- SWOT-анализ
- Для чего применяют СВОТ анализ?
- Разновидности SWOT-анализа
- Преимущества и недостатки метода
- Как делать SWOT-анализ?
- Как использовать результаты?
- Резюме
- В чем особенность анализа рыночных возможностей
- Что лежит в основании анализа потенциала организации
- В чем преимущества укрупненного анализа рыночных возможностей
- Что нужно учитывать при анализе рыночных возможностей
SWOT-анализ
Эффективное управление бизнесом, развитие проекта начинается с базового алгоритма изучения ситуации, который получил название SWOT анализ. Что это такое? SWOT – это комплекс маркетинговых и других исследований сильных и слабых сторон предприятия или конкретного объекта. Он включает в себя четыре фактора, о которых расскажем в этой статье.
Отметим, что до внедрения этого алгоритма, для определения перспектив бизнеса учитывали только сильные и слабые стороны компании. Например, сравнивали преимущества и недостатки, из их соотношения делали вывод о дальнейшем развитии. Кеннет Эндрюс расширил формулу двумя составляющими – факторами влияния извне и внутри, чем превратил анализ сильных и слабых качеств в одну из популярных моделей оценки бизнеса.
Для чего применяют СВОТ анализ?
Основная задача заключается в разработке бизнес-стратегии развития предприятия или объекта, удостоверившись в том, что были учтены все главные факторы – движущие силы для успешного роста. А также рассмотрены возможности внутри компании и внешние факторы.
SWOT-анализ подходит для проектирования стратегии нового предприятия, фирмы, услуги, товара. Нередко алгоритм применяют и для самоанализа личностного, профессионального роста. Его также используют для конкурентной разведки в нише. Например, анализ помогает сегментировать имеющиеся предложения на рынке по степени их востребованности у ЦА.
Для любого бизнеса важно реально видеть те рычаги, которыми он может управлять – внутренние ресурсы компании, а также понимать факторы, находящиеся вне зоны воздействия – внешние угрозы. Простое понимание этих моментов уже экономит бюджет и время.
SWOT-анализ предполагает, что для успешного развития коммерческого проекта необходимо учитывать следующие характеристики:
- S (strengths) – сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки. За счет этого фирма увеличивает продажи, присутствие на рынке, чувствует уверенность в конкурентной борьбе.
- W (weaknesses) – слабые стороны. Недостатки, где и в чем вы проигрываете конкурентам. Эти характеристики тормозят рост прибыли, мешают развитию, тянут назад.
- O (opportunities) – возможности. Это рычаги, которые находятся в руках бизнеса и поддаются прямому воздействию. Например, повышение квалификации сотрудников и прочее;
- T (treats) – угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых вами решений.
На три характеристики бизнес может повлиять. Например, устранить недостатки (слабые стороны) за счет внедрения новых технологий, решений (возможности) и усилить свои конкурентные преимущества (сильные стороны). SWOT-анализ учитывает также категорию внешних причин – угроз для роста. Это — природные катаклизмы, климат региона, курс валют, принятие новых законов, политическая ситуация в стране, демография и ряд других факторов.
Составляя SWOT-анализ, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Фокусировка на конкретном направлении бизнеса. Следует отбросить всё, что не относится напрямую к сфере деятельности компании.
- Выявление «своих» сильных и слабых сторон.
- Определение возможностей. Нужно ориентироваться на внутренние факторы, ими компания может управлять.
- SWOT-анализ предприятия проводит группа людей, чтобы получить объективные результаты. Доверьте работу маркетинговому отделу.
- Используйте точные формулировки характеристик, избегайте пространных, двусмысленных определений. Чем конкретнее цель, тем понятнее пути её достижения.
Разновидности SWOT-анализа
На практике используют три варианта:
- Экспресс – применяется повсеместно в бизнесе для выявления сильных сторон. Упор в этом виде делается на существующих преимуществах и возможностях улучшения внутренних факторов, которые будут успешно противостоять воздействию извне. Главный плюс, который дает экспресс-SWOT-анализ заключается в наглядности бизнес-характеристик.
- Сводный – оперирует основными показателями деятельности компании на конкретный момент времени и на будущий период. Он позволяет получить более точные количественные значения факторов стратегического анализа. Достоинство этого вида в незамедлительном переходе от исследований к разработке стратегии развития бизнеса. Недостаток – сложность проведения.
- Смешанный SWOT-анализ – это вариант, в котором используются характеристики экспресс и сводного типа. Алгоритм предполагает проведение как минимум трёх стратегических исследований. Количественная оценка не выполняется. Все данные сводятся в таблицу для перекрестного анализа. Плюс в глубине проработки.
Преимущества и недостатки метода
SWOT-анализ обладает следующими достоинствами:
- Определение силы и слабости бизнеса, выявление факторов роста и внешних угроз.
- Простота проведения и эффективность для любых форм коммерческой деятельности. Экспресс-анализ может провести любой предприниматель или группа сотрудников без помощи профессионалов.
- Выявление возможностей компании, которые влияют на работу с реальными проблемами бизнеса.
- Определение связей между недостатками и сильными сторонам в разрезе возможностей роста с учетом внешних рисков. Это одна из главных задач, которую решает SWOT-анализ – найти рычаги воздействия на недостатки и стать лучше.
- Не нужно собирать массивы информации для проведения расчетов. Довольно часто все данные уже под рукой, нужно их только систематизировать.
- Проектирование перспектив компании, предприятия.
- Количественный расчет факторов, вариантов эффективного развития с учетом всех реалий рынка. Сводный или смешанный алгоритм расчета позволяет глубоко проработать характеристики роста.
- Оценка рентабельности проекта в существующих реалиях.
- Укрепление конкурентных преимуществ, разведка ситуации на рынке.
- Оценка внутреннего потенциала компании, ресурсов предприятия, определение возможных проблем и разