Беспилотное такси в Иннополисе: цифры и факты
В этом году Яндекс планирует запустить в московском районе Ясенево беспилотное такси. Россиянам такой сервис в новинку, но жители Иннополиса — исключение. В этом городе уже четвёртый год на вызовы приезжают автомобили без водителя.
Иннополис расположен в Татарстане, в 40 километрах от Казани. Нельзя сказать, что это обычный российский город. Во-первых, он очень молодой — ещё десять лет назад на этом месте было чистое поле. Во-вторых, Иннополис — город высоких технологий. Здесь работает университет, который ведёт исследования и разработки в сфере робототехники и IT, и находятся офисы технологических компаний, включая Яндекс.
Несмотря на небольшие размеры и юный возраст Иннополиса, в нём успела сложиться полноценная городская среда. Здесь есть жилые кварталы, деловой центр, где расположены университет и технопарки, а также поликлиника, почта, МФЦ, спорткомплекс, прогулочная зона, выставочный зал, кафе и бары — в общем всё, что может потребоваться человеку в течение рабочей недели и на выходных.
Когда Яндекс только изучал возможность запустить беспилотное такси, наличие такой среды в Иннополисе стало одним из важных преимуществ. Нам хотелось, чтобы люди не просто попробовали такси, а пользовались им для повседневных поездок — например, из дома в университет или из офиса в бассейн.
Наши беспилотные автомобили начали перевозить пассажиров в Иннополисе в августе 2018 года. С тех пор они совершили больше 20 тысяч поездок. Количество поездок зависит от погоды и сезона. Например, летом жители города вызывают машину 40–50 раз в день, а зимой почти в два раза чаще — 70–80 раз.
Беспилотные автомобили работают в Иннополисе семь дней в неделю, с шести часов утра до одиннадцати вечера. Сервисом могут воспользоваться те, кто живёт в городе или часто бывает здесь по работе. Чтобы прокатиться на машине, нужно обратиться в консьерж-сервис — городскую службу, которая помогает жителям с бытовыми делами. Сейчас доступ к такси имеют более трёх тысяч человек. Они могут вызвать машину в обычном приложении Яндекс Go.
Автомобили забирают пассажиров в специальных местах — точках посадки. На старте таких точек было пять, сейчас — больше 20. Они равномерно распределены по городу, и до ближайшей придётся идти не больше пары минут.
Точки посадки привязаны к местным центрам притяжения: жилому комплексу «Зион», фермерскому рынку, университету, школе, городскому пространству ArtSpace. В технопарке, где работает большинство горожан, таких точек целых три. Среднее время ожидания машины в 2021 году составляло около четырёх минут.
Жители Иннополиса — о беспилотном транспорте
За три года бело-красно-чёрные автомобили Яндекса стали в Иннополисе привычной частью городского пейзажа. Недавно власти города провели опрос, чтобы выяснить отношение жителей к беспилотному транспорту, и поделились с нами результатами. В опросе поучаствовали 358 человек.
53% участников опроса передвигаются на беспилотном такси регулярно — несколько раз в месяц и чаще. Обычно машину вызывают, чтобы добраться на работу или учёбу и обратно, в спортзал и в магазин. Больше половины опрошенных катают на автомобиле друзей и знакомых, когда они приезжают в гости.
Удивительно, но пассажиры очень быстро привыкают к отсутствию водителя. 93% респондентов заявили, что у них это заняло пять минут или меньше. 3,5% опрошенных отметили, что им потребовалось больше одной поездки, а ещё столько же сказали, что так и не привыкли до сих пор.
Главными преимуществами беспилотного такси пассажиры назвали безопасность поездок, аккуратность вождения и отсутствие необходимости взаимодействовать с водителем. Среди пожеланий на будущее — увеличить количество автомобилей и точек посадки и разрешить машинам заезжать во дворы. Также многие опрошенные ждут «полностью беспилотных» авто — без инженера в пассажирском кресле.
