- Басовые динамики
- Принцип работы динамика
- Особенности басовых динамиков
- Строение басового динамика
- Колонки мидбас: брать или не брать для авто?
- Что такое мидбас?
- Отличие от басовых
- Плюсы и минусы
- Стоит ли покупать
- Чем отличается среднечастотный динамик от мидбаса?
- Что такое мидбас?
- Технические характеристики мидбасовых динамиков
- Что такое среднечастотные динамики
- Технические характеристики и особенности среднечастотников
- Так, что же выбрать
Басовые динамики
Поделиться с друзьями:
Доброго всем времени суток! Автор блога Bass-player.ru снова на связи. В этой статье речь пойдет о басовых динамиках. Т.к. всем известно, что динамики гитарные и басовые отличаются, но не особенно известно чем. Но для начала немного истории.
На первых разработках динамиков (вообще, не только басовых) использовались тонкие тканевые конусы, которые в свою очередь проклеивались бамбуковыми волокнами или же бумагой. Эффект был можно сказать нулевой. Даже при небольшой нагрузке такие «громкоговорители» часто воспламенялись. Такие результаты разработок были ориентировочно 100 лет назад. Сейчас же все обстоит иначе кроме одного: принцип работы остался неизменным.
Принцип работы динамика
Для наглядности пользуйтесь картинкой справа. Итак, в «бас-гитарном» динамике есть звуковая проволочная катушка, которая расположена внутри магнитной системы (магнитного цилиндра). Она соединена с диффузором, который и создает воздушные колебания в результате своего движения (туда-сюда). На контур динамика подается электрический сигнал с басового усилителя. В результате его взаимодействия с магнитным полем катушка и вместе с ней диффузор двигаются вперед-назад. Таким образом получаются звуковые колебания воздуха. А это и есть наш басовый звук.
Исходя из требуемых мощности и диапазона и подбираются части для басового динамика. Для того, чтобы он имел возможность воспроизводить глубокие и плотные низы, его диффузор должен двигаться с достаточно большой амплитудой. Именно поэтому и произошли изменения в технологическом процессе производства динамиков для игры на бас-гитаре. А также пошло разделение на гитарные, басовые динамики, широкополосные и Hi-Fi.
Особенности басовых динамиков
Так вот, в ходе развития басовых динамиков, их диффузоры стали изготавливать более плотными. Внешний же край заменили более жесткой тканевой гофрированной мембраной. В ходе этих улучшений добились большей амплитуды диффузора. На выходе получился более плотный, натуральный и чистый звук, улучшилась отработка низов.
Для басовых динамиков характерен широкий, хорошо сбалансированный частотный диапазон. Огромный динамический диапазон также характерен для «бас-гитарных» динамиков. Это объясняется тем, что при игре, например, слэпом, пиковые значения в 4 раза превышают отметку при пальцевом звукоизвлечении. Для этого необходим очень большой запас по громкости.
Исходя из этих требуемых характеристик, диффузоры стали изготавливать из еще более крепких материалов. Например, таких как нейлон, винил и даже алюминий. Но в то же время подвижная часть динамика должна быть достаточно легкой, чтобы «отрабатывать» свою отзывчивость и подвижность.
С течением времени производители, добившись хороших результатов, стали экспериментировать. Куда ж без этого?! Например, стали использовать неодимовые «neo» (прям как в матрице:)) магниты вместо обычных. Объясняется это легкостью данного материала в раз 5, а то и больше. Кабинеты, оснащенные neo-динамиками весят всего лишь часть, по сравнению с обычными. Кстати, не все производители отмечают «музыкальность» неодима, но все же его распространение имеет место быть. Mark Bass, EBS, Gallien-Krueger — приемр некоторых производителей, выпускающих кабинеты с такими басовыми динамиками.
Теперь немного затронем тему алюминия. Он ведь тоже «завоевал свое место под солнцем». Первым, кто начал применять алюминий в басовых динамиках, был Hartke. Подобные диффузоры можно увидеть в сериях Proc, Transporter XL, серия A. Применение алюминия позволило достигать такой же мощности, но при меньшем диаметре динамика.
Строение басового динамика
Ну и немного о строении. Все детали динамика крепятся к его раме. Она же в свою очередь изготовлена из прессованной стали. Иногда применяются и более технологичные сплавы. Рама для динамика литая. Это дает ей больше упругости и делает ее крепче, что способствует увеличению мощности.
Вот так вот. До новых встреч, дорогие читатели. Благодарю за внимание!
ПыСы Буду признателен, если поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях, напишете комментарий или поделитесь своими знаниями и наблюдениями!
Источник
Колонки мидбас: брать или не брать для авто?
Грамотная установка акустики в автомобиле обеспечивает полноценное звучание музыкальных инструментов и голоса певца. Чтобы добиться эффекта максимальной приближенности к естественному звуку, необходима инсталляция колонок различной частоты:
- низкочастотные (сабвуфер, колонки мидбас);
- среднечастотники;
- высокие (твитер).
Но многие считают, что средний бас можно перекрыть сочетанием саба и средечастотных динамиков и получить на выходе приемлемый результат: играет ведь громко, и это главное! Почему это не так, читайте ниже.
Что такое мидбас?
Если вы занялись усовершенствованием автозвука в своей машине, делайте это с умом. Начнете лепить халтуру – самим же потом придется страдать. Но мы отвлеклись.
Итак, мидбас. Эти динамики нужны для передачи баса средней частоты, от 80 до 400 Гц. Они являются неотъемлемой частью компонентных систем автозвука.
Обычно мидбасовые колонки располагаются в авто спереди, в дверях. Твитеры размещают на приборной панели или передних стойках: они отвечают за диапазон 5 000-20 000 Гц. Местом подключения саба является задняя акустическая полка. Его частотный максимум 50-60 Гц. Для среднечастотников не имеет принципиального значения, где стоять, на задней полке или в дверях.
Самый популярный размер колонок вуфера – это 16 и 20 см, но есть еще 10, 13-см. Чем больше диаметр, тем ниже частоты становятся доступными. Качественная мидбасовая акустика должна иметь высокие показатели по следующим характеристикам:
- охват частот;
- мощность динамиков (N – минимальный показатель, Р – верхний предел);
- чувствительность (чем выше сопротивление, тем ниже мощность, но чище звучание).
Само собой, без качественных материалов не может быть и речи о хорошей акустике. Чем меньше резонирующих элементов, тем меньше дребезжания. Устанавливая колонки, позаботьтесь об уплотнителях.
Отличие от басовых
Вуферы и сабы работают в низком диапазоне частот, в этом их похожесть. Отличие мидбасовых колонок от басовых в том, что сабвуфер закрывает самый низкий бас 10-80 Гц (а «тяжелые» сабы доходят до 50 или даже 45 Гц), а мидбасы оперируют частотами от 80 Гц и выше. Есть и другие отличительные признаки.
- Установка. Мидбасовые динамики лучше разместить на дверях спереди. Саб же фиксируется в задней части:
- на акустической полке;
- в закрытом ящике (не самый удачный выбор);
- фазоинвенторе (ЗЯ с акустическим тоннелем, снижающим резонанс);
- задней полке;
- акустической полке.
- Звуковой эффект.
- Когда играет сабвуфер, вибрирует вся машина. Рок-музыка становится особенно насыщенной и глубокой именно из-за саба.
- Мидбас передает энергию, силу игры музыкантов. Это мясо композиции.
Чтобы прочувствовать не просто громкую, а плотную музыку, когда чисто звучит каждый инструмент, нужно отображение всех звуковых частот.
Плюсы и минусы
Если про мидбас «забыть», получится огромный звуковой провал при воспроизведении музыки. То есть, октава попросту никак не услышится. Перечислим, что несет с собой мидбас:
- мужественность мужских голосов (вместо писклявости);
- звуки жесткости, тяжести удара бочки;
- удар по барабану приобретает окраску, а не просто бух, словно по подушке;
- игра бас-гитары становится плотной.
Без вуфа музыка звучит как «бух-цык», с писклявыми голосами певцов.
Не упомянуть недостатки будет нечестно.
- Во-первых, цена. Брендовая колонка стоит в районе 300$, хотя есть варианты подешевле.
- При установке в дверь возможно акустическое короткое замыкание, если не обеспечить жесткость крепления.
- Без покупки усилителя звуковых эффектов не добьетесь.
Ценитель акустики любой минус превратит в плюс, только бы наслаждаться сочным звуком.
Стоит ли покупать
Покупать ли динамики мидбас или обойтись коаксиальной системой, или ставить компонентную акустику без средних басов, решать вам. Информирован – вооружен.
Если не покупать, то ставьте сабвуфер с диапазоном частот побольше и не урезайте среднечастотники: тогда потери качества будут минимальными.
Для экономии на покупке не гонитесь за брендами. Pioneer, Alpine влетят в копеечку, в то время, как малоизвестные производители делают достойные модели.
Источник
Чем отличается среднечастотный динамик от мидбаса?
Автомобильная акустика уже давно стала неотъемлемой частью современных транспортных средств. В зависимости от цели установки акустической системы, подбираются колонки, устраивающие автовладельца по качеству звучания. Если во время поездки водитель слушает радио, подойдет низкочастотный динамик https://audiotop.ru/ratings/luchshie-midbasy. Для частого прослушивания музыки на небольшой громкости используются чаще штатные мидбасы со стандартным уровнем баса. Если встроенные устройства не удовлетворяют требования автомобилиста, придется заменить их на среднечастотные динамики.
Что такое мидбас?
Мидбасовый динамик – это акустическая техника, получившая свое наименование от воспроизводимого частотного диапазона. В среднем частота составляет 60-500 Гц. Это неглубокие, но достаточно ощутимые при прослушивании музыки басы. Из-за данной особенности воспроизведения звука низкочастотные динамики устанавливаются в тыл. Такие колонки становятся неотъемлемой частью акустических систем без сабвуфера. Без мидбасов с качественной настройкой не стоит ожидать хорошего звучания акустики.
Согласитесь, трудно представить оркестр, в котором отсутствуют виолончели, фаготы и валторны. Подобные звуки и частоты воспроизводит мидбас. Без него, автомобильная акустика играет музыку со звуковыми провалами. Мелодии будут восприниматься недостаточно глубокими, теплыми, естественными и сочными.
Установка мидбаса несет с собой мужественность (а не писклявость) мужских голосов, ударные звуки, окрашенность ударов с характерной тяжестью, плотность игры бас-гитары.
Технические характеристики мидбасовых динамиков
Наибольшей популярностью среди меломанов пользуются колонки диаметром 16 или 20 сантиметров. Чтобы оценить технические параметры и конструктивные особенности мидбаса, рассмотрим характеристики на основе 16-сантиметровых динамиков:
- резонансная частота в пределах 40-80 Гц;
- частотный диапазон от 60 Гц до 5 кГц;
- мощность в пределах 20-100 Вт;
- чувствительность до 92 децибел;
- добротность Qts, составляющая 0,3-1,2.
Конструкция представлена одноволновым резиновым подвесом – губой по сабвуферному типу. Продаются мидбасы по отдельности редко. Зачастую это часть встроенной, штатной акустической системы для авто, устанавливающаяся на дверях.
Что такое среднечастотные динамики
Малоопытные автомобилисты частенько путают мидбасы со среднечастотными динамиками. Первые стоят дешевле. Потому автовладельцы, экономя, заменяют среднечастотники на мидбасовые колонки. Нужно понимать, что такие элементы акустики не взаимозаменяемы, когда речь заходит о качественном звуке.
Среднечастотные динамики отличаются повышенной мощностью и чувствительностью, увеличенной громкостью, расширенным диапазоном частот. Если показатель превышает 200 Гц, такая акустика звучит ярко, без посторонних шумов. При этом будет отсутствовать мягкий бас, панч, присущий мидбасу.
Технические характеристики и особенности среднечастотников
Чтобы оценить преимущества и выявить недостатки среднечастотных динамиков, рассмотрим данные акустические устройства для автомобилей на примере модификаций диаметром 16 сантиметров. Среднечастотники обладают следующими эксплуатационными параметрами:
- резонансная частота, варьирующаяся в пределах 60-120 Гц;
- частотный диапазон, колеблющийся в радиусе от 70 Гц до 13 кГц;
- показатели мощности в пределах 60-200 Вт;
- чувствительность до 91 дб;
- добротность Qts не больше 0,7.
Такие системы акустики представлены конструкциями с многоволновым тканевым подвесом, кардинально отличающимся от строения сабвуфера. Это могут быть как конструктивные элементы акустической системы, так и самостоятельные мощные устройства.
Так, что же выбрать
Сравнив среднечастотные динамики с мидбасовыми колонками, можно сделать выводы, что первые гораздо мощнее и громче. Вторые же боле чувствительные и добротные. Хотя нельзя говорить о категоричности данного утверждения, так как модельный ряд автомобильной акустики постоянно расширяется. Сейчас можно встретить универсальные системы для автозвука, которые представляют собой нечто среднестатистическое между мидбасами и среднечастотниками.
Аудиосистема автомобиля – это своеобразный оркестр, где каждому элементу отведена определенная роль. Компонентная акустика в машине зачастую представлена системами, где имеются среднечастотные динамики, твитеры, сабвуфер и мидбас. Составляющие цепочки работают комплексно, сто гарантирует приятное и качественное звучание. Отсутствие хотя бы одного компонента сразу нарушает баланс и гармонию. Потому невозможно заменить среднечастотник медбасовыми колонками, как и наоборот.
Источник