Архаическая улыбка
Архаическая улыбка — особенный тип улыбки, использовавшийся скульпторами греческой архаики, в особенности во второй четверти VI в. до н. э., возможно, для того, чтобы продемонстрировать, что предмет изображения — живой. Эта улыбка плоская, и выглядящая достаточно ненатурально, хотя при этом она является признаком эволюции скульптурного искусства к реализму и его поисков.
Почти у всех архаических статуй лицо озаряет улыбка, совершенно не зависящая от ситуации, которую изображает статуя, а иногда и наперекор всякой логике блуждающая на лице смертельно раненного, глубоко огорченного или озлобленного. Происходит это вследствие некоторого несоответствия между содержанием, которое стремится воплотить художник, и средствами выражения, которыми он располагает. Художник ставит своей задачей индивидуализировать образ, оживить, одухотворить его, но метод обработки лица как плоскости, находящейся под прямым углом к двум другим плоскостям головы, приводит к тому, что черты лица (рот, вырез глаз, брови) закругляются не в глубину, а вверх, и это придает лицам греческих архаических статуй выражение улыбки или удивления СодержаниеАрхаический метод высекания камняТакая улыбка возникала благодаря способу обработки камня, применявшемуся не только в Греции, но и в Древнем Египте: каменному блоку придается четырёхгранная форма. На каждой из плоскостей рисуется проекция будущей статуи, затем одновременно с каждой из сторон начинается высекание прямыми, плоскими слоями. Следствие — статуя сохраняет замкнутость, угловатость и острогранность, форма сведена к плоскостям [1] . «Архаические» улыбки в других культурах
См. такжеПримечанияWikimedia Foundation . 2010 . ПолезноеСмотреть что такое «Архаическая улыбка» в других словарях:Улыбка — «Мона Лиза» … Википедия Архаическая Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) … Википедия Греция (Древняя) — Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в… … Большая советская энциклопедия Греция — I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия Греция — Древняя, Эллада (греч. Hellas), общее название территории древнегреческих городов государств, занимавших в II I вв. до н. э. юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западный берег Малой Азии. Собственно… … Художественная энциклопедия Скульптура античная — скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник. Курос — (греч. kъros), статуя юноши атлета (преимущественно обнажённого), характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Тип куроса складывается в конце VII в. до н. э. в связи с возникновением идеала физически совершенного героя,… … Художественная энциклопедия Греция — Греческая Республика, гос во на Ю. Европы. Название Греция (из латин. Graecia), принятое в русск. и др. языках, образовано от этнонима греки, небольшого племени эпирских дорийцев из Иллирии. В самой Греции свое гос во называют Эллада или Эллас, т … Географическая энциклопедия Искусство Древней Греции — «Дельфийский возничий», ок. 475 г. до н. э., Археологический музей, Дельфы. Один из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы … Википедия Курос — «Аполлон Тенейский», ок. 560 550 до н.э, Мюнхенская глиптотека Курос ( … Википедия Источник Тайна архаической улыбкиКак у нашего существа есть много слоёв, поверхностных и глубинных, так же и есть и много видов улыбок, соответствующих этим слоям. Начнём с самого поверхностного слоя — деловая улыбка, или американская, улыбка бизнесмена или вообще человека, которому от вас что-то нужно. Это искусственно сделанная улыбка, где точно рассчитан каждый миллиметр растягивания губ. Иногда достаточно просто приподнять уголки губ, а порою нужно показать зубы (впрочем, для этой улыбки зубы должны быть в порядке, иначе позора не оберешься). Неудачников в Америке не любят, а если ты не улыбаешься, значит ты неудачник. Поэтому улыбаться стараются все. Но это улыбка идет от ума, или от мозга. Чемпионами по широчайшим улыбкам были Джон Кеннеди и Мэрилин Монро. Правда, у Монро в улыбке присутствовал сексуальный подтекст: широко открывая рот, женщина намекает, что у неё есть и гораздо более интересные отверстия. Думаю, она училась улыбаться перед зеркалом, заметив, что улыбка с открытым ртом может разить мужчин наповал. До неё женщины улыбались скромно, только уголками губ. (Попробуйте сами поулыбаться так, как улыбалась Монро, и вы поймёте, как трудно добиться ожидаемого эффекта: вначале получается только какой-то дурацкий искал, и не больше. Нужно быть очень большим специалистом в своём деле, чтобы улыбаться как Монро). Второй тип улыбки уже более искренний, это улыбка от всего сердца. Вспомним прекрасную улыбку Юрия Гагарина: красота души здесь наложилась на прекрасный рот с красивыми зубами и идеальными губами. Такой улыбкой люди улыбаются не для манипуляции другими или для выгоды, а от полноты сердечных чувств. (По слухам, на одной из фотографий, где Гагарин с белым голубем, он так счастливо улыбается, потому что переспал с Джиной Лолобриджидой: она была им восхищена и мечтала переспать с ним). Но самая загадочная из улыбок — это так называемая архаическая улыбка. Её изображали на архаических статуях богов и богинь Греции и Крита. Скульпторы принадлежали к культурам, о которых учёным практически ничего не известно. Было странно, что архаической улыбкой улыбались даже статуи погибающих воинов, или тех, кто по нашим понятиям должны были страдать и корчится от боли. Поэтому архаическая улыбка вызывает больше вопросов, чем ответов. Это самая древняя улыбка человека, следовательно, отражает самые глубокие слои человеческой сущности. Это улыбка не эмоций из сердца, а самой души в её изначальном, лёгком и светлом состоянии. Так улыбаются не потому, что что-то обрадовало душу извне, так улыбаются из самой глубины существа, из последнего, глубинного слоя. Лица архаических статуй бесстрастны, улыбаются лишь губы. Даже перед лицом смерти и мучений улыбка не сходит с лица: она неразрывна с чистотой духа и с освобождением души. Это улыбка «духа святого», который где-то в глубине нас. И когда-то он был так близко, что никакие другие слои его не загораживали. Слои появились позже, как и другие улыбки-маски. Пришедшее к власти христианство с его ненавистью ко всему языческому уничтожило и большинство архаических статуй, и надолго согнало улыбку с человеческих лиц. Наступила эпоха скорбного минора: как же улыбаться, если Христос погиб. Начались заунывные церковные песнопения, человечество помрачнело. Есть, кажется, только 1 икона, где Дева Мария улыбается, Иисус же не улыбается никогда. Ни краешками губ, ни во весь рот, как Барак Обама. Всё в христианстве пронизано высокой скорбью, улыбка здесь чужеродна. Впрочем, архаическая улыбка исчезла с лиц людей задолго до христианства: ещё во времена древнегреской культуры статуи перестали улыбаться, боги и богини посерьезнели. Почему же это произошло? Просто человечекий дух начал покрываться множеством материальных слоев, душа обременилась материальной тяжестью, и связь со светлым миром блаженных архаических существ была разорвана. Есть также предположение, что древние архаические люди были не совсем людьми, а божествами. То есть теми, кто жил до грехопадения. Они были разбросаны по всему миру, и часто от их цивилизации не осталось никаких следов. Но в Греции и на Крите кое-что осталось, что смогли изобразить архаические скульпторы. Какое-то время даже после грехопадения чистота духовная ещё оставалась, люди все ещё улыбались архаической улыбкой божеств. Уже были войны и страдания, не свойственные божествам, поэтому нас удивляет то, что умирающие воины изображены с блаженной улыбкой. Попытались возродить этот тип улыбки и в эпоху Возрождения. Например, Леонардо использовал новозаветные сюжеты, но изображал по сути не христианских святых, а архаических умиротворенных и улыбающихся божеств. Минор в его произведениях полностью отсутствовал, что не нравилось традиционной церкви, привыкшей к минору. Однако Возрождение было уже очень далеким по времени от эпохи архаики, и на человека за это время успело наслоиться множество материальных слоёв. От этого улыбки леонардовских персонажей все же отличаются от архаических некоторой материальной прочностью, чем-то зловещим. Леонардовские улыбки — это улыбки из глубины, как в архаике, но уже пробивающиеся через множество телесных слоёв. Вроде как человек хочет быть божеством, но уже не может, оттого и некоторая горечь видна в этих странных улыбках. Скорее всего, сам Леонардо в прошлых жизнях принадлежал к сонму древних, божественных, непадших существ, и память о них сохранилась в его подсознании. Но героями того времени были различные мученики и великомученики, которые никогда не улыбались. Суровая красота их примера заразила многих, и многие, например русские революционеры-террористы последовали их мрачному примеру. Как будто их девизом было: «Страдай, никогда не улыбайся, отдай свою жизнь за идею и погибни героем». Думаю, что такие как Софья Перовская, Андрей Желябов, Александр Ульянов и другие террористы не столько хотели бороться с царизмом, сколько местали просто умереть мучениками за правое дело, что в конце концов и получили. Они отказывались просить прощения и помилования у царя. Одни жили без улыбки, а другие даже умирали с улыбкой: какая большая разница! Так или иначе, в результате загрязнения души материей и из-за страха, нагнанного религиями, улыбка постепенно сошла с лиц людей. Возродилась она с появление фото и кино техники. Когда плёночный или цифровой аппарат стал доступен каждому, улыбка начала опять появляться на лицах, потому что её было теперь кому показать. Но это уже не та улыбка, которая была в древности у божеств. В лучшем случае это улыбка от сердца или деловая улыбка, но сам внутренний дух уже не улыбается. Слишком материален стал человек, чтобы иметь связь с духом и улыбаться чистосердечной улыбкой непорочной, чистой и освобождённой души. Нужно снять слишком много материальных слоёв, чтобы вновь улыбаться так, как улыбались божества древности. (Это не древние боги, которым поклонялись язычники, божества — это обычное население земли до грехопадения. У них нет имени, их было много, но все они еще не были раздавлены и покорены материей, а словно летели над ней. Оттого так легка и естественна их улыбка). Позже тех архаических существ назовут богами и станут им поклоняться. Сами же древние существа с архаической улыбкой никому не поклонялись и не знали даже Бога, не зная ни добра, ни зла. Они просто жили и улыбались, пока не вкусили вкуса материи, вкуса секса, и не потеряли свой статус непорочных божеств. В память о них остались лишь статуи с архаическим улыбками и легенды падших людей, то есть язычников. Итак, архаика таит в себе много тайн, которые нельзя понять, глядя через призму современной науки или религии. Но разгадать тайну архаической улыбки значило бы разгадать тайну всего древнего человечества. Источник Секрет архаичной улыбки.В древнем искусстве Крито-Микенской Греции и Кипра была эпоха, когда статуи улыбались, а древний скульптор изображал на лицах юных красавиц и богинь лёгкую, «условную» улыбку, чуть подернув уголки губ на бесстрастном лице. Боги и герои, женщины, дети, мужчины, на смертном одре или за чашей вина на пиру, убивая или умирая – они неизменно улыбались, удерживая лёгкую улыбку в уголках своих губ. Что кроется за этой таинственной улыбкой с точки зрения искусствоведов, историков? Спокойствие и уверенность? Одобрение и утешение? Сожаление и презрение? Что означает эта улыбка — конкретные эмоции или просто стилистический приём древнего мастера?
Кора не богиня, а юная женщина, она всегда изображалась в человеческий рост, или немногим меньше. Кору всегда изображали с прекрасной прической, в элегантной одежде — это ионический хитон, или более плотный аттический и дорийский пеплос. Время не пощадило статуэтку, одежда, лоб, шея девушки покрыты «оспинами» разрушения, отняло каменное яблока, которое 2500 лет назад вложил в её руку древний скульптор. Но время не посмело стереть лёгкую улыбку с её юного лица. Кто она? Галатея, созданная искусными руками мастера Пигмалиона? Богиня Диана или Артемида — богиня охоты с архаичной полуулыбкой на устах. Складки ткани хитона красиво задрапированы, но не скрывают её движения — одна нога юной коры слегка выдвинутой вперед, этим подчёркнуто её движение. Кору никогда не изображали обнажённой. Причиной этому, возможно, был Матриархат и нравственность минойского общества. Во всём древнегреческом изобразительном искусстве скульптура Коры оставалась практически неизменной, но со временем изображение становилось более реалистичным и пропорциональным. Афина Промахос — Змееногая праматерь богов в шлеме — о. Сицилия — 580 год до н.э. Мимика лица Коры в течение веков изменялась от наивного и беззаботного лица (в начале VII века до н.э.), до более строгого выражения лица в скульптурах поздней архаики и ранней классики (VI века до н. э.). Коллекция скульптуры Коры, созданных в разные века, собрана в афинском Акрополе (VI века до н.э.) Переход от архаического к классическому стилю в изобразительном искусстве и его расцвет в древней Греции приходится на V и IV века до н. э.
Курос – это «архаический Аполлон» — характерный образец древнегреческой пластики идеального тела юного Аполлона, лицо его озаряет архаическая улыбка. Курос изображался в момент начала движения, готовности шагнуть вперёд, руки его тесно прижаты к бедрам, и вытянуты вдоль туловища, или согнуты в локтях, пальцы согнуты. Раненый курос в падении продолжает улыбаться. Скульптура VI века до н. э.
В самый ранний период истории древние греки, возможно, куросам приписывали магические способности. Этрусское искусство, как и Крито-Микенское искусство IV века до н.э. подарило нам не мало образцов архаической улыбки. С уходом этрусков и минойцев Крита ушла и архаическая улыбка. Небольшая статуэтка девушки (всего 16 см), улыбающаяся архаической улыбкой. Именно, Крит был местом действия этой чудесной архаической сказки. Может быть, это сама богиня любви и продолжения рода Афродита Кипрская, рождённая из морской пены у берегов кипрского Лимассола? Сицилия, около 6 века до н. э. Археологи нашли много статуэток куросов с архаичной улыбкой на многих островах Эгейского моря, и никому, пока, не известно какой народ их создал, каким ветром — европейским, африканским или азиатским, были занесены на Крит первые ростки культуры и на каком языке пели гимны каменным Афродитам. Ясно одно — эти люди были со светлой душой и оптимистичными взглядами на жизнь. Каменная статуэтка спокойно улыбающейся женщины, широко раскинувшей руки навстречу, словно, стремясь обнять весь мир.
Попробуйте держать архаическую улыбки хотя бы один день, вы увидите как изменится мир вокруг вас.
Источник |