В Иннополисе мало машин и дороги не загружены — это одна из причин, по которым мы три года назад решили запускать беспилотное такси именно здесь. При этом испытания машин идут и в других местах. Наши автомобили проехали уже почти 15 миллионов километров по улицам Москвы, Тель-Авива и Энн-Арбора. Технология беспилотного вождения продвинулась далеко вперёд, и следующий шаг — такси без водителя на улицах Москвы.
Источник
Беспилотники: кибервозможности такси и каршеринга
Чтобы ездить на автомобиле, вовсе не обязательно им владеть. К такому выводу пришла консалтинговая компания Roland Berger в результате опроса 14 000 человек из 14 стран мира, включая Россию. Содержать собственный автомобиль становится все дороже, а способов добраться до нужного места — все больше. Карпулинг, каршеринг, такси, общественный транспорт — современные альтернативы личному автомобилю. Один из перспективных и быстроразвивающихся сегментов авторынка — беспилотный транспорт «по требованию», который, по прогнозам экспертов финансового холдинга UBS, к 2030 году составит около 5% от общих продаж новых автомобилей на мировом рынке. Рассмотрим успехи и перспективы беспилотного такси и каршеринга в России и мире.
Почему беспилотники?
Продажи новых автомобилей в нашей стране снова падают. Если сравнивать февральские данные 2019 и 2020 годов, — то на 2,2%, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России. Причины снижения спроса – просты: ухудшение ситуации в экономике, падение доходов россиян, рост стоимости новых автомобилей, связанный с падением курса рубля, увеличением НДС и повышением утилизационного сбора, увеличение эксплуатационных издержек. К примеру, бензин за 2019 год вырос в цене на 9,8% . И, наконец, отказ от личного транспорта в связи с развитием каршеринга в крупных городах. Только в Москве больше 20 000 «общественных» машин. Примечательно, что на фоне падения продаж на новые автомобили не растет и спрос на вторичном рынке , по данным агентства «Автостат».
Высокотехнологичная альтернатива – беспилотный транспорт «временного пользования». Пока что беспилотники ездят намного медленнее, чем хотелось бы пассажирам, да и маршруты им доверяют элементарные. Однако технологии в этом направлении развиваются бешеными темпами, поэтому вскоре отсутствие в кабине автобуса или такси водителя станет нормой.
От беспилотного транспорта ждут, прежде всего, снижения аварийности на дорогах. Как показывают исследования, в большинстве случаев основной причиной дорожно-транспортных происшествий является человеческий фактор . Переход на автономный транспорт должен значительно сократить смертность.
Искусственный интеллект оптимизирует передвижение по дорогам. На маршрут, на который сейчас уходит 40 минут, может тратиться до 15 минут. Беспилотный автомобиль будет использовать топливо или заряд аккумулятора с максимальной эффективностью. Это улучшит состояние окружающей среды за счет меньшего углеродного следа и сэкономит деньги автовладельцам.
Кроме того, автобусы, поезда и такси без водителей должны изменить то, как люди рассматривают транспорт ─ не как трату времени на дорогу, а как возможность провести его с пользой. Шаттлы, трансформирующиеся в мобильный офис, ─ звучит здорово!
Коммерциализация беспилотных автомобилей даст и ряд возможностей бизнесу: повышенная выручка от роботакси, монетизация времени, проведенного клиентом в машине за счет рекламы и потребления медиа, продажа лицензий владельцам автомобилей, доходы от оптимизированных грузоперевозок.
Увеличение парка беспилотного транспорта также приведет к росту смежного рынка, который связан с развитием технологий 3D-визуализации, производством микропроцессоров и новых комплектующих для беспилотников.
Итак, беспилотники возможны технологически, они более безопасны, экономически выгодны, и станут намного дешевле в ближайшие годы. Вот три причины, которые дадут взрывной рост сегмента. Буквально за несколько лет мы можем получить абсолютно иную картину на привычных улицах!
