Что значит арбитражный порядок

Что значит арбитражный порядок

Статья 45. Правила арбитража и правила выполнения функций в связи с администрированием арбитража

1. Постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами арбитража, размещенными на сайте постоянно действующего арбитражного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и депонированными в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

2. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров. При наличии более чем одних правил арбитража:

1) на каждые такие правила в равной мере распространяется действие частей 4 — 7 и 9 настоящей статьи;

2) в случае, если стороны в арбитражном соглашении не указали иное или сослались на правила постоянно действующего арбитражного учреждения без их конкретизации либо на администрирование спора с его стороны, к администрированию их спора применяются наиболее применимые правила постоянно действующего арбитражного учреждения, которые определяются третейским судом, а до формирования его состава — постоянно действующим арбитражным учреждением, если стороны не согласовали применение иных правил. К таким применимым правилам применяются положения части 12 статьи 7 настоящего Федерального закона;

3) в случае, если после заключения сторонами арбитражного соглашения в правила постоянно действующего арбитражного учреждения вносятся изменения или принимаются новые правила, применяется редакция правил, действующая на момент начала арбитражного разбирательства, если стороны не согласовали иное в арбитражном соглашении либо если иное не предусмотрено при введении новых правил или не вытекает из существа положений новых правил.

Читайте также:  Что значит твердая пища для ребенка

3. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения принимаются уполномоченными органами некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение.

4. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения должны содержать положения, предусматривающие:

1) указание на настоящий Федеральный закон и (или) Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» как на правовое основание осуществления деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения (при этом допускается принятие смешанных правил, предусматривающих, что споры в зависимости от их субъектного состава и прочих факторов могут рассматриваться в соответствии с настоящим Федеральным законом или Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»);

2) виды споров, которые администрирует постоянно действующее арбитражное учреждение;

3) квалификационные и иные требования к арбитрам в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением;

4) организационную структуру постоянно действующего арбитражного учреждения, порядок формирования, полномочия и функции каждого из его органов, полномочия и функции его уполномоченных лиц, принимающих участие в процессе администрирования арбитража (включая, если применимо, председателя или иное должностное лицо постоянно действующего арбитражного учреждения, уполномоченное правилами постоянно действующего арбитражного учреждения единолично принимать какие-либо решения от его имени в рамках администрирования арбитража или в связи с ним);

5) конкретные функции постоянно действующего арбитражного учреждения в связи с администрированием арбитража, включая содействие в формировании состава третейского суда, рассмотрение отводов, организацию обмена корреспонденцией и состязательными документами, ведение делопроизводства и хранение материалов дела, прием денежных средств на покрытие расходов, связанных с администрированием арбитража, выплатой гонораров арбитрам, и иных расходов;

6) порядок ведения арбитража, соответствующий требованиям части 5 настоящей статьи;

7) указание на то, решение каких вопросов в рамках процедуры разрешения споров входит в компетенцию третейского суда, а каких — в компетенцию постоянно действующего арбитражного учреждения;

8) применимые правила о беспристрастности и независимости арбитров, устанавливающие также требования к обеспечению беспристрастности и независимости арбитров (в том числе путем отсылки);

9) фиксированный размер любых видов арбитражных сборов, в том числе гонорарных сборов, или правила их определения;

10) состав и порядок распределения арбитражных расходов;

11) порядок применения правил учреждения-правопреемника по отношению к заключенным ранее арбитражным соглашениям и начатому ранее арбитражу (если постоянно действующее арбитражное учреждение является учреждением-правопреемником).

5. Установленный правилами постоянно действующего арбитражного учреждения порядок проведения арбитража должен предусматривать:

1) порядок предъявления искового заявления и отзыва на исковое заявление;

2) порядок предъявления встречного иска;

3) состав и порядок оплаты расходов, связанных с арбитражем, и их распределения между сторонами арбитража;

4) порядок представления, направления и вручения документов;

5) порядок формирования состава третейского суда;

6) основания и порядок разрешения заявлений об отводе арбитров;

7) основания и порядок прекращения полномочий арбитров и замены арбитров;

8) срок разбирательства;

9) порядок проведения слушаний и (или) разбирательства дела на основании письменных документов;

10) основания и порядок приостановления или прекращения арбитража;

11) порядок и сроки принятия, оформления и направления арбитражного решения;

12) порядок исправления, разъяснения арбитражного решения и принятия дополнительного арбитражного решения;

13) полномочия сторон и третейского суда в части определения порядка проведения арбитража и круг вопросов, в отношении которых не допускается отступление от правил арбитража или их уточнение путем заключения соглашения сторон и (или) принятия процессуального акта третейского суда.

6. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения могут содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и относящиеся к порядку проведения арбитража условия, включая вопросы документооборота и переписки с использованием электронных документов, передаваемых по каналам связи, принятия таких документов в качестве доказательств и проведения заседаний с использованием телефонной связи и систем видео-конференц-связи. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения могут включать в себя указание на то, что стороны не вправе своим соглашением менять какие-либо положения этих правил, за исключением условий, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть согласованы только прямым соглашением сторон.

7. Споры, связанные с созданием в Российской Федерации юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением. Указанные споры, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом, если у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с федеральным законом, могут рассматриваться в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением в соответствии с утвержденными, размещенными и депонированными правилами арбитража корпоративных споров, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 531-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Споры, предусмотренные пунктами 2 и 6 части 1 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров, могут рассматриваться в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, при отсутствии правил арбитража корпоративных споров.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 531-ФЗ)

8. Правила арбитража корпоративных споров должны предусматривать:

1) обязанность постоянно действующего арбитражного учреждения уведомить юридическое лицо, в отношении которого возник корпоративный спор, о поданном исковом заявлении и направить копию искового заявления такому юридическому лицу по адресу, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц, не позднее чем через три дня со дня получения искового заявления постоянно действующим арбитражным учреждением;

2) обязанность постоянно действующего арбитражного учреждения размещать на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о подаче искового заявления в течение трех дней со дня его получения арбитражным учреждением;

3) обязанность юридического лица уведомить о подаче искового заявления с приложением его копии всех участников такого юридического лица, а также держателя реестра владельцев ценных бумаг такого юридического лица и (или) депозитария, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги такого юридического лица, в течение трех дней со дня получения искового заявления юридическим лицом;

4) право каждого участника юридического лица присоединиться к арбитражу на любом его этапе путем направления заявления в письменной форме постоянно действующему арбитражному учреждению при условии, что он становится участником (стороной) арбитража с даты получения постоянно действующим арбитражным учреждением такого заявления, принимая арбитраж в том состоянии, в котором он находится на такой момент, и не имея права выдвигать возражения и оспаривать процессуальные действия, имевшие место до момента, когда он стал участником (стороной) арбитража (в том числе заявлять отвод арбитрам по основаниям, в связи с которыми им заявлялся отвод до присоединения указанного участника к арбитражу);

5) обязанность постоянно действующего арбитражного учреждения извещать всех участников юридического лица, присоединившихся к арбитражу в соответствии с пунктом 4 настоящей части, о движении дела путем направления им копий заявлений в письменной форме, уведомлений, постановлений и решений третейского суда, если только соответствующий участник юридического лица прямо не отказался в письменной форме от получения такой информации. Вся иная корреспонденция по делу направляется участникам юридического лица, присоединившимся к арбитражу, только в случае, если третейский суд посчитает, что данная корреспонденция важна для принятия решения этими участниками или защиты их прав и законных интересов;

6) отказ от иска, признание иска и заключение мирового соглашения возможны без необходимости получения согласия всех участников юридического лица, присоединившихся к арбитражу в соответствии с пунктом 4 настоящей части, за исключением случая, если какой-либо участник направит возражение в письменной форме в течение тридцати дней после получения извещения в письменной форме от постоянно действующего арбитражного учреждения об отказе от иска, о признании иска или заключении мирового соглашения и третейский суд установит охраняемый законом интерес такого участника в продолжении арбитража.

9. Условия правил постоянно действующего арбитражного учреждения, противоречащие положениям настоящего Федерального закона, являются ничтожными, что является основанием для отмены арбитражных решений, принятых в соответствии с такими правилами, или отказа в их принудительном исполнении в случае, если проведение арбитража по правилам, противоречащим положениям настоящего Федерального закона, привело к возникновению оснований для отмены арбитражного решения, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

10. Если местом арбитража является Российская Федерация, споры, возникающие из договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или в связи с ними, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением.

(часть 10 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 531-ФЗ)

Источник

Арбитражные споры в России

Стороной спора обязательно выступает организация, предприниматель или государственные органы (например, спор с УФАС России по городу Москве). Физические лица могут быть участниками арбитражных разбирательств только в специфических делах, например, если спор возник из владения акциями коммерческой организации; банкротство гражданина, также рассматривают арбитражные суды. В арбитражном суде не рассматриваются семейные или трудовые споры, задача арбитражного суда – разрешать конфликтные ситуации, связанные с предпринимательской деятельностью.

Что такое арбитражные споры

Спор, связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью – это арбитражный спор.

Основные критерии подведомственности, перечисленных в Арбитражно-процессуальном кодексе (АПК):

  1. характер дела (спор возникает из предпринимательских отношений),
  2. состав участников (стороны – либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели).

Арбитражный суд не может рассматривать дело, возникшее не из экономической деятельности (из трудовых, семейных, жилищных и других правоотношений).

Например, арбитражный суд не может рассматривать заявление индивидуального предпринимателя или юридического лица об оспаривании постановления о привлечении его к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, даже если его предпринимательская деятельность и связана с управлением транспортным средством при перевозке грузов.

Какие есть способы решения арбитражных споров

Разрешение конфликтов предпринимателей осуществляется двумя путями.

Первыйдосудебный. Когда стороны самостоятельно принимают компромиссное решение без обращения в суд.

Второй – собственно, судебный. Перед подачей иска обязательно досудебное урегулирование. Сторона, намеревающаяся инициировать спор, направляет оппоненту письменную претензию. Если ответа не последовало, или оппонент отказался удовлетворять претензию, можно обращаться в суд.

В каком-то смысле суд выступает третьей стороной, которая вынесет окончательное решение по ситуации. Помощь адвоката при наличии признаков арбитражного спора полезна, так как он, адвокат, является независимой стороной, и шансы на урегулирование конфликта до суда возрастают.

Конфликтующим сторонам в большинстве случаев не удается самостоятельно решить спор, поскольку каждый участник желает извлечь максимальную выгоду. Тогда рассмотрение спора в арбитражном суде – единственный способ решения конфликта.

Из-за чего чаще всего обращаются в арбитражный суд?

Арбитражные споры обусловлены: (а) убежденностью стороны спора в нарушении или ущемлении её прав; (б) невозможностью договориться с контрагентом; (в) отказом виновной стороны компенсировать нанесенный ущерб, убытки или оплатить неустойку.

В арбитражный суд обращаются:

  • когда сторона договора нарушает условия выполнения обязательств, в том числе несоблюдение сроков оплаты или поставки товара (оказания услуг или выполнения работ);
  • для защиты деловой репутации юридического лица;
  • с целью оспорить право собственности на объекты недвижимости;
  • по делам о банкротстве юридических и физических лиц;
  • для взыскания долгов, компенсаций, неустоек, убытков;
  • чтобы оспорить решения государственных органов.

Какие дела рассматриваются арбитражным судом?

К исключительной компетенции арбитражных судов относятся:

  • дела о несостоятельности (банкротстве);
  • дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в коммерческой компании (корпоративные споры);
  • дела по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.

Также учитывая характер спора и субъектный состав, в арбитражном суде разрешаются:

  • Договорные споры. Возникают, если стороны нарушают взятые на себя обязательства по коммерческим договорам.
  • Споры с налоговой инспекцией. Обжалование нормативных актов, доначислений налогов и взысканий административного характера, возврата переплаченных налогов. Это сложные дела, требующие квалифицированного советника.
  • Административныеспоры. При ведении бизнеса предприниматели часто контактируют с органами власти и чиновниками. В случае, если государственный орган действует неправомерно, предприниматели вынуждены обращаться в суд.
  • Жалобы нарезультатыторговиаукционов. Участники конкурентных процедур просят признать их итоги недействительными из-за нарушения процедуры проведения или нарушения антимонопольного законодательства.

Как осуществляется арбитражное урегулирование споров?

Закон устанавливает порядок урегулирования арбитражных споров. Согласно части 5 статьи 4 АПК необходимо направить претензию ответчику – это попытка досудебного урегулирования. Если договоренности так и не достигнуты, инициатор претензии направляет исковое заявление в суд. Арбитражное производство в суде первой инстанции состоит из следующих этапов:

  1. Принятие искового заявления к производству;
  2. Предварительное судебное заседание – суд проверяет готовность дела к основному разбирательству, стороны спора знакомятся с правовыми позициями друг друга;
  3. Рассмотрение спора по существу;
  4. Вынесение решения.

Решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты изготовления в полном объеме, если проигравшая сторона не согласна с ним, то может не позднее 30 дней обжаловать его в апелляционном порядке. После рассмотрения апелляционной жалобы решение сразу вступает в силу. Далее можно обжаловать уже вступивший в силу акт в кассационном порядке.

Как происходит досудебное урегулирование спора в арбитражном процессе?

Досудебное урегулирование споров является обязательным. Претензия должна содержать те требования, на которых истец будет настаивать в суде. Так закон дает предпринимателям возможность избежать судебного разбирательства и дополнительных расходов на него (госпошлина, гонорар представителя, а в случае необходимости – экспертиза). Если по истечении 30 дней с момента направления претензии (если другой срок не установлен договором) не удалось достигнуть компромисса, истец получает право на обращение в суд. При игнорировании требований закона о досудебном урегулировании иск будет возвращен или оставлен без рассмотрения. При разбирательствах по банкротству или корпоративным спорам направление претензии не является обязательным.

Составление претензии осуществляется письменно с указанием конкретных требований к ответчику. Если дело попадет в суд, будет проверяться факт отправки и содержание претензии. Сам иск должен дублировать требования, описанные в претензии. Также в тексте претензии должны быть указаны документы, на которых истец основывает свои требования.

Способ направления претензии может быть: (а) лично в руки представителя контрагента с отметкой о получении, (б) ценным письмом с описью вложения, (в) иным способом, в котором будет зафиксирован факт доставки претензии адресату.

В случае если контрагент соглашается выполнить предъявленные к нему требования, но позже, сторонам рекомендуется оформить дополнительным соглашением достигнутые договоренности. А при наличии возможности контрагент выполняет требования, описанные в претензии в течение 30 дней.

Порядок принятия решения арбитражным судом?

Судом принимается решение на основе предоставленных сторонами спора доказательств. Поэтому важно подкреплять претензии и требования письменными доказательствами: договорыами, подтверждающими обязательства одной из сторон, а также документами, подтверждающими нарушение этих обязательств. В случаях, если спор касается качества проделанной работы, например, стройка, то не обойтись без соответствующей экспертизы. Отсутствие доказательств, ошибки в их оформлении снижают шансы на удовлетворение исковых требований. Поэтому необходима поддержка адвоката по арбитражным делам, который до обращения в суд оценит вашу доказательственную базу на предмет соответствия вашим задачам, а также представит ваши интересы в суде. На принятие решения влияет также поведение истца на судебных заседаниях. Негативные последствия, в том числе проигрыш дела может быть связан с попытками истца намеренно затягивать судебный процесс, неспособностью убедительно выступать в суде, неправильно составленными документами, отсутствия или неправильного оформления доказательств. И, наоборот, профессиональная подготовка документов и поддержка адвокатом по арбитражным делам существенно влияют на возможность победы в споре.

Источник

Оцените статью