Что значит берет 4 октавы

Диапазон голоса. Что это и как правильно его определить

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Давайте обсудим очень интересную тему, которая вызывает множество споров и большой ажиотаж среди вокалистов. Для начала разберемся в самом понятии диапазон голоса и что это в вокале.

Диапазон — охват доставаемых нот как в нижней тесситуре, так и в верхней. Но не все так просто, и далеко не каждую ноту мы можем свободно засчитать в диапазон, как это делают очень многие артисты.

Во-первых: далеко не все, что мы берем голосом, звучит уверенно и устойчиво. На низах нам часто тяжело петь. Чем ниже нота, тем больше идет переход на субтон или штробас. Что касается высоких нот, то чем выше поднимаемся, тем звонче обертон из-за возможностей переключения на такие режимы, как фальцет или свисток.

Во-вторых: диапазон раскладывается и делится на несколько зон:

1. Речевая – это та самая комфортная тесситура, на которой мы разговариваем.

2. Рабочая – применяем в работе с песнями.

3. Общая – включает низкие и высокие ноты, о которых мы вспоминали ранее. Вокалист старается дотянуться до них их в упражнениях или на распевках, но не использует во время пения в произведениях.

В-третьих: в развитии диапазона поможет только правильная вокальная техника. Только с правильной техникой можно растянуть любой диапазон.

Самый “популярный диапазон”, к которому стремятся в основном все вокалисты по навязчивой классике, считается 4 октавы. Но, мое мнение, что нужно стремиться развивать свою техничность и профессионализм, а не просто следовать временным стереотипам. Я не отговариваю развивать диапазон, наоборот, его нужно разрабатывать, но делать в верном направлении, с правильными намерениями и грамотным вокальным педагогом, который понимает, что все люди — индивидуальны.

Давайте определим Ваш диапазон, какое количество нот в него входит, а также сможем понять, к какому типу голоса Вы относитесь. Напомню, что в одну октаву входит 8 нот.

Сразу сакцентирую Ваше внимание на том, что данные стандарты могут не точно вписаться в Ваш голос, выбирайте приблизительно близкое. А более точно, конечно же, Ваш диапазон помогут определить разнообразные распевки, песни и хороший педагог! Постарайтесь раскачать свой голос на максимально низкую и максимально высокую ноту, чтобы точно определить свой диапазон голоса, и что это очень важно вы уже наверняка поняли.

Примеры диапазона на известных вокалистах

Судить будем из рабочего диапазона, то есть тот, который используется в песнях.

  • Freddie Mercury — диапазон голоса Фредди Меркьюри немного не дотягивал до 4-х октав, не хватало буквально пару нот.
  • Michael Jackson — вокальный тренер Майкла Джексона Seth Riggs говорил, что диапазон составлял 3,5 октавы, но со временем расширился и дошел до 4-х.
  • Whitney Houston — 3 октавы и пару нот, судя со студийных записей и живых выступлений.
  • Mariah Carey — обладательница 4-х октав.
  • Adele — у Адель диапазон немного больше 2,5, но до 3-х так и не дотягивает.
  • Как вы сами видите, все-таки не так важен размер диапазона, как умение им владеть.

Если вы хотите научиться владеть своим диапазоном голоса, — приходите к нам на бесплатный пробный урок

Мы научим пользоваться голосовым аппаратом и подберем самую подходящую программу занятий именно для вашего голоса. Желаю Вам успехов и правильного подхода к своему голосовому аппарату. Верьте в свои силы, занимайтесь, и у Вас всё обязательно получится!

Источник

Немного о вокале и октавах

Если вбить в гугл «имя + диапазон голоса», он выдаст впечатляющую, но далекую от правды информацию.

Вокальный диапазон Эми составлял четыре октавы плюс одна нота.

У британской джазовой певицы Адель диапазон голоса 3 октавы.

Реальный диапазон Эми.

Реальный диапазон Адель долгое время составлял две с половиной октавы.

Сейчас она его увеличила (бросила курить), но все равно до трех не дотягивает (С3 — А5).

Певицам завышают диапазон так же нагло, как моделям — рост.

Сказать «4 октавы» — это одно, а продемонстрировать — совсем другое.

Доверяю только подтвержденным данным. То есть записям с соответствующими нотами. Хотя и они не на 100% правдивы: большинство звезд поет с бэк-вокалистами. На одном форуме Фарреллу Уильямсу приписали ноту, которую на самом деле взял кто-то из них.

У Бейонсе действительно очень хороший диапазон. Больше, чем у Адель. Но никакой F#2 я не слышу.

Не говоря уже о том, что в студии любую ноту можно изменить. И что еле слышный хрип или писк сложно назвать полноценным голосом.

Вот это больше похоже на правду (три с половиной).

Есть несколько сайтов (Diva Devotee, The Range Place и Critic Of Music), чьим данным можно хотя бы немного доверять. Они тоже склонны перехваливать и завышать. Но, по крайней мере, не берут данные с потолка, а опираются на источники.

Почему-то именно 4 октавы стали некоторым золотым стандартом, к которому все стремятся. Я, в общем, тоже формально могу вытянуть 4 октавы. Если считать свистки (которые не являются полноценными звуками, так как в них невозможна дикция согласных) и немного штробасса (он же fry) снизу — ровно 4 и выходит. Но едва ли это можно назвать настоящим пением.

Ни у одной из «четырехоктавных» певиц нет хитов во все 4 октавы. Даже у Мэрайи Кэри. Вот у нее, может, эти самые 4 и есть (по записям слышно, что диапазон явно больше, чем у других). Остальные либо врут, либо нагло пихают в «диапазон» все звуки, которые хотя бы иногда хоть как-то могут издать.

Диапазоны некоторых популярных исполнительниц, на чьих концертах я побывала

DivaDevotee: 3 октавы
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы

Никаких 4 октав вживую не заметно, даже 3 выглядят сомнительно. Chandelier не тянет, несмотря на высокий голос. Занижает всю песню на тон (как в видео ниже).

DivaDevotee: 3 октавы 1 нота
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы

Голос очень сильный и чистый, достаточно широкий диапазон и все ноты приятно звучат. В три октавы поверю. В четыре — снова нет.

Diva Devotee: 2 октавы и 7 нот
Critic Of Music: 3 октавы и 3 ноты
The Range Place: 3 октавы

Поет очень прилично, на этот раз данные выглядят правдоподобными. Правда, не скажу, что она прямо уж лучшая. Сиа и Фло звучали эффектнее.

3 (а не 4) октавы и есть хороший диапазон хорошего певца. 2 — маловато. 4 — преувеличение и фантазии либо один случай на миллион. К слову, у, возможно, лучшей певицы всех времен Уитни Хьюстон был именно такой диапазон (3 и 1 нота).

На самом деле

Диапазон — далеко не самое главное. Самое важное — правильное и уместное использование голоса. Где нужно — спеть мягко, где нужно — жестко, где-то прокричать, где-то прошептать, где-то проговорить — в общем, сделать из песни маленький спектакль.

Есть и противоположная точка зрения — типа диапазон вообще не важен. Тоже неправда. Больше нот — больше возможностей. Хотя, конечно, даже у самых талантливых людей они ограничены: так, у высоких голосов обычно невыразительные низы, а у низких — некрасивые верхи. Но, как мне кажется, именно из-за небольшого диапазона творчество Адель было несколько однообразным. Стоило чуть поработать — появилась Send My Love.

Некоторые певицы страдают oversinging — то есть всячески показывают, как они круто поют, забывая, что это не всегда интересно слушателю. Он хочет послушать песню, а натыкается на презентацию «смотрите, как я умею».

Джесси Джей очень любит oversinging. Именно поэтому ее творчество мне не близко.

А почему речь только о певицах? А как же певцы?

К сожалению, мужской вокал в популярной музыке на порядок ниже женского по качеству. Просто хорошо поющий мужчина — уже редкость. А певцов уровня Адель, Бейонсе, Уитни или Мэрайи почти и нет. Ни один в голову не приходит, кроме рок-ветеранов (Мэтт Беллами тоже уже, в общем, ветеран). Даже хваленый Сэм Смит поет просто хорошо и красиво. Но не феноменально.

Зато попадаются откровенно безголосые персонажи вроде Passenger (к нему в компанию можно добавить Майка Познера и Owl City). Селена Гомес и то лучше звучит.

Так уж повелось, что пением увлекаются в основном женщины и конкуренция среди них намного выше. Это очень заметно по шоу «Голос». Вот свежий пример. Будь он девушкой, не дошел бы даже до первого этапа кастинга. Но пол и нестандартный выбор песни (не слишком сложной, кстати) сыграли свою роль.

Закончим на позитивной ноте — Флоренс много не бывает 🙂 Люблю, когда, кроме голоса, у человека есть еще и индивидуальность. А с этим, к сожалению, у многих плохо 🙂

P.S. Увлекаюсь пением несколько лет. Петь мечтала всегда, но не получалось раньше по разным обстоятельствам. Может, как-нибудь напишу пост о вокальных педагогах 🙂

1 октава — ругательство.
1,5 октавы — стандартный диапазон среднего начинающего вокалиста.
2 — 2,5 октавы — стандартный диапазон профессионального вокалиста.
2,5-3 — выше среднего.
3-3,5 — хороший диапазон хорошего профессионального вокалиста.
3,5-4 — редкость даже для хорошего профессионального вокалиста.
4+ — феномен.

Источник

Мифы и блефы вокала: про шесть октав диапазона и Книгу рекордов Гиннесса

Нигде нет столько дезинформации, заблуждений, предрассудков и местами откровенного бреда, как в том, что пишут о вокале. Возможно, только в сфере народной медицины встречается что-то подобное.

Самая высокая концентрация фейковой информации там, где речь идёт о вокальном диапазоне.

Можно ли измерить певца октавами?

Измерять длину удава попугаями не так странно, как выражать степень одарённости певца диапазоном его голоса. Но фраза «у него пять октав» действует на людей гипнотически. Широко распространено мнение, что две октавы — это для средних талантов, а у кого пять и шесть — тот гений, какие могут быть сомнения?

Ситуация осложняется ещё и тем, что подавляющее большинство людей в этих октавах мало понимает, и верит на слово тем, кто в интернете с видом знатока раздаёт их направо и налево щедрой рукой.

Пенкину с Фредди Меркьюри досталось по четыре, Пелагее от души приписывают от четырёх до шести, Анне Нетребко уже поменьше — пять, Монсеррат Кабалье только четыре почему-то, хотя она ничем не хуже Пелагеи.

Зато одному американцу присвоили аж одиннадцать, правда, с оговоркой, что из них нижние восемь октав дано услышать только слонам и специальным приборам.

Что тут правда, что неправда — нет смысла анализировать. Вопрос в другом: чем так уж ценно то, что человек способен прохрипеть что-то на экстремально низких нотах или пропищать на экстремально высоких? Какая и кому от этого радость, и какое вообще это имеет отношение к искусству (кроме циркового, конечно)?

Но, как посмотришь, все эти рекорды вызывают искренний восторг, интернет забит статьями об этих удивительных людях, а они сами зарабатывают деньги на том, что производят на сцене свои низкие урчания и надрывные писки.

Кстати, все эти рекорды на скоростное исполнение «Полёта шмеля» или «Турецкого марша» — из того же ряда.

Что в вокале главное?

Если вспомнить наших любимых певцов, среди них точно не окажется обладателей рекордов Гиннесса по вокальному диапазону или максимально высоким/низким звукам. Мы ценим их вокал за красоту тембра, выразительность, музыкальность и осмысленность. И ещё за что-то неуловимое, называемое человеческой харизмой.

Если этого нет, то размер вокального диапазона не имеет никакого значения.

К примеру, Фрэнк Синатра обеспечил себе любовь публики при жизни и после смерти, не выходя за пределы двух октав. И Фредди Меркьюри не потому стал кумиром миллионов, что однажды как-то исхитрился взять фальцетом ми♭ третьей октавы, а совсем по другой причине. И Марк Бернес спел «Тёмную ночь» без всяких потуг на вокальные рекорды так, как никто больше не споёт.

В оперном вокале все эти рекордные диапазоны тоже особо никого не интересуют, потому что все оперные партии написаны в пределах 2-х октав. Это так называемый «рабочий диапазон», в котором человеческий голос может звучать эстетически содержательно (красиво, ровно, выразительно) и звучно, поскольку в отличие от эстрады, в опере нет микрофонов.

Но в поп музыке сгодится любой вокал: и шёпот, и крик, и так называемый субтон, и фальцет, и едва слышный свистковый регистр. Если всё это наскрести по сусекам и увеличить с помощью микрофона, то вот они — эти поражающие воображение 4-5-6 «вокальных» октавы.

Горе от ума диапазона

Встречаются, конечно, люди, которые дают качественный звук в большом диапазоне, как, например, всеобщий любимец Димаш Кудайберген, сделавший из своего пения настоящее шоу. Пение в разных регистрах — его фирменный знак.

Но также и его крест.

Он обречён петь свои грустные песни по одной схеме: вначале тихо и низко, в конце громко и высоко. Из этой колеи вряд ли есть способ выбраться.

Попробуй он спеть какую-нибудь песню как все — в пределах пары полутора-двух октав, без этих эффектных пронзительных нот — публика будет сильно разочарована. Вопрос: как скоро ему это надоест эта схема, и насколько долго его голос продержится в таком акробатическом режиме?

Технология блефа: как быстро и легко увеличить свой диапазон

Про случаи блефа в сфере вокала можно писать книгу. Способов развести невзыскательную и неосведомлённую публику множество, но все они основаны на банальном вранье.

Например, есть такой способ: запустить в эфир информацию, что твои четыре/пять/шесть/десять октав или самая высокая/низкая нота занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Почему эта Книга рекордов Гиннесса человеческой глупости и тщеславия оказывает такое магическое действие на сознание масс — большая загадка. Но для многих людей её рекорды звучат так же монументально, как звание Народного артиста Советского Союза или какого-нибудь чемпиона и рекордсмена Олимпийских игр.

Взять и провозгласить себя обладателем такого рекорда — дешёвый и эффективный способ пиара. Потому что на публику это действует неотразимо, а достоверность этой информации проверить невозможно.

Правда, можно попросить у этих рекордсменов показать сертификат своего рекорда. Но никто вам его не покажет. Ни Сергей Пенкин с его «рекордным диапазоном», ни «самое высокое колоратурное сопрано планеты» и «оперная дива» Светлана Феодулова, которая ни разу в жизни в опере не пела.

Так что самый явный признак блефа — упоминание об уникальном голосе, огромном диапазоне и Книге рекордов Гиннесса.

Источник

Читайте также:  Вулкан 5 фсин что это значит
Оцените статью