Что значит аяты корана

СВЯЩЕННЫЙ КОРАН И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

Основной источник исламского вероучения и права – Священный Коран. Слово «Коран» в арабском языке является однокоренным понятию «читать».

СУРЫ КОРАНА:

Коран, будучи словом Всевышнего, служит верным руководством, основным ориентиром в жизни исламской уммы, а также не имеющим аналогов в мире источником общечеловеческих знаний и житейской мудрости. В самом Откровении сказано:

За всю историю Господь ниспослал четыре Священных Писания рабам Своим, а именно: Тору (Таурат), Псалтырь (Забур), Евангелие (Инджиль) и Коран (Кур`ан). Последний является заключительным Его Писанием, и Создатель взял на себя обязательство оберегать его от каких бы то ни было искажений вплоть до наступления дня Великого суда. И об этом говорится в следующем аяте:

Помимо традиционного наименования в самом заключительном Божьем Откровении используются и другие названия, характеризующие некоторые его качества. Наиболее распространённые среди них следующие:

1. Фуркан (Различение)

Данное наименование означает, что Коран служит различением между «халялем» (разрешённым) и «харамом» (запрещённым).

2. Китаб (Книга)

То есть Священный Коран представляет собой Книгу Всевышнего.

3. Зикр (Напоминание)

Подразумевается, что текст Священного Писания – это одновременно и напоминание, предостережение для всех верующих.

4. Танзиль (Ниспослание)

Суть данного наименования заключается в том, что Коран был ниспослан нашим Творцом в качестве Его непосредственной милости для миров.

5. Нур (Свет)

Структура Корана

Священная Книга мусульман включает в себя 114 сур. Каждая из них имеет свой особый смысл и свою историю ниспослания. Все суры состоят из аятов, так же несущих в себе определённый смысл. Число аятов в каждой суре разнится, в связи с чем различают относительно длинные суры и короткие.

Сами коранические суры, в зависимости от периода их ниспослания, подразделяются на так называемые «мекканские» (то есть ниспосланные Посланнику Всевышнего Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в период осуществления его пророческой миссии в Мекке) и «мединские» (соответственно, в Медине).

Помимо сур Коран ещё делят на джузы – их тридцать, причём каждый из них состоит из двух хизбов. На практике данное деление применяется для удобства чтения Корана в ходе намазов таравих в Священный месяц Рамазан (хатм), так как прочтение всего текста Книги Аллаха с первого по последний аяты является желательным действием в благословенный месяц.

История Корана

Процесс ниспослания Откровения происходил частями и довольно продолжительное время – на протяжении 23 лет. Об этом упоминается в суре «Аль-Исра»:

«Мы ниспослали его (Коран) с истиной, и он сошёл с истиной, а тебя (Мухаммад) Мы послали только добрым вестником и предостерегающим увещевателем. Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (17:105-106)

Ниспослание Пророку Мухаммаду (с.г.в.) осуществлялось через ангела Джабраила. Посланник пересказывал их своим сподвижникам. Первыми были начальные аяты суры «Аль-Алак» («Сгусток»). Именно с них началась пророческая миссия Мухаммада (с.г.в.) длиною в двадцать три года.

В хадисах этот исторический момент описывается следующим образом (со слов Аиши бинт Абу Бакр): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, саляллаху галейхи ва саллям, берёт начало с благого сновидения, а никаких-либо иных видений, кроме приходивших похожими на утреннюю зарю. Позже ему было внушено стремление уединяться, и он предпочитал делать это в пещере Хира на одноимённой горе. Там он занимался делами благочестия – поклонялся Всевышнему многими ночами напролёт, пока у Пророка Мухаммада (с.г.в.) не появлялось желание вернуться к своей семье. Всё это длилось до тех пор, пока перед ним не открылась истина, когда он в очередной раз был внутри пещеры Хира. Перед ним явился ангел и повелел: “Читай!”, однако в ответ услышал: “Я не умею читать!”» Затем, как повествовал сам Мухаммад (с.г.в.), ангел взял его и сильно сжал – настолько, что тот напрягся до предела, а затем разжал объятия и опять произнёс: «Читай!» Пророк возразил: «Я не умею читать!» Ангел повторно стиснул его так, что тот (вновь) сильно напрягся, и отпустил, повелев: «Читай!» – и тот (опять) повторил: «Я не умею читать!» И тогда ангел сжал Заключительного посланника Аллаха в 3-й раз и, отпустив, сказал: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой – щедрейший…» (Бухари).

Ниспослание Священной Книги мусульман началось в наиболее благословенную ночь месяца Рамазан – Лейлят уль-Кадр (Ночь предопределения). Об этом тоже написано в Священном Коране:

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем» (44:3)

Привычный для нас Коран появился уже после ухода в мир иной Посланника Всевышнего (с.г.в.), так как при его жизни ответ на любой интересующий людей вопрос мог дать сам Мухаммад (с.г.в.). 1-й праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.) велел всем сподвижникам, которые наизусть в точности знали Коран, записать его текст на свитках, поскольку существовала угроза утраты подлинного текста после смерти всех сподвижников, знавших его наизусть. Все эти свитки были собраны воедино в период правления 3-го халифа – Усмана ибн Аффана (р.а.). Именно этот экземпляр Корана дошёл до наших дней.

Достоинства чтения

Священное Писание, будучи словом самого Всевышнего, несёт в себе множество достоинств для людей, занимащихся его чтением и изучением. В тексте Книги сказано:

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89)

О преимуществах чтения и изучения коранических сур упоминается и в ряде хадисов. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Бухари). Отсюда следует, что изучение Книги Господа – это одно из лучших дел, за совершение которых можно заслужить довольство своего Творца.

Кроме того, за прочтение каждой буквы, содержащейся в Священном Коране, записываются добрые деяния, о чем повествует следующее изречение Посланника Аллаха (с.г.в.): «Тому, кто прочитает одну букву Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается 10-кратно» (Тирмизи).

Естественно, достоинством для верующего обернётся и заучивание аятов: «Тому, кто знал Коран, будет сказано: «Читай и восходи, и отчётливо произноси слова, как делал это ты в земной жизни, ибо, поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочитанному тобой аяту» (этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа). Причём, даже если верующий выучил те или иные аяты, ему следует их перечитывать, чтобы не забыть. Божий Посланник (с.г.в.) говорил: «Продолжайте повторять Коран, так как он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды, освобождённые от пут» (Бухари, Муслим).

Важно также помнить, что время, уделённое верующими чтению, изучению Книги Создателя, принесёт им пользу не только в этом бренном мире. На этот счёт существует хадис: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскрешения он явится как заступник за тех, кто его читал!» (Муслим).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

30 аятов Корана, которые должны знать не только мусульмане

Коран — верное руководство для богобоязненных.

Жизнь общества невозможна без правил. С появлением Ислама, постепенным ниспосланием Корана и примером Пророка (мир ему) мусульмане в 7 веке получили возможность улучшая свои нравы и практику, улучшить в целом положение общества и заложить истоки для его расцвета.

Уроки морали и нравственности, ниспосланные в Коране, актуальны до сих пор и могут полезны не только верующим.

Итак, что завещает Коран верующим и человечеству в целом?

1. Не обманывать:

«Избегайте лживых речей» (Сура «аль-Хаджж», аят 30).

2. Не преследовать других:

«Не следите друг за другом» (Сура «аль-Худжурат», аят 12).

3. Не оскорблять и не насмехаться над другими:

«Пусть одни из вас не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. (. ) Не обижайте себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (Сура «аль-Худжурат», аят 11).

4. Не расточительствовать (в средствах, щедрости, помощи):

«Не расточай чрезмерно» (Сура «аль-исра», аят 26).

5. Кормить бедных:

«. кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура «аль-Хадж», аят 36).

6. Не злословьте:

«Не злословьте за спиной друг друга» (Сура «аль-Худжурат», аят 12).

7. Не нарушайте клятвы:

«Оберегайте же свои клятвы» (Сура «аль- Маида», аят 89).

8. Соблюдайте договоры:

«Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока» (Сура «ат-Тауба», аят 4).

9. Не распространять ложь, сплетни:

«Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это — великий грех» (Сура «ан-Нур», аят 15).

10. Думать о других хорошее:

«Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали о самих себе (друг о друге) хорошее и не сказали: «Это — очевидная клевета»? (Сура «ан-Нур», аят 12).

11. Почтительно относиться к родителям:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Сура «аль-Исра», аят 23).

12. Отвечать на зло наилучшим образом:

«Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Сура «Фуссилят», аят 34).

13. Не оскорблять чужих «богов»:

«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству» (Сура «аль-Анам», аят 108).

14. Не обманывать в торговле:

«Наполняйте меру и весы по справедливости» (Сура «аль-Анам», аят 152).

15. Избегать самовосхваления:

«Не восхваляйте самих себя» (Сура «аль-Наджм», аят 32).

16. Отвечать на предложение мира согласием:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (Сура «аль-Анфаль», аят 61).

17. Отвечать на приветствие тем же или лучшим:

«Когда вас приветствует, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (Сура «ан-Ниса», аят 86).

18. Не упрекайте в своих подаяниях:

«Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (Сура «аль-Бакара», аят 264).

19. Примирять враждующих:

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны» (Сура «аль-Худжурат», аят 9).

20. Не входить в чужой дом без разрешения:

«Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей» (Сура «ан-Нур», аят 27).

21. Отстаивайте справедливость, даже если это не выгодно:

«. отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости» (Сура «ан-Ниса», аят 135).

22. Не присваивать чужого:

«Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (Сура «ан-Ниса», аят 29)

23. Не принуждать женщин к браку, обижать их в браке:

«Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Сура «ан-Ниса», аят 19)

24. Избегать надменности:

«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо» (Сура «Лукман», аят 18)

25. Не призывать к тому, чего не делаешь сам:

«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя» (Сура «аль-Бакара», аят 44)

26. Не принимать на веру все, что говорят неправедные люди:

«Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невиннх людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Сура «аль-Худжурат», аят 6)

27. Игнорируй невежд:

«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд», «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (Сура «аль-Фуркан», аят 63)

28. Совершайте благо по отношению к другим:

«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам» (Сура «ан-Ниса», аят 36)

29. Не быть мнительными:

«Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (Сура «аль-Худжурат», аят 12)

30. Прощать и быть милосердными:

«Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» ( Сура «аль-Бакара», аят 237).

Источник

О достоинствах определенных сур и аятов Корана

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Могут ли какие-либо суры или аяты Корана превосходить другие?

Коран – это величайшее Слово Аллаха, и как говорили некоторые саляфы: “Превосходство Корана над прочими словами подобно превосходству Аллаха над Своими творениями”. Ибн Наср в “Кыям аль-лейль” 71.

Кстати, с подобным же смыслом есть и хадис, однако он слабый. См. “ад-Да’ифа” 1334.

Однако имамы нашей общины разошлись относительно того, могут ли какие-либо суры или аяты превосходить другие? Группа имамов, среди которых большинство толкователей Корана считали, что аяты Корана – это Слова Аллаха и они одинаковы по своему величию. См. “аль-Бурхан фи ‘улюм аль-Къуран” 1/519.

А что касается хадисов со смыслом: «Самая великая сура такая-та…» и т.п., то они сказали, что речь в них идет о величине награды за их прочтение, а не то, что данная сура превосходит иные. Поэтому имам Ибн Хиббан, после упоминания хадиса о суре «аль-Фатиха»: «Не сообщить ли тебе о величайшей суре Корана?», сказал: “Т.е. речь идет о награде, а не о том, что какие-то суры Корана лучше других”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 3/56.

Другие же имамы, среди которых многие мухаддисы, считали, что в Коране все же есть аяты и суры, которые превосходят другие и по награде и величию, на что указывают ясные доводы. И превосходство чего-то над чем-то не указывает на недостаток того, что превосходят. Например, исходя из прямых хадисов следует, что самая великая сура в Коране – это сура «аль-Фатиха», а самый великий аят Корана – это аят «аль-Курси». Также аяты, которые содержат в себе единобожие, описание Аллаха, Его величие и Его восхваление превосходят те, в которых содержатся различные рассказы и повествования. Более того, сторонники этого мнения также использовали в качестве довода известный аят, в котором Аллах прямо сообщил о том, что одни аяты могут превосходить другие, сказав: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше него, или равный ему» (аль-Бакъара 2: 106).

Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Слова Аллаха об Аллахе превосходят Его слова, сказанные о чем-то ином. И сура: «Скажи: “Он – Аллах, Один”» лучше, чем сура: «Да отсохнут руки Абу Лахяба»”. См. “аль-Иткъан” 2/156.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Нет никакого сомнения в том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о некоторых сурах и аятах: «Самая великая…, самая лучшая…». Так почему мы должны опасаться говорить так же?! Ведь то, что какие-то аяты или суры величественнее других, не указывает на их несовершенство. Однако суть в том, что все это великое, но есть величественнее, все хорошее, но есть лучше”. См. “ас-Сирадж аль-уахадж” 11/569.

Но следует отметить, что аяты о велениях, запретах и прочих законоположениях в нужное время и место могут иметь преимущество. Поясняя хадис о том, что сура «аль-Ихляс» приравнивается к трети Корана, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Но вместе с этим величием, данная сура не может заменить аяты о наследстве, разводе, сроках выжидания и т.п. Более того, подобные аяты во время нужды в них несут больше пользы, чем чтение суры «аль-Ихляс»”. См. “аль-Уабиль ас-сайиб” 87.

Но тем не менее Ибн Мас’уд говорил: “Любой аят Корана лучше, чем все, что есть на небесах или земле!” ат-Табарани в “аль-Кабир” 8662.

Сура «аль-Фатиха» – это семь повторяемых аятов, мать Писания и великий Коран

Всевышний Аллах сказал: «Мы даровали тебе семь часто повторяемых (аятов) и великий Коран» (аль-Хиджр 15: 87).

Под «семью часто повторяемыми аятами» речь идет о суре «аль-Фатиха», которая состоит из семи аятов, часто читаемых в каждом рак’ате, каждой молитвы, а также она названа «великим Кораном».

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа! Не было ниспослано ни в Торе, ни в Инджиле, ни в Забуре, ни в Фуркъане (Коране) ничего, подобного суре «аль-Фатиха»! Поистине, она и есть семь часто повторяемых и великий Коран, который был дарован мне!» Ахмад 14/310, ат-Тирмизи 2875, ад-Дарими 2/446. Имам аль-Багъауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Шарху-Ссунна” 1186, “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 2307.

Со слов Абу Хурайры также сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы читаете: «Хвала Аллаху…», читайте также: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Воистину, эта сура является Матерью Корана, Матерью Писания и семью часто повторяемыми аятами. И «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного» является одним из этих аятов». ад-Даракъутни 118, аль-Байхакъи 3/45, ад-Дайлями 1/70. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1183.

Сура «аль-Фатиха» – величайшая сура Корана

Абу Са’ид Рафи’ ибн аль-Му’алля (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Не научить ли тебя величайшей суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?» Потом он взял меня за руку, а когда мы уже собирались выйти, я сказал ему: “О посланник Аллаха, ты ведь сказал: «Не научить ли тебя величайшей суре Корана?» Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «“Хвала Аллаху, Господу миров…”. Это – семь повторяемых и великий Коран, который был дарован мне»”. аль-Бухари 4474, 5006.

Ниспослание суры «аль-Фатиха» стало причиной отчаяния иблиса

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда была ниспослана сура «аль-Фатиха», иблис издал отчаянный вопль. А ниспослана была эта сура в Медине”. Ибн Аби Шейба 10/522, ат-Табарани в “аль-Аусат” 4788, Ибн аль-А’раби в “аль-Му’джам” 2240. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики этого сообщения – передатчики «ас-Сахих». См. “Маджма’у-ззауаид” 6/311.

Сура «аль-Фатиха» является заклинанием и исцелением от болезней

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы были в походе и остановились в одной долине, к нам пришла рабыня и сказала: “Вождя поселения ужалила змея, а наши люди отсутствуют. Может ли кто-либо из вас читать заклинания?” С ней отправился мужчина, который не был известен нам своими знаниями о заклинаниях. Он прочел заклинание, и он (вождь) выздоровел. Затем он повелел дать ему тридцать овец и напоил нас молоком. Когда же мужчина вернулся, мы спросили его: “Ты прочел разрешенное заклинание или прочел заклинание джахилии (как в доисламские времена невежества)?” Он сказал: “Я прочел в заклинании только Мать Писания (аль-Фатиху). Мы сказали: “Не делайте ничего, пока не придем и не спросим у пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. Когда же мы прибыли в Медину, то рассказали это пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Что же дало ему знать, что она (аль-Фатиха) является заклинанием?»” аль-Бухари 2276, Муслим 2201.

Къады Абу ‘Ийяд сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что, несмотря на благословенность всего Корана в нем есть определенные суры, являющиеся заклинанием”. См. “Икмаль аль-му’лим” 7/108.

Со слов ‘Абдуллаха ибн Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура «аль-Фатиха» является исцелением от болезней». аль-Байхакъи в «аш-Шу‘аб» 2/450. Имам ас-Суюты назвал иснад хорошим. См. “ад-Дурруль-мансур” 1/16.

Подобный хадис также передается от ‘Абдуль-Малика ибн ‘Умайра, однако иснад его прерванный. См. «Да’иф аль-джами’» 3951.

Сура «аль-Фатиха» – это мольба, на которую отвечает Аллах во время молитвы Своим искренним рабам

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний и Великий Аллах сказал: “Я поделил молитву (суру «аль-Фатиха») между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху – Господу миров», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милосердному, Милостивому», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб поблагодарил Меня». Когда он говорит: «Властелину Судного Дня», Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», Он говорит: «Это – между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит». Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и кто в заблуждении», Он говорит: «Мой раб получит это – Мой раб получит то, что попросил». Муслим 395.

Имам ан-Науауи сказал: “Ученые говорили, что слова о разделении суры «аль-Фатиха» на две части подразумевают собой то, что первая ее часть представляет собой восхваление, прославление и возвеличивание Аллаха Всевышнего, а также заявление о вручении себя Ему. Что же касается второй части, то она состоит из просьб, выражения смирения и заявления о том, что раб нуждается в Аллахе”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/13.

О достоинстве произнесения слова «Амин» после чтения суры «аль-Фатиха»

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас скажет “Амин” и ангелы на небесах скажут “Амин”, и они совпадут, то ему будут прощены его предшествующие грехи». аль-Бухари 781, Муслим 410.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда имам произнесет слово “Амин”, произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесет его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи». аль-Бухари 780, Муслим 410.

Имам Закария аль-Ансари сказал: “В этом хадисе указание на то, что произнесение слова «Амин» является Сунной и для имама, руководящего молитвой, и для стоящих позади него, и для того, кто один, даже если он вне молитвы (прочитал «аль-Фатиху»)”. См. “Тухфатуль-Бари” 2/491.

Имам Ибн аль-Мунайир сказал: “Какое достоинство может быть величественнее этого, если за простое произнесение несложного слова можно получить прощение?” См. “Фатхуль-Бари” 2/699.

Со слов ‘Аиши и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, иудеи завидуют вам по причине вашего приветствия (салям) и произнесения “Амин”». Ибн Хузайма 551, аль-Хатыб аль-Багъдади 11/43, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1/45. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1997.

Шейх аль-Альбани сказал: “В этом хадисе указание на то, что Сунной является для тех, кто следует за имамом произносить вслух “Амин”, так как произношение этого вслух увеличивает злобу иудеев и вызывает у них зависть так же, как и салям, как это видно из хадиса. Так подумай об этом!” См. “ас-Сахиха” 2/314.

Ибн Джурайдж рассказывал, что спросил ‘Ату: “Произносил ли слово «Амин» Ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) в конце суры «аль-Фатиха»?” Он ответил: “Да, и произносили вместе с ним «Амин» те, кто молился позади него, что от этого в мечети поднимался гул”. А затем ‘Ата добавил: “Поистине, Амин – это мольба!” ‘Абдур-Раззакъ 2/96. См. также “Сахих аль-Бухари” 1/273.

Имам ан-Науауи передал, что Сахль сказал: “Слово «Амин» означает: этого не сможет сделать никто, кроме Тебя”. А ат-Тирмизи сказал: “Это слово означает: не отвергай нашу просьбу”. См. “аль-Азкар” 174.

Суры «аль-Бакара» и «Али ‘Имран» в День Суда будут идти впереди Корана

Сообщается, что ан-Наууас ибн Сам’ан (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения приведут Коран и тех, кто в мире этом поступал в соответствии с ним, а впереди него будут идти суры “Корова” и “Семейство Имрана»”. Муслим 805.

Суры «аль-Бакара» и «Али ‘Имран» будут заступаться за читавших их, и колдунам не под силу справиться с сурой «аль-Бакъара»

Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскрешения он придет и будет заступаться за своих (чтецов). Читайте две цветущие (суры): “аль-Бакъара” и “Али ‘Имран”, потому что в День воскрешения они явятся, словно два облака или тени, или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за читавших их. Читайте суру “аль-Бакъара”, ибо чтение ее – благодать, а оставление – печаль, и колдунам не справиться с ней»”. Муслим 804.

Шайтан не входит в дом, в котором читают суру «аль-Бакъара»

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте в своих домах суру “аль-Бакъара”! Поистине, шайтан не входит в дом, в котором читают суру “аль-Бакъара”». аль-Хаким 1/561. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1170.

Первые десять аятов суры «аль-Кахф» защитят от даджаля (антихриста)

От Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто выучил наизусть первые десять аятов из суры “Пещера”, будет защищен от даджаля». Муслим 809.

Версия этого хадиса, в которой упоминается о десяти последних аятах суры “Пещера”, является отклоненной (шазз), о чем сказал шейх аль-Альбани в “ас-Сильсиля ас-сахиха”. Эта версия противоречит многим подобным хадисам, в которых сказано именно о первых десяти аятах суры “Пещера”, а не последних.

При чтении суры «аль-Кахф» спустилось спокойствие

Аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то раз, когда один человек читал суру “Пещера”, а рядом с ним находилась привязанная двумя веревками лошадь, его (неожиданно) окутало какое-то облако, которое стало приближаться к нему, что же касается лошади, то она испугалась. А наутро он пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему об этом и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это было спокойствие, которое снизошло на тебя свыше благодаря чтению Корана»”. аль-Бухари 5011, Муслим 795.

Чтение суры «аль-Кахф» в пятницу, является искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами, и будет светом в Судный День

Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает суру “Пещера” в день пятницы, того будет освещать свет между двух пятниц». аль-Хаким 2/399, аль-Байхакъи 3/249. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар в «Тахридж аль-Азкар», шейх Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» 1/375 и шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами’» 6470.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитал суру «Пещера» в день пятницы, того осенит свет, который в Судный день от ног его будет достигать вершин небес, и послужит это ему искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами». аль-Хаким 2/368. Хафиз аль-Мунзири сказал, что иснад хадиса неплохой, а шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным.

Имам аш-Шафи’и говорил: “В ночь на пятницу и днем в пятницу я предпочитаю чтение суры «аль-Кахф» по причине того, что передается в отношении этого”. См. “аль-Умм” 1/355.

Сура «аль-Фатх» дороже всего, что есть в мире этом

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сегодня ночью мне была ниспослана сура, и, поистине, она мне дороже всего того, над чем восходит солнце!» После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочел: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу…» (аль-Фатх 48: 1). аль-Бухари 4177, 5012.

Сура «аль-Мульк» будет заступаться в Судный День

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Коране есть сура из тридцати аятов, которая будет заступаться за человека (в Судный день), пока не простятся ему грехи его, и это сура: “Благословен Тот, в Руках которого власть…”» Абу Дауд 1400, ат-Тирмизи, Ибн Маджах 3786. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани.

Имам аль-Мунауи сказал: “Речь идет о том, кто часто читал эту суру. Она не перестанет просить Аллаха за этого человека, пока ему не будет прощено. В этом побуждение всех к тому, чтобы часто читать эту суру, чтобы заслужить ее заступничество”. См. “Файдуль-Къадир” 2/574.

Сура «аль-Мульк» защищает от мучений могилы

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура “аль-Мульк” является защитой от мучения могилы». Абу аш-Шейх в “Табакъат аль-асбаханйин” 264. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3643.

Шейх Абу-ль-Хасан аль-Мубаракфури сказал: “Смысл хадиса в том, что чтение этой суры в мире этом станет причиной спасения от мучения могилы”. См. “Ми’ратуль-мафатих” 7/231.

А сам Ибн Мас’уд говорил: “Когда умер один человек, к нему пришли ангелы мучений, которые сели у его головы. Им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он читал суру «аль-Мульк». Когда они подошли со стороны ног, им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он выстаивал ночные молитвы, читая суру «аль-Мульк». Когда же они подошли со стороны живота, им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он содержит в себе (выучил) суру «аль-Мульк». И эта сура названа «защищающей», защищающей от мучений могилы! И она в Торе сура «аль-Мульк», и кто прочитает ее ночью, тот поистине, заслужит множество благого”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 8650, аль-Хаким 3/217. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

В другой версии этого сообщения сказано, что Ибн Мас’уд сказал: “Кто читал суру «аль-Мульк» каждую ночь, того Аллах посредством этого защитит от мучений могилы. И мы во время посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) называли эту суру «защищающей» (аль-мани’а)”. ан-Насаи 6/179.

Ученые Постоянного комитета говорили, что это достоинство касается того, кто уверовал в эту суру; постоянно читал ее, стремясь к Лику Аллаха; принимал увещевания и наставления, упомянутые в ней; и жил в соответствии с ней. См. “Фатауа аль-Ляджна” 4/334.

Сура «аль-Кафирун» приравнивается к четверти Корана

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Сура «Скажи: “Он – Аллах, Один…”» приравнивается к трети Корана. А сура «Скажи: “О вы неверные…”» приравнивается к четверти Корана». И пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал эти суры в двух рак’атах утренней Сунны”. Абу Я’ля 5720, ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири, имам ас-Саффарини и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Шарх сулясият аль-Муснад” 2/418, “Сахих ат-таргъиб” 583, «Сахих аль-джами’» 4405.

Чтение суры «аль-Кафирун» является защитой от многобожия

Абу-ль-Хасан ат-Тайми передал, что один человек из числа сподвижников рассказывал: “Как-то в темную ночью я шел вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он услышал, как один человек читал суру: «Скажи: “О вы неверные…”». На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что касается него, то он избавлен от многобожия!»” Ахмад 5/376, Са’ид ибн Мансур 129. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/938.

Чтение суры «аль-Кафирун» перед сном является защитой от многобожия

Однажды Фаруа ибн Науфаль (да будет доволен им Аллах) пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Научи меня тому, что мне говорить, когда я лягу в постель”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читай суру: «Скажи: “О вы неверные…”», поистине, она является защитой от многобожия!» Ахмад 5/456, ат-Тирмизи 3403, Абу Дауд 5055. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 11/125, «Сахих аль-джами’» 292.

Абу Мас’уд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто прочитал ночью суру: «Скажи: “О вы неверные…”», тот заслужил множество благ”. ‘Абдур-Раззакъ 6007, аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 1025. Исследователь книги “Фадаиль аль-Къуран” подтвердил достоверность.

Сура «аль-Ихляс» приравнивается к трети Корана

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил своих сподвижников: «Сможет ли кто-нибудь из вас прочесть треть Корана за ночь?» Это показалось им затруднительным, и они сказали: “Кто же из нас способен на такое, о посланник Аллаха?” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Скажи: “Он – Аллах, Один…”» – это и есть треть Корана»”. аль-Бухари 5015.

Любовь к суре «аль-Ихляс» вводит в Рай

Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что один человек, который был имамом в молитве, всегда любил читать суру «аль-Ихляс». Когда об этом сообщили пророку (мир ему и благословение Аллаха), он спросил его: «Что побуждает тебя читать эту суру в каждом рак’ате?» Он ответил: “Поистине, я люблю эту суру”. На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя любовь к ней введет тебя в Рай!» аль-Бухари 774.

Суры «аль-Фалякъ» и «ан-Нас» защищают от дурного глаза

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху за защитой от дурного глаза джинов и людей до тех пор, пока не были ниспосланы две предохраняющие суры “аль-Му’аууизатан”, а когда они были ниспосланы, он стал читать их, отказавшись от любых иных слов”. ат-Тирмизи 3/267, Ибн Маджах 2/1161. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Суры «аль-Фалякъ» и «ан-Нас» наилучшее, чем можно защищаться

Ибн ‘Абис аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Ибн ‘Абис, не сообщить ли мне тебе о том, что является наилучшим из того, чем прибегают к защите Аллаха?» Он ответил: “Конечно, о посланник Аллаха!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Это две суры: «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета…» и «Скажи: “Прибегаю к Господу людей…». Ахмад 3/143, ан-Насаи 5433. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1104.

Аятов подобных сурам «аль-Фалякъ» и «ан-Нас» не было

‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Разве не видишь ты, что аятов, подобных тем, что были ниспосланы этой ночью, еще никогда не было?! Это «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета…» и «Скажи: “Прибегаю к Господу людей…» Муслим 814.

Чтение последних трех сур Корана трижды по утрам и вечерам защищает от всего плохого

Со слов ‘Абдуллаха ибн Хубайба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Читай “Скажи: “Он, Аллах – Один…”» и две суры “Предохраняющие” по три раза утром и вечером, и это защитит тебя от всего плохого». ат-Тирмизи 3575, Абу Дауд 5082, ан-Насаи 5428. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн Хаджар и аль-Альбани.

Подобного трем последним сурам не было ниспослано в предыдущих Писаниях Аллаха

Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О ‘Укъба ибн ‘Амир! Не научить ли тебя сурам, подобно которым не было ниспослано ни в Торе, ни в Забуре, ни в Инджиле, ни даже в Фуркъане (Коране)? Читай их каждую ночь: «Скажи: “Он, Аллах – Один…”», «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета…» и «Скажи: “Прибегаю к Господу людей…». Ахмад 4/158. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2861.

О чтении трех последних сур после каждой обязательной молитвы

‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне читать “аль-му’аууизат” после каждой молитвы”. Ахмад 4/155, Абу Дауд 1523. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани. См. “ат-Тибьян” 122, “аль-Мизан” 7/254, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1363.

Когда говорится «аль-му’аууизат», то речь идет о трех последних сурах Корана: «аль-Ихляс», «аль-Фалякъ» и «ан-Нас». Когда же говорится «аль-му’аууизатан», то речь идет именно о двух последних сурах: «аль-Фалякъ» и «ан-Нас».

Доводом этому является то, что привел имам аль-Бухари в своем Сахихе, назвав главу так: “Глава о достоинстве «аль-му’аууизат»”. Хафиз Ибн Хаджар об этой главе сказал: “Т.е. «аль-Ихляс», «аль-Фалякъ» и «ан-Нас»”. См. “Фатхуль-Бари” 11/247.

А имам Бадруддин аль-‘Айни о приведенном хадисе от ‘Укъбы сказал: “Речь в нем идет о чтении (после молитвы) трех сур: «аль-Ихляс», «аль-Фалякъ» и «ан-Нас». Доказательством этому служит то, что передавали авторы сборников «ас-Сунан», а также Ахмад, Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, что ‘Укъба сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Скажи: “Он, Аллах – Один…”», «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета…» и «Скажи: “Прибегаю к Господу людей…» Прибегай к защите Аллаха посредством них, ибо никто не обращался за защитой лучшим, чем эти суры». А в другой версии сказано: «Читай после каждой молитвы “аль-му’аууизат”», после чего он перечислил эти три суры”. См. «‘Умдатуль-къари» 20/34.

О достоинствах некоторых аятов

О величайшем имени Аллаха, которое содержится в сурах «аль-Бакъара», «Али ‘Имран» и «Та ха», воззвав которым человек получит ответ на свою мольбу

Аль-Къасим Абу ‘Абдур-Рахман передал со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Величайшее имя Аллаха, посредством которого если воззвать к Аллаху, то получишь ответ на мольбу, содержится в трех сурах: “аль-Бакъара”, “Али ‘Имран”, “Та ха”». Ибн Ма’ин в “ат-Тарих” 10/152, аль-Фарьяби в “Фадаиль аль-Къуран” 184, Ибн Маджах 3856. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 746.

Передав этот хадис, Аль-Къасим Абу ‘Абдур-Рахман сказал: “Я посмотрел в суру «аль-Бакъара» и нашел, что это аят аль-Курси: «Аллах – нет божества, кроме Него…» (аль-Бакъара 2: 255). В суре «Али ‘Имран» – это первый аят: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь» (Али ‘Имран 3: 2). А в суре «Та ха» – это аят: «Лица смирятся перед Живым и Поддерживающим жизнь» (Та ха 20: 111) ”. аль-Хаким 1/506, Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 14/155.

Что касается мнения аль-Къасима относительно аята суры «Та ха», то шейх аль-Альбани сказал об этом: “Я не нашел в пророческих хадисах того, что подтверждало бы это. Но ближе к этому я считаю аят в начале этой суры: «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне» (Та ха 20: 14), потому что это соответствует некоторым достоверным хадисам”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2/372.

Масрукъ рассказывал: “Однажды один человек прочитал перед Ибн Мас’удом (да будет доволен им Аллах) суры «аль-Бакъара» и «Али ‘Имран», и Ибн Мас’уд сказал: «В одной из этих сур есть имя Аллаха, посредством которого если воззвать, то получишь ответ на мольбу, и если попросишь, то тебе будет даровано это». И передатчик этого асара аль-Хасан сказал: “Я считаю, что речь идет об аятах: «Скажи: “О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь. Ты удлиняешь день за счет ночи и удлиняешь ночь за счет дня. Ты выводишь живое из мертвого и выводишь мертвое из живого. Ты даруешь удел безо всякого счета, кому пожелаешь”» (Али ‘Имран 3: 26-27). аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 766. Исследователь этой книги назвал его достоверным.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий» (аль-Бакъара 2: 255).

Аят «аль-Курси» – это самый великий аят Корана

Убай ибн Ка’б (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: «О Абу-ль-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха, является величайшим?» Я сказал: “Это аят, в котором сказано: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь»”. После этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) хлопнул меня рукой по груди и сказал: «Да будешь ты счастлив в знании, о Абу аль-Мунзир!»” Муслим 810.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Не создал Аллах на небесах или земле того, что было бы величественнее, чем аят «аль-Курси»!” Передав эти слова, передатчик Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Дело в том, что аят «аль-Курси» – это слова Аллаха, а слова Аллаха превышают любые Его творения на небесах и земле”. ат-Тирмизи 2884. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Тот, кто читал аят «аль-Курси» после каждой обязательной молитвы, войдет в Рай

Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тому, кто читал аят “аль-Курси” после каждой обязательной молитвы, только смерть воспрепятствует попасть в Рай». ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 100, и Ибн ас-Сунни в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 124. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, аль-Мунзири, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн аль-Къаттан, Ибн ‘Абдуль-Хади, Ибн Хаджар, Ибн Касир, аль-Хайсами, Ибн Касир, Ибн аль-Къайим, Ибн Муфлих, ас-Суюты, ад-Дымьяты, Ахмад Шакир и аль-Альбани.

Тот, кто читает аят «аль-Курси» после обязательной молитвы находится под защитой Аллаха

‘Абдуллах ибн Хасан передал со слов своего отца, который слышал от своего отца (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто прочитал аят “аль-Курси” после обязательной молитвы, будет под защитой Аллаха до следующей молитвы». ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами назвали иснад хадиса хорошим, и с ними в этом были согласны шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Аранут и Шу’айб аль-Аранут. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/148 и “Тахридж Задуль-ма’ад” 1/164.

Чтение аята «аль-Курси» перед сном защищает от шайтана до утра

Сообщается, что однажды, когда Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) охранял собранный закят, он поймал вора, который сказал ему: “Отпусти меня, и я научу тебя таким словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!” Абу Хурайра спросил: “Что это за слова?” Он сказал: “Когда будешь ложиться спать, прочитай “аят Трона” от начала до конца, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!” После этого Абу Хурайра поведал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он – отъявленный лжец!» После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал Абу Хурайре, что это был сам шайтан в облике человека. аль-Бухари 2311.

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не видел я ни кого из тех, кто принял Ислам и кто обладал разумом, чтобы он засыпал, не прочитав аят «аль-Курси»”. Ибн Аби Дауд. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “аль-Футухат ар-раббания” 3/171.

Чтение аята «аль-Курси» по утрам и вечерам защищает от шайтана

Убай ибн Ка’б (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды запасы его фиников уменьшались, и как-то ночью он решил их посторожить. Тогда он увидел кого-то подобного совершеннолетнему юноше на верховом животном, с которым он поздоровался и спросил: “Кто ты, джин или человек?!” Тот ответил: “Джин”. Убай сказал: “Протяни мне свою руку”. Когда он протянул ему свою руку, он обнаружил, что его рука подобна лапе собаки с собачей шерстью. Убай спросил: “Так созданы джины?!” Он сказал: “Джины знают, что нет среди них сильнее меня”. Убай спросил: “Что тебя привело?” Он сказал: “До нас дошло, что ты любишь раздавать садакъа, поэтому мы пришли, чтобы взять у тебя еды”. Убай спросил: “Что нас защищает от вас?” Джин ответил: “Аят «аль-Курси» из суры «аль-Бакъара». Кто прочитает этот аят утром, тот будет защищен от нас до вечера, а тот, кто прочитает его вечером, будет защищен от нас до утра”. Когда рассвело, Убай пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и все ему рассказал, на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Он сказал истину, хоть он и скверный!» ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” 6/239, ат-Табарани в “аль-Кабир” 541, Ибн Хиббан 784. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными. Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” 17012, “Сахих ат-таргъиб” 662.

Подобного последним двум аятам суры «аль-Бакъара» не было даровано никому из предыдущих пророков

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда ангел Джибриль (мир ему) сидел у пророка (мир ему и благословение Аллаха), он услышал раздавшийся сверху звук, поднял голову и сказал: «Этот звук издали врата неба, которые были открыты сегодня, а до сегодняшнего дня не открывались никогда, и через эти врата спустился ангел, который еще никогда не спускался на землю. Он произнес слова приветствия и сказал: “Дарованы тебе два света, которые не были дарованы ни одному из пророков, живших до тебя, так возрадуйся же им! Это сура “аль-Фатиха” и заключительная часть суры “аль-Бакъара”. И что бы из них ты ни прочел, тебе обязательно будет даровано это!»” Муслим 806.

Чтение ночью двух последних аятов суры «аль-Бакъара» достаточны для всего

Со слов Абу Мас‘уда аль-Бадри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто станет читать ночью два последних аята из суры “Корова”, этого будет достаточно». аль-Бухари 4008, Муслим 807.

Имам ан-Науауи сказал: “Сказано, что этого будет достаточно, чтобы заменить ночную молитву (къияму-ллейль), или будет достаточно, чтобы в течение ночи служить человеку защитой от шайтана, или же достаточно для защиты от всего плохого. Эти слова могут содержать в себе все это”. См. “Шарху Сахих Муслим” 6/417.

Шайтан не приблизится к тому дому, в котором читали два последних аята суры «аль-Бакъара» в течение трех ночей

Со слов Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах написал Книгу за две тысячи лет до того, как Он создал небеса и землю, и Он ниспослал из нее два аята, которыми заканчивается сура “аль-Бакъара”. И к тому дому, в котором их будут читать в течение трех ночей, шайтан не приблизится». ат-Тирмизи 2882, аль-Хаким 1/562, аль-Баззар 3296. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1799.

Чтение по утрам и вечерам последнего аята суры «ат-Тауба» достаточно для разрешения проблем мира этого и мира иного

Со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто по утрам и вечерам будет говорить по семь раз: «Достаточно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него. На Него я уповаю, и Он – Господь великого Трона» (ат-Тауба 8: 129) , – тому Аллаха будет достаточно для разрешения его проблем мира этого и мира иного». Ибн ас-Сунни в «‘Амалюль-яуми уа-лляйля» 71. Достоверность хадиса подтвердили шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут и др. См. “Тахкъикъ Задиль-ма’ад” 2/376, “Тахкыкъ ‘Амаль аль-яуми уа-ллейля” 1/122.

حَسْبِيَ اللّهُ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

/Хасбия-Ллаху ля иляха илля ху-уа ‘алейхи тауаккальту уа хууа Раббуль-‘Аршиль-‘Азым/.

Данный хадис также передается со слов самого Абу ад-Дарды, но даже если эти слова принадлежат ему, то подобное он мог взять только от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Хафиз аль-Мунзири сказал: “Можно сказать, что подобное не говорится на основании своего мнения и иджитихада, и что это имеет положение, восходящее к пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ат-Таргъиб” 1/332.

Что же касается добавки, упоминаемой в некоторых версиях этого хадиса: “Несмотря на то, сказал он эти слова будучи правдивым или лживым”, то это добавка недостоверна, о чем сказали хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/261, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 5286.

Речь идет об аяте о пророке Юнусе (мир ему), который воззвал с покаянием к Аллаху, когда находился в чреве кита: «Помяни также человека в рыбе (Юнуса), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: “Нет божества, кроме Тебя. Преславен Ты! Поистине, я был из числа несправедливых”» (аль-Анбия 21: 87).

Мольба пророка Юнуса (мир ему) избавляет от горя и бедствия

Со слов Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли мне вам о мольбе, которая избавит человека от горя или бедствия, которое может случиться с ним в мире этом? Это мольба Зу-Ннуна (Юнуса): “Нет божества, кроме Тебя. Преславен Ты! Поистине, я был из числа несправедливых”». аль-Хаким 1/505, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Фарадж ба’да аш-шидда” 10. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2605.

لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

/Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина-ззалимин/.

Произнесение мольбы пророка Юнуса (мир ему) является причиной ответа на мольбу

Со слов Са’да сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба Зу-Ннуна (Юнуса), которую он произнес, находясь в чреве кита: “Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина-ззалимин”. Какой бы мусульманин ни попросил посредством этой мольбы что-либо, ему обязательно будет дан ответ!» ат-Тирмизи 3505. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани. См. “аль-Футухат ар-раббания” 4/11, “аль-Ахкам ас-сугъра” 899, «Сахих аль-джами’» 3383.

Абу Зумайль рассказывал: “Однажды я спросил у Ибн ‘Аббаса: “Я чувствую что-то в сердце своем”. Он спросил: “Что именно?” Я сказал: “Клянусь Аллахом, я не могу говорить об этом”. Он спросил: “Это что-то из сомнений?”, при этом он улыбнулся и добавил: “Никто не избавлен от этого, ведь Аллах Всевышний в Коране сказал (пророку): «Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе сомневающихся» (Юнус 10: 94). И Ибн ‘Аббас добавил: “Если ты обнаружишь в своей душе что-либо из этого (сомнений), то скажи: «Он (Аллах) – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший, и Он знает о всякой вещи»” (аль-Хадид 57: 3). Абу Дауд 5110. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим. См. “аль-Азкар” 144, “Сахих ат-таргъиб” 1614.

هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

Следует отметить, что аят: «Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе сомневающихся», не указывает на то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сомневался в том, что ниспослал ему Всевышний Аллах. Нет, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым убежденным из рабов Аллаха. Это подобно другим словам Всевышнего: «Скажи: “Если бы у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться (ему)”» (аз-Зухруф 43: 81). Разве из этого следует, что у Аллаха есть сын?! Конечно же нет, ибо это пример для обучения. Точно также и слова Аллаха: «Не будь же в числе сомневающихся» не указывают на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сомневался, поскольку запрет на что-либо не указывает на наличие этого. Это подобно словам Аллаха: «Да не отвратят они (неверные) тебя от аятов Аллаха после того, как они были ниспосланы тебе. Призывай к своему Господу и не будь из числа многобожников» (аль-Къасас 28: 87). Ведь данный запрет не указывает на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был из числа многобожников! См. “Усуль фи-ттафсир” 33.

Следует отметить, что относительно достоинств прочтения всего Корана нет ничего достоверного от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Конечно, есть множество хадисов на эту тему, однако все они недостоверные. Но, тем не менее, о достоинствах завершения чтения всего Корана достоверно передается от саляфов во главе со сподвижниками, и нет сомнения, что эти сообщения имеют положения марфу’, т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не говорили от себя о вопросах награды и достоинствах за то или иное поклонение, или о сокровенных вещах.

Са’д ибн Аби Уаккъас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если человек завершит чтение всего Корана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до самого утра, а если он завершит чтение Корана в конце ночи, то ангелы будут молиться за него до самого вечера”. ад-Дарими 2/561.

Имам ад-Дарими, который привел это сообщение, назвал его хорошим, и имам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб назвал иснад его хорошим. См. “Адаб аль-маши иля-ссаля” 19.

Однако относительно достоверности этого асара было разногласие среди имамов, а хафиз Ибн Хаджар называл его слабым. Но все же с таким же смыслом подобное передается с достоверными иснадами от некоторых таби’инов.

Сабит аль-Бунани рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) завершал чтение всего Корана, он собирал своих детей и членов семьи и обращался к Аллаху с мольбой”. Са’ид ибн Мансур 1/140, Ибн ад-Дарис в “Фадаиль аль-Къуран” 78. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность иснада.

Муджахид говорил: “Во время завершения чтения всего Корана они (сподвижники) собирались вместе и говорили: “Нисходит милость!” Ибн Аби Дауд в “аль-Масахиф”. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “ат-Тибьян фи адаб хамалят аль-Къуран” 74, “Натаидж аль-афкар” 3/177.

Аль-Хакам ибн ‘Утайба рассказывал: “Однажды Муджахид и ‘Абда ибн Аби Любаба послали за мной, и когда я пришел, они сказали: “Мы послали за тобой по той причине, что хотели завершить чтение Корана, а было сказано, что поистине, мольба после завершения Корана не отвергается”. Абу ‘Убайд в “Фадаиль аль-Къуран” 103, Ибн ад-Дарис в “Фадаиль аль-Къуран” 1/75, аль-Фарьяби в “Фадаиль аль-къуран” 88. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “аль-Азкар” 119, “Натаидж аль-афкар” 3/177.

И имам аль-Бухари говорил: “При каждом завершении прочтения Корана мольба не отвергается”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2066.

Исходя из упомянутых сообщений нам стало ясно, что завершение прочтения всего Корана – это желательное время для мольбы, и что в это время нисходит милость Аллаха, и что ангелы обращаются до утра или вечера за прочитавшего Коран с мольбами, и что нет ничего порицаемого в том, чтобы собираться в этот момент.

И даже если бы не было ничего достоверного о достоинстве завершении чтения всего Корана, то достаточно было бы для этого лишь одного известного хадиса: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква». ат-Тирмизи 2910, аль-Байхакъи в «аш-Шу’аб» 4/548. Имам ат-Тирмизи, имам Ибн Къудама, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Ахкам ас-сугъра” 901, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3327, “Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” 8/498.

Сообщается, что Муджахид сказал: “То, что мы сосчитали в Коране – это триста двадцать одна тысяча и сто восемьдесят букв”. А ‘Ата ибн Ясар о количестве букв Корана сказал: “Триста двадцать три тысячи и пятнадцать букв”. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/89.

Свят Аллах, как же безгранична щедрость Всевышнего Аллаха! Ведь прочитав весь Коран, в котором более 320000 букв, тогда как за каждую букву Аллах воздаст в десятикратном размере, мусульманин может получить награду более чем в три миллиона двести тысяч!

Но следует отметить, что нет какой-либо определенной мольбы после завершения чтения Корана, и строго выбранное произнесение определенных мольб после прочтения Корана многие имамы называли нововведением. По этому мусульманину следует взывать с любыми различными мольбами к Аллаху в это время.

Также имамы разногласили относительно завершения в Рамадане чтение всего Корана непосредственно в ночных молитвах и обращением к Аллаху с мольбами в «ду’а къунут». Имам Малик порицал подобное, а имам Ахмад не видел в этом ничего плохого, как это передал от него Фадль ибн Зияд. См. “аль-Мугъни” 3/396.

Но даже если кто-то и последует мнению имама Ахмада, то не следует этим злоупотреблять, ведь подобное не передается ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Каково постановление относительно мольбы после завершения Корана во время ночной молитвы в месяц Рамадан?», шейх ответил: “Я не знаю относительно завершения чтения Корана в ночной молитве в месяц Рамадан установленной Сунны от пророка (мир ему и благословение Аллаха) или сподвижников. Максимум, что передается об этом, это сообщение от Анаса, что когда он прочитывал весь Коран, то собирал членов своей семьи и обращался к Аллаху с мольбами. И это было не во время молитвы”. См. “Фатауа аркан аль-Ислям” 354.

Источник

Читайте также:  Победа ко тко что это значит
Оцените статью