- Антисоциальность
- Понятие «антисоциальность»
- Готовые работы на аналогичную тему
- Формы и виды антисоциального поведения
- Природа антисоциальности
- Причины и признаки асоциального поведения
- Виды асоциального поведения
- Признаки асоциального поведения у детей
- Проявления в подростковом возрасте
- Профилактика
- Антисоциальное поведение
- Что это такое
- Отличие асоциального от антисоциального поведения
- Примеры антисоциального поведения
- Профилактика антисоциального поведения
Антисоциальность
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «антисоциальность»
Антисоциальность – негативное отношение к стандартам поведения, социальным нормам, стремление осуществлять действия, противодействующие социуму и его традициям.
Антисоциальность (от греч. «против общественного») – это системное качество личности, проявляющееся в таких качествах личности, как склонность вести враждебную обществу жизнь, направленную против интересов социума.
Часто антисоциальность трактуют, как антиобщественное, делинквентное, криминальное, преступное поведение.
Антисоциальная личность проявляет безнравственность, неуважение к людям, склонна к мошенничеству, лжет, у нее нет чувства ответственности, совести, отсутствует интерес и сочувствие к другим.
Первым симптомом проявления антисоциальности является психопатоподобное поведение, чрезмерная неконтролируемая импульсивность, ведущая к нарушению общепринятых норм, принятых в обществе.
Антисоциальным личностям чужда мораль. Такой индивид не чувствует вины за свои проступки, он хороший манипулятор. Для них характерно отсутствие эмоций, признаков привязанности к родителям, близким людям, жестокое обращение с домашними животными.
Антисоциальные личности склонны к насилию. Им характерно профессиональное тунеядство, отсутствие родительской ответственности, стремление к риску, без внимания, что окружающие при этом могут пострадать.
Характерные черты антисоциальной личности (Рон Хаббарт):
- говорит только широкими обобщениями;
- склонна к распространению дурных новостей, злобным и критическим замечаниям, всеобщим подавлениям и обесцениванием;
- изменение новостей в худшую сторону, передача только негативных новостей;
- не поддается перевоспитанию или лечению;
- причиняет другим неприятности;
- выбирает неверную цель;
- не способна завершить цикл действия;
- поддерживает только группы, занимающиеся разрушением;
- борется против созидательных видов деятельности;
- плохое чувство собственности.
Готовые работы на аналогичную тему
Формы и виды антисоциального поведения
Формы антисоциального поведения выступают характеристиками отторжения индивидом социальных норм. Они варьируют от безобидных, на превый взгляд, проявления до тотального разрушения личности.
Проявлениями антисоциального поведения считаются: склонность к бродяжничеству, грубость, вредные привычки, агрессия по отношению к окружающим, употребление ненормативной лексики.
Регулярные мелкие правонарушения, такие как, драки, звонки-пранки, воровство, мелке хулиганство, физическое или психическое устрашение, часто являются началом взрослой антисоциальности. Если формирование процесса антисоциальности не прервать, то это может привести к внутреннему саморазрушению личности.
Формы антисоциального поведения:
- патологическое,
- девиантное,
- маргинальное,
- нестандартно-креативное,
- ретристское.
В зависимости от нормы, которую нарушает индивид в обществе, антисоциальное поведение можно классифицировать по следующим видам:
- нарушение правовых норм, законов, несущее угрозу социальному положению и благополучию людей (совершение преступления);
- фанатизм и конформизм, слепое следование за кумиром; нарциссизм – гипертрофированное чувство собственного величия, значимости, грандиозности;
- поведение, противоречащее морально-этическим и социальным нормам общества;
- различные суицидальные направленности, зависимости (аддикции), формирующие саморазрушающее или аутодеструктивное поведение.
Природа антисоциальности
Основные причины, лежащие в основе антисоциального поведения, предопределены следующими факторами: биологическими, социальными, личностными.
Антисоциальность формируется под влиянием индивидуальных особенностей личности, а также конкретных жизненных обстоятельств. Для такой личности характерно: искажение ценностных ориентаций, ограниченность интересов и потребностей, антисоциальные способы их удовлетворения.
Биологические факторы объясняют формирование антисоциальности особенностями взаимоотношений родителя и ребенка, стилях особого мышления, способствующих развитию антисоциального поведения.
Исследования показали, что в основе криминального антисоциального поведения лежит генетическая предрасположенность.
Антисоциальные личности стремятся к дополнительной стимуляции, ощущениям, которые могут дать только опасные и импульсивные действия.
На формирование антисоциального поведения большое влияние оказывает окружающая индивид социальная среда.
