- Ответ из СМЭВ с ошибкой — что это значит
- Что данный статус означает?
- Что делать, если пришел статус «Ответ из СМЭВ с ошибкой»
- Интеграция с «Госуслугами». Место СМЭВ в общей картине (часть I)
- Общая схема взаимодействия через СМЭВ
- Участники взаимодействия
- Виды сведений
- Очереди сообщений и процесс взаимодействия
- Постановка задачи
- Как получить данные, если вид сведений СМЭВ не работает
- Подробнее
- Мониторинг СМЭВ: как проверить работоспособность ВС Поставщика данных
- Важность мониторинга СМЭВ-сервисов
- Проверка вывода вида сведений в продуктивную среду
- Проверка реальной работоспособности вида сведений
- Проверка доставки запроса до Поставщика
- Статусы запросов СМЭВ
Ответ из СМЭВ с ошибкой — что это значит
В конце прошлого года был принят закон, по которому с 01.01.2020 все малоимущие семьи имеют право на выплату социальных пособий на детей от 3 до 7 лет. Во время пандемии COVID-19 решением президента и правительства РФ также назначались дополнительные выплаты на детей от 3 до 16 лет с июня 2020 года. После активации закона многие родители стали собирать пакет документов и подавать в электронном виде заявления на выплаты.
Подать заявления можно через несколько официальных сервисов — Госуслуги, портал Пенсионного Фонда России и портал Социальной защиты населения. При отправке заявлений через последний сервис многие столкнулись с непонятной формулировкой «Ответ из СМЭВ с ошибкой». В статье мы расскажем, что означает этот статус и какие действия следует предпринимать заявителю.
Статус «Ответ из СМЭВ с ошибкой» на портале Социальной защиты населения
Что данный статус означает?
Ответ из СМЭВ с ошибкой — это сервисный статус на портале Социальной защиты населения, который указывает на ошибку, выявленную при проверке документов заявителя. В более редких случаях такое оповещение говорит о временных проблемах в работе сервиса СМЭВ.
Если разбирать данный статус с технической стороны, то можно понять следующее: система отправила в СМЭВ запрос на проверку подлинности тех или иных документов заявителя, но в результате запрос был отклонен. Такое может происходить по многим причинам и, помимо ошибок в документах, причиной может послужить банальный сбой в СМЭВ, фактическое отсутствие данных о документе, сброс запроса в результате долгого времени ответа.
СМЭВ расшифровывается как «система межведомственного электронного взаимодействия». Этот сервис позволяет синхронизировать данные граждан между различными государственными учреждениями. К примеру, если в Пенсионном Фонде необходимо проверить паспортные данные заявителя, они через СМЭФ обращаются к МВД для проверки подлинности паспорта заявителя.
Как показывает практика, после появления сообщения «Ответ из СМЭВ с ошибкой» приходит отказ по поданным ранее заявлениям. Если вам пришел отказной статус — загляните в примечание, там в обязательном порядке должна быть будет указана причина отрицательного ответа. Дальнейшее решение проблемы заключается в звонке на горячую линию ведомства и общении со специалистом поддержки.
Решение об отказе по поданному заявлению
В более редких случаях статус с ошибкой возникает из-за технических сбоев в электронной системе. В таком случае от заявителя ничего не зависит и остается только ожидать, когда система заработает в штатном режиме и из СМЭВ придет положительный ответ.
Что делать, если пришел статус «Ответ из СМЭВ с ошибкой»
Как мы уже писали выше — в случае получения статуса с ошибкой, вам необходимо связаться с ведомством, которое рассматривает ваше заявление. Делать это нужно в том случае, если вышли все сроки рассмотрения заявления. В противном случае стоит подождать несколько дней, до появления последующего статуса.
Также хочу посоветовать отслеживать статусы заявлений через личные кабинеты в Госуслугах или ПФР. На этих порталах информация и обновления статусов подтягиваются быстрее.
Источник
Интеграция с «Госуслугами». Место СМЭВ в общей картине (часть I)
«Госуслуги» прочно вошли в нашу жизнь как средство взаимодействия с органами власти. Больше не нужно стоять в очередях, чтобы заменить паспорт, оплатить налог или записаться на прием к врачу — достаточно внести личные данные и сделать пару кликов. Однако все эти операции включают в себя шаги и состояния, скрытые от пользователя за простыми записями и оповещениями.
В цикле статей мы, команда Gems Development, расскажем о работе с «Госуслугами» по ту сторону экрана и о том, как оформить эффективное взаимодействие органов государственной власти с порталом.
Общая схема взаимодействия через СМЭВ
Участники взаимодействия
Представим, что «Госуслуги» — это магазин, на витрине которого представлены сервисы для граждан и организаций. Запрос «покупателя» на услугу передаётся соответствующим органам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система передаёт сообщения между порталом и ведомством.
Работа через СМЭВ происходит по протоколу SOAP (Simple Object Access Protocol — простой протокол для доступа к объектам).
Участники взаимодействия, как в магазине, делятся на поставщиков и потребителей. Поставщик — это информационная система (ИС), которая предоставляет сведения по запросу, а потребитель — система, запрашивает сведения.
Одна и та же ИС может действовать сразу в двух ролях. Например, в процессе предоставления услуги нужно уведомить портал о смене её статуса. В этом случае ИС-поставщик исполняет роль потребителя — проводит информационный обмен по статусам.
Виды сведений
Участники обмениваются данным через виды сведений (протоколы обмена) — правила формирования пакетов данных для передачи от одного участника другому.
Хороший пример вида сведений — Всероссийская перепись населения 2020. Данные о переписи передают федеральным органам исполнительной власти в электронном виде. В полученных данных существует чёткая структура сведений: ФИО, пол, дата рождения, гражданство, семейное положение. Также в рамках вида сведений описан ответ, который должен быть получен, если обработка запроса прошла успешно.
На июнь 2020 года в СМЭВ зарегистрировано более 1000 промышленных (рабочих) и 2000 тестовых видов.
Обмен данными в промышленной среде по всем видам сведений ведётся через защищённые каналы связи. Все передаваемые данные сопровождаются электронной цифровой подписью, с помощью которой СМЭВ идентифицирует участников взаимодействия.
Данные передаются по протоколу SOAP, при этом каждое сообщение представляет собой вложенную структуру:
Виды сведений делятся на две группы — простые и универсальные. Рассмотрим схему обмена данными по простому виду сведений:
На схеме видно, что данные форм отображаются непосредственно в конверты обмена данными. Из-за этого появляется ограничение: необходимо разработать структуру блока данных, запроса/ответа для каждого такого вида сведений.
Обмен по универсальному виду сведений можно представить так:
На первый взгляд схема может показаться более сложной, однако она демонстрирует принципиальную разницу, которая в итоге упрощает взаимодействие между участниками по универсальному виду сведений (УВС). Специфические данные форм передаются во вложении к конверту СМЭВ, а признаки УВС, позволяющие идентифицировать вид сведений, передаются непосредственно в конверте и имеют одинаковую для любого ВС структуру:
- номер заявления портала и сведения, позволяющие определить услугу;
- целевое подразделение, к которому пользователь обращается за услугой.
Данные формы, заполненные пользователем портала, пакуются во вложение к основному сообщению.
Таким образом можно оформить предоставление практически любых услуг без необходимости проходить трудную регистрацию нового вида сведений.
Очереди сообщений и процесс взаимодействия
В процессе взаимодействия сообщения помещаются в очереди входящих запросов и очереди входящих ответов. По сути очереди — это контейнеры, в которых содержатся сообщения по видам сведений.
Взаимодействие с очередями происходит с помощью специальных запросов. Более подробно они описаны в методических рекомендациях по работе со СМЭВ. Отметим только то, что благодаря очередям становится возможным асинхронный обмен данными: потребитель может оставить заявку на получение сведений, а поставщик — разместить ответ.
Следует помнить: чтобы забрать сообщение из очереди, необходимо подтвердить его получение с помощью Ack-запроса. В противном случае СМЭВ посчитает сообщение недоставленным и вернёт его в очередь через 15 минут после извлечения.
На каждый запрос может поступить как успешный, так и неуспешный ответ.
Представим себя в роли поставщика сведений: по запросу мы выдаём пользователю градостроительный план земельного участка, причём в рамках нашего ведомства действуют несколько территориальных подразделений, некоторые из которых такую услугу вовсе не оказывают. Допустим, пользователь портала при формировании заявления на получение услуги указал подразделение, не оказывающее услугу. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
- Произошло расхождение справочных данных на портале и у поставщика;
- Нужного соответствия просто нет в настройках системы поставщика.
