Что значит беден душой

Что значит беден душой

В жизни каждого человека бывают встречи, которые являются судьбоносными и определяют его жизненные перспективы.

Судьбоносных встреч много не бывает. Взрослый человек пересчитает их по пальцам. Они могут снести голову от любви, помочь человеку найти дело всей его жизни, подтолкнуть к пропасти или столкнуть в нее. Эти встречи движимы и определены некой силой, поэтому они судьбоносные. Они меняют человека: он становится другим, более счастливым или, наоборот, несчастным.

Человек не знает заранее, с кем предстоит встретиться на жизненном вираже. Будет это человек с сильным характером или слабый, малодушный человек. Сильный характер – это духовное богатство, рядом с которым хочется быть.

То, что будет рассмотрено ниже, это духовная бедность, которая встречается у людей. Встреча с бедной душой тоже бывает судьбоносной, хотя она мало кому интересна. Строить с ней отношения будут такие же бедные души, да и не отношения вовсе, а так, их видимость.

Бедная душа – это духовно нищее состояние человека. У неё нет определённого возраста и пола. Она живёт глубоко внутри, скорее не живёт, а мается, каждый раз проявляя свои далеко не лучшие стороны. Она борется со всеми и сама с собой. В значащие моменты её обуревает тщеславие или накрывает страх. Она, как все, встаёт утром, приводит себя в порядок и отправляется в мир. Там она не горит, а тихо тлеет. Как правило, она не любит то, чем занимается, но бросить всё и найти своё место в жизни не может — для этого она слаба духом. Она не способна оценить труд людей и сказать: «Ты молодец!» Потому что сама ничего не сделала. Всё, что она делает, небескорыстно, за всеми её действиями стоит выгода. Окружение не уважает её, потому что она не знает, что такое уважение. Оно ей неведомо, оно не часть её самой. Она стелется перед сильными и прогибает слабых. С каждым днём она становится всё беднее и беднее, хотя финансово вполне может быть обеспечена. У неё нет обязательств быть верной себе. Виноваты все вокруг, и в её проблемах в том числе. Она меняет своё мнение, решение в зависимости от настроения. Такая душонка продала себя за деньги или от слабости и страха. Мается и проживает не свою жизнь. Она, как существо лёгкого поведения, целует того, кто платит монетой. Она не выбирает, её выбирают, живёт по чужим правилам и растлевается.

Читайте также:  Реинвестируют что это значит

Когда человек рождается на свет, у него всё в порядке с душой. Она не одинока, у неё есть дух. Душа живёт в гармонии с духом. Она — хозяйка, а он — хозяин в доме. Главное, чтобы между ними была гармония. По мере взросления душа богатеет или нищает, а дух крепчает или утрачивает свою силу. У них может возникнуть конфликт между собой, и начнётся борьба противостояний. Кто из них окажется сильнее по своим нравственным устоям, тот и победит. Когда душа не даёт поддержку духу, он покидает дом. В случае бесчинства духа, душа твердеет во зле и подлости. И человек остаётся сиротой, дом пустеет, а мир не терпит пустоты, и их место занимает порочный хлам. Человек становится жалок. Душа его чаще находится в пятках или делает подлости. А дух жесток и бескомпромиссен в отношениях. Душа и дух не стареют, они всегда в одной паре.

Парадокс. Их никто не видел, но они формируют характер человека и систему его взаимоотношений в обществе. Они являются продуктом сознания, сердца и воли человека. Сознание, сердце, воля – это модельеры жизни. Бедная душа или слабый дух – это продукт позора.

Духовное богатство – это самодостаточность личности и уверенность в себе. Это уважение к людям и увлечённость своим делом. Когда есть ценности и они не требуют ответа на вопрос: «Зачем?» Здоровая душа не станет обвинять других в собственных несчастьях. Духовное богатство – это моральная сила, на которую человек может опереться в трудный момент, и стать ещё сильнее. Здоровая душа и сильный дух – это как костюм нарядный, он никогда не выйдет из моды, и каждый оценит его шик и лоск.

Читайте также:  Сыр плачет что это значит

Встретить такого человека большая удача, а быть им — это счастье!

Наталия Сурьева. Критика Роста.
11.03.2012г.

Источник

Что значит беден душой

В жизни каждого человека бывают встречи, которые являются судьбоносными и определяют его жизненные перспективы.

Судьбоносных встреч много не бывает. Взрослый человек пересчитает их по пальцам. Они могут снести голову от любви, помочь человеку найти дело всей его жизни, подтолкнуть к пропасти или столкнуть в нее. Эти встречи движимы и определены некой силой, поэтому они судьбоносные. Они меняют человека: он становится другим, более счастливым или, наоборот, несчастным.

Человек не знает заранее, с кем предстоит встретиться на жизненном вираже. Будет это человек с сильным характером или слабый, малодушный человек. Сильный характер – это духовное богатство, рядом с которым хочется быть.

То, что будет рассмотрено ниже, это духовная бедность, которая встречается у людей. Встреча с бедной душой тоже бывает судьбоносной, хотя она мало кому интересна. Строить с ней отношения будут такие же бедные души, да и не отношения вовсе, а так, их видимость.

Бедная душа – это духовно нищее состояние человека. У неё нет определённого возраста и пола. Она живёт глубоко внутри, скорее не живёт, а мается, каждый раз проявляя свои далеко не лучшие стороны. Она борется со всеми и сама с собой. В значащие моменты её обуревает тщеславие или накрывает страх. Она, как все, встаёт утром, приводит себя в порядок и отправляется в мир. Там она не горит, а тихо тлеет. Как правило, она не любит то, чем занимается, но бросить всё и найти своё место в жизни не может — для этого она слаба духом. Она не способна оценить труд людей и сказать: «Ты молодец!» Потому что сама ничего не сделала. Всё, что она делает, небескорыстно, за всеми её действиями стоит выгода. Окружение не уважает её, потому что она не знает, что такое уважение. Оно ей неведомо, оно не часть её самой. Она стелется перед сильными и прогибает слабых. С каждым днём она становится всё беднее и беднее, хотя финансово вполне может быть обеспечена. У неё нет обязательств быть верной себе. Виноваты все вокруг, и в её проблемах в том числе. Она меняет своё мнение, решение в зависимости от настроения. Такая душонка продала себя за деньги или от слабости и страха. Мается и проживает не свою жизнь. Она, как существо лёгкого поведения, целует того, кто платит монетой. Она не выбирает, её выбирают, живёт по чужим правилам и растлевается.

Когда человек рождается на свет, у него всё в порядке с душой. Она не одинока, у неё есть дух. Душа живёт в гармонии с духом. Она — хозяйка, а он — хозяин в доме. Главное, чтобы между ними была гармония. По мере взросления душа богатеет или нищает, а дух крепчает или утрачивает свою силу. У них может возникнуть конфликт между собой, и начнётся борьба противостояний. Кто из них окажется сильнее по своим нравственным устоям, тот и победит. Когда душа не даёт поддержку духу, он покидает дом. В случае бесчинства духа, душа твердеет во зле и подлости. И человек остаётся сиротой, дом пустеет, а мир не терпит пустоты, и их место занимает порочный хлам. Человек становится жалок. Душа его чаще находится в пятках или делает подлости. А дух жесток и бескомпромиссен в отношениях. Душа и дух не стареют, они всегда в одной паре.

Парадокс. Их никто не видел, но они формируют характер человека и систему его взаимоотношений в обществе. Они являются продуктом сознания, сердца и воли человека. Сознание, сердце, воля – это модельеры жизни. Бедная душа или слабый дух – это продукт позора.

Духовное богатство – это самодостаточность личности и уверенность в себе. Это уважение к людям и увлечённость своим делом. Когда есть ценности и они не требуют ответа на вопрос: «Зачем?» Здоровая душа не станет обвинять других в собственных несчастьях. Духовное богатство – это моральная сила, на которую человек может опереться в трудный момент, и стать ещё сильнее. Здоровая душа и сильный дух – это как костюм нарядный, он никогда не выйдет из моды, и каждый оценит его шик и лоск.

Встретить такого человека большая удача, а быть им — это счастье!

Наталия Сурьева. Критика Роста.
11.03.2012г.

Источник

Нищие духом

Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие».

«Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься.

Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах.

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.

Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий духом, о котором говорит Евангелие, – это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета – это потребность, перед которой пасует и рационализирующая сложность науки, и художественная фантазия литературы, и даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости собственной духовной жажды человек догадывается о том, что он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

«Духовная жажда» – выражение нищеты – становится непременным условием «явления серафима». И усердно молящийся может замирать в недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается не в чем его унести. Поэтому действительно «блаженны» те, у кого есть ничем не заполненный сосуд – они и в самом деле могут «горы передвигать». Таким образом, духовная нищета оказывается самой сутью веры.

Сторонникам «спасения через грех» стоит отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не потому, что он «угодил» Богу своими грехами, но потому, что он собственную духовную бедность смог пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея переполнило его, создало иллюзию личной онтологической завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо молитвой.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплементарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.

Источник

Православная Жизнь

Нищета духовная — разве это хорошо? Лучше ведь быть духовно богатыми!

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

Разбираемся с понятием и ищем аналогии

Многим людям довольно сложно разобраться в том, что такое «духовная нищета». Мы привыкли, что нужно стремиться к интеллектуальному или духовному богатству, образованности, широкому кругозору. Что же значит — быть нищим духом? Святые отцы предлагают провести аналогию с нищими, которых мы видим вокруг себя: это люди, просящие подаяния, они не проживут без помощи других, не надеются на собственные силы и зависят от милости окружающих. В духовном плане нищий духом человек зависит от Бога и Его милости. Он знает, что все его духовные дары — от Бога.

Если человек пристально посмотрит на себя, то обнаружит, что часто его поступки бывают неискренними. Казалось бы, делаем доброе дело, но в сердце закрадывается желание благодарности, уважения, похвалы. Это происходит потому, что мы не обладаем теми достоинствами, которыми изначально по замыслу Создателя должен обладать человек. Ощущая свою нищету, понимая, что так не должно быть, что нужно быть иными, мы просим у Бога недостающие добродетели. В этом и заключается нищета духа.

Нищета духа — это дар?

Это не дар. Мы должны стяжать нищету духа. По сути, в этом и состоит наша духовная жизнь. Чтобы понять, что такое нищета духа, нужно рассмотреть её противоположность — гордость, когда человек считает себя самодостаточным, добродетельным, духовно богатым, имеющим заслуженную славу. Наблюдательный человек знает, что ум, слава, красота, достаток — это чаще всего преходящие вещи. Красивые теряют свою красоту, умные с возрастом глупеют, облечённые славой болеют и превращаются в свою же противоположность. Духовный человек может впасть в прелесть — считать себя духоносным старцем, вести за собой якобы в Царствие Небесное учеников и почитателей. Все добродетели очень зыбки.

Как только мы начинаем пристально рассматривать качества своей души, образ своих мыслей и поступков, то вдруг обнаруживаем, что, по сути, не обладаем ни добродетелями, ни святостью, ни всеми теми духовными дарованиями, которые нам так нравятся и которые мы ценим. Особенно это заметно, когда удаётся встретить человека действительно смиренного и нищего духом. Нам с ним очень легко и приятно, потому что он не превозносится, умеет по-настоящему любить, считает себя ниже других и никого не осуждает за слова и поступки. Он снисходителен, кроток и добр. В Священном Писании и Предании Церкви мы видим множество примеров тому, что все святые, которые были награждены дарами Духа Святого и могли исцелять, чудотворить, молиться, прежде стяжали нищету духа. Они испрашивали её у Бога, и Он по Своей любви им её даровал.

Наши ориентиры

Кому мы с большим желанием подадим милостыню: тому, кто нас обманывает, или тому, кто на самом деле беден и нуждается в нашей помощи? Конечно же, вторым. Так и Господь: Он с великой радостью и быстротой помогает тем, кто искренне считает себя нищим духовно. Вспомним патриарха Авраама, который был родоначальником всех верующих, пророков Моисея и Давида — это были люди особых природных дарований, но они стяжали благодатные дары через великое смирение.

Вот, к примеру, слова царя Давида: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7). В этом ряду — и Владычица наша Богородица, Которая сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), и Сам Господь, Который говорил: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) — и взошёл на Крест, когда Его оплёвывали, били, ругали, издевались. Он со смирением и кротостью принял всё, что надлежало исполнить, всё, ради чего Он был послан на землю. В этих примерах — наши ориентиры и наша опора.

Как стяжать нищету духа?

Должны ли мы всё время себя бичевать и унижать, чтобы обрести нищету духовную? Нет, это делать не обязательно, иначе может произойти так, что внешне будем выставлять себя смиренномудрыми и нищими духом, а в душе — гордиться и тщеславиться этими «добродетелями».

Чтобы обрести нищету духа, нужно всегда избегать славы, превозношения, благодарностей. Стараться поступать с теми, кто выше нас по социальному положению, с кротостью, с теми, кто равен нам — с братолюбием, с теми, кто ниже — со снисхождением. По этим индикаторам можно понять, каково наше духовное состояние, преуспели ли мы в смирении, которое можно считать синонимом нищеты духа. Благодаря им можно определить точку духовного развития, на которой мы находимся. А чтобы перейти на более высокий уровень, Господь оставил нам свои таинства. Глядя на высочайшие ориентиры в лице подвижников нашей веры, мы можем каяться и исправляться. В таинствах Господь дарует нам Свою благодать и ей восполняет всё недостающее нам. Главное — иметь смирение и просить у Него помощи.

Нищета духа невозможна без искренности перед Богом

Мы должны понимать, что к идеалу можем только стремиться. Святые отцы говорят, что достичь его не получится, и это нормально: чем выше поднимается человек в своём духовном развитии, тем лучше видит своё несовершенство. С другой стороны, Господь порой попускает падения, причём даже тем людям, которые имели определённые духовные дары. Человек, даже стяжавший какие-то добродетели, всё равно остаётся изменяемым, он не занимает духовную высоту раз и навсегда. Мудрые отцы нашей Церкви это знали.

Преподобный Макарий Великий рассказал историю о том, как один старец, обладающий даром исцеления, помогал больным тем, что просто возлагал на них руки. Слава о нём пошла великая, и он почувствовал, что погибает, потому что слава стала ему приятной. Как человек, имеющий нищету духа, он попросил у Господа, чтобы в него вселился бес. Бог попустил это, старец стал бесноватым, его даже заковали в цепи. Слава его была разрушена, но сам он исцелился, после чего продолжил своё духовное восхождение.

Мы должны понимать, что смиренномудрие и смирение — понятия разные. Смиренномудрие — это когда мы понимаем, как нужно правильно жить и поступать, а смирение — это практика. Чаще всего мы не имеем смирения, просто побуждаем себя к правильным поступкам, но оступаемся, каемся, идём дальше. Искренность перед Богом в том и состоит, чтобы адекватно оценивать себя и свои поступки. Чем объективнее и мудрее мы подходим к этому, тем больше видим своих грехов и меньше — добродетелей. Осознаём, что есть попытки их стяжать, есть добрые устремления, а достижений мало. Порой мы пытаемся обнять весь мир, берёмся за неподъёмную ношу, под которой у нас тут же подкашиваются колени — потому что оценили себя выше тех достоинств, которые у нас имеются. Но в этом есть свои плюсы: таким образом происходит стяжание нищеты духа.

Итак, подытожим: чтобы стяжать нищету духа, надо всегда иметь перед собой духовные эталоны — Христа, Пресвятую Богородицу, апостолов, святых. Нужно знать, что мешает нам быть похожими на них: это могут быть слава, самолюбие, гордыня — всё, что идёт в ущерб нашей духовной красоте. Наконец, следует определить добродетели, в которых надо возрастать. На этом пути очень помогут труды святых отцов. Поскольку заповеди блаженства — это основание всех добродетелей, то таких трудов очень много. Каждый, кто хочет в них разобраться или изучить более детально, найдёт подходящие для его ума и сердца. Надо начать читать, и если зацепило, если не хочется закрыть книгу — значит, это то, что нужно.

Источник

Оцените статью