Приложение 4. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования
В.И. Байденко,
Джерри Ван Зантворт
Совершенствование подготовки в области базовых навыков является одним из инструментов реформирования профессионального образования. Они, в случае грамотного использования, могли бы объединить разработку и внедрение новых стандартов и учебных планов, подготовку преподавателей, освоение новых методов оценки и тестирования, а также внести вклад в создание непрерывной системы профессионального образования, включая начальное, среднее, высшее, соответствующее им дополнительное профессиональное образование.
«Почему базовые навыки?» — спросит читатель. Ответ может быть следующим.
Общество, рынок товаров, услуг и труда характеризуются быстрыми темпами изменений. Стили жизни на различных уровнях — глобальном, социума, организационном и индивидуальном — постоянно подвергаются изменениям, которые требуют, чтобы индивиды и организации приобретали соответствующие новые знания, подходы и навыки, которые обеспечивали бы их готовность к систематическим изменениям и способность овладевать новыми подходами, необходимыми как в трудовой, так и в социальной жизни.
Данная потребность в изменениях имеет многоуровневый характер. На глобальном уровне политические преобразования, снижение торговых барьеров, рост значения информационных и коммуникационных технологий, более высокие темпы устаревания технологий и товаров, интернационализация, а также влияние массивных потоков международных капиталов порождают гораздо большие возможности, но также и большую степень неопределенности и сложности, и вызывают нужду в новых личных и межличностных навыках.
На уровне общества — необходимость государственных расходов, приватизация дерегулирование, создание «рыночных механизмов» в сфере общественных услуг, новью формы управления, включая неправительственные, рост использования деловых методов во всех сферах жизни, увеличивающееся воздействие «групп влияния» в обществе, принятие деятельности, ранее рассматриваемой как отклонение, накапливающаяся озабоченность сохранением окружающей среды, растущее влияние прав женщин — все это создает для индивидов высокую меру неопределенности, что делает востребованными новые виды личностной, гражданской и социальной компетентности.
На организационном уровне — сокращение размеров организаций, децентрализация, передача работ внешним исполнителям, снабженческие партнерства и стратегические союзы, мобильность капитала, влияние компьютеров и программного обеспечения, спрос на гибкую рабочую силу мобильность персонала, а также активизация индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса вносят свой вклад в создание климата с растущей неопределенностью, что порождает потребность в дополнительных знаниях, умениях и навыках.
На индивидуальном уровне — человек в рабочей среде сталкивается большей неопределенностью с точки зрения карьеры, профессии, работы, с вероятностью частичной и контрактной занятости, с усилением территориальной мобильности, перспективами самостоятельного обеспечения занятости в определенные периоды, с возросшей нагрузкой на работе расширенной ответственностью и стрессом. Кроме того, на него оказывают давление проблемы сокращения социальной защиты со стороны государства, необходимость самостоятельно заботиться о пенсионном обеспечении, нести ответственность за владение вещами и управление личными займами. В качестве потребителя он соприкасается со все расширяющимся объемом информации и с большей ответственностью за индивидуальный выбор, включая выбор образовательных программ.
Базовые навыки не новы в историческом процессе, начавшийся исторический цикл имеет лозунг «Назад к базовым навыкам!».
В период, предшествовавший промышленной революции, квалифицированные работники обычно готовились в процессе ученичества, во время которого они изучали ряд навыков, относящихся к их профессии. Не проводилось четкого различия между тем, что мы сейчас называем техническими и базовыми навыками. Так, например, ученик башмачника учился от » мастера» навыкам кроя кожи, сшивания подошвы и верха, отделки кожи. Но он также осваивал методы планирования работы, расчета издержек изготовления башмаков и продажной цены, наблюдения качества производства, отношений со своими клиентами. Эти «не технические» навыки составляли такую же часть искусства башмачника, как и ремесленные навыки.
Во время промышленной революции совершилось два эпохальных «сдвига». Во-первых, множество сельскохозяйственных работников пришли в промышленные центры для работы на вновь созданных фабриках массового производства. Эти люди были в основном неквалифицированными. Во- вторых. Многие традиционные профессии были механизированы за счет внедрения новых технологий.
Это означало возможность отделения технических навыков от «не технических». За такие функции, как планирование, организация и контроль качества, стали отвечать мастера и менеджеры. Рабочая деятельность была разделена на мелкие операции — задачи, которые можно было более легко контролировать. Фабрики в основном строились на принципе массового производства — изготовление больших количеств малоценных предметов, чей дизайн изменялся не очень часто. От рабочих на фабриках не ждали принятия на себя ответственности за что-либо, выходящее за пределы закрепленных за ними задач. Они были «отключены» от решения проблем, а на некоторых фабриках им даже не разрешалось разговаривать друг с другом. Их работа была сведена к рутинным операциям и следованию жестко определенным процедурам.
Этот процесс продолжался в течение девятнадцатого и почти всего двадцатого века. Он затронул не только производство, но и услуги ( административные и управленческие). Люди привыкли к мысли о том, что производственная и административная работа разделялась на мелкие задачи. По мере разработки систем ПОО для поддержки промышленности, профессиональное образование сосредоточивалось на подготовке людей в области специфических задач и рутинных операций которые требовались в отрасли. Планирование, организация и управление стали «отдельным» предметом, носящим название менеджмента или управления, отделенным от массового базового профессионального образования.
Конвейерная лента тейлористских концепций до сих пор «отпечатана» в умах многих людей при обсуждении промышленной деятельности, и, в сущности, может служить одной из причин того, почему во многих странах такой вид трудовой деятельности не является достаточно престижным, а образование в данной профессиональной области обычно не относится к числу наиболее популярных вариантов профессионального становления. Если такая гипотеза верна, она подразумевает, что информационные кампании для различных современных профессий по различным каналам могли бы иметь положительный эффект в области оптимизации спроса и предложения на рынке труда в долгосрочной перспективе.
В настоящее время тенденция в развитии экономической и социальной жизни заключается в уходе от повторяющегося массового производства, что делает более не оптимальным разделение работы на мелкие задачи. Для использования современных технологий и комплексных систем, к которым они приводят, люди должны организовывать себя и думать — планировать, находить решения, справляться с проблемами. Товары быстро обновляются в ответ на потребительские требования, а потребительский спрос быстро изменяется в ответ на появление новых товаров и поддерживающие их рекламные кампании. Требуется высокое качество и модификация товаров для удовлетворения индивидуальных потребителей. Предприятия модернизировали свои методы организации и управления для учета этих перемен. По мере роста степени диверсификации и индивидуализации рынка права и обязанности в ходе производственного процесса неизбежно должны быть децентрализованы — предприятиям больше не нужно иметь столько уровней управления. Меняются и системы контроля — люди должны сами управлять собой.
Одной из наиболее важных ответных реакций для системы профессионального образования на данные перемены явил ось добавление «базовых навыков» в процесс обучения. Для ПОО это означало переход к более системному подходу — подходу, который существовал еще в прединдустриальном обществе!
Быстрые перемены, в известном смысле, являются даже более фундаментальными в условиях Российской Федерации. Меняются основополагающие концепции образования и экономики. Потенциально базовые навыки обладают большой важностью в процессе перемен. Они должны составлять неотъемлемый компонент требований в образовательных стандартах всех уровней профессионального образования и в ходе переподготовки. Они также обеспечивают способ более тесного увязывания учебных планов и потребностей рынка и экономики.
Сутью базовых навыков является их объемность. Они являются широкими концепциями в образовании и обеспечивают связь с актуальными потребностями с точки зрения индивидов, такими как приобретение профессиональных навыков и пожизненное обучение, а с позиции общества в целом — искоренение бедности, обеспечение устойчивого движения к конкурентной рыночной экономике и достижение стабильной социальной структуры.
Рыночная экономика обязывает людей развивать базовые навыки в дополнение к специфическим профессиональным. Такие ключевые компетенции включают, помимо прочего, способность эффективной работы в команде, планирования, разрешения проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки.
Определение базовых навыков
Необходимо сразу отметить, что не существует единого определения базовых навыков. Можно насчитать, вероятно, столько же определений базовых навыков, сколько авторов трудов в этой области. В качестве одного примера, в отчете Европейскому фонду подготовки кадров в 1998 г. Саймон Шо отмечает восемь основных категорий, по которым могут распределяться базовые навыки:
Основные навыки, такие как грамота и счет, которые дают людям возможность писать, читать, говорить и использовать числа на уровне, необходимом для того, чтобы успешно функционировать и продвигаться на работе и в обществе.
Жизненные навыки, а именно отношения с другими людьми, навыки самоуправления, профессионального и социального роста. Они позволяют людям жить полноценной социальной жизнью и вносить вклад в общество.
Ключевые навыки коммуникация, решение проблем, коллективная работа. Эти навыки содействуют развитию плодотворной деятельности по широкому ряду показателей, преимущественно на работе, но также и с точки зрения социума и непосредственного окружения.
Социальные и гражданские навыки, к которым относятся социальная активность, моральные правила и ценности, сотрудничество. Они облегчают людям жить вместе и принимать полезное участие в социальной и экономической жизни государства и (или) объединений государств, таких как СНГ и Европейский Союз.
Навыки для получения занятости, например, обработка информации, приспособление, самостоятельное принятие решений. Они наиболее часто востребуются работодателями и обеспечивают доступ к занятости, а также помогают людям развивать компетентность и свою карьеру.
Предпринимательские навыки — самостоятельная деятельность, поиск и исследование деловых возможностей. Эти навыки расширяют возможности для начала своего собственного дела, его совершенствования и развития.
Управленческие навыки, охватывающие коммуникацию, консультирование, аналитическое мышление, тренировку и наставление. Это те навыки, которые люди используют для самоуправления и управления другими, в основном (но не исключительно) на работе.
Широкие навыки, такие как анализирование, планирование, контроль. Они принадлежат к навыкам «высшего порядка», которые люди применяют в различном контексте, в каждом из которых они уже обладают профессиональными или специфически предметными умениями и знаниями. Они раздвигают рамки понимания и управления сложными или деликатными ситуациями.
Уже при первом взгляде на данную классификацию становится очевидно, что в ней кроются некоторые противоречия. Прежде всего, существует ряд пересечений (коммуникация, способность работать с другими и т.п.), которые делают классификацию в известной мере неудовлетворительной. Во-вторых, наблюдается смешение различных категорий навыков, способностей, качеств и знаний. По сути, некоторые навыки в списке могут рассматриваться в качестве «частных случаев» или «составных навыков» по отношению к другим.
Еще один пример того, как группировать упомянутый выше перечень навыков в более системном ключе, приведен г-ном Бобом Мэнсфилдом в его работе «Об основных навыках» для Европейского фонда подготовки кадров:
Использование чисел (или счет).
Информационные технологии (или обработка информации).
Работа с другими людьми (или работа в команде).
Совершенствование собственного обучения и деятельности (или саморазвитие).
Приспособление (или гибкость, использование возможностей).
Самостоятельное принятие решений (или инициативность).
Права и обязанности гражданина и потребителя.
Критические способности (или рассуждение, аналитическое мышление).
Уверенность в себе в условиях неопределенности.
Действия и их оценка (рефлексия).
Компетентность в этических вопросах.
Ориентированность на достижение результата.
Влияние на других (или использование сетей взаимодействия и отношений).
Данный перечень не структурирован, существуют пересечения и большинство определений в высшей степени расплывчаты. Попытаемся сделать его более пригодным для применения.
Очевидно, что этот перечень описывает различные аспекты. Некоторые слова и фразы обозначают то, что люди могут делать. Другие описывают то, чем характеризуются люди. Это важное различие, особенно с точки зрения образования.
Для прояснения того, какие слова и предложения описывают действия (что люди могут делать?), изменим формулировки перечня, добавив фразу «Студент будет уметь:». Ниже приводятся базовые навыки, попадающие в данную категорию (оригинал Саймона Шо приводится в скобках курсивом):
Студент будет уметь:
Общаться с другими людьми
(Коммуникация)
Применять и использовать числа
(Использование чисел)
Использовать информационные технологии
(Информационные технологии)
Работать с другими людьми и в команде
(Работа с другими людьми)
Решать проблемы
(Разрешение проблем)
Совершенствовать собственное обучение и деятельность
(Совершенствование собственного обучения и деятельности)
Принимать самостоятельные решения
(Самостоятельное принятие решений)
Говорить и читать на иностранном языке
(Иностранные языки)
Влиять на других людей
(Влияние на других)
Рассуждать и мыслить аналитически и критически
Оценивать свои действия
(Действия и их оценка)
Используем этот же подход для перечисления базовых навыков, описывающих то, чем должны характеризоваться люди. На этот раз в начале списка мы поместим предложение «Студент должен быть:».
Студент должен быть:
Приспосабливаемым
Приспособление
Творческим
(Творчество)
Уверенным в себе в условиях неопределенности
(Уверенность в себе в условиях неопределенности)
Мотивированным
(Мотивация)
(Компетентность в этических вопросах)
Ориентированным на достижение результата
(Ориентированность на достижение результата)
Из списка выпадает лишь один элемент — «права и обязанности гражданина и потребителя». Это знание, которое нужно людям в условиях современной рыночной экономики. Мы можем добавить его к классификации путем использования предложения «Студенту нужно знать:»
Студенту нужно знать:
Права и обязанности гражданина и потребителя.
Получился разделенный на три категории список: то, что студенту нужно уметь делать, то, чем студент должен характеризоваться и то, что студенту нужно знать. Необходимо сделать еще два шага для придания модели базовых навыков бо лее системного характера.
В первой категории (что студент должен уметь делать?) все еще содержатся два разных аспекта. Во-первых, мы имеем действия в чистом виде, которые ведут к определенному результату. Например, коммуникация ведет к составлению отчета или предоставлению кому-либо информации. Использование информационных технологий ведет к созданию текстовых файлов.
Однако три навыка в данной категории — владение иностранным языком, рассуждение и оценка действия — не являются действиями, они представляют собой методы, которые используются для успешной деятельности. Например, мы применяем критическое рассуждение для решения проблем. Мы оцениваем наши действия с целью совершенствования своего обучения и деятельности. Мы используем иностранный язык для общения с другими людьми или для чтения веб-страниц в Интернете. Эти навыки описывают то, как мы что-то делаем, а не то, что мы достигаем.
Вторым шагом является устранение несоответствия. «Влияние на других людей» — это явление, которое происходит в процессе нашей коммуникации с людьми и при работе с другими в команде. Здесь есть пересечение — категория, которая попадает в пределы другой категории. Можно исключить этот навык, так как известно, что он «охвачен» рамками двух других.
Таким образом, оправдано несколько трансформировать список. Ниже приводится окончательный вариант. Добавлены заголовки, показывающие традиционный способ определения данных навыков, первоначальный список перегруппирован так, чтобы объединить сходные категории ( например, коммуникацию и работу в команде):
1. Ключевые навыки — студент будет уметь:
Общаться с другими людьми.
Работать с другими людьми в команде.
Применять и использовать числа.
Принимать самостоятельные решения.
Использовать информационные технологии.
Совершенствовать собственное обучение и деятельность.
2. Операциональные навыки — для того, чтобы что-то делать, студент будет должен:
Говорить и читать на иностранном языке.
Рассуждать и мыслить аналитически и критически.
Оценивать свои действия.
3. Личные компетенции — студент должен быть:
Уверенным в себе в условиях неопределенности.
Ориентированным на достижение результата.
4. Необходимые знания рыночной экономики — студенту нужно знать:
Права и обязанности гражданина и потребителя.
Традиционным способом обсуждения базовых навыков в контексте ПОО стало выделение групп базовых навыков, которые являются наиболее близкими с точки зрения наших целей (в упомянутом выше случае это были бы «ключевые навыки», «навыки для получения занятости» и «предпринимательские навыки». Это, однако, содержит в себе риск потери общей перспективы и игнорирования весьма важной причины обсуждения базовых навыков, а именно — потребности для индивидов и организаций приобретать соответствующие новые знания, подходы и компетенции, которые бы обеспечивали их готовность к постоянным изменениям и способность овладевать новыми методами и взглядами, необходимыми как в трудовой, так и в социальной жизни
При обсуждении базовых навыков в контексте образования и подготовки, обычно возникает ряд других вопросов.
Являются ли базовые навыки компонентами, которые следует предусматривать в образовательных программах, или же они выступают требованиями занятости? Могут ли они рассматриваться как самостоятельные или составляют часть общей профессиональной квалификации?
Некоторые базовые навыки, анализируемые в различных работах, определены относительно узко, в то время как другие обобщаются. Что, например, понимается под «коммуникацией»? С кем общаться, с использованием каких методов, с какой целью?
Мы полагаем возможным предложить несколько иное определение базовых навыков.
Базовые навыки — это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнем имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости.
При таком определении число базовых навыков можно значительно сократить по сравнению с обычными перечнями и классификациями В качестве примера можно проанализировать некоторые навыки, упомянутые Шо:
Поиск и исследование деловых возможностей (предпринимательские навыки).
Очевидно, что это — необходимое для успешного предпринимателя качество. Если придерживаться представленного нами определения базовых навыков, мы скорее отнесем его к проявлению двух других лежащих в его основе базовых навыков с более широкой концепцией, а именно: творчество и способность к критическому мышлению. Последние, в качестве положенных в основание базовых навыков, можно обнаружить в других навыках, обычно упоминаемых при обсуждении таковых, как например: умение решать проблемы, что в свою очередь, справедливо рассматривать как проявление тех же глубинных базовых навыков способность к творчеству, критическому и аналитическому мышлению.
Рассмотрим типовые базовые навыки в формате данного определения. Есть старая шведская поговорка: «С крестьянами надо говорить по-крестьянски, с учеными — по латыни». Поговорка зафиксировала суть коммуникативных навыков и способностей, которые могут проявляться в многочисленных навыках, способностях и формах знания, таких как:
- знание языков;
- работа с клиентами;
- влияние на других;
- техника осуществления презентаций;
- обработка информации;
- наставничество и т.д.
Отметим, что некоторые из этих свойств имеют в своей основе и другие базовые навыки. Так, обработка информации требует развитой способности к аналитическому и критическому мышлению.
В различных рабочих и социальных ситуациях необходимы многообразные проявления коммуникативных навыков и способностей. Готовность общаться по электронной почте становится все более важной в производственной и общественной жизни. Она требует определенных знаний в области эксплуатации компьютера, печатания, знания «сетевого этикета», навыков выбора, использования электронной почты как наиболее подходящего метода коммуникации и т.п. В качестве способа коммуникации данная способность представляет собой типичную техническую сторону коммуникативных способностей. Очевидно, что чем больше индивид будет владеть различными уровнями базовых навыков коммуникации, тем меньше проблем у него появится при освоении навыков работы с электронной почтой.
Используя введенное определение, представляется оправданным предложить ответы на заданные выше вопросы.
ВОПРОС: являются ли базовые навыки феноменами, которые люди изучают в образовательном процессе или же они выступают требованиями занятости?
ОТВЕТ: Базовые навыки — это отражение потребностей социальной и рабочей жизни в современной рыночной экономике. Посредством различных проявлений они отвечают общим и специфическим запросам рынка труда и, в качестве таковых, используются в процессе образования и подготовки.
ВОПРОС: являются ли базовые навыки отдельными или составляют часть общей профессиональной квалификации?
ОТВЕТ: Базовые навыки — это часть общей социальной и профессиональной компетенции. Их проявления могут быть как самостоятельными, так и составлять часть общей профессиональной квалификации.
ВОПРОС: Некоторые базовые навыки, рассматриваемые в различных работах, относительно узко определены, в то время как другие обобщаются. Что, например, понимается под «коммуникацией»? С кем общаться, с использованием каких методов, с какой целью?
ОТВЕТ: Базовые навыки — это широкие концепции. Их проявления всегда носят более узкий конкретизированный характер.
Далее, базовые навыки в аспекте предложенного определения присутствуют или должны присутствовать у граждан любого демократического общества с рыночной экономикой, их проявления, однако, различны в разных странах. Приведем простой пример: знание русского языка является необходимым для многих профессий на Украине по причине тесных хозяйственных связей с Россией, в силу того, что многие специальные и профессиональные тексты написаны по-русски, а также потому, что для значительного числа жителей Украины русский язык является родным. В Швеции, аналогичным образом, знание английского — не только преимущество. Оно необходимо для того, чтобы иметь возможность поступить в любой вуз. Таким образом, незнание английского в Швеции, подрывает не только перспективы получения занятости, но и возможности личного, в том числе, дополнительного профессионального развития.
Ниже приводится примерный, но не исчерпывающий перечень базовых навыков в соответствии с предложенным определением. Необходимо отметить, что главной причиной для введения данного определения и перечня широких базовых навыков является заявленная основная тема: как использовать базовые навыки в качестве интегрирующего фактора в учебном плане ПОО. В этот перечень включаются:
- коммуникативные навыки и способности;
- творчество;
- способность к аналитическому мышлению;
- способность к критическому мышлению;
- приспособление;
- способность работать в команде;
- способность работать самостоятельно;
- самосознание и самооценка.
Базовые навыки как компонент образовательного процесса
Очевидно, что базовые навыки, как таковые, не привязаны к определенной профессии или группе профессий. Это навыки, способности и знания, которые в большей или меньшей степени востребованы всеми профессиями. Более того, они не ограничиваются сугубо профессиональными функциями, но выступают качествами, полезными для любого гражданина современного общества. Последнее не следует забывать при обсуждении базовых навыков как части образовательного процесса, так как учебные заведения ПОО (в особенности — начального и среднего уровней), наряду с предоставлением обучающимся профессиональных навыков и навыков для получения занятости, также имеют задачу обеспечивать свой вклад в становление обучающихся как членов общества, осознающих свои права, ответственность и возможности.
Мы не касаемся вопросов о том, как выяснять у работодателей необходимые для специфических профессий навыки, способности и знания, а затем трансформировать их в учебные планы ПОП. Необходимо заметить, что, если мы задаем правильные вопросы, то в результате, возможно, получим адекватные описания технических навыков. Если работодатель указывает потребность в «усовершенствованной работе в командах» или «коммуникативных навыках», эти описания настолько расплывчаты, что не дают полезных идей с точки зрения включения их в учебный план ПОО. А они и не должны включаться. Необходимо предусматривать их проявления — базовые навыки являются «метапрофесиональными».
Одним из важных способов получения и совершенствования индивидом базовых навыков является образование и система подготовки должна отражать это в педагогических и методологических походах, применяемых в образовательном процессе. Как указывалось выше, базовые навыки отличаются от общих и технических — они не могут преподаваться как традиционные предметы, но должны напротив, систематически интегрироваться в целостный процесс обучения и подготовки, начиная с возможно более ранних стадий. Основная задача с данной точки зрения заключается в том, чтобы организовать аудиторию и обучающую ситуацию вокруг данных навыков, позволить студентам и учащимся узнать и «прочувствовать» концепцию, а не просто выучить ее (в традиционном смысле). Это приводит к акценту на педагогических методах, стимулирующих обучение посредством действия, обмена опытом, изучения опыта, экспериментирования, сотрудничества, «позитивного» совершения ошибок, творческого разрешения проблем, обратной связи посредством социального взаимодействия, постановки и представления идей и проблем, исследования ролевых моделей и в особенности — посредством взаимодействия с внешним миром.
Роль педагога и мастера изменяется от традиционно преподавательской функции к реализации подхода, который стимулирует гораздо более активную роль обучающихся в процессе обучения. «Идеальный преподаватель» должен обладать способностью оперативно решать, сколько ответственности и самоконтроля передать студентам, как достигать максимального социального взаимодействия и стимулировать совместную работу студентов, каким образом развивать их мотивацию и вовлеченность, стимулировать эксперименты и «позитивное» совершение ошибок, поощрять проявление инициативы и принятие самостоятельной ответственности, в том числе за развитие своих персональных умений, моделей поведения и знаний.
Какой из этого следует вывод? Очевидно тот, что возможный способ введения базовых навыков в обучающий процесс ПОО состоит не в том, чтобы включать их, как таковые, в содержание образовательных программ (они призваны заключать в себе проявление базовых навыков, выявленных на основе анализа потребностей в них со стороны работодателей и других стратегических участников рынка руда), а в том, чтобы «вводить» их в основном посредством педагогических и методологических подходов. Таким образом можно достичь двух целей
А) Повышения «метапрофессиональной» возможности получения занятости и степени адаптации к динамичным переменам (ни одна система ПОО не может подготовить студентов в области всех потенциально требуемых навыков, в том числе для специфической профессии, не говоря уже о возможных изменениях в ней или во взаимоотношениях между профессиями в будущем. Всегда будут существовать такие навыки данного предприятия, которыми должен овладевать новый сотрудник, и такая рабочая среда данного предприятия, к которой должен приспосабливаться вновь в нее вошедший).
Б) Интеграции (в более неформальной манере) предметов, отраженных в учебном плане ПОО (результаты дискуссий с представителями начального и среднего профессионального образования в России показывают, что в будущем учебные планы сохранят свою предметную структуру. С другой стороны, будет внедрен новый порядок экзаменов с мультидисциплинарным подходом). Новые педагогические и методологические ориентации могут способствовать усилению связей между разными предметами, поддерживая системный подход, отражая не только инновационные экзаменационные процедуры, но и готовя выпускников для профессиональной и социальной жизни, которая, конечно же, не будет предметно-структурированной.
Как можно вводить базовые навыки в образовательный процесс?
Включение базовых навыков, как неотъемлемого требования к выпускникам, очевидно, должно составлять часть более масштабного процесса модернизации профессионального образования. Поэтапная модель «добавления» сферы базовых навыков в системы образования может иметь несколько стадий, указанных ниже.
Согласование между основными агентами рабочего определения базовых навыков. Важно, чтобы описание их было гибким, допускающим адаптацию на местах. По сути, даже те определения, которые вначале имеют относительно твердые границы, неизбежно становятся подвижными при применении к местным условиям.
Разработка схемы выявления потребностей рынка труда для выбора потенциально приоритетных в составе набора базовых навыков. Это можно осуществить путем анализа того, какие базовые навыки имеют проявления, наиболее значимые для отдельных профессий или профессиональных групп. Соотнесение их с имеющейся системой профессионального образования для уточнения того, какие навыки уже осваиваются, как существующая система может вобрать в себя в настоящее время не преподающиеся навыки и как нужно изменить систему для их «включения». Это должно предполагать тщательное рассмотрение возможных путей их продвижения вверх по различным уровням профессионального образования.
Установление целей и задач для внедрения базовых навыков в образовательную систему. Это возможно как результат партнерства между теми, кто отвечает за политику и теми, кто имеет практический опыт в реализации программ образования и подготовки. Одним из ключевых аспектов на данной стадии является определение степени, в которой базовые навыки должны быть относительно распределены или относительно сконцентрированы в системе.
Анализ существующей политики и деятельности, включая разделение структурных полномочий в части разработки стандартов и квалификаций, для определения того, что может быть сделано на дарственных и региональных органов. На данной стадии важно выявить инновационную практику, в особенности — места возникновения и способы их переноса за пределы места возникновения.
Изучение институциональной структуры, посредством которой реализуется политика, с тем, чтобы установить, какие изменения предстоит осуществить на уровне внедрения, в методах преподавания и обучения, учебных материалах, подготовке и переподготовке преподавателей и мастеров. На данном этапе полезно рассмотреть вопрос о том как максимизировать обучение на опыте посредством сбора и распространения примеров успешной деятельности.
Внесение соответствующих изменений в политику и формирование нормативного и методического сопровождения для каждого элемента системы ПОО, отвечающего за базовые навыки, разработка программы инициирования и реализации изменений.
Источник