В любом случае поставщик должен ответить на запрос так, чтобы принимающая сторона могла понять, что запрос завершился неудачно, и, возможно предпринять ответные действия. Ответ на такой запрос оформляется в специальном пакете данных со сведениями о причине отказа.
Успешный ответ предполагает сценарий, в котором результат услуги — это набор файлов (что бывает довольно часто). Перед отправкой результата необходимо выгрузить файлы в файловое хранилище СМЭВ на основе FTP-сервера. Названия файлов и их контрольные суммы нужно зафиксировать в пакете, который отправляем через SOAP. Таким образом, есть две операции по передачи данных, которые нужно связать общим контекстом — сведениями о файлах.
На практике встречаются случаи, когда во время взаимодействия СМЭВ находится в режиме обслуживания, и запросы участника оборачиваются неудачей и требуют повторной отправки. Неудачу нужно зафиксировать и отправить запрос повторно.
Постановка задачи
С учётом приведённых выше особенностей, нашей команде предстояло обеспечить интеграцию ИС заказчика с «Госуслугами» по универсальному виду сведений. Информационная система заказчика — ИАС «Градоустройство». С её помощью пользователи ведомств, ответственные за оказания услуг, могут собирать пакеты документов и формировать результаты для дальнейшей передачи на портал через СМЭВ.
Итак, СМЭВ, как в поговорке про слова в песне, нельзя исключить из решения задачи интеграции с порталом государственных услуг. Но это к лучшему: благодаря системе у всех участников есть универсальная среда взаимодействия. Это позволяет опираться на определённый стандарт и не изобретать велосипед.
В следующих статьях мы рассмотрим, как на стороне поставщика сведений организовать обработку заявлений по данным пользователя с использованием движка автоматизации бизнес-процессов Workflow Core.
Источник
Как получить данные, если вид сведений СМЭВ не работает
В случае отсутствия или неработоспособности электронного сервиса, Поставщики обязаны согласовать с Потребителями порядок временного взаимодействия согласованные порядки обязаны опубликовать на своих официальных сайтах.
Подробнее
Переход со «СМЭВ2» на «СМЭВ3», а точнее использование Методических
Доступность вида сведений СМЭВ2
рекомендации по работе с ЕСМЭВ версия 3.хх, позволил в корне решить проблему обеспечивания доступности сервисов (видов сведений) СМЭВ. Тем не менее, добиться существенного повышения работоспособности СМЭВ-сервисов так и не удалось. До сих пор очень часто встречается ситуация, при которой сервис (вид сведений) раьотоспособено только в тестовой среде, а продуктивные запросы остаются без ответа, либо возвращают ответ с ошибкой.
Например, на момент написания настоящего материала, подобной проблемой страдает один из важнейших видов сведений страны — ВС Росреестра «Прием обращений в ФГИС ЕГРН».
Причин неработоспособности может быть много:
- сервис (вид сведений) «сломался»;
- недобросовестный разработчик поставщика поставил на сервисе «заглушку», отвечающую на все запросы «Данные отсутствуют»;
- в погоне за сроками поставщик не рассчитал бюджет на разработку, поэтому сервис был выведен в продуктивную среду формально и не подключен к соответствующему обработчику (источнику данных);
- информационная система на стороне поставщика может некорректно обрабатывать ответы на конкретные запросы, в результате чего ответ не проходит проверку на стороне СМЭВ и возвращается поставщику с ошибкой ФЛК.
В любом случае, существует аргумент, позволяющий потребителю организовать получение необходимых данных.
В соответствии с Протоколом Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни
и условий ведения предпринимательской деятельности №18 от 30.09.2011, Раздел I, п.6 » Поставщики обязаны согласовать с Потребителями порядок временного взаимодействия в случае отсутствия или неработоспособности электронного сервиса, согласованные порядки обязаны опубликовать на своих официальных сайтах».
К сожалению, указанный протокол отсутствует в открытом доступе. Тем не менее, ссылка на его содержание представлена в Приложении № 8 к протоколу заседания подкомиссии от 12 июля 2017 г.
Таким образом, в случае неработоспособности или ошибок в работе сервиса СМЭВ потребителю необходимо выполнить следующие действия:
- убедиться, что вид сведений формально выведен в продуктивную среду;
- собрать информацию о неработоспособности сервиса для ее передачи поставщику;
- связаться с ответственным лицом на стороне поставщика;
- сообщить поставщику о неработоспособности сервиса и указать на требование Протокола о предоставлении временного решения, по необходимости сформировать запрос в Ситуационном центре Электронного правительства;
- дождаться подготовки поставщиком временного способа (интерфейса) для получения данных сервиса;
- обеспечить направление запросов и получение ответов на своей стороне.
Источник
Мониторинг СМЭВ: как проверить работоспособность ВС Поставщика данных
В материале рассматриваются методы проверки работоспособности СМЭВ-сервисов (видов сведений) органов власти-Поставщиков данных. Также описывается способ, благодаря использованию которого можно подтвердить факт сбора Поставщиком Вашего запроса из входящей СМЭВ-очереди.
Важность мониторинга СМЭВ-сервисов
Мониторинг работоспособности ВС Поставщика — одна из первых и наиболее важных задач, с которой сталкиваются участники межведомственного взаимодействия. Отказ сервисов — достаточно частое явление. Оно может быть вызвано несколькими причинами:
- вид сведений в принципе не работоспособен;
- возникли временные сбои в связи с отказом инфраструктуры или проведением технических работ;
- вид сведений направляет ответы, которые не проходят проверку на стороне СМЭВ.
Второй и третий случаи имеют наиболее пагубные последствия для Потребителя данных. Пользователи систем межведомственного взаимодействия достаточно быстро привыкают к тому, что ответ на СМЭВ-запрос приходит в конкретные сроки. Если после продолжительной бесперебойной работы вид сведений неожиданно отказывает на стороне Поставщика, и ответы на запросы не приходят в ожидаемый («обычный») срок, пользователи ИС Потребителя начинают беспокоиться и вместо ожидания регламентных 5 дней заваливают свою службу поддержки сообщениями об инцидентах.
Для того чтобы избежать этой ситуации службе поддержки ИС Потребителя данных, а также понечным пользователям данной системы необходимо обладать полной и достоверной информацией о том, на какой «стадии обработки» находится их запрос.
Для СМЭВ 2 на Технологическом портале существовал специальный инструмент отслеживания доступности сервисов. ИТ-специалист или рядовой пользователь могли в режиме близком к реальному времени просматривать эту информацию. И если сервис становился недоступен — для пользователя это значило, что «на той стороне что-то сломалось, нужно подождать, Поставщик скоро все починит, и ответ придет». С переходом на СМЭВ 3 бессмысленным стало само понятие доступности вида сведений. При условии, что очередь запросов Потребителя не заполнена, запросы уходят в СМЭВ всегда. Но как понять дальнейшую судьбу запроса? И как в случае необходимости доказать Поставщику, что он получил запрос, но не ответил на него?
В материале будут рассмотрены следующие способы проверки работоспособности внешних (чужих) видов сведений:
- проверка факта вывода ВС в продуктивную среду;
- проверка факта запуска сервиса;
- проверка факта сбора Поставщиком запроса из очереди СМЭВ-запросов.
Проверка вывода вида сведений в продуктивную среду
Проверка выполняется достаточно легко по одному из двух сценариев.
Первый вариант — перейти к списку видов сведений на Технологическом портале СМЭВ, указать опцию «Продуктивная среда» и провести поиск по названию ВС. Если сервис нашелся — все хорошо.
Второй вариант — на главной странице Технологического портала найти ссылку на документ с названием «Статус ВС» (пример), скачать документ, найти в нем запись о нужном виде сведений и проверить в записи дату вывода сервиса в продуктивную среду.
Второй способ является более предпочтительным, так как в записи о виде сведений содержится много дополнительной полезной информации. Например, если сервис выведен только в тестовую среду — можно сравнить дату вывода с текущей. Как правило, срок между выводом ВС в тест и продуктив составляет до трех месяцев. Если разница составляет более 9 месяцев — скорее всего, ВС так и не заработает.
Проверка реальной работоспособности вида сведений
Может сложиться ощущение, что признаком работоспособности ВС является наличие у него потребителей в продуктивной среде. Однако это не так. Достаточно часто встречается ситуация, при которой ведомство получает доступ к сервису в проде, делает несколько пробных запросов, остающихся без ответа, и прекращает межведомственное взаимодействие, при этом формально оставаясь в числе потребителей.
Если вид сведений работоспособен — значит к нему ежемесячно поступает множество (более 10) запросов в продуктивной среде. Статистику по числу запросов к ВС можно найти в документе «Единый отчет по СМЭВ». Он публикуется в Ситуационном центре электронного правительства по адресу «Опубликованные отчеты» => «СМЭВ» => «Единый отчет по СМЭВ» => «СМЭВ. Единый отчет по СМЭВ: [id] Отчёт №6_СМЭВ_Единый отчет по СМЭВ_[date]». Документ публикуется ежемесячно и содержит статистику запросов по всем видам сведений. В данном отчете выделен специальный раздел «невостребованные сервисы», в котором отражаются данные о сервисах без запросов.
Таких «невостребованных» сервисов достаточно много, они встречаются у ФТС, МВД, МИДа, Минкультуры, Минкомсвязи и у других ведомств. Например:
- Сведения о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)
- Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
- Информация о нарушениях ПДД
- СНИЛС по данным лицевого счета
- Запрос изменений значений показателей из ГАС «Управление»
- Нормативы запасов топлива
- Сведения о разрешении на строительство
- и др.
Проверка доставки запроса до Поставщика
В СМЭВ предусмотрена возможность получения уведомлений о факте сбора Поставщиком запросов из очереди. Данная опция прописана в п. 10.12.3 «Правил и процедур работы в ЕСМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3» и сформулирована как «Подключение уведомлений о доставке сообщений до получателя в соответствии с МР версии 3.х п 6.1».
Для активации опции необходимо написать соответствующий запрос в Ситуационный центр электронного правительства, указав наименование Потребителя и мнемонику ведомственной ИС.
После подключения опции по факту сбора Поставщиком запроса из очереди в систему из СМЭВ будут приходить сообщения формата:
OTHER
Сообщение помещено в очередь к получателю, 18:22 28-06-2018
Эти сообщения можно обрабатывать и показывать пользователю в виде отдельного статуса обработки СМЭВ-запроса.
Статусы запросов СМЭВ
В начале статьи поднята проблема необходимости информирования конечных пользователей информационных систем Потребителя о работоспособности видов сведений и статусах обработки запросов. Подробно используемая авторами система мониторинга и оповещения о работе СМЭВ будет рассмотрена в отдельной статье. В данном материале перечислим только наиболее важные, с точки зрения авторов, статусы обработки СМЭВ-запроса, которые должны показываться пользователю (отправителю запроса):
- «Черновик» — запрос сформирован целиком или частично, но еще не передан Пользователем на отправку;
- «В очереди на отправку» — запрос передан пользователем на отправку и проходит обработку в системе (создание СМЭВ-конверта, подписание ЭП, отправка в СМЭВ). Также этот статус получают запросы, которые СМЭВ пока отказывается принимать (например, из-за переполнения очереди в связи с большим количеством направляемых запросов), и они висят «в отправке»;
- «Ошибка отправки» — запрос не был отправлен из-за системного сбоя или не прошел проверку на стороне СМЭВ;
- «Передано в СМЭВ» — запрос передан в СМЭВ, получен индикатор запроса в СМЭВ (SMEV ID);
- «Получено Поставщиком» — Поставщик данных забрал запрос из очереди;
- «Получен ответ» — получен ответ на запрос от Поставщика данных;
- «Истекло время ожидания ответа» — отсутствует ответ от Поставщика данных в течение 5 дней.
Таким образом, если пользователь видит сообщение в статусе «Получено поставщиком», на которое слишком долго по его мнению (ощущениям) не приходит ответ, он может самостоятельно связаться с ответственным на стороне Поставщика, передать ему SMEV ID запроса и укорить долгой обработкой запроса. В свою очередь, Поставщик уже не может сказать, что не получал запрос, что сообщение «затерялось где-то в СМЭВе».
Также в нашей практике несколько раз встречалась ситуация, когда проверку на стороне СМЭВ не проходил ответ Поставщика. В этих случаях наличие информации, подтверждающей факт сбора запроса Поставщиком из входящей очереди СМЭВ, позволяло оперативно локализовать и решить проблему «слишком долгого ожидания ответа».
Источник