Готов ли мир к кибертранспорту?
В Индексе готовности стран к использованию автономного транспорта KPMG 2019 года Россия занимает 22-ю строчку из 25 , оказавшись между Венгрией и Мексикой. В лидерах — Нидерланды, Сингапур, Норвегия. США в этом индексе только четвертые, а Китай — 17-й. Лидер рейтинга, Нидерланды, совместно с соседями внедряет беспилотные технологии в грузоперевозки. Страна даже разработала аналог водительских прав для беспилотников. Сингапур построил целый город для испытания автономных транспортных средств. Норвегия разрешила тестирование в ряде населенных пунктов беспилотных автобусов. Россия отстает от лидеров по уровню доступа к новейшим технологиям, качеству дорог, покрытию сетью 5G. Но при этом входит в пятерку стран , население которых готово пересесть на беспилотный транспорт.
Waymo One: услуги на «пять звезд»
О начале монетизации беспилотного автотранспорта впервые заговорили в 2018 году, когда на линию города Финикса (США) вышли беспилотные такси Waymo One (Google). В 2019 году возникло партнерство с крупнейшим сервисом такси Lyft. Оформляете заказ в приложении — и за вами приезжает минивэн без водителя за рулем (с осени 2019 года человек-испытатель для подстраховки отменен). Стоимость поездки – как в обычным такси. Предельная скорость – 75 км/ч. Начинаете поездку, просите об остановке или связываетесь с оператором ─ в одно касание кнопки. Команда Waymo One следит за ходом вашего путешествия посредством видеокамер и вмешивается в управление при малейшем сбое программного обеспечения. Ежемесячно в программе принимают участие 1500 активных пользователей. Кибертакси работает даже по ночам, но пока не обслуживает клиентов во время дождя и пыльных бурь. 70% поездок Waymo получили наивысшую оценку, согласно опросу The Information о 10 500 поездках. Сегодня пробег беспилотников Waymo превышает 16 000 000 км. Отметим, что с начала первых разработок Google в области беспилотных авто до текущего момента прошло менее 10 лет, что отлично демонстрирует современные темпы развития технологий.
AutoX: в Китае с этого года
Cервис роботакси беспилотного стартапа AutoX с флотом автомобилей Chrysler Pacifica стартовал в Китае в начале 2020 года. Пассажиры смогут вызвать беспилотное такси с помощью WeChat и других популярных приложений. Через некоторое время сервис также начнет работу в других странах азиатского региона. Компания начала предлагать поездки на беспилотниках в Шэньчжэне в начале 2019 года, а в сентябре запустила 100 роботакси в Шанхае, в сотрудничестве с властями города. Пока что беспилотники будут ездить с водителями-испытателями за рулем, которые могут вмешиваться в работу автопилота в случае возникновения ситуаций, требующих повышенного внимания.
«Яндекс»: более 100 беспилотников
В парке «Яндекса», запустившего программу разработки автономного автомобиля в 2017 году, уже более 100 беспилотников, это число планируется увеличить вдвое. Компания начала тестировать свои роботакси на базе Toyota Prius в Сколково и Иннополисе. К сентябрю 2019 года беспилотники проехали первый миллион километров по дорогам Москвы, пока с оператором, контролирующим дорожную ситуацию и готовым вмешаться в управление.
Из доклада руководителя группы компаний «Яндекс» Аркадия Воложа: «Говорят, что беспилотный транспорт ─ это очень дорого, потому что компьютеры, датчики и сенсоры стоят огромных денег. Если сам автомобиль стоит $30 000, да поставить на него оборудование стоимостью $100 000, кто ж его купит? Однако все не так однозначно. Во-первых, обслуживание управляемого водителем такси также недешево. Считаем: автомобиль $30 000, амортизация $10 000 в год, оплата услуг водителя $20-30 000 в год. А во-вторых, всего за год стоимость оборудования для беспилотников, которое мы создаем, снизилось до $90 000. Она очень быстро падает. Еще через полгода-год автопилот станет в разы дешевле, то есть с точки зрения экономики мы уже готовы внедрять беспилотный транспорт. Сегодня существуют препятствия другого рода. В Америке по городам ездят около 1500 беспилотов, в Китае больше 350 машин, а мы так и не можем вывести первую сотню беспилотников, что связано с законодательным регулированием в России».
«Зимний город»: стимуляция отрасли
Чтобы стимулировать развитие беспилотного транспорта России, в 2018 году государство в лице фонда «Сколково», Агентства стратегических инициатив и Российской венчурной компании (РВК) инициировало проведение национального технологического конкурса «Зимний город» . Его задачей стало создание автономного беспилотного автомобиля, адаптированного к условиям российской зимы.
В квалификационном этапе приняли участие 13 команд, а в финал прошли МАДИ, StarLine, НГТУ, BaseTracK и «Авто-РТК». Еще никогда ранее в мировых соревнованиях беспилотников не встречалось столь сложных условий: плотная застройка, помехи, снег и интенсивное, подчас непредсказуемое движение имитаторов. Сотни правил и десятки препятствий.
Беспилотник, созданный силами ученых, конструкторов и инженеров из НПО СтарЛайн, показал высокие стандарты технологий: он преодолел 50 километров за рекордные 2 часа 47 минут . Отметим, что c 2018 года умный автомобиль успешно тестировался уже в 24 городах России.
Российские реалии
В нашей стране есть возможность монетизации автономного транспорта на закрытых территориях, но пока не на дорогах общего пользования. Уже сейчас технология применяется в добывающей отрасли. Следующими этапами развития сегмента станут платунинг (движение автомобилей в колонне) и грузоперевозки на дорогах общего пользования. А позже технологии будут развиваться в области пассажирских перевозок предположительно в следующей последовательности: общественный транспорт, такси и личный транспорт.
В этой связи определенные успехи есть у КамАЗ: сейчас компанией разрабатывается беспилотный грузовик без кабины. «Мы приближаемся к созданию нового поколения грузовиков с электронной архитектурой, которая подготовлена к работе технологии автономного вождения», — говорит руководитель проекта «Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства КамАЗ» Ханс Петер Мозер.
Какие существуют препятствия к появлению беспилотного транспорта на дорогах общего пользования? В первую очередь, это отсутствие «умной» окружающей среды, недостаточность детализации дорожных карт, отсутствие четкого правового и технического регулирования работы автономного транспорта.
В 2018 году правительство РФ разрешило тестировать беспилотные автомобили на дорогах общего пользования. Компания «Яндекс» стала первым участником эксперимента и сертифицировала несколько своих беспилотных автомобилей, также к эксперименту присоединился Московский автомобильно-дорожный институт и НПО СтарЛайн из Санкт-Петербурга. Участвующий в национальном тестировании беспилотник должен быть промаркирован специальным знаком «А» и застрахован на 10 миллионов рублей. Испытания разрешены на дорогах общего пользования в 13 регионах России . За рулем автономной машины должен присутствовать оператор, который в любой момент возьмет управление на себя. Итоги эксперимента планируется подвести в 2022 году.
Крупные страховщики приступили к разработке специальных продуктов для беспилотных транспортных средств. Кроме того, в России планируется создание 12 центров, обучающих управлению автономным транспортом. Проект стоимостью более 1 миллиарда рублей поддержала рабочая группа под председательством замглавы Минпромторга и президента НП «ГЛОНАСС».
Однако остается множество нерешенных проблем. Все правовые и технические аспекты эксплуатации автономных транспортных средств на дорогах общего пользования еще предстоит проработать. Возможно, беспилотникам потребуется особая инфраструктура. У «Автодора», к примеру, есть тестовый участок «умной» дороги , на котором испытывают технологии связи и датчики, с которых беспилотники смогут получать информацию о загруженности трассы.
Источник