Развитие анитисоциального поведения у детей со склонностью к гиперактивности, к нарушениям в поведении, сильно зависит от качества родительского ухода.
Лучшим показателем нарушений в детском поведении является уровень родительского надзора. Схемы антисоциального поведения чаще развиваются у детей, которые часто и на длительное время остаются без должного присмотра взрослых.
Формированию антисоциальности способствует родительская безучастность, физическое насилие, враждебность в отношении детей, насмешки.
Семейные и биологические факторы, способствующие формированию нарушений в поведении, часто совпадают.
У антисоциальных личностей наблюдаются нейропсихологические проблемы, что может быть причиной употребления матерью наркотиков, недостаточного внутриутробного питания, осложнений во время родов, токсического воздействия, жестокого обращения с матерью во время беременности.
Дети с нейропсихологическими нарушениями импульсивны, более раздражительны, чем их сверстники, невнимательны и сверхактивны,
У детей с наклонностью к антисоциальному поведению анализ информации о социальных взаимодействиях происходит таким образом, что в ответ на вырабатываются агрессивные реакции. Всякое направленное на них негативное действие воспринимается как преднамеренное.
Проявления антисоциального поведения являются стойко повторяющимися, регулярными, многократными и длительными по времени. Часто такое поведение предсказуемо. Человек утрачивает способность нормально контактировать с окружающими людьми.
Антисоциальное поведение не проявляется как результат трудной жизненной ситуации (психологический травмы, болезни), но может вызвать его причину.
Источник
Причины и признаки асоциального поведения
На поведение человека влияют общепринятые нормы, которые подтверждены морально и нравственно. Если по каким-то причинам личность их намеренно нарушает, это имеет свое определение — асоциальное поведение. Его способны проявлять абсолютно все, независимо от образования, возраста и материального достатка. В этой статье вы узнаете, что значит асоциальный человек, каковы причины такого поведения и методы борьбы.
Виды асоциального поведения
Следуя Википедии, в области психологии выделяют 4 основных вида асоциальных поступков:
- противозаконные характеризуются нарушением норм в области права;
- аморальное поведение подразумевает нарушение нравственности и морали;
- аддитивное проявление заключается в зависимости, позволяющей уйти от реальности;
- преступное выражается в совершении действий, которые являются уголовно наказуемыми.
Противозаконные действия могут заключаться в мелких кражах, угонах, а также оскорблении людей. За такие поступки человек не несет уголовной ответственности, но он является потенциальным преступником. Аморальные поступки часто осуждаются общественностью, хоть и не несут в себе прямой угрозы. Антисоциальное поведение подразумевает беспорядочные половые связи, попрошайничество и бродяжничество.
Признаки асоциального поведения у детей
У ребенка дошкольного возраста антисоциальное поведение характеризуется агрессией, а также неумением нормально контактировать с другими людьми. Дети школьного возраста отличаются непослушанием. Основными причинами таких расстройств могут быть:
- Наследственная предрасположенность.
- Неправильные действия родителей при воспитании.
- Психологические факторы, которые могут сформироваться за счет неправильного воспитания или медицинских патологий.
- Материальное и социальное неравенство.
Когда проблема игнорируется родителями, это приводит к девиантному поведению, а в дальнейшем — к деликвентному.
Проявления в подростковом возрасте
Чаще всего к асоциальности склонны подростки, поведение которых не поддавалось коррекции в младшем возрасте. Часто такая молодежь гордится своим антиобщественным поведением и безнаказанностью со стороны родителей и преподавателей. Для них характерными являются создание хулиганских групп, пристрастие к алкоголю, сигаретам и наркотикам.
Бывают случаи, когда вести себя подобным образом начинают подростки из благополучных семей. На такое поведение влияют следующие факторы:
- деградация личности из-за плохого примера родителей;
- влияние современных субкультур;
- желание самоутвердиться;
- физические проблемы из-за перенесенной болезни.
Профилактика
Основными профилактическими действиями являются правильные примеры, хорошее воспитание и удовлетворение потребностей ребенка, включая и эмоциональные. В данном случае нужно быть настроенным на формирование просоциального поведения. Кроме того, ребенку необходимо помогать развивать мозг, когнитивные функции и интеллектуальные способности. Делать это можно с помощью тренажеров Викиум.
Источник
Антисоциальное поведение
Антисоциальное поведение – это набор поведенческих реакций, основой которого является противодействие общепринятым стандартам поведения и социальным нормам. Оно может относиться как к конкретной группе с её законами и формированиями (национальными, религиозными, институциональными и пр.) так и к социальной системе вообще. Антисоциальность подразумевает не только не выполнение социально обусловленных моментов, но также активное противодействие им, проявляющееся в грубых нарушениях норм закона, вандализме и попирании норм общения.
