Что значит аутсорсинг персонала

Что представляет собой аутсорсинг персонала

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

В каждой компании потребностям нанимателя в получении высококачественных трудовых ресурсов противостоит задача минимизации всех видов затрат и рисков, связанных с качеством и стоимостью труда. Увеличение стоимости труда не всегда влечет за собой пропорциональное повышение производительности, поэтому руководство компаний заинтересовано в новых эффективных решениях проблемы, одним из которых может стать аутсорсинг.

Понятие термина

Возникшее от английских out («вне») и source («источник») слово «аутсорсинг» в буквальном переводе означает использование сторонних ресурсов (источников).

Термин подразумевает под собой исполнение нанятым агентством ряда функций или бизнес-задач, которые не включены в основную деятельность заказчика, но необходимы для обеспечения полноценного функционирования предприятия.

В широком понимании словом обозначают аренду функций организации.

Предприятие покупает услугу у стороннего исполнителя, выполняющего для него непрофильные задачи, такие как обслуживание компьютерных систем, уборка помещений, бухгалтерия, юриспруденция, маркетинговые исследования.

По отношению к персоналу понятие означает аренду труда определенных лиц, в ходе которой некоторые функции предприятия передаются для выполнения сотруднику, который не числится в штате работодателя и не связан с ним прямым договором.

Причины и преимущества кадрового аутсорсинга

Необходимость использования аутсорсинга персонала может быть следствием ряда причин, связанных с лимитом на увеличение штатов (переводящим деятельность из малого в средний бизнес), сезонным характером работ, отпусками сотрудников, оптимизацией административной нагрузки.

Читайте также:  Быть золушкой что это значит

Аутсорсинг применительно к персоналу компании служит для повышения качества выполняемых работ и управляемости сотрудников, понижая риск некорректного поведения в ходе осуществления двойного контроля.

Преимущества, получаемые руководством компании в результате аутсорсинга, можно поделить на несколько видов:

  1. Административные выгоды, в числе которых:
    • уменьшение расходов на кадровое делопроизводство и анализ профессиональных качеств принимаемых сотрудников до оформления трудового контракта;
    • отсутствие сложностей с профсоюзными организациями;
    • оперативное регулирование исполнителей (количество, состав) на отдельных объектах и отсутствие вынужденного простоя.
  2. Экономические в виде:
    • возможности сохранения (получения) статуса малого предприятия;
    • использования упрощённой системы налогового учета и льгот по налогообложению;
    • перераспределения бюджетных статей, связанных с расходами;
    • сокращения затрат на выплату компенсаций;
    • возможности сосредоточения ресурсов на основном бизнесе, повышения за счет этого инвестиционной привлекательности предприятия и увеличения показателей выработки на одну штатную единицу;
    • оптимизации административных трат на сотрудников, привлечения специалистов для организации максимально эффективной деятельности или определенного процесса.
  3. Правовые в виде:
    • снятия части юридической ответственности за работников, а также социального блока;
    • отсутствия формальных обязательств перед работниками;
    • отсутствия судебных и иных разбирательств по трудовым спорам;
    • помощи в поиске сотрудников на вакантные должности;
    • получения профессиональных консультаций по налоговым и трудовым вопросам.

Аутсорсинг персонала удобен как крупным, так и мелким предприятиям. Разница лишь в объеме перераспределяемых функций и конечных целях.

Недостатки

Возможные недостатки аутсорсинга:

  • сотрудники таких компаний могут иметь низкие профессиональные качества, и выяснить это удастся только в процессе работы;
  • существует риск утечки важной информации, которая может составлять коммерческую тайну;
  • риск шаблонного выполнения работы и неправильного понимания того, что нужно каждой конкретной компании;
  • сотрудников-аутсорсеров сложнее контролировать.

Каких сотрудников можно «брать в аренду»

В небольших компаниях проблематично (затратно) содержать в штате некоторых «узких» специалистов. Поэтому организация передает функции по подбору офисного персонала, обучающим мероприятиям, кадровому делопроизводству и бухгалтерским расчетам.

Крупные предприятия выводят в отдельный сектор аналогичные работы, не связанные с основным бизнесом и касающиеся подбора штата и документооборота по кадрам, расчетов (заработной платы, бюджетных отчислений), обучения, развития.

К сведению! Если основной целью компании является освобождение от рутинных процедур и экономия рабочего времени, то наиболее подходящим будет аутсорсинг документооборота (кадрового) и расчетов.

При намерении внедрить стабильное обучение работников поможет специальная программа по развитию, включающая семинары, тренинги и иные командообразующие мероприятия. Для проведения независимой оценки и подготовки адаптированной мотивационной системы потребуется привлечение консалтинговой компании.

К примеру, процедура подбора персонала представляет собой постоянный и трудозатратный процесс, предусматривающий поиск кадров для замены при текущем выбытии и эксклюзивный подбор топ-персонала. Эта работа может быть отдана специализированной структуре (за абонентскую оплату), а сотрудники кадровой структуры смогут усилить деятельность по своему ключевому направлению – работе со штатными сотрудниками.

Таким же способом можно оптимизировать штат бухгалтерии и разгрузить бухгалтеров от рутинных работ, передав расчеты по заработной плате, компенсациям или льготам сотрудников аутсорсинговой организации.

Важно! К выбору аутсорсера следует подходить серьезно. Если исполнитель внезапно откажется от сотрудничества по разным причинам (банкротство, недобросовестность), компании-заказчику придется срочно искать иных партнеров, вводить их в ситуацию либо самостоятельно исполнять функции, прежде переданные на аутсорсинг. В последнем случае отсутствие необходимых навыков и знаний может привести к временному снижению контроля над некоторыми бизнес-процессами и ухудшению качества работ.

До обращения к услугам внешней компании следует провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков деятельности за счет внутренних ресурсов и привлеченных исполнителей, а также изучить рынок предложений по аутсорсингу персонала.

Оформление договора

Регулирование взаимоотношений на рынке аренды труда выполняется на основе специального договора аутсорсинга. Правовое регулирование отношений подобного типа отсутствует, тем не менее процедура подготовки и оформления контракта требует тщательной подготовки.

При составлении документа с максимальной детализацией должны отражаться:

  • квалификационные требования к персоналу;
  • временные рамки по предоставлению и замене работников;
  • процедуры вхождения и выхода из проекта, непосредственно исполнения трудовых функций;
  • ответственность стороны-исполнителя за качество труда предоставленных сотрудников;
  • соблюдение приватности (коммерческой тайны), неразглашение конфиденциальных сведений;
  • штрафные санкции (к примеру, при досрочном расторжении соглашения).

Положения, касающиеся вознаграждения за результаты деятельности, должны формулироваться с учетом НК РФ (раздел V). Нужно указывать стоимость услуг исполнителя в денежном выражении, включая пункт о НДС. Изменение размера платы при изменении объема услуг фиксируется дополнительным соглашением к договору.

В ст. 779 и 781 ГК РФ указывается на обязательное отражение в договорах обязанности исполнителя по оказанию услуг по заявке заказчика (в детализированном виде) и обязанности заказчика по оплате услуг исполнителя.

В тексте договора должна использоваться терминология Налогового и Гражданского Кодексов РФ. В качестве основы при заключении сделки рекомендуется использовать договора по возмездному оказанию услуг, требования к которым изложены в ГК РФ (ст. 39, ст. 779).

Важно! В РФ законодательно запрещен заемный труд, но разрешена деятельность по предоставлению персонала (ФЗ «116, 05.05.2014). Понятие аренды по ГК РФ распространяется только на имущество. Поэтому в договоре нельзя указывать «аренда сотрудников», следует писать «предоставление персонала», что подразумевает обычную хозяйственную операцию.

Резюмируем

Благодаря договору аутсорсинга заказчик получает возможность сосредоточить внимание, ресурсы и деятельность на эффективном выполнении главных задач, передав выполнение второстепенных работ работнику компании-исполнителя. Результатом оптимальной организации деятельности выступают уменьшение издержек и увеличение рентабельности деятельности предприятия.

Источник

Что такое аутсорсинг персонала

Аутсорсинг персонала только начинает набирать обороты в России. Некоторые относятся к нему насторожено и считают, что лучше все делать собственными силами. Но аутсорсинг – это перспективное направление: он экономит деньги на содержание штата персонала, время на погружение в незнакомую задачу, средства на обучение кадров новому навыку.

Как и у любого явления, у аутсорсинга есть свои тонкости, плюсы и минусы. Расскажем о них подробнее.

Что такое «аутстаффинг» и «аутсорс»

До недавнего времени понятия «аутсорсинг» и «аутстаффинг» подменяли друг друга и стали чуть ли не синонимами. Однако их следует различать, все просто:

  1. Аутсорсинг персонала – это передача части функций компании сторонней организации. Сотрудники, которые решают поставленные задачи, продолжают работать в своей фирме и находятся в подчинении компании-исполнителя.
  2. Аутстаффинг – это когда компания-исполнитель на время передает своих сотрудников в штат компании-заказчика. Тут уже работники в подчинении у фирмы-заказчика, хоть и не связаны с ним трудовым договором.

Давайте рассмотрим на конкретном примере. Допустим, есть небольшое предприятие, которое производит свою линейку косметики: шампуни, мыло, гели для душа, скрабы. Предприятие направляет все свои силы на разработку новых формул, повышение качества, увеличение объемов производства и так далее, а проблемы логистики и маркетинга делегирует сторонней организации. Это аутсорсинг. Причем компании-производителю не обязательно знать в лицо конкретных сотрудников, которые занимаются логистикой и маркетингом.

Продолжим тему косметической продукции: есть парфюмерно-косметический салон, в котором решили устроить предновогодние распродажи. В такой период ажиотажа не хватает работников: консультантов, супервайзеров, продавцов. Салон решает обратиться за помощью к сторонней организации и берет в «аренду» недостающий персонал на определенный срок. Таким образом, нанятые работники трудятся на территории компании-заказчика, но при этом они связаны трудовым договором со своей организацией. Это аутстаффинг.

Обратите внимание, что договор аутстаффинга не может быть заключен больше, чем на 9 месяцев.

Таким образом, когда требуется выполнить разовые, временные работы, когда не хватает трудовых ресурсов – выручает аутстаффинг. Аутсорсинг же подходит для более длительных задач. Ниже мы еще вернемся к видам аутсорсинга и, рассмотрим, где его чаще всего применяют.

Законодательные основы

Только с 2016 года аутсорсинг и аутстаффинг начали регулироваться законодательно. До этого момента их свободно применял крупный и малый бизнес.

1 января 2016 года в Трудовой кодекс РФ было внесено изменение – новая глава №53.1. Внесены поправки и в другие нормативно-правовые акты. Теперь договоры аутстаффинга и понятие аренды персонала запрещены. Однако появился другой термин – «деятельность по предоставлению труда персонала». Это понятие практически легализует аутстаффинг, но с некоторыми ограничениями.

Право на осуществление деятельности по предоставлению труда персонала принадлежит аккредитованным частным агентствам занятости и некоторым другим организациям.

Руководитель частного агентства занятости «Кадровичек» решает оказывать услуги аутстаффинга – для этого нужно пройти аккредитацию. И вроде бы «Кадровичек» соответствует всем требованиям:

  • уставный капитал – 1 млн рублей;
  • нет задолженностей по уплате налогов;
  • у руководителя есть высшее образование, двухлетний стаж на должности «руководитель отдела кадров», нет судимостей.

Но вот приходит юрист, проверяет документы и находит неприятный момент: «Кадровичек» использует упрощенную систему налогообложения. С 2016 года в Налоговом кодексе РФ четко написано, что частным агентствам занятости нельзя использовать «упрощенку», если хотят осуществлять услуги по предоставлению труда персонала.

Тогда руководитель агентства дает указание перейти на общий режим налогообложения, проходит аккредитацию и начинает оказывать запланированные услуги.

Кроме частных агентств занятости, предоставлять труд работников могут юридические лица в следующие компании:

  • аффилированные организации;
  • акционерные общества;
  • юридическим лицам – сторонам акционерного соглашения с направляющей стороной.

С аутсорсингом дела обстоят легче. Когда руководитель маркетингового агентства решил отдать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, он обратился к ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Там ясно прописано: «юрлица свободны в заключении договора». Руководитель агентства связался с компанией-исполнителем, и они заключили договор «возмездного оказания услуг». Также они могли заключить договор подряда.

Обратите внимание, в договорах нельзя использовать следующие формулировки: «аутсорсинг персонала», «аутстаффинг», «предоставление или аренда персонала».

Возможно, у вас возникнет вопрос: почему столько ограничений? Напомним, что в России крепостное право отменили в 1861 году. С тех пор нельзя «продавать», «арендовать», «предоставлять» людей – можно только их услуги. Государство таким образом защищает права и интересы работников.

Виды аутсорса

Аутсорсинг персонала бывает следующих видов:

  1. Бухгалтерский. Детская школа английского языка недавно открылась и пока не может содержать штат бухгалтеров. Руководитель решил, что более выгодно будет делегировать бухучет сторонней организации.
  2. Рабочего персонала. В небольшой офис агентства недвижимости 2 раза в неделю приходит уборщица со швабрами, тряпками и прочими инструментами, а еще раз в месяц приходит мойщик окон. К рабочему персоналу также относятся охранники, курьеры и другие работники неквалифицированного труда.
  3. Технического и строительного персонала. В салоне красоты хулиганы выбили окна. Менеджер магазина обращается к строительной компании, чтобы те выделили рабочих для починки окон. К техническому персоналу относятся все виды работ по ремонту, строительству, монтажу электроустановок, наладке и т.д. Салонам красоты, да и другим видам малого и среднего бизнеса, накладно держать штат строителей – их услуги требуются крайне редко.
  4. Складского персонала. Директор продуктового магазина обратился в аутсорсинговую организацию за товароведами, упаковщиками и кладовщиками. На первых порах это более выгодно и легче, чем нанимать собственных рабочих.
  5. Временного персонала. Руководитель отдела продаж предприятия пищевой промышленности обратился в аутсорс-организацию, которая специализируется на риск-менеджменте. Руководителю нужно выяснить, какие могут возникнуть риски при реализации новой линейки продукции (ему нужна разовая услуга).
  6. Персонала в IT-сфере. Руководитель образовательной интернет-платформы обратился в аутсорс-компанию, чтобы ее работники помогли внедрить быстрый анализ онлайн-статистики и сделали сайт доступным даже в пиковые нагрузки. Некоторые компании полностью делегируют обслуживание своей IT-сферы.

Мы рассмотрели самые распространенные виды. Кроме них существуют кадровый, финансовый, аутсорсинг обучения кадров и другие. Возьмите любую сферу деятельности – и найдете предложения аутсорсинга.

Интересный факт. Многим известно, что компания Apple отдает на аутсорсинг в Китай производство своей продукции, но к таким услугам прибегают не только корпорации, крупные и мелкие компании, но и страны: в США и Великобритании государство делегирует даже сбор налогов.

Плюсы и минусы аутсорсинга

  1. Экономическая выгода. Компании-заказчику не нужно содержать собственный штат работников, платить им зарплату, оформлять соцпакет, обучать персонал и прочее. Давайте следовать принципу А. Лаффера: «Каждый доллар, который мы тратим на аутсорсинг, тратится на наши товары или реинвестируется в наш рынок».
  2. Профессионализм. Если грамотно подойти к выбору компании-аутсорсера, то вы получите работу, выполненную опытными узкими специалистами. При этом у них в распоряжении будут все необходимые инструменты для работы. Генри Форд еще в 30-х годах прошлого столетия говорил: «Если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем конкуренты, то нет смысла делать это вообще; такую работу мы должны передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом».
  3. Компания-заказчик снижает затраты на персонал и направляет свои ресурсы на решение других важных проблем: расширение производства, улучшение качества продукции или оказываемых услуг.
  4. Договор. Заключение контракта сводит риски сотрудничества к нулю.
  1. Вероятность, что услугу выполнят некачественно. В результате ошибок компания может потерпеть убытки. Однако этот риск остается даже при выполнении задач штатными сотрудниками.
  2. Руководитель не может влиять на работу сотрудников аутсорсинга.
  3. Риск утечки информации. «ТрейдБанк» обратился в стороннюю организацию, чтобы программисты повысили безопасность хранения данных клиентов. В итоге недобросовестная компания-аутсорсер украла клиентскую базу и продала новому банку. Теперь он назойливо звонит клиентам «ТрейдБанк». Это привело к оттоку клиентов и удару по репутации «ТрейдБанка».
  4. Сложность в выборе организации. Услуги аутсорсинга предоставляет большое количество компаний, поэтому выбрать наиболее ответственных и квалифицированных иногда очень сложно.

Мы подскажем, на что обращать внимание, чтобы снизить риски:

  1. Отзывы, кейсы. Менеджер гостиницы хочет отдать на аутсорсинг бухучет. Для этого он изучает сайты организаций: у кого сколько успешных проектов, насколько у них хорошая репутация, кому больше доверяют люди.
  2. Прозрачность бизнес-процессов аутсорсинга. Менеджер гостиницы встречается с несколькими компаниями и спрашивает, как проходит работа. У одних так: заключается договор, передаются необходимые документы и информация, бухгалтеры выполняют работу, заказчик получает результат. У других то же самое, но менеджеру показали бухгалтеров, их дипломы, сертификаты, рассказали, как именно они работают, разрешили обращаться к ним в любое время и уточнять ход работы. Менеджер выбрал вторую организацию.
  3. Навыки управления. Менеджер также пытался выяснить, как обстоят дела внутри компании. Он уже сталкивался с тем, что компании-аутсорсеры берут на себя много работы и не успевают делать ее в срок или делают некачественно.
  4. Гибкость. В случае нашего менеджера это не такой важный показатель: бухучет везде строится по одному принципу. Но если вы доверяете на аутсорсинг построение маркетинговой стратегии или подбор персонала, следите, чтобы исполнители к каждому случаю подходили индивидуально, а не предлагали единый шаблон.

Мы не стали включать в список заключение договора – это само собой разумеется. Нет договора – считайте, что вам никто ничего не должен.

Интересный факт. Согласно исследованиям 2016 года, треть представителей малого и среднего бизнеса в России не считают нужным привлекать сторонних специалистов. Однако в Европе, Израиле и США до 95% представителей бизнеса пользуются услугами аутсорсинговых компаний.

Основы заключения договора на предоставление услуг персонала

На примере IT-организации рассмотрим, как заключать договор на возмездное оказание услуг.

Руководитель IT-компании желает повысить эффективность своей организации, поэтому он решил обратиться к HR-аутсорсингу. Он хочет, чтобы HR-специалист подобрал сотрудников в отдел связи и технической поддержки, рассчитал зарплаты персонала, а также занялся их мотивацией и обучением.

Встречаются руководители IT-компании и аутсорса, садятся за стол переговоров. Им нужно решить и прописать в договоре следующие моменты:

  1. Перечень оказываемых услуг. Тут четко прописывается, что сотрудник компании-исполнителя должен провести конкурс кандидатов в отдел связи и технической поддержки, затем отобрать соискателей, провести собеседование и выбрать конкретных работников. Сотрудник должен рассчитать зарплаты нанятого штата, а также обучить новых работников и мотивировать их: тут подробно описывается, какие мероприятия будут проведены.
  2. Сроки исполнения обязательств. Руководители договариваются и четко прописывают: подбор кадров должен быть завершен 11.04.2020 года; зарплаты должны быть рассчитаны не позднее 25.04.2020 года; мероприятия по обучению и мотивации сотрудников должны быть завершены до 10.08.2020 года. Также прописывается, что срок действия договора до 10.08.2020 года.
  3. Ответственность сторон. В договоре руководители прописывают конкретные суммы пени за дни просрочки, суммы штрафа, а также ссылаются на общие нормы закона.
  4. Условия расторжения договора аутсорсинга.

Таким образом, в договоре четко прописаны обязанности сторон, сроки и ответственность, поэтому руководитель IT-компании спит спокойно и не переживает о возможных проблемах аутсорсинга.

Интересный факт. Компания финансовых услуг First American одна из первых поручила подбор кадров на аутсорсинг. За 5 лет они сэкономили 12,3 млн долларов.

Источник

Оцените статью