Что значит ассимиляция по звонкости

Что значит ассимиляция по звонкости

Звуки, которые отличаются друг от друга только по одному артикуляторному признаку — в данном случае признаку глухость/звонкость — составляют пары. Большинство глухих и звонких согласных в русском языке парные, исключением являются сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j] и глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’].

Парные звонкие согласные всегда теряют признак звонкости, т.е. оглушаются, в позиции конца слова и в положении перед глухим согласным. В позиции конца слова они заменяются глухим согласным из своей же пары; перед глухим согласным они также теряют звонкость и также заменяются глухим парным согласным (в таком сочетании происходит ассимиляция по глухости/звонкости): сад [сат], кадка [к`атка].
Парные глухие согласные в свою очередь заменяются звонкими в позиции перед звонким согласным: просьба [пр`оз’ба]. Исключением являются звонкие звуки [в] / [в’] (они в этом отношении подобны сонантам), перед которыми глухие согласные не озвончаются: плотва [платв`а]. Оглушение или озвончение согласного под влиянием последующего согласного называется ассимиляцией по глухости/звонкости.
В тех случаях, когда парные глухие и звонкие согласные заменяют друг друга, т.е. чередуются, смыслоразличительная функция ими, естественно, утрачивается. При совпадении всех других звуков в слове возникают слова-омофоны (пруд [прут] — прут [прут]).
Глухие и звонкие согласные на письме обозначаются разными буквами (том и дом), но в тех случаях, где происходит чередование звуков по глухости/звонкости, оба звука передаются знаком, который отражает звучание согласного в сильной позиции (т.е. в окружении, состоящем из гласных звуков): прудыпруд. Однако у этого правила есть исключения.

Читайте также:  Что значит отвечать тезисно

Послушайте слова, в которых звонкие согласные утратили звонкость в позиции конца слова или наблюдается асcимиляция согласных по глухости/звонкости. Определите эти различия.

Источник

Что значит ассимиляция по звонкости

Звуки, которые отличаются друг от друга только по одному артикуляторному признаку — в данном случае признаку глухость/звонкость — составляют пары. Большинство глухих и звонких согласных в русском языке парные, исключением являются сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j] и глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’].

Парные звонкие согласные всегда теряют признак звонкости, т.е. оглушаются, в позиции конца слова и в положении перед глухим согласным. В позиции конца слова они заменяются глухим согласным из своей же пары; перед глухим согласным они также теряют звонкость и также заменяются глухим парным согласным (в таком сочетании происходит ассимиляция по глухости/звонкости): сад [сат], кадка [к`атка].
Парные глухие согласные в свою очередь заменяются звонкими в позиции перед звонким согласным: просьба [пр`оз’ба]. Исключением являются звонкие звуки [в] / [в’] (они в этом отношении подобны сонантам), перед которыми глухие согласные не озвончаются: плотва [платв`а]. Оглушение или озвончение согласного под влиянием последующего согласного называется ассимиляцией по глухости/звонкости.
В тех случаях, когда парные глухие и звонкие согласные заменяют друг друга, т.е. чередуются, смыслоразличительная функция ими, естественно, утрачивается. При совпадении всех других звуков в слове возникают слова-омофоны (пруд [прут] — прут [прут]).
Глухие и звонкие согласные на письме обозначаются разными буквами (том и дом), но в тех случаях, где происходит чередование звуков по глухости/звонкости, оба звука передаются знаком, который отражает звучание согласного в сильной позиции (т.е. в окружении, состоящем из гласных звуков): прудыпруд. Однако у этого правила есть исключения.

Читайте также:  Что значит смайл человек с поднятыми руками

Послушайте слова, в которых звонкие согласные утратили звонкость в позиции конца слова или наблюдается асcимиляция согласных по глухости/звонкости. Определите эти различия.

Источник

Ассимиляция (лингвистика)

Ассимиля́ция в лингвистике — главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример — гармония гласных).

Ассимиляция противопоставляется диссимиляции, процессу расподобления двух звуков. Источником ассимилятивных процессов обычно является коартикуляция.

Содержание

Ассимиляция согласных

Весьма распространённый тип ассимиляции согласных: ассимиляция по звонкости/глухости. Наиболее обычный тип в этом случае — требование того, чтобы два идущих рядом шумных согласных были либо звонкими, либо глухими. Кроме того, во многих языках (например, в русском, немецком, нидерландском) оглушению подвергаются звонкие согласные в конце слова.

В ассимилятивных процессах могут участвовать и другие признаки, например твёрдость/мягкость (русский, украинский, польский, ирландский), место образования.

Ассимиляция гласных

Наиболее распространённый тип ассимиляции — гармония гласных, то есть уподобление всех гласных в рамках слова по ряду признаков. Весьма обычна гармония гласных по ряду, подъёму и лабиализации (типична для тюркских языков); другой часто встречающийся тип гармонии — гармония по продвинутости корня языка, встречающаяся в африканских языках.

Другие типы ассимиляции

Иногда как тип ассимиляции рассматриваются процессы вроде интервокальной лениции, то есть ослабления артикуляции согласного между гласными.

Литература

  • Кодзасов, С. В., Кривнова, О. Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001
  • Ashby, M., Maidment, J. An Introduction to Phonetic Science. Cambridge: CUP, 2005

См. также

Ссылки

  • Ассимиляция в лингвистике // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Ассимиляция (лингвистика)» в других словарях:

Ассимиляция — Термин ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) употребляется в нескольких областях знания: Ассимиляция (биология) совокупность процессов синтеза в живом организме. Ассимиляция (лингвистика) уподобление артикуляции одного … Википедия

Ассимиляция (значения) — Термин ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) употребляется в нескольких областях знания: Ассимиляция (биология) совокупность процессов синтеза в живом организме. Ассимиляция (лингвистика) уподобление артикуляции одного звука артикуляции… … Википедия

Сандхи — (санскр. संधि, «связь, соединение») в лингвистике изменение звуков в зависимости от их места в отрезке текста (в слове или предложении). Термин введён древнеиндийскими грамматиками, предположительно Панини. Различают сандхи внешнее (на границе… … Википедия

Фонологическая оппозиция — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия

Фонология — Лингвистика … Википедия

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Татарский язык — Самоназвание: татар теле, tatar tele, تاتار تئلٸ‎ … Википедия

Уйгурский язык — Самоназвание: ئۇيغۇرچە, Уйғурчә Страны: Китай … Википедия

Ниасский язык — Ниас Самоназвание: Li Niha Страны: Индонезия … Википедия

Ниас (язык) — Ниас Самоназвание: Li Niha Страны: Индонезия Регионы: Ниас и прилегающие острова Общее число носителей: 480 000 (1989, оценка)[1] … Википедия

Источник

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: поро г [к]поро к [к], моло д [т]моло т [т], ко з [с], — ко с [с] и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: гру зд ь — гру ст ь [грус’т’], подъе зд — подъе ст [пΛдјэст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр’ишол појэст] (пришел поезд);

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [ј] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап ја], [рот ваш] (прав он, сад наш, слабя, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ] (дужка — душка), [в’и с’т’и — в’и с’т’и] (везти — вести), [фп’ьр’и м’эшку — фп’ьр’и м’эшку] (вперемежку — вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [ј] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λт јэст] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд’элу] (к делу), [зд’элъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод’ж’бы] (дочь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

1) перед гласным звуком [э]; [б’эл], [в’эс], [м’эл], [с’эл] (бел, вес, мел, сел) и т.п.;

2) перед [и]: [м’ил], [п’ил’и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л’] (ср. конце — кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу и т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л’ёс]; ср. [лт’бр]) и перед частицей ([рбс — л’и]; ср. [рлсл’и]) (вот лес, оттёр, рос ш, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т’], [д’], [с’], [н’], [л’]: [м’ёс’т’], [в’иез’д’е], [ф-ка»с’ь], [каз’н’] (месть, везде, в кассе, казнь)^ Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз’д’иел’ит’], [ръс’т’иенут’], [б’ьз’-н’иевб), [б’иес’-с’ил] (разделитъ, растянуть, без не-го, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возмож-но внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с-и в созвучном с ней предлоге: [с’м’ех], [з’в’ёр’], [д’в’ёр’], [т’в’ёр’], [с’п’ёт’], [с’-н’им], [ис’-п’ёч’], [рлз’д’ёт’] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’ён’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прлс’ит’] — [проз’бъ], [мъллт’ит’] — [мъллд’ба] (просить — просьба, молотить— молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л’]: [пол’ь] — [злпбл’ньц] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш’] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [жат’], [рлжат’] (сжать,разжать); [тыт’], [рлтыт’] (сшить,расшитъ); [т’от], [рлт’бт] (счет,расчет);[р\зн6т’ик], [извбт’ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [жаръм], [таръм] (с жаром, с шаром); [б’иежаръ], [биппаръ] (без жара, бвз шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетанре жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [пож’ъ] (позже), Цёж’у] (езжу); [вбж’и], [дрбж’и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч’], [ц]: [лч’бт] (отчет), [фкра’цъ] (вкратце),

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [у»сныд], [пбзнъ], [т’иесл’йвыд], [г’иганск’ид’], [ч’уствъ], [с’ёрдцъ], [сбнцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или при-ставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса со-гласные сокращаются до двух: [расор’ит’] (раз+ссорить), [сылкъд] (сссылкой), [кллбныд] (колонна+н+ый); [лд’ёскш] (Одесса+ск+ий).

Источник

Оцените статью