Антисоциальное поведение часто является признаком наличия какой-либо психопатологии, особенно психопатического спектра, когда у личности нарушено восприятие себя, как частицы общества, снижены способности к эмпатии и диалогу, но при этом преобладает импульсивность. Несмотря на то, что своё развитие такая черта может получить вследствие неправильного воспитания, в своём крайнем патологическом варианте она требует госпитализации и медикаментозной коррекции с сопровождающейся психотерапией.
Виды антисоциального поведения бывают различны, при этом самым деструктивным не только на индивидуальном уровне является совершение преступных и противоправных действий. Когда внутренняя регуляция личности даёт сбой, меняются ценностные ориентации, такой субъект становится опасен для окружающих и функционирования всей социальной системы, поэтому вводятся специальные законодательные акты, регулирующие активность преступников, как наиболее ярких представителей игнорирования норм.
Что это такое
Антисоциальное поведение это в психологии вид человеческой активности, рассматривающийся сразу несколькими направлениями. Тут задействована детская психология (для раннего выявления и профилактики), патопсихология (коррекция психотических состояний), судебная и юридическая психология (определяющие формы возможного наказания для совершивших преступления), психология личности (помогает нормализовать деструктивные проявления у здоровых людей) и пр.
Чтобы определить именно антисоциальное поведение и не спутать его с плохим характером и излишней вспыльчивостью, выделены некоторые признаки такого поведения человека. Как в подростковом, так и взрослом возрасте будут характерны частые уходы из дома, без объяснения причин и особого повода с точки зрения остальных участников общения, при этом вариант не вернуться на ночь практически всегда сопутствует.
Отличительной чертой, когда уже стоит задуматься о будущем является жестокость. У детей это может быть издевательство над животными, у подростков избиение сверстников, у взрослых любое физическое насилие над теми, кто слабее. Важным моментом является то, что антисоциальное поведение действует безосновательно, но мишенью выбирает более слабых. Герои, уничтожающие врагов в несколько раз сильнее, жестоко расправляющиеся с ними не имеют сюда отношения, антисоциальная личность будет конфликтовать, унижать и издеваться только над более слабыми. Если среди людей самым слабым является он, то мишенью для садизма будут становиться животные или агрессия будет проявляться не так явно, под маской случайности.
Также это может быть и сознательное разрушение чужой собственности. В состоянии аффекта человеку всё равно, что ломать и он разбивает как свой телефон, так и чужую сумку выкидывает с моста, антисоциальные черты направлены только на разрушение чужого имущества. Как вариант разрушения материального мира частыми проявлениями являются поджоги, кражи. Враньё без оснований, стремление любой ценой получить сексуальную связь – это всё также признаки и если не получается на простых вариантах (уговорить, обмануть), то появляется опять же принуждение и насилие.
Антисоциальное поведение подростков является моментом переломным, где ещё работает профилактика и можно остановить негативные разрушительные тенденции. Признаками является низкая успеваемость по учёбе, потом это перерастает в частую смену рабочих мест. Увольнения без видимых причин. Действия, носящие уголовный характер ради забавы – таким людям характерны лозунги о свободе и возможности собственного проявления каким угодно способом, только в этом перечне нет достижений, творческой реализации и попыток изобрести что-то свое, а есть нарушения закона и причинение вреда другим.
Это инфантильная структура личности, не принимающая ответственность за собственные поступки, пытающаяся всё свалить на других. Своё поведение они могут оправдывать тем, что их кто-то довёл, при этом сами могут специально оставить оголённые провода, острые предметы в комнате с детьми, никак не заботясь и в случае несчастья опять же взывать к тому, что они сами виноваты. Из-за недоразвитой личностной структуры таким людям тяжело удержать стабильность (смены места жительства и работы, разводы). Характерным является то, что после прекращения отношений они не заботятся о детях, а переживать (точнее демонстрируют переживания) только в ситуации личной выгоды.
Отличие асоциального от антисоциального поведения
Похожие по звучанию термины отражают совершенно различные по своему проявлению системы построения активности и взаимодействия с обществом. Асоциальность является вариантом нормы, показывая только личностные предпочтения и стиль жизни, такой человек ничего не нарушает и не меняет систему. Это можно говорить про интровертов, выбирающих побыть в одиночестве, людей, заказывающих все покупки в интернете, чтобы меньше взаимодействовать с обществом. Они как бы немного отгораживаются, но при этом понимают все правила и законы, выходя в свет, соблюдают их, только участвуют в активной общей тусовке значительно меньше или не участвуют вообще. Человек, остающийся вне общества и спокойно проживающий так, показывает своё безразличие относительно любых движений, часто вся его деятельность построена таким образом, что даже глобальные изменения в стране никак его не затронут, что ещё больше добавляет ему изолированности и равнодушия. В этом нет болезненной патологии, а только сознательный выбор, где человеку комфортнее и так он себя чувствует наиболее продуктивным.
Антисоциальное поведение активно, таким личностям вообще не всё равно, что происходит вокруг них, и они часто максимально включены в события. Единственное, весь спектр их поступков направлен на противодействие и разрушение, они не чувствуют границы, их внутренние ценности противоречат сохранению общего блага, но отгородиться от общения они не могут. Это патологические формы характеров с негативным отношением ко всему происходящему, низким уровнем привязанностей и основной идеей противодействия. Т.е. там, где асоциальному человеку всё равно, что происходит, антисоциального будет сильно задевать, при этом асоциальный не будет нарушать нормы, в то время как психопатия антисоциального будет толкать его на постоянную борьбу (и не в сторону сплочения и улучшения, а только к фрустрации близких и деградации своей личности, нанесении непоправимого ущерба).
Асоциальное поведение может проявляться несколькими формами, отличающимися комфортностью. В первом варианте человек всё больше отдаляется от социума, выстраивает внутри себя особый мир, не сильно контактируя с реальностью – туда попадают избранные книги и такие же люди, соответствующие самостоятельно написанной картине. Будущее зависит от экономической ситуации самого человека – если есть достаточное обеспечение, то это может быть художник или писатель, научный деятель (те, кто привносит в мир что-то новое, слывёт чудаком, но при этом все признают его гениальность).
Востребованность и признание вполне характерно и тут окружающий мир таким людям не подыгрывает, ведь живя немного в другом измерении, они действительно способны взглянуть на всё со стороны или предложить свежее, неожиданное решение. Хуже тем, кто живёт где-то в селе с сильными традициями и необходимостью соответствовать шаблонам, не имея базы обеспечения существования своего внутреннего мира и отгородиться от нападок. Такие люди либо быстро выгорают, потому что все ресурсы тратятся на соответствие ожиданиям других, либо уходят бродяжничать, ища своего приюта.
Антисоциальные личности живут в реальности, но при этом лишены чувствительности социальных. Это преступник, уголовник, садисты, психопаты, подвергающие окружающее пространство постоянному насилию. И если асоциального можно поддержать и найти конструктивные пути его реализации и существования, то антисоциальный в принципе хочет уничтожить этот мир, поэтому в зависимости от тяжести развития черт необходима госпитализация в психоневрологический стационар (если это на фоне шизофренических отклонений), исправительную колонию (без психопатологий) проводить только профилактику возникновения. Профилактика является основным методом борьбы, так как не генетические факторы, а именно социальные играют решающую роль в формировании данной черты.
Примеры антисоциального поведения
Случаи антисоциального поведения часто демонстрируются в новостях, как примеры неправильной общественной позиции. Формулировка о том, что такое поведение нарушает права другого человека недостаточно полная и не даёт реального представления о термине, поэтому уместно разобраться на примерах реальных случаев.
Сюда относятся все формы запугивания от словесных угроз, слежки, надоедания звонками или применения демонстрации силы. В условиях мирного города любое насилие является примером антисоциального поведения. Если это применение силы в уличной потасовке или избиение членов семьи, то более менее понятно, что действия противоправны, но также сюда относится психологическое насилие. Тут широкое многообразие, когда близким запрещают выглядеть, так как им хочется, постоянно держат в страхе или манипуляции разрыва отношений. Касается это и незнакомых людей, как отсутствие толерантности к расе, вероисповеданию, сексуальной ориентации. Когда избивают группу афроамериканцев, обливают кислотой гомосексуалистов, оскорбляют верующих других религий – это примеры антисоциальности, поскольку в мире, где все стремятся к единению и уважению подобные тенденции не дают жить какой-то части общества без всяких логических обоснований.
Мелкие нарушения законодательства относятся к антисоциальному поведению. Это условно допустимые нарушения, закрывают глаза, на которые как окружающие, так и правоохранительные органы.Например, распитие в неположенных местах, продажа лёгких наркотиков, травля детей в школах, выбрасывание мусора в неположенных местах и некорректная парковка. Подобные нарушения кажутся мелочью и могут происходить по невнимательности, но своим происшествием они мешают другим, нарушают предсказуемость и порядок всей системы – так одна неверно припаркованная машина рушит комбинацию всей парковки и в итоге нескольким людям может не хватить места.
Кроме мелких проступков есть самое опасное проявление антисоциального поведения – преступность, когда вред другим людям нанесён существенный вплоть до лишения жизни. Такие действия не караются предупреждениями и профилактикой, а требуют заключения для исправительных работ. Преступления могут совершаться умышленно и под воздействием эмоционального импульса – общим является то, что отсутствует внутренний контроль и стоп для произведения противоправных действий. Человек может оправдывать свою кражу тем, что он хотел есть, но тот, кто не имеет таких девиантных нарушений, выберет попросить или найти хоть какую-то работу. Тот, кто случайно убил человека, может говорить, что только хотел его избить за неподобающую одежду, что в принципе также является примером антисоциального поведения.
Проституция, как пример антисоциального поведения напрямую не разрушает общество – они не убивают, не крадут, но это постепенное разложение. За таким выбором женщины всегда стоит или крайняя нужда в деньгах и критическая ситуация или нежелание прикладывать долгосрочные усилия и временно довольствоваться малым. Это опять же про инфантильную позицию, низкий уровень образования, но завышенные амбиции. В руководстве установления отношений нет чувств и морального подтекста, что возможно только при соответствующей доле психопатизации личности, чтобы можно было открыться первому встречному. Сам путь является деструктивным для личности и всех вовлечённых, от распространения болезни, наркотиков, до личностной деградации.
Примеры антисоциального поведения – все виды сексуальных отклонений, не беря во внимание обоюдное согласие и удовольствие партнёров, т.е. изнасилования (путём физического принуждения или подмешивания химических препаратов), педофилия, эксгибиционизм, развращение малолетних. Нарушение интимной переписки, когда фото или видео интимного характера выкладываются в общий доступ с целью шантажа, уничтожения репутации или оскорбления человека.
Бродяжничество является уделом слабых личностей, когда они не могут приложить достаточно стабильных усилий для достижения чего-то законными средствами, и слишком слабы или трусливы для преступления черты закона. Бродяжничество также попадает под статью уголовного кодекса и под симптоматику нарушений психики психопатического спектра. Вред обществу от таких действий приходит в распространении алкоголизма, инфекций, мелких правонарушений, отсутствия спокойной обстановки, а также ухода больших сумм из бюджета на содержание различных приютов и оказание минимальной поддержки (еда, кров зимой, гуманитарная одежда). Это помимо того, что данная категория населения не вносит вклад в развитие экономики, общества и благоустройства, т.е. тянет всех на дно.
Вандализм и разрушение любых материальных предметов, как личного пользования, так особенно культурного значения. Часто такое антисоциальное поведение связано с отсутствием толерантности или протестными позициями в негативистском ключе.
Профилактика антисоциального поведения
Общество всё больше упирается в кризис устройства, для того, чтобы избежать краха системы и воцарения анархии необходимо быстро пересматривать требования и догмы, больше ориентироваться на личностные потребности и не действовать путём запретов, а наоборот исключением причин приводящих к недовольству.
Антисоциальное поведение, как один из ярких и ужасающих моментов разрушения можно обойти изменением законодательства и профилактикой. Профилактика антисоциального поведения относится к задачам системы образования, семьи, социальных служб, а также к проблематике личностного развития.
Сотрудничество школы и семьи на первый план должно ставить заботу о психологическом состоянии и общем развитии личности, а не об успеваемости – это вторичный момент, самостоятельно улучшающийся, если личность гармонична и зреет в комфортных условиях. Для улучшения необходимо пересмотреть окружающую среду, насколько много негативных примеров перед глазами человека – если на улице постоянно пьющие компании, сосед наркоман, девочки в восьмом классе подрабатывают проституцией, а в семье постоянные крики и побои, то, как бы ни старалась социальная служба и учителя, результата не будет.
Антисоциальное поведение формируется окружением, поэтому если вы замечаете негативное влияние района, общества, то имеет смысл даже сменить место проживания, пока вы и ваши близкие не приняли отсутствие всяких норм как норму.
Школа может не только заняться ликвидированием прогулов и углублением знаний (чем выше уровень развития человека, тем меньше у него тенденций к антисоциальному поведению), но также организовывать досуг. Хоть какое-то спланированное свободное время даёт толчок к развитию, а не поиску приключений и лёгких удовольствий. Пробуждающие уроки, заставляющие задуматься, могут включать встречи с известными людьми, рассказывающими о здоровом образе жизни, юристами, знакомящими с уголовным кодексом, возможны экскурсии в колонии и центры лечения ВИЧ для наглядной демонстрации и общения с теми, кто уже переступил черту и перестал ценить свою жизнь и общество.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник