слово низриновений, поставлено, вместо низринутых—действительное вместо — страдательного.
A мнению св. Кирилла, Давид сими словами означает два чуда—переход Израильтян чрез Иордан и погубление иноплеменных градом. При переходе Иopдана одни из речных потоков чрез стремление вниз потекли в Соленое или Мертвое море, а другие, стремившиеся из источников Иордана, стали в одну груду; почему воды, не имея прохода, стремились и наскакивали одна на другую, на подобие одной бездны на другую бездну и издавали голос на подобие низриновений. А при избиении иноплеменных градом столь частое и непрерывное было низвержение града, что казалось один град звал за собою другой, как одна бездна другую бездну, так что голосами низриновений может быть названо непрестанное стремление вниз града. Итак, вавилонские пленники, воспоминая сии чудеса, скорбели о том, почему хоть одно из таковых чудес не было и в их времена. А богоносный Максим, принимая это выражение в созерцательном смысле, говорит следующее: Всякий созерцающей ум по причине множества мыслей подобен бездне, потому что пройдя украшение мирa и достигнув страны умных (существ), потом, силой действия по вере возвысившись и над великолепием сих, он останавливается в себе самом, совершенно сосредоточившись и не движась по причине прошествия всего, наконец по необходимости призывает к себе божественную мудрость—истинно безысходную, по отношению к знанию, бездну, чтоб она подала ему голос Божественных низриновений, но не самые низриновения, то есть, прося о даровании некоего явления веры, к разумению образов и видов промысла Божия о вселенной. И Григорий Богослов слова—бездна бездну призывает, принимает в отношении к познанию: Побуждаюсь, говорит, не только созерцать горнее, но и проходить далее и от самой бездны простираться в бездну, бездною призывая к себе бездну и посредством света находя свет, доколе не достигну крайнейшего. И Никита Пафлагон, называемый Давидом и витиею: Господь, будучи бездна, призывает Отца, чтоб дал для народов голос мудрости потокам своим — служителям Евангелия, которые, как реки, вытекая из бездн Божиих, подавали бы голос истинной мудрости, на подобие непрестанного и живаго источника, как и чрез низвержения его из Богоглаголивых уст, чтобы утучнить народы, для произведения живых чад. Быть может и в судьбах Божиих находится бездна великая, ибо сии судьбы связаны е другими судьбами. То же слово перевел и Симмах; бездна ответствует бездне голосом водопадов своих. Блажен. Августин разумеет три бездны—одну безмерное множество грехов, вторую—бесконечные и бесчисленные мучения, которых причиною грехи, и третью непостижимые судьбы Божии. Итак, бездна бездну призывает голосом низвержений своих, ибо бездна греховная есть причина бездны наказаний, которую предвозвещают суды Божии. И бездна судов Божиих выше человека; бездна греховная—внутри человека, а бездна казни внутри под человеком. Почему блаж. отец боится и трепещет, дабы бездна судов Божиих, которая выше его, не полилась на находящуюся в ней бездну греховную и не потопила ее и его вместе с нею в бездне наказаний.
Можно понимать и иначе, что бездна или множество наших грехов призывает к себе бездну, или безмерное множество Твоих щедрот, Господи, чтобы слышим был для нас голос Твоих проповедей чрез Апостолов. Ибо низриновениями называются Апостолы, как низринувшие все возношение и заблуждение диавола. Можно сказанное понимать и в высшем смысле. Бездна есть древнее писание, бездна также и новое, по причине содержащихся в них глубин тайных мыслей. По сему новое писание призывает к себе древнее по голосу низриновений, или пророков, потому что и пророки называются низриновениями, как низводящие свыше воду пророчества. Новое призывает к себе древнее и во свидетельство, чтобы показало неверным, что пророки предсказали о Христе.
Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша
Народ иудейский называется здесь высотами, а равно и волнами восстания приключений; посему он говорит, что приключения и поражения Твои, Господи, прошли во мне, притом— все—сказал, чтобы выразить сим многоразличие и многообразность бедствий.
Божеств. Кирилл говорит, что сими словами напоминают себе Вавилонские пленники чудо, как Израильтяне, не омочив ног, прошли Красное море.
Еп. Ириней (Орда)
Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих: вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша
Но скорбь снова и снова теснит его душу; поэтому в ст. 8 новая жалоба и изображение страданий, которые одно за другим и одно больше другого наступают на него. Впрочем, псалмопевец (разумей – Давид) должен сознаться, что Бог среди страданий подает ему Свою милость и даже силу, в песне и молитве излить свое сердце, в молитве, которую он и представляет далее.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Бездна бездну призывает во гласе хлябий твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша
Главные вершины горы Ермон возвышались над уровнем моря на 12 тыс. футов и были покрыты снегом. Таяние последних образовывало потоки воды, с шумом ниспадавшие по утесам. Эти потоки принимали грозные размеры, когда усиливались от проливных дождей. Тогда они со страшным шумом низвергались вниз, срывали деревья и несли с собой громадные камни. Шум этих вод особенно был велик и грозен от того, что вода падала с крутых скал. — «Бездна бездну призывает» — за одной массой воды, за одним грозным потоком устремляется другой. Этим сравнением, наблюдаемой писателем картины, он хотел обозначить силу и стремительность переживаемых им настоящих бедствий изгнания: «вода и волны Твои» — посланные Тобою бедствия, многочисленны и грозны, как потоки Ермона.
Прот. Григорий Разумовский
Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих: вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша
Бездна (от слов «без» и «дно») значит: «бездонная пропасть», неизмеримая глубина морская, или вообще – водная. Хлябий (мн.ч.), от слова хлябь, значит: «водопад», такое изобильное падение или течение воды, которое иначе называется – ливень. О таковых хлябях упоминается в библейском повествовании о потопе: «И хляби небесныя отверзошася… И заключишася источницы бездны и хляби небесныя» (Быт. 7:11, 8:2). В этом стихе в образной, или метафорической, речи, изложена жалоба псалмопевца на новые скорби и страдания, которые одно за другим наступают на него и одно другого больше теснят его душу. Бездна, или, что то же, неизмеримая глубина водная, служит здесь символом безмерных страданий, которые угрожают человеку погибелью. Бездна бездну призывает, так что если исчезает одна, тотчас за нею следует другая. Эти бездны, эти глубины происходят от водопадов (хлябий небесных), которые Бог изливает с неба (как при потопе) с сильным шумом (во гласе хлябий). «Вся высота Твоя и волны Твоя» (как и в Пс. 92:5), т.е. высокие волны морские пронеслись надо мной, на мне преидоша. Как во время волнения моря одна волна следует за другою, так одно бедствие вслед за другим постигает и поражает меня. Сильные несчастья как бури разразились надо мной, как волны морские покрыли меня.
Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Бездна бездну призывает
Бездна бездну призывает
Из Библии. Ветхий Завет, Псалтырь (пс. 41, ст. 8): «Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною».
Аналог известной русской поговорки «Беда не приходит одна».
Иногда встречается латинская версия выражения: Abyssus abissum invocat (абиссус абиссум инвокат).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Бездна бездну призывает» в других словарях:
бездна бездну призывает — См … Словарь синонимов
бездна бездну призывает — Ср. Abyssus abyssum invocat. Ср. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих: все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Псал. 41, 8; Ср. 68, 8. См. беда одна не приходит. См. беда беду родит … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Бездна бездну призывает — Бездна бездну призываетъ. Ср. Abyssus abyssum invocat. Ср. Бездна бездну призываетъ голосомъ водопадовъ Твоихъ: всѣ воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Псал. 41, 8; ср. 68, 3. См. Беда одна не приходит. См. Беда беду родит … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
БЕЗДНА — жен. неизмеримая глубина; бездонная пропасть; крутой, глубокий обрыв, яма, круть. Никто не измерил бездны океана. В горах Уральских есть пропасти и бездны, в которые луч солнца не проникает. * Бездна бездну призывает, о соблазне. * В нем бездна… … Толковый словарь Даля
Бездна — 1. Бездна (иноск.) бѣда, соблазнъ. Ср. Я не съ тѣмъ взялъ ее. чтобъ она изъ моихъ рукъ попала въ бездну. Маркевичъ. Свободная душа. 6. См. Бездна бездну призывает. 2. Бездна (иноск.) великое множество. Ср. И этихъ въ васъ особенностей бездна, А … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
бездна — I. (иноск.) беда, соблазн Ср. Я не с тем взял ее. чтоб она из моих рук попала в бездну. Маркевич. Свободная душа. 6. См. бездна бездну призывает. II. (иноск.) великое множество Ср. И этих в вас особенностей бездна, А над собой гроза куда не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Пс.41:8 — Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Пс.68:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Псалтирь 41:8 — Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Пс.68:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
соблазн — Искушение, обольщение, приманка, прелесть; бесовское наваждение; камень преткновения. (о соблазне). .. См … Словарь синонимов
Хлябь — преграда, оплот, бездна, поток; отверстие, окно, которое поднимается для спуска воды, водопад. Бездна бездну призывает во глас хлябий Твоих т.е. бездна бездну зовет голосом (шумом) водопадов Твоих … Краткий церковнославянский словарь
Источник
Изъяснение псалма 41-го.
Пс.41:1 . Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
«В конец, в разум сынов Кореовых». Бог Вавилонянам предал согрешивший народ, осудив его на семидесятилетний плен. Посему псалом сей изречен как бы от лица пленников, сетующих и желающих освобождения. поелику между ними были благочестивые, как божественный Даниил, как чудный Иезекииль, как добропобедные мученики Анания, Азария и Мисаил, со всею горячностию любившие Бога и желавшие законнаго служения Ему, то пророческое слово от лица их, что им надлежало говорить во время бедствия, изрекает это еще за много родов, чтобы утешались сим пророчеством и вразумлялись учением. Поэтому псалом и подписан: «в конец» , потому что сказанное в нем восприяло конец по истечении многаго времени. А также присовокуплено: «в разум» , потому что впадающим в бедствия особенно нужен разум.
Пс.41:2 . Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
«Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже» . Говорят, что олени пожирают ядовитых животных, и от того палит их сильная жажда, и со всем жаром устремляются они к воде. Посему и помянутые выше праведники, живя с Вавилонянами, людьми злочестивыми и беззаконными, которые вполне уподоблялись пресмыкающимся животным, справедливо говорили, что подобно еленям жаждут они Бога, желая освобождения себе из Вавилона и ожидая Божественной помощи.
Пс.41:3 . Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!
«Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» Желаю и жажду служения живому Богу моему, ибо явиться лицу Божию значит служить Ему по закону, а таковое служение ограничено было Иерусалимом. И сему научают не один блаженный Моисей, но и три блаженные мученика, Анания, Азария и Мисаил, молившиеся Богу в пещи. Весьма же прилично называют Бога крепким и живым, имея в виду неодушевленных и недвижущихся вавилонских идолов.
Пс.41:4 . Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»
Пс.41:5 . Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.
«Быша слезы моя хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день, где есть Бог твой? Сия помянух, и излиях на мя душу мою» . День и ночь сетуя, говорит Пророк, не мог я насытиться плачем, но как бы в некую пищу обращаю слезы, слыша делаемыя Тебе укоризны, потому что неприязненные мне издеваются надо мною, представляя попечение Твое о мне столько слабым, что не может преодолеть силы их. Посему, размышляя о сем непрестанно, не прекращаю я плача. Сие значат слова: «излиях на мя душу мою» , то есть, истек я слезами и подвигся к рыданию.
«Яко пройду в место селения дивна, даже до дома Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго» . Селением называет Пророк Божие покровительство. Посему возвещает после скорбнаго приятное, и наперед дает знать, что вскоре будут воззваны, путеводимые Божественною благодатию возвратятся в вожделенную для них землю, возсозиждут дом Божий и будут совершать обычныя торжества, и слух их огласится празднественным шумом и духовным сладкопением. Предвещает же и блаженный Исаия, что возвратятся с великою честию, что повезут их мски в колесницах, и сверху будут они прикрыты сенями, не обезпокоиваемые лучами солнечными ( Ис. 66, 20 ). Сию мысль выражает и Акила: «войду в осененное место, изводя их до дому Божия, со гласом хваления и благодарения празднующаго народа»; то есть, ликуя, песнословля Бога Спасителя, и наслаждаясь тению во время шествия, дойдем мы до дому Божия, возвращаясь как бы торжественным каким ходом. Услышав сие предречение, будут сами себя утешать, говоря:
Пс.41:6 . Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
«Вскую прискорбна еси, душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой» . Вняв сим обетованиям, перестань душа смущаться и скорбеть, но, подкрепляемая упованием, ожидай исполнения предречению, в котором увидев совершившееся спасение, возгласишь песнопения спасшему Богу.
Пс.41:7 . Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
«Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя» . Здесь представляется душа разговаривающею сама с собою. И поелику сказано: перестань печалиться, вняв обетованиям благ, то ответствует на сие, говоря: не напрасно смущаюсь и предаюсь, как описано выше, плачу, потому что воспоминание об отечественной земле извлекает у меня слезы. Землею Иорданскою называет Пророк обетованную землю, а Ермониимскою – гору Аермон; обозначает же всю оную землю горою и рекою. Так перевел и Симмах: «душа моя истаевает, когда вспоминаю о тебе от земли Иорданской и от самой малой горы Ермониимской».
Пс.41:8 . Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
«Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих: вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша» . Живя в земле той, был я предан множеству неприязненных мне и как бы погружен в какой-то бездне. Бездною же называет Пророк воинские ряды, и чрезмерное их множество уподобляет неизмеримым водам, сделанное ими – древнему потопу, опустошившему целую вселенную. И сие Симмах перевел яснее: «бездна сретилась с бездной от шума потоков Твоих, потому что Ты их навел, наказывая меня за беззаконие. Бури Твои и волны Твои прошли надо мною». поелику воинство уподобил бездне, то удержал то же иносказание, и нападения воинства назвал волнами и бурями. О сем-то и болезную, говорит Пророк. Вспоминание об этом уязвляет меня. Однакож утешением для себя имею Твое человеколюбие. Ибо присовокупил он следующее:
Пс.41:9 . Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
«В день заповесть Господь милость Свою: и нощию песнь Его от Мене , молитва Богу живота моего» . Зная ниспосылаемую всегда Богом милость и ночью размышляя о сем сам с собою, пою и песнословлю так Промышляющаго о нас. Но приношу Ему и прошения, умоляя о том, чтобы мне не быть лишену сего человеколюбия. Потом передает нам и слова молитвы.
Пс.41:10 . Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
Пс.41:11 . Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»
«Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? И Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?»
«Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой?» Вещая сие Владыке моему Господу, всегда пользовался я Твоим промышлением. Почему же ныне лишил меня онаго, так что принужден я непрестанно смущаться и плакать, слыша укоризны неприязненных мне? Ибо, оскорбляя меня, и ударами и узами сокрушая кости мои, смеются они надо мною, говоря: «где есть Бог Твой?» Говорят же сие предполагая, что терплю сие по Твоему безсилию. Сказано же: «забыл мя еси» , т.е. не являешь на мне Твоего промышления. Ибо забвение есть человеческая немощь, Богу же свойственно безстрастие.
Пс.41:12 . Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
«Вскую прискорбна еси, душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой» . Не отчаявайся, душа, во спасении, говорит Пророк: Ты имеешь Спасителя Бога; стяжав твердое на Него упование, истреби в себе боязнь, и приими утешение.
Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. — М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. — 2004. — 535 с. ISBN 5-94625-081-7
Вам может быть интересно:
- Толкование на Псалтирь – Псалом 41 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толковая Псалтирь – Псалом 41 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
- Толкование на Псалмы – Псалом 41 – епископ Палладий (Пьянков)
- Толкование на пророка Иону – Глава 1 – блаженный Феодорит Кирский
- Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – архиепископ Ириней (Клементьевский)
- Толкование на пророка Осию – Глава 3 – святитель Кирилл Александрийский
- Толкование на начало книги Екклесиаста – священномученик Дионисий Александрийский
- Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля – Одна книга толкований на пророка Иоиля – преподобный Иероним Блаженный, Стридонский
- Толкование на 59 псалом – преподобный Максим Исповедник
- Толкование на Псалтирь – митрополит Антоний (Храповицкий)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник