- Белка: символ удачи, предвестник войны и просто очень шустрое животное
- Места обитания животного
- Образ жизни зверька
- Животное в славянской мифологии
- Символ зверька в древних верованиях и культурах
- Белка из бумаги
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Музыка
- —Ссылки
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Белка — зверь Перунов. Животные в славянской мифологии
- «Белки» И. С. Соколов-Микитов
Белка: символ удачи, предвестник войны и просто очень шустрое животное
Белка — для многих это просто шустрое животное. Оно часто появляется в мультиках и описывается в сказках. В этой статье мы разберем что это за зверек и какой мифологический смысл она несет.
Красота пушнины белки во все времена привлекала к себе внимание. Пушистый длинный хвост, уши с кисточками и выразительные глаза являются главной отличительной чертой зверька.
Окрас меха животного меняется два раза в году, выступая маскировочным свойством, скрывающим животное от хищников. Существует теория, что цвет меха также зависит от мест обитания белки. Черно-бурые особи более распространены во влажных и холодных регионах, огненно-бурые – в теплых и сухих.
Места обитания животного
Белки обитают в лесах побережья Атлантики, России, Уральских лесах, крымских горах, в северо-восточной части Китая и Японии. Зверьков часто можно встретить в парковых зонах.
Леса для обитания должны быть широколиственные, или смешанного типа, для полноценного кормового обеспечения. Это дневное животное, длительное время проводит в поисках корма. Оно питается орехами, желудями, семенами растений.
Пружинистые лапки белки позволяют легко преодолевать расстояния между деревьями, передвигаясь быстро с отменной скоростью реакции на раздражитель или опасность.
Животное ведет одиночный древесный образ жизни. Его гнезда и убежища всегда расположены на деревьях, часто это дупла в лиственных деревьях. Каждые несколько дней зверек перемещается и меняет свои убежища. Маленьких бельчат самки переносят в зубах на новое место.
Образ жизни зверька
Данным зверькам присуще запасаться кормом впрок, зарывая в корнях деревьев, коре, или пряча в дуплах орехи, ягоды грибы и желуди. Со временем белки могут забыть о местах хранения.
Самый трудный период кормежки наступает весной, когда новый урожай семян и орехов еще не вырос, а предыдущие запасы испортились, или проросли. В данной ситуации белки способны разорять гнезда птиц, грызть кости погибших ранее животных.
Прочные зубы позволяют белке разгрызать даже самый твердый корм. Сильное обоняние помогает находить пищу и сделанные запасы. Перед тем как спрятать пищу, зверек оставляет на ней свой запах, для облегчения поиска в дальнейшем.
Численность этих животных, несмотря на высокий помет, не велика. Сокращение вызвано плохой урожайностью и множеством хищников, нападающих на зверька. Куницы, ястребы и совы часто разоряют гнезда и дупла животных.
Животное в славянской мифологии
В древности к символу белки относились довольно неоднозначно, связывая зверька с различными образами в легендах и поверьях. Юркий и подвижный характер белки вызывал отрицательный символизм в славянских поверьях.
Огненная белка выступала воплощением стихии огня и грозы, молнии. Древние верования представляли зверька предвестником войны и несчастий. Подвижность, игривый настрой белки связывали с бесоватостью и обманом.
Зверек часто присутствует в сказках, как волшебное животное, скачущее по ветвям животное, указывающее страннику дорогу или грызущее золотые орешки. Скорость реакции и умение быстро перемещаться древние славяне связывали с молнией, а треск разгрызаемых орехов с громом.
Белка считалась тотемным животным бога грома Перуна. Древние славяне верили, что изображение белки на талисманах и когти животного способны принести удачу, улучшить благосостояние.
Ловкость или схожесть животного по окрасу с лисой, часто связывали с хитростью. В поверьях и народных сказаниях детей предупреждали о возможности превращения лесной нечисти в образ белки. Русичи и белорусы относили этих животных к власти лешего.
Хорватским беременным женщинам запрещено было включать в рацион беличье мясо, так как считалось, что ребенок станет черным. В Словении существовала традиция заворачивать новорожденного в шкурки этого животного. Считалось, что таким образом малыш будет защищен от злых духов.
Символ зверька в древних верованиях и культурах
Европейские сказания связывали животное с жадностью, связывая ее с разрушительным действием негативного свойства. Двойственность символизма образа белки воплощает запасливость, домашний уют, высокую трудоспособность и отрицательные качества эгоистичности и жадности.
В Ирландии миловидный зверек был изображен на кельтской эмблеме богини Мебд.
Скандинавская мифология описывает белку, как зловредного посредника в ссоре между орлом и змеем. Зверек обитал на мировом древе и постоянно перемещался вверх вниз по стволу, недостоверно передавая сказанное и провоцируя вражду. Он выступал тотемным животным бога грома и огня Тора. У северных народов один из месяцев носил название зверька. Именно в этот период начинался гон животных.
В Японии животное изображали с виноградной лозой в качестве символа плодородия, изобилия и урожая. Белка символ воплощения творческого начала и способности находить оригинальное решение сложных ситуациях.
Зверек приносился в жертву богам майя в Южной Америке и Японии. У зароастрийцев белка фигурировала в гороскопе, как покровитель определенного года. По поверьям зверек наделял людей, родившихся в этот год активностью и подвижностью.
Если вы увидите в парке или лесу белку, обязательно покормите ее лесными орешками. Общение с природой гармонизирует общее состояние организма и поднимает настроение.
Белка из бумаги
Соберите белочку из бумаги, чтобы гроза молнии всегда была рядом с вами и защищала от стихийных нашествий.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Сегодня мы познакомим вас с очень необычной страной. Здесь самые счастливые жители в мире, это го.
Парк Цветов в Дубае – по английский — Dubai M.
deguciai https://img-fotki.yandex.ru/get/5306/129318188.86/0_6ca6a_777d36f9_orig.jpg https.
https://i.yapx.ru/Nzez8.jpg 01. Вход в церковь Воскресенья. Кострома. 1910 год Справа на за.
Сегодня день памяти гениального пианиста Владимира Софроницкого. Софрони.
—Музыка
—Ссылки
—Метки
—Рубрики
- АРМИЯ (154)
- ВИДЕО (256)
- ДОМОСТРОЙ (508)
- Дизайн (65)
- Дом быт (191)
- Сад огород (199)
- Цветы (100)
- ЖЕНСКИЕ ШТУЧКИ (105)
- Гламур (23)
- ЖИВОТНЫЙ МИР (133)
- ИГРЫ (41)
- ИСКУССТВО (824)
- Антиквариат. Ювелирное искусство (76)
- Народные промыслы (28)
- Животные (2)
- Театр, балет, танцы (220)
- Художники (314)
- ИСТОРИЯ (1106)
- История Азии (22)
- История Америки (11)
- История Европы (20)
- История России, СССР (168)
- КУЛИНАРИЯ (435)
- ЛЕГЕНДЫ, МИФЫ (229)
- Приметы (50)
- ЛИЧНОСТЬ ЖИЗНЬ — СУДЬБА (327)
- МАГИЯ, ГОРОСКОПЫ. ПРЕДСКАЗАНИЯ (452)
- МЕДИЦИНА (876)
- Восточная медицина (48)
- Здоровье (304)
- Косметика (69)
- Мудры (14)
- Народная медицина (418)
- МУЗЫКА (548)
- НЕПОЗНАННОЕ (292)
- ПОЛИТИКА. Общество (209)
- ПОМОЩЬ ПК (179)
- ПРАЗДНИКИ (235)
- ПРИРОДА, ВРЕМЕНА ГОДА (137)
- ПСИХОЛОГИЯ (128)
- ПУТЕШЕСТВИЯ (495)
- Азия (22)
- Африка (2)
- Америка (19)
- Европа (22)
- Россия (32)
- РАЗНОЕ (524)
- РЕЛИГИЯ (316)
- РУКОДЕЛИЕ (1705)
- Вышивка (151)
- Вязание (981)
- Плетение (15)
- Поделки (214)
- Шитье (211)
- СЛАВЯНСКИЕ ТАЙНЫ (261)
- веды (20)
- СПОРТ (21)
- СТИХИ. Книги (450)
- ФИЛЬМЫ (159)
- Кино и актеры (26)
- Детективы (2)
- Мультфильмы (2)
- Сериалы РЭН ТВ и др. (83)
- Фильмы документальные (8)
- Фильмы зарубежные (10)
- Фильмы художественные (16)
- ФОТО (182)
- ЦИТАТЫ (175)
- Мудрые мысли (66)
- Мысли великих (15)
- ЭЗОТЕРИКА (163)
- Энциклопедия ЛИ.РУ (509)
- ЭТО ИНТЕРЕСНО (954)
- ЮМОР, АНЕКДОТЫ (386)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Белка — зверь Перунов. Животные в славянской мифологии
Белка, или как ее называли еще славяне векша, урма или мысь – это мелкий лесной зверек. Из-за своих крепких зубов, как и другие грызуны – зайцы, кроты, мыши и крысы — является зверем бога Перуна. Белки с легкостью разгрызают орехи и желуди – словно трещат камни и расщепляются от молний, проводят аналогию древние.
Белка связана с понятием света, ведь она как лучик солнца проворно прыгает с ветки на ветку по деревьям. Считается, что белка, которая разгрызает орехи с золотой скорлупой и изумрудными ядрами – это не что иное, как поэтическая метафора – она означает гром и молнию. До сих пор во многих странах есть обычай: первую весеннюю охоту на белку посвящать громовику.
Древние славяне очень часто называли белку «хитрой». Это происходило то ли из-за того, что она была весьма ловкая, то ли из-за того, что своей рыжей шубкой и пушистым хвостом она напоминала лисицу. А вот детей в старину стращали тем, что в образе белки перед человеком может предстать всякая нечисть: то ли домовой, то ли водяной, то ли русалка – ведь все они, как считали славяне, перемещались просто с молниеносной скоростью.
И, конечно же, нельзя не вспомнить «Слово о полку Игореве» — «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашеся мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». «Мысь» — это совсем не мысль и даже не мышь, а – белка.
У разных славянских племен были совершенно свои личные особенности в представлениях о символе и образе белки. Например, русичи и белорусы считали, что беличий народ находится во власти у лешего. А вот хорваты ввели запрет на употребление в пищу беременным женщинам мяса белки – так как было опасение, что ребенок родится черным.
В то же время белку часто изображали на талисманах, при этом использовали ее когти, полагая, что это может улучшить благосостояние в целом. Встреча с белкой во сне сулила гостей.
Время белки: лето и осень.
Цвет: белый и золотой.
В славянских сказках не раз можно встретить этот символ — волшебная белка, скачущая по ветвям и грызущая золотые орехи. Белке близка стихии грозы — народные представления связывали скачущую белку со сверкающей молнией, в этом сходятся и славянские мифы, и Эдда. Наши предки усматривали некое родство между бурей-грозой и войной, битвой. Соответственно, это значение переходило и на животных; орел и белка, связанные с громовником, становились одновременно и символами войны. Это подтверждают и народные приметы, говорящие об этих животных как о предвестниках мора и битв.
- Белки в деревню забежали — быть войне или другой большой беде
- Векша стрекочет — гостей пророчит
Огнь (Белка)
В Европе белка (слав. Векша), как и другие грызуны, — символ разрушительных животных. Стремительные передвижения белок вверх и вниз в кроне деревьев повлияли на то, что в скандинавской мифологии белка Рататоск (‘грызозуб’) — посредник враждующих сил — Орла, обитающего на вершине мирового дерева Иггдрасиль и Змея, живущего у корней этого дерева (означает недоброжелательность и привнесение хаоса, разжигая споры между Орлом и Змеем). Фигурирует белка и при упоминании бурной деятельности пылкого Локи.
«Рататоск белка
резво снует
по ясеню Иггдрасиль;
все речи орла
спешит отнести она
Нидхёггу вниз».
(Старшая Эдда, Речи Гримнира)
Нидхёгг (Níðhöggr) — в скандинавской мифологии дракон, лежащий в колодце Гвергельмир и грызущий один из корней Иггдрасиля. Также он пожирает грешников, клятвопреступников, и подлых убийц.
Иггдрасиль — мировое дерево в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. На вершине ясеня Иггдрасиль сидел орёл, обладавший великой мудростью. Он находился в вечной вражде с Нидхёггом. А белка по имени Рататоск сновала вверх и вниз по стволу Иггдрасиля и переносила бранные слова, которыми осыпали друг друга орел и дракон Нидхёгг. Она ассоциируется с дьяволом, воплощающегося в этого рыжеватого, стремительного, трудноуловимого зверька.
Белка как символ малоизвестна как в мифологических интерпретациях древних религий, так и в современных психологических трактовках. В данном случае белка связана со Срединным миром и стволом Ясеня, то есть сознанием, которое находится «между двух огней», инстинктами (змеи в корнях) и моралью, или целями, или высокими принципами (орел на вершине). Белка в данном сюжете — это лишь вечный посредник в споре, отражение вражды двух начал».
У кельтов белка, изображенная вместе с птицей, является символом ирландской богини Медб, — в ирландской мифологии королева-воительница Коннахта и колдунья.
В Японии белка — символ изобилия, плодородия и обычно ассоциируется с виноградной лозой.
В Европе белка, как и другие грызуны, — символ разрушительных, жадных животных.
В христианские времена она ассоциируется с дьяволом, воплощающимся в этого рыжеватого, стремительного, трудноуловимого зверька.
«Белки» И. С. Соколов-Микитов
Кто из вас, кому приходилось бывать в лесу, не видел этого лёгкого и проворного зверька? Идёшь по лесной тропинке, собираешь в кузовок грибы и вдруг услышишь резкий чекочущий громкий звук. Это играют, резвятся на дереве весёлые проворные белки. Можно долго любоваться, как гоняются они друг за дружкой, носясь по сучьям и по стволу дерева, иногда вниз головою.
Белки никому не причиняют вреда. Зимою и летом живут белки в хвойных лесах. На зиму они заботливо запасают в дуплах корм. Летом и осенью сушат шляпки грибов, ловко нанизывая их на голые ветки деревьев. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. Сидя под деревом в глухом лесу, я увидел однажды скакавшую по земле рыжую белку. В зубах она несла большую тяжёлую гроздь лесных спелых орехов. Белки умеют выбирать самые спелые орехи. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.
Обычная пища белок — семена хвойных деревьев. В лесу на снегу под деревьями можно видеть зимою шелуху разгрызенных белками еловых и сосновых шишек. Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро-быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень.
В зависимости от урожая сосновых и еловых шишек белки кочуют на большие расстояния. В пути они переплывают широкие реки, ночами пробегают через многолюдные города и посёлки. Плывущие по воде белки высоко задирают пушистые хвосты. Их можно увидеть издалека.
Белок можно легко приручить и держать в неволе. Некогда у меня был приятель, археолог и книголюб. В его большой комнате жила проворная весёлая белка. Она доставляла много забот и хлопот хозяину-книголюбу. Без устали носилась она по книжным полкам, случалось, грызла переплёты дорогих книг. Пришлось посадить белку в проволочную клетку с широким вращавшимся колесом. По этому проволочному колесу белка носилась неутомимо. Белкам нужно постоянное движение, к которому они привыкли в лесу. Без такого постоянного движения, живя в неволе, белки болеют и умирают.
Осенью и весною белки линяют. На лето они одеваются в лёгкую рыжую шубку, поздней осенью эта рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. Белки строят уютные, тёплые и прочные гнёзда, похожие на сплетённые из тонких ветвей закрытые домики. Домики эти обычно строятся в развилинах густых и высоких хвойных деревьев, с земли их трудно увидеть. Внутри домик белки покрыт мягкой подстилкой. Там белки выводят и выкармливают маленьких своих бельченят. Самым грозным врагом белки является куница. Сильные и злые куницы беспощадно преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют гнёзда.
Совсем недавно, прошлой зимою, у окна нашего лесного домика каждый день появлялись две белки. Мы выбрасывали в форточку на снег небольшие кусочки чёрного хлеба. Белки подхватывали их и взбирались на росшую под окном густую тёмную ёлку. Усевшись на сучок, держа в передних лапках кусочек хлеба, они быстро съедали его. С нашими белками часто ссорились сероголовые галки, всякий день прилетавшие под окно нашего домика, чтобы полакомиться приготовленным для них угощением. Проходя однажды тропинкой в лесу, жена увидела знакомую белку с хлебной коркой во рту. Она удирала от двух настойчиво преследующих её галок, старавшихся отнять хлеб.
Удивительно красивы следы белок в лесу на только что выпавшем чистом снегу. От дерева к дереву чётким и лёгким пушистым узором тянутся эти следы. Белки то перебегают от дерева к дереву, то взбираются на вершины, покрытые тяжёлыми гроздьями шишек. Распушив лёгкий хвост, они, стряхивая снежную навись, легко перемахивают с ветки на ветку соседних деревьев.
В сибирских лесах иногда встречаются белки-летяги. У этих маленьких лесных зверьков между передними и задними ногами есть лёгкая перепонка. Они легко перескакивают, как бы перелетают с дерева на дерево. Мне только однажды удалось видеть белок-летяг в наших смоленских лесах. Они жили в глубоком дупле старого дерева. Там я их случайно и обнаружил.
Источник