Осуществление делопроизводства при работе с письменными и устными обращениями граждан в органы внутренних дел
Организация работы с обращениями граждан в ОВД регламентируется федеральным законом от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Приказом МВД РФ от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции по организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России», представляет собой отдельное направление деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, подразделений, учреждений и организаций системы МВД России, призванное обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
Обращение гражданина — направленные в подразделение системы МВД России в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Обращения граждан в органы внутренних дел можно классифицировать следующим образом:
А) по содержанию:
— предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности системы МВД России, по развитию общественных отношений.
— заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
— жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Б) по форме обращения:
— обращения в форме электронных сообщений.
В) по особенностям рассмотрения обращения делятся на:
— коллективное обращение — совместное обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, в том числе обращения членов одной семьи, обращения от имени трудовых коллективов, обращения, принятые на публичном мероприятии и подписанные участниками мероприятия или уполномоченным ими лицом;
— аналогичное обращение — второе (и последующие) обращение по одному и тому же вопросу при условии, что срок рассмотрения первого обращения не истек, в том числе копия или дубликат, поступившие из другого государственного органа или органа местного самоуправления;
— анонимные обращения, то есть письменные обращения или Интернет-обращения, в которых не указаны фамилия автора и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
— Обращения, некорректные по содержанию, по изложению и по форме — то есть в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, лишенные логики и смысла, неясного и невразумительного содержания, а также обращение, текст которого не поддается прочтению либо написан на обрывках бумаги, плакатах и других предметах;
— повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или гражданин не согласен с принятым по его обращению решением. Не считаются повторными обращения одного и того же гражданина по разным вопросам.
— неоднократное — обращение гражданина, содержащее вопрос, на который ему не менее двух раз давались письменные аргументированные ответы на ранее направленные обращения, при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган внутренних дел или одному и тому же должностному лицу;
— типовое — обращение одного и того же содержания, поступившее от разных граждан.
Приказ МВД № 707 закрепляет требования, которые предъявляются к письменным и Интернет-обращениям.
Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:
— наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность;
— фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина;
— почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.
-личную подпись и дату.
Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:
— фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина.
— адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
К письменному и интернет-обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.
Отсутствие указанных сведений, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа. В случае отсутствия в обращении фамилии гражданина, почтового или электронного адреса оно признается анонимным.
Алгоритм организации работы по рассмотрению обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы:
— прием и первичную обработку обращений;
— регистрацию и учет обращений;
— принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;
— рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;
— подготовку и направление ответов на обращения;
— хранение обращений и материалов по их рассмотрению;
Источник
Новый порядок рассмотрения обращений в системе МВД России: сравнение закона и инструкции
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).
Во исполнения указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве 1 . 28 января 2014 года вступил в силу Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Сравним основные положения Закона и принятой в соответствии с ним Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция МВД России).
Таблица. Сравнение Закона и Инструкции МВД России
Объект сравнения | Закон | Инструкция МВД России |
Порядок рассмотрения обращений граждан | ||
Требования к письменному обращению | Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина; адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России) | |
Способ отправки обращения | Не указан | По почте, факсу, через официальный сайт, дежурную часть территориального органа МВД России, посредством федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, на личном приеме, через ящик для обращения граждан, установленный в здании МВД (п. 27) |
Сроки выемки корреспонденции из почтового ящика | Не указаны | Не реже одного раза в день (п. 29) |
Сроки регистрации обращений | Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления (ст. 8) | Жалобы на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг — не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления; прочие обращения – в течение трех дней со дня поступления (п. 37) |
Перенаправление обращения | Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в те органы и тем должностном лицам, решение или действия (бездействие) которых обжалуются (ст. 8 Закона; п. 67 Инструкции МВД России) | |
Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении | Не указано | Регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69) |
Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа | Подлежит направлению в семидневный срок в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин (ст. 8 Закона; п. 71 Инструкции МВД России) | |
Срок рассмотрения обращений | 30 дней (ст. 12) | 30 дней. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения до даты подписания окончательного ответа гражданину (п. 91) |
Продление срока рассмотрения обращения | В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина (ст. 12 Закона; п. 93 Инструкции МВД России) | |
Результат рассмотрения обращения | 1. Ответ по существу всех поставленных вопросов. 2. Уведомление:
| 1. Ответ по существу всех поставленных вопросов. 2. Уведомление:
|
Действия с оригиналами личных документов | Не указано | Возвращаются гражданину путем личного вручения под расписку или иным способом, обеспечивающим их сохранность (п. 115) |
Ознакомление с материалами, снятие копий | Не указано | Данное решение принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением. На заключении проставляется отметка об ознакомлении гражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью (п. 116) |
Обращения, содержащие аудио- и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов | Не указано | Рассматриваются по существу только при изложении их сути в текстовой части. В ином случае гражданину направляется уведомление о невозможности рассмотрения его обращения как некорректного по изложению (п. 127) |
Рассмотрение анонимных обращений | Ответ на анонимное обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (ст. 11) | Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией. Анонимные заявления, содержащие информацию о террористическом акте, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему указанных выше сведений, принимает руководитель органа внутренних дел (п.п. 129 – 132) |
Прекращение переписки | Руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином с его обязательным уведомлением при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу (ст. 11) | Происходит по решению руководителя органа внутренних дел по мотивированному заключению о признании неоднократного обращения безосновательным с обязательным уведомлением заявителя. Последующие обращения проверяются на предмет отсутствия новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, и без рассмотрения по существу списываются в дело. Ответы на такие обращения не даются (п. 135, п. 136) |
Требования к ответу на обращение | Не указано | Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения (п. 145) |
Оставление обращения без ответа по существу | Ответ на обращение не дается, если:
| Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем письменно уведомляется заявитель в течение семи дней со дня регистрации обращения), если:
|
Ответы на коллективные обращения | Не указано | Ответ направляется на имя гражданина, указанного в обращении первым или в качестве адресанта, либо в организацию с пометкой, что ответ направляется на коллективное письмо (п. 151) |
Порядок организации и проведения личного приема граждан | ||
График приема | Личный прием граждан проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (ст. 13) | Прием руководящим составом органа внутренних дел осуществляется по графику, который предусматривает в том числе прием в течение трех часов один раз в месяц в субботний день, а также один раз в неделю в рабочий день с 17.00 до 20.00. Прием начальником территориального органа и его заместителями осуществляется не менее одного раза в месяц, начальниками самостоятельных подразделений — по мере необходимости (п. 177, п. 179) |
Запись на прием | Не указано | Допускается прием по предварительной записи, которая осуществляется уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства при личном обращении гражданина или по телефону, а также путем направления обращения. Отсутствие предварительной записи не является основанием для отказа в приеме (п. 181, п. 183) |
Документы, предъявляемые при приеме | Гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность (ст. 13 Закона; п. 185 Инструкции МВД России) | |
Порядок проставления отметок на письменном обращении, полученном в ходе приема | Не указан | На первом листе полученного в ходе приема письменного обращения проставляется отметка «Принято на личном приеме». По просьбе гражданина аналогичная отметка может быть проставлена на копии обращения (п. 195) |
Досрочное прекращение приема | Не указан | В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается, о чем делается запись в учетной форме (п. 198) |
Отказ в личном приеме | Не указан | Граждане с признаками алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на прием не допускаются (п. 198) |
Как видно из сравнительной таблицы, Инструкция МВД России разработана в соответствии с Законом и призвана раскрывать и конкретизировать его нормы применительно к органам МВД России. В ней содержатся такие нюансы, не указанные в самом Законе, как действия должностных лиц с оригиналами личных документов, с обращениями, содержащими аудио- и видеозаписи; порядок ознакомления заявителя с материалами проверки, в том числе с применением технических средств. Безусловно, Инструкция МВД России позволит лучше организовать работу системы МВД России и избежать разночтений, вызванных отсутствием правового регулирования.
Источник