Что значит авторская школа

АВТОРСКАЯ ШКОЛА

в Рос. Федерации и др. республиках экспериментальное уч.-воспитат. учреждение, деятельность к-рого основана на ведущей психол.-пед. концепции, разработанной автором или ангорским коллективом. Термин «А. ш.» употребляется с кон. 80-х гг., тем не менее корни этого пед. явления уходят в традиции мировой педагогики. Авторскими, по существу, были воспитат. заведения И. Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Кор-чака, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, школы В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинского, Ф. Ф. Брюховец-кого, Т. Е. Конниковой и др.

Возникновение А. ш. связано с активизацией в СССР кон. 80-х гг. обществ.-пед. движений. Проекты А. ш. впервые выдвинуты на конкурсе, проведённом «Учительской газетой» в 1987. Основываясь на анализе пед. опыта, авторы проектов А. ш. стремились формулировать самобытное видение возможностей для развития сов. школы, прежде всего на путях её поворота к личности ребёнка. В результате трёх туров обществ.-гос. экспертизой из 250 проектов отобрано 6 (В. С. Библера, Н. П. Гузика, E. M. Ерё-миной, Д. А. Лебедева, С. А. Марьясина, В. Н. Тубельского). В авг. 1988 соответствующим уч. заведениям присвоено звание «А. ш.».

А. ш. различают не только по именам их создателей и руководителей, но также и по обобщающим названиям филос. и психол.-пед. идеи, лежащей в основе воспитательной системы: чшкола диалога культур» (Библер, С. Ю. Курганова), «школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (Тубельский).

Читайте также:  Что значит пренебрегая сопротивлением воздуха

Сущность эксперимента в А. ш. может состоять в поиске новых, отличных от существующей практики, целей образования; нового содержания образования при сохранении его традиц. целей; новых пед. технологий при сохранении существующих целей и содержания; новых форм организации уч. процесса и воспитат. коллектива.

Процессу становления А. ш. присущ ряд особенностей, отличающих его от сложившейся практики опытно-эксперим. пед. работы. Сформировавшаяся у автора концепция и первонач. проект её реализации впоследствии дополняются и в определённой мере изменяются коллективом педагогов. Как правило, вначале это небольшая группа единомышленников, к-рая разъясняет смысл проекта, вовлекая в его обсуждение расширяющийся круг педагогов, учащихся и родителей. Осознание личной причастности к выработке целей, содержания и средств воспитат. деятельности переводит педагогов и учащихся из объектов эксперимента в его субъектов, развивающихся в процессе накопления коллективного и индивидуального опыта. А. ш. создаются, как правило, на базе уже существующих пед. и детских коллективов. Этим коллективам необходимо определённое время для освоения новых форм работы, для перехода в «режим развития». Поэтому вначале естественной является своеобразная «примерка» на себе новых идей и форм деятельности каждым педагогом, учащимся, а также родителями. Такой период самоопределения неизбежен; естественны и конфликты, которые могут разрешаться только при выявлении содержательных основании возникших противоречий.

Реализация авторских проектов требует соответствующего науч. обеспечения. В А. ш. предусмотрены спец. должности исследователей. Роль науч. работника здесь характеризуется близостью науч.-пед. взглядов создателя А. ш. и учёного; совм. деятельностью учёного и учителя (воспитателя) в процессе урока, в разл. формах внеурочной работы, а также в проблемных группах педагогов. Исследователь призван дать научную интерпретацию деятельности педагога. В А. ш. особое значение придаётся работе пед. коллектива с родителями и общественностью, т. к. идеи автора и средства их достижения в силу их новизны не всегда могут вытекать из сложившегося запроса общества и адекватно восприниматься.

Читайте также:  Что значит кредит отменен

Путь коллективного поиска, пройденный А. ш. в режиме экспериментирования, неповторим и уникален. Опыт А. ш. не может быть использован в практике других уч. заведений, если педагогами не принята гл. концепция, лежащая в основе проекта.

А. ш. является одним из типов эксперим. площадки. Статус такой площадки присваивается соответствующим органом гос. управления нар. образования после проведения специальной обществ.-гос. экспертизы соответствующей заявки. Статус экспериментальной площадки даёт право на своеобразное построение уч.-воспитательного процесса, новой структуры учреждения, на особую оплату пед. труда, приоритет в материально-техн. снабжении.

Лит.: Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Новый человек и школа будущего, М., 1989; С и д о р-кин А. М., Пособие для начинающих Робеспьеров, М., 1990. А. Н. Тубельский.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Источник

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы

Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг. Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992).

Отличия авторской школы от традиционной содержатся в концепциях и практике авторской школы. Концепции авторских школ строятся на противопоставлении практике традиционной школы, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.

Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:

1) по именам их создателей – «школа В. А. Караковского», «школа Е. А. Ямбурга»;

2) по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганов, «школа развивающего обучения» ( В. В. Давыдов), «школа самоопределения» ( А. Н. Тубельский) и др.

Термин «авторская школа» применяют и к известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («школа А. С. Макаренко», «школа В. А. Сухомлинского» и др.).

Рассмотрим, например, «школу А. С. Макаренко». Он создал два образцовых педагогических учреждения – колонию имени А. М. Горького и коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. В колонию и коммуну поступали тысячи правонарушителей и беспризорных, жизнь которых необходимо было организовать. Поэтому и путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя неотделим от пути педагога-практика.

Главным же вкладом А. С. Макаренко в педагогическую науку стала разработанная им теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом он называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей. Построением такого коллектива А. С. Макаренко занимался и в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, и в колонии имени А. М. Горького. В конечном итоге педагог добился того, что детско-юношеский коллектив жил и действовал самостоятельно, опираясь на «негласные» законы своего сообщества. Такой коллектив был организован из отрядов, формировавшихся согласно интересам ребят и их командиров. Благодаря тому, что командиры менялись каждые 2–3 недели, каждому воспитаннику довелось не раз побывать на этом месте и научиться справляться с соответствующими обязанностями.

Роль учителя (руководителя) – это роль организатора, задача которого правильно организовать детскую жизнь, детский коллектив и правильно руководить его жизнью. В коммуне, возглавляемой А. С. Макаренко, любой воспитанник мог «спорить» с самим заведующим коммуны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.Основные направления:1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип принцип

АВТОРСКИЕ КОММЕНТАРИИ

АВТОРСКИЕ КОММЕНТАРИИ 1. Идиографический и номотетический аспекты индивидуальности относятся соответственно к качественному и количественному аспектам анализа индивидуальности (подробнее см. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Эксмо, 2006; Либин А.В.

Школы, ярлыки, эго, авторские права, деньги

Школы, ярлыки, эго, авторские права, деньги При попытке дать определение «глубинной психологии» сбивает с толку, помимо прочего, то обстоятельство, что за последние десятилетия рухнули теоретические границы между ее школами, объединяющими последователей Фрейда, Юнга,

53 ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ

53 ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ ФункционализмВильям Джемс (1842–1910) утверждал, что внутренний опыт человека – это не череда элементов, а поток сознания, его отличает субъективная избирательность (способность неизменно осуществлять выбор). Он предложил концепцию, в соответствии с

Экологические школы

Экологические школы В идеале школьные экологические программы не будут ограничиваться учебным расписанием или походами; они затронут и изначальный внешний вид новой школы, и переоборудование старой с игровыми площадками, основным принципом дизайна которых станет

ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс

ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс Жизнь Вильгельма Райха (1897–1957) была полна взлетов и падений. Начинал он у Фрейда и был его первым клиническим ассистентом в 1922 г., а в 1924 г. стал директором Семинара по психоаналитической терапии. В 1927 г. у него возникли

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ИЛЛЮСТРАЦИИ

АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ИЛЛЮСТРАЦИИ 1 Bubbles/Katie van Dyck;2 Robertharding.com/Sylvain Grandadam;3 Rex Features/Erik Pendzica;4 Robertharding.com;5—7 Desmond Morris;8 Travel Ink/Kevin Nicol;9 ImageState/AGE Fotostock;10 Paul Doyle;11 Rapho/Laurence Kourcia;12 Moviestore Collection;13 Rex Features/Munawar Hosain;14 Moviestore Collection;15 Hutchinson Picture Library/Philip Wolmuth;16 Impact/Michael Mirecki;17 Paul Doyle;18 Hutchinson Picture Library/Kerstin Rodgers;19

Базис школы

Базис школы Когда ребенок читает слова на табличках, лежащих подле соответствующих предметов, – мы это называем интуитивным чтением. Заметим, что он их может прочесть, даже не зная шрифта, не зная букв. Магическая сила? Результат предварительной работы с подвижным

Истина школы

Истина школы Что умеет и чего не умеет Школа?Школа умеет любить и воспитывать любовь.Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.Школа умеет созидать и

Страсти по «пилату» Авторские комментарии к роману «Понтий Пилат»

Страсти по «пилату» Авторские комментарии к роману «Понтий Пилат» Теперь наступает черёд логических «Комментариев» к образному «Понтию Пилату» — читатели, насладившиеся первыми двумя томами «КАТАРСИСа», этого стиля, верно, уже заждались.Будет всё, праздник мысли

Источник

Признаки и функции авторских школ

Авторские школы стали появляться на первых этапах развития школы как учреждения образования. К ним можно отнести Академию Платона и Ликей Аристотеля, «Дом Радости» Витторино де Фельтре, «Учреждение для бедных» в Нейгофе И.Ф. Песталоцци, Яснополянскую школу Л.Н. Толстого и др. Но только в двадцатом веке они становятся значимым фактором в развитии системы образования.

Термин «авторская школа» часто употребляется в отечественной педагогике наряду с такими понятиями, как «инновационная школа» и «экспериментальная школа». Анализ данный понятий проведен в исследовании Т.В. Цырлиной.

Главными составляющими инновационной школы выступают:

  • успешно реализуемый педагогический эксперимент;
  • отличие жизнедеятельности от массовой школы;
  • формулировка иной философии школы;
  • роль и значение деятельности директора;
  • творческий характер деятельности педагогов;
  • более благоприятные условия для обучения и развития учащихся;
  • «тиражируемость» результатов.

Так, отечественный исследователь М.М. Поташник определяет инновационные школы как «образовательные учреждения, созданные на основе системных нововведений (в целях, содержании образования, технологиях, организации учебно-воспитательного процесса и, естественно, на основе новой системы управления)», подчеркивая тем самым их главный признак – новизну.

В начале 90-х гг. Ассоциация инновационных школ и центров расширяет набор факторов, составляющих сущность инновационной школы – это реализация иной, чем в массовой практике, модели организации детской жизни, отличной от традиционного содержания образования; иное содержание труда педагогов, направленное на развитие творческих черт личности учителя и его личной ответственности за результаты своего труда (А.Г. Каспржак, М.В. Левит).

В экспериментальных школах акцент переносится на роль и значение эксперимента, а по уровню новизны эти школы занимают как бы второй ряд после инновационных. В современной литературе наряду с термином «экспериментальная школа» используется понятие «экспериментальная площадка», однако существенных различий в их значении не наблюдается.

«Экспериментальная площадка» как звание может быть присвоено школе, что выступает еще одним признаком такого типа учреждений.

Основные задачи образовательной организации – экспериментальная площадка:

  • организация и проведение опытно-экспериментальной работы по актуальным направлениям развития образовательной системы района, города;
  • разработка проектов нормативно-правовых документов, методических материалов, рекомендаций, отражающих опыт решения проблем по заявленной тематике.

В качестве результатов деятельности ОУ – экспериментальная площадка должно представить на независимую экспертизу программы, педагогические технологии, алгоритмы профессионально-педагогической деятельности, другие методические материалы, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы, и аналитические материалы, подтверждающие эффективность представленной продукции.

В соответствии с классификацией инновационных школ, предложенной Э. Днепровым, включающей:

  • авангардные, «пилотные» школы и школы-лаборатории;
  • экспериментальные и опытно-экспериментальные школы;
  • поисковые, «продвинутые» школы, авторские школы по определению и имеющимся характерологическим признакам входят в первую подгруппу, занимая в ней лидирующее место.

Перейдем к характеристике определения рассматриваемого понятия «авторская школа». В разных источниках выделены ее признаки:

  • наличие собственной оригинальной программы действий и устойчивые положительные результаты (В.А. Караковский, 1993);
  • стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем (А. Адамский);
  • наличие педагога-лидера, директора-автора;
  • сформулированная концепция школы;
  • существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики (А.М. Сидоркин, 1992).

В определении российской педагогической энциклопедии понятие «авторская школа» рассматривается в качестве экспериментального учебно-воспитательного учреждения, имеющего следующие признаки:

  • философская и психолого-педагогическая идея школы;
  • наличие имени создателя в названии;
  • включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции.

Проведенный анализ дал основания выделить Т.В. Цырлиной ряд компонентов, отражающих трактовку авторской школы в отечественной педагогической литературе:

  • наличие автора, лидера педагогического коллектива;
  • сформулированная автором концепция школы;
  • поисковый характер деятельности, осуществление эксперимента;
  • синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий;
  • творческий характер жизнедеятельности;
  • включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции;
  • устойчивость и стабильность результатов.

Этот список позволяет выделить черты, которые отличают авторские школы от инновационных или экспериментальных: наличие лидера-автора; устойчивость и стабильность результатов, мировоззренческая концепция (например, антропософская идея или концепция «справедливых сообществ») с инновационными технологиями.

В зарубежной педагогике существуют категории, близкие понятию «авторская школа», из которых наиболее устоявшейся является категория «эффективная школа», имеющей несколько десятков определений. Остановимся лишь на двух наиболее известных.

В первом выделяются следующие факторы эффективности:

  • акцент на достижении значительных учебных результатов;
  • высокий уровень ожиданий;
  • единство мнений педагогов в отношении основных целей школы;
  • выработка единой общей линии поведения учащихся;
  • обеспечение четкой работы каждого класса;
  • частые поощрения и похвала;
  • распределение обязанностей и ответственности среди большинства учащихся;
  • благоприятное окружение;
  • открытая демонстрация заботы о личности каждого конкретного ученика (Rutter, 1979).

Некоторые из перечисленных факторов, отмечает Т.В. Цырлина, перекликаются с известными у нас определениями авторской школы. Это и ориентация на высокую результативность, и благоприятная среда, и приверженность педагогов общим целевым установкам школы.

Это, например, наличие директора-лидера, энергичного и обладающего видением будущего, способного подвигнуть педагогов и учащихся на выполнение стоящих перед школой задач, тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов; активное включение родителей и представителей местной общины в процесс улучшения деятельности школы (Ригкеу, Smith, 1983).

На основе анализа отечественной и западной литературы, посвященной авторским школам, Т.В. Цырлина выявила наиболее существенные признаки авторской школы, основными из которых являются первых три:

  • субъектная роль создателя, влияние личности которого сказывается на всем укладе школы и позволяет организовать детское учреждение, существенно отличающееся от массовой практики;
  • четко разработанная и последовательно реализуемая оригинальная концепция, формирующая определенную философию и «миссию» школы;
  • специфическая культура школы, создаваемая и окрашенная ведущей системой ценностей, атмосферой сотрудничества и общинным характером взаимоотношений и творческими видами жизнедеятельности;
  • создание наиболее благоприятных условий для формирования личности ученика по заданной модели, несущей на себе отпечаток внутренней среды школы;
  • профессионально-личностные особенности педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей;
  • установка на превращение учащихся и их родителей в субъекты реализации авторской концепции;
  • стабильно устойчивые и долговременные положительные результаты деятельности.

Автором сформулировано следующее определение авторской школы.

Среди названных признаков авторской школы важнейшим является понятие «культура школы», определяя главное содержание и направленность авторской школы, ее специфику. Именно в культуре школы объективируется субъектная позиция автора, творца, лидера.

Процесс становления и развития авторских школ в реальном педагогическом пространстве связан с такими категориями, как культура и смежных с ней понятиях: этос, климат, атмосфера, «скрытый курс обучения».

Функции авторских школ:

  • яркая пропаганда гуманистических ценностей и приоритета личностно-ориентированной педагогики, реально осуществляемой в практической педагогической деятельности;
  • более высокий уровень воспитания, который определяется сотрудничеством и партнерством всех субъектов учебно-воспитательного процесса, приближающего авторские школы к школам общинного типа и делающего их «школами качества»;
  • содержательное приращение и реальное воплощение избранных доминантных ценностей в педагогическом процессе, порождение новых технологий типа «коллективного творческого дела», «проигрывания культурных эпох», «погружения в предмет» с созданием условий для рождения «эффективной школы»;
  • создание притягательного аналога, позволяющего, с одной стороны, соотносить собственную педагогическую деятельность с высоким эталоном, а с другой – содействовать самоопределению директоров и педагогов школ, работающих в режиме развития, и тем самым служить «школой-магнитом»;
  • создание условий для творческого поиска и профессионального роста учителей, развитию массового инновационного мышления.

Такая школа самим фактом своего существования опережает педагогические традиции настоящего и выводит педагогов и школы в иные временные поля, создает основания для формирования «школы будущего».

В целом гуманистические авторские школы служат подлинными защитниками детей и детства, способствуют качественному изменению обучения и воспитания, имеют позитивный творческий потенциал для дальнейшего развития.

Источник

Оцените статью