- БЕРЕГИТЕ НАШ ЯЗЫК Презентация 9в. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Неиссякаемое. — презентация
- «Что значит — беречь родной русский язык, чистоту русского языка»: сочинение
- Берегите наш язык
- Школьный предмет
- Теории происхождения
- Создание азбуки
- Вклад Михаила Ломоносова
- 3 примера сочинения рассуждения на тему почему нужно беречь русский литературный язык
БЕРЕГИТЕ НАШ ЯЗЫК Презентация 9в. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Неиссякаемое. — презентация
Сочинение по теме «Берегите русский язык» написать просто, если прочитаете данную статью. В ней описан один из вариантов творения, а также другая полезная информация.
Родной язык – это то, что человек впитывает с молоком матери. Это опыт предков, культурное достояние, что передается через столетия. Именно поэтому его нужно уважать и ценить. Беречь русский язык и его чистоту – означает иметь правильную разговорную и письменную речь, приличный словарный запас самому и, по возможности, прививать любовь к культуре родного края другим. В этой статье опубликованы сочинения по этой теме. Они пригодятся для выполнения классной и домашней работы по литературе и русскому языку, а также для презентаций и докладов. Читайте далее.
«Что значит — беречь родной русский язык, чистоту русского языка»: сочинение
Берегите родной русский язык
Гордиться и лелеять родной язык невозможно, не умея свободно им владеть. Именно поэтому каждый гражданин своей страны обязан грамотно писать и говорить на родном языке. Вот сочинение по теме «Что значит — беречь родной русский язык, чистоту русского языка»:
Беречь русский язык – означает не позволять себе переворачивать речевые обороты и брезговать правилами. Что же касается набора слов, которым человек пользуется в обычной жизни, его необходимо постоянно пополнять и обогащать.
Я считаю, что каждый человек должен с уважением относиться к культуре своей страны, а также к языку, который является культурной ценностью. Да, для нас русский язык – это нечто привычное. Однако не стоит забывать, что речь народа развивалась веками не для того, чтобы просто погибнуть средь безразличия.
Даже немного обидно видеть во Всемирной Сети, как ребята – студенты из-за рубежа, из Франции, Нигерии, Кореи, Латинской Америки тратят годы, чтобы научиться говорить на русском языке (который, впрочем, кажется им таким же сложным, как нам китайский, к примеру), читают классику и хотят получше узнать нашу культуру. А мы от этой культуры так яро пытаемся откреститься.
Я считаю, что беречь родной язык и культуру жизненно необходимо. Особенно сейчас, когда дети с детства интересуются, как стать известным и заработать много денег, но при этом пишут слово «корова» через «а».
Русский язык – великий, многогранный и могучий. И если мы не сохраним его для следующих поколений, то никто этого не сделает. И он просто вымрет. Тогда у нации не останется ничего – ни истории, ни культуры. А тот, кто не имеет прошлого – как правило, не имеет и будущего.
Берегите наш язык
3 февраля — Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
Учитель русского языка и литературы Соболева С.С.
- плакаты с высказываниями о русском языке,
- портреты писателей и поэтов,
- выставка книг о русском языке.
Ведущий 1. Ребята! Русский язык – один из важнейших элементов нашей культуры и высоких духовных ценностей. Это неотъемлемая часть нашей истории, наследия нашего народа и способ общения с другими братскими народами. Но стало очевидным, что за последние годы русский язык заметно оскудевает. Исчезло много красивых и точных слов. Их заменили ненужные иностранные аналоги, жаргон. Все возрасты охватило сквернословие. Тотальное распространение бранных слов принимает угрожающий характер.
Ведущий 2. Поэтому 21-е февраля Генеральной конфедерацией ЮНЕСКО провозглашен Международным днем родного языка, а 3-е февраля –Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
Ведущий 1. Что такое сквернословие – порок или болезнь? Как избавиться от сквернословия? Как сберечь чистоту родного языка? Что происходит с «великим и могучим»? Почему в нем так много ошибок? Что делать, чтобы говорить по-русски красиво и правильно? Как можно ответить на эти вопросы?
Ведущий 2. Вы все дали правильные ответы. И действительно, нужно изучать и любить русский язык так, как любили его наши выдающиеся мастера слова: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский и многие другие. Послушаем некоторые высказывания о русском языке.
(Подготовленная заранее группа учеников на фоне слайдов с портретами писателей зачитывает высказывания о русском языке).
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» И.С. Тургенев.
«Перед нами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…» Н.В.Гоголь.
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» А.Н.Толстой.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И.Куприн.
Ведущий 1. А давайте понаблюдаем за тем, как же мы пользуемся этим великим сокровищем – русским языком. Очень часто можно слышать такие выражения: «крутая тачка», «навороченный телефон» и т. д. А знаем ли мы лексические значения этих слов? Ведь одно из значений слова крутой в словаре В.И.Даля определяется как «горячий, вспыльчивый, взбалмошный, ветреный» (о человеке). И как это применимо к машине или к телефону, а тем более к своему товарищу?
Ведущий 2. А вот другие «любимые» слова нашей молодежи: друган, клёвый, лох , братан, сеструха и т.п. Что обозначают эти слова? ( друг, хороший, простак, брат, сестра).
Ведущий 1. Слушая речь молодых людей, взрослые люди иногда оказываются в положении иностранцев, которым нужен переводчик.
Сценка. Двое старшеклассников разговаривают между собой:
— Прикинь, чешу я вчера домой после тусовки, обдумываю курсач. вспоминаю препода. Подваливает ко мне набуханный в драбодан чувак и говорит: — Братан, дай прошвырнуться на твоей тачке. «Ништяк,- подумал я. –А в табло не хочешь?» Тот зырит на меня и усмехается.. Я ему сказал, чтобы он отвалил, а то ненароком получит в пятак и склеит ласты. Тогда этот чувак подогнал к своей чувихе и поперся на остановку…
Ведущий 1. Переведите на литературный язык этот разговор. Ведущий 2. К сожалению, ненормативную лексику мы часто слышим с экрана телевизора. Давайте просмотрим эпизод из сериала «Улицы разбитых фонарей.
(Фрагмент из фильма, где герои употребляют ненормативную лексику)
Вспомните, какую ненормативную лексику можно услышать в этом кинофильме. Назовем ее и сделаем попутный перевод.
Висяк кидала кореш погоняло шерстить усёк гопник в завязке шелупень менты припух наехал предъява пушка ксива крендель перец забить стрелку шить дело голяк тёрки чистосердечка общаг грохнул попёр бабло штука косить баксы шмонать срубить капусту проваливай колбасить лопатник и мн. др.
Ведущий 1. Речь – это язык национальной культуры, «геральдика» языка. Меняется одна единственная буква в написании – это уже сигнал тревоги. Язык с ошибкой – это уже не язык, а подделка.
Найдите ошибки в известных пословицах и исправьте их.
- Любишь с горочки кататься – люби и саночки таскать.
- Семь раз отмерь, а два раза подрежь.
- Родная земля и в руке мила.
- Сколько веревочке не виться – конец все равно запутается.
- Цыплят по осени загоняют.
Ведущий 2. Мы надеемся, что теперь вы будете бережно относиться к тем словам, которые произносите.
Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово-утешение и слово-удушение. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно грязные… (В.Полторацкий. «Слово о словах»)
Ведущий 1. Давайте вместе бороться за культуру родной речи и сохраним чистоту нашего языка!
Прослушаем стихотворение Ярослава Смелякова «Русский язык»
У бедной твоей колыбели, Еще еле слышно сперва, Рязанские женщины пели, Роняя, как жемчуг, слова… Ты шел на разбитых копытах, В кострах староверских горел, Стирался в бадьях и корытах, Сверчком на печи свиристел Ты, сидя на позднем крылечке, Закату подставя лицо, Забрал у Кольцова колечко, У Курбского занял кольцо. Вы, прадеды наши, в недоле, Лукаво запрудивши лик, На мельнице русской мололи Заезжий татарский язык. Вы взяли немецкого малость, Хотя бы и больше могли, Чтоб им не одним доставалась Ученая важность земли. Ты, пахнущий прелой овчиной И дедовским острым кваском, Писался и черной лучиной, И белым лебяжьим пером. Ты выше цены и расценки – В году сорок первом. Потом Писался в немецком застенке На слабой известке огнем. Владыки и те исчезали Мгновенно и наверняка, Когда невзначай посягали На самую суть языка.
Как не вспомнить золотые слова Ивана Сергеевича Тургенева о русском языке! Давайте все вместе прочтем его стихотворение «Русский язык». « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины….»
Ведущий 1. Мы великие, а потому должны, не уставая, бороться с ненормативной лексикой, чтобы сохранить наш великий язык и передать его нашим грядущим поколениям.
Школьный предмет
Современную школу на территории России и некоторых других стран нельзя представить без предметов, посвященных языкам. В обязательную программу входит изучение английского, французского или немецкого, но именно на русский и литературу отводится наибольшее количество часов в обычной средней школе.
Это говорит о том, что правительство стремится обучить каждого этому сложному предмету. Тема для сочинения «Мой родной язык — русский» считается одной из наиболее популярных, каждый школьник писал подобное. Некоторые осознают важность и необходимость предмета, другие не до конца понимают его значение.
Довольно сложно любить то, чего не понимаешь, но понимание приходит с годами. Именно в школе преподаватели учат детей ценить свои корни, уважать и хорошо знать собственный язык. Они объясняют, что без слов существование человека сильно бы усложнилось. Не было бы возможности просто поговорить, рассказать о своих чувствах, переживаниях, мечтах, стремлениях, опасениях и безотчётных страхах.
В старших классах дети начинают понимать важность языка, некоторые серьезно увлекаются литературой, пишут интересные рассуждения, раскрывают душу, используя богатый словарный запас, который формируется благодаря чтению. Они понимают, что язык красив, позволяет описать любую ситуацию и сложные эмоции.
Теории происхождения
Многие специалисты при изучении истории восточнославянского наречия желали обнаружить связь между ним и древними языками, которые сегодня не используются. Существует две основные теории происхождения:
- Первая предполагает, что наиболее близким к русскому языком является санскрит. Говорили на нем только некоторые ученые и жрецы из племени индейцев. Если верить древней индийской легенде, которая включена в университетскую программу в учебных заведениях Индии, несколько тысячелетий назад в Гималаи пришли семеро учителей с белой кожей. Именно они, как предполагают ученые, обучили местных жителей санскриту.
- Если верить второй теории, древнерусский имеет скандинавские корни. Норманские племена некоторые греки называли «росами». Позже язык освоили жители современной Украины и части России, появились первые князья и Киевская Русь.
Специалисты определили, что около 60% слов из санскрита совпадает по произношению с русскими. Они не считают это совпадением, просто санскрит был более древним и упрощенным вариантом. Вторая теория также имеет право на существование, но большинство ученых склоняется именно к первой.
Благодаря появлению языка, сформировалась брахманская религия, которая и сегодня считается массовой, одновременно является прародителем буддизма. Брахманы считают северные территории России прародиной всего человечества и часто совершают туда паломничество. Основные правила обрядов этой религии отличаются от христианских, поэтому по всей стране она не распространилась.
Создание азбуки
В IX веке нашей эры была создана первая азбука благодаря стараниям проповедников Кирилла и Мефодия. Задолго до этого в Греции был создан алфавит, но его буквы не могли передать все слова славянского наречия, поэтому правители издали указ, предполагающий написание собственной азбуки для народа. Она должна была помочь людям писать тексты молитв, дети в начальной школе могли бы учиться более эффективно и быстро.
Помимо этого, писари того времени смогли быстро и более правильно переводить греческие рукописи, касающиеся религиозных правил и обрядов. На создание азбуки у проповедников ушло 40 дней. В ней было 38 букв, позже специалисты усовершенствовали первоначальный вариант, убрали некоторые знаки. Большинство букв и сегодня пишется так же, как они были написаны Кириллом и Мефодием.
Благодаря появлению собственной азбуки, началось стремительное распространение языка на Руси, а также произошло объединение народов, которые смогли не только разговаривать, но и писать друг другу.
Вклад Михаила Ломоносова
Несмотря на то что создание азбуки произошло в IX веке, простой народ не обучался письменности. Все буквари и религиозные книги были написаны на церковнославянском наречии. В 1710 году произошла реформа алфавита. Большую роль в дальнейшем развитии языка принял Михаил Ломоносов:
- Он в 1755 году написал «Русскую грамматику». В книге он соединил русское и славянское наречие, придав ему окончательную форму.
- Несколько позже он создал систему стихосложения, которая и сегодня считается основой поэзии.
- Ломоносов написал несколько статей по риторике и стилистике, рассказал о богатстве и величии языка, о том, чем он славится и какое важное значение имеет.
- Благодаря деятельности ученого, происходит обогащение славянского наречия, увеличение его духовного значения для простого народа. Появляется все больше грамотных крестьян.
Вклад российского ученого действительно неоценим. Благодаря ему, появилось все больше людей, которые посвятили свою жизнь литературе, писали стихотворения и прозу, обогащали культуру родного языка. «Моя гордость» — так говорили поэты и прозаики того времени, когда их спрашивали о значении современного русского наречия.
Источник
3 примера сочинения рассуждения на тему почему нужно беречь русский литературный язык
Пример сочинения-рассуждения №1
Знание русского языка во всем его богатстве необходимо людям всех специальностей.
Это наш великий, могучий язык.
Русский язык — это национальный язык великого русского народа .
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, —результат опыта, жизни.
Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.
Родной язык — это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.
Русский язык — это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык — это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим» .
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств.
Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» -писал И. С. Тургенев.
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!
Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.
Пример сочинения-рассуждения №2
Русский язык — один из самых сложных и выразительных, он формировался и оттачивался много веков подряд. В его формирование внесли свою лепту великие писатели: Пушкин, Маяковский и множество других. Ученые-исследователи сохраняли русский язык в его истинном виде, не жалея времени на составление словарей.
Язык динамичен, он не застыл во времени Даля, Пушкина, Маяковского. Появляются новые смыслы слов и их комбинаций, появляются даже новые слова. Некоторые из них удачно заимствуются или создаются, многие навсегда остаются неловкими инородными звуками, которые со временем забываются.
Большинство попыток засорить родную речь иностранными модными словечками не несет никакого смысла, кроме желания выделиться на фоне других. Всевозможные “толерантности” параллельно с русским словом “терпимость”, имеющим точно такое же значение, “брейки” вместо “перерывов” и тому подобные мусорные словечки только засоряют язык, усложняя взаимопонимание между поколениями людей или социальными группами.
В то же время настала пора смириться с такими словами, как “бизнес”, “маркетинг” или “блог”: точных аналогов, передающих значение и смысл, в русском языке нет. Именно поэтому многие современные слова прекрасно вписались в речь в эпоху цифровой революции.
На язык все чаще пытаются влиять искусственно, взять хотя бы ужасающие феминитивы: докторка, парикмахерка. Но попытки медийных выскочек поставить себя выше и умнее остальных ничто по сравнению с изменениями в языке, которые пытаются закрепить законодательно, не проводя исследований. Вспомним хотя бы пресловутую попытку сменить пол шампуню и писать “парашют” через “У”.
Правильная родная речь — общий знаменатель для всех россиян. Слова родной речи — не только набор букв. Это особый тембр, ритм и мелодия. Это скрытые смыслы, неуловимые со стороны, непереводимая игра слов, непостижимая для тех, кто не впитал языка с молоком матери. Общий словарь — гарантия того, что жители одной страны всегда поймут друг друга.
Пример сочинения-рассуждения №3
Почему нужно беречь русский язык? И почему русский язык так важен для Российского государства? Попробуем ответить на этот вопрос.
Ученые уже много веков пытаются определить и классифицировать понятия государства, народа, нации. Одни выделяют критерии территориальной целостности, другие – цельную культуру. Кто-то концентрируется на общности народов. Но почти все из них в особую категорию выделяют языковое единство. И действительно. Кто бы мы были, если бы все разговаривали на разных языках? Разрозненные племена. Язык – это то, что помогает нам объединяться.
Кроме этого, посредством речи мы имеем возможность передавать друг другу информацию, знания. И – самое главное – накапливать их. Поколение за поколением, благодаря нашей богатой и насыщенной речи, мы становимся все мудрее и мудрее, лучше и лучше.
Неспроста нацистская вертушка в своих безумных планах по уничтожению России особым пунктом предусматривала уничтожение образования на русском языке и русского языка в целом.
Они считали, что достаточно лишь обезмолвить и обездушить всего два поколения, чтобы полностью искоренить культуру и язык, заставить целый народ потерять свое самосознание.
Но несмотря на все препоны русский язык богатеет и процветает. Благодаря Фонвизину и Жуковскому, Пушкину и Лермонтову он приобретает новые грани, особую мелодичность и изящность. Русский язык может быть по-маяковскому сильным, ударным слогом или по-ахматовски нежным и воздушным.
К сожалению, с бегом жизни, русский язык подвергается и разрушительным течениям. Сливаясь с другими языками, богатея заимствованиями, язык (при чрезмерном из использовании) искажается. Утрачиваются, скрытые за американизмами, изящные синонимы.
Порой речь политиков, медийных персон становится из-за подобных заимствований вычурной. А когда заимствования применяются невпопад – нелепой.
Кроме того, часто язык теряется за столь популярным в определенных кругах жаргоном. Очень часто такая речь становится лакмусовой бумажкой, проявляющей бедность его носителя, его низкий общечеловеческий статус.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что русский язык – он живой, и с течением жизни он, конечно, преображается. Но от нас с вами зависит, будет ли он расцветать или завянет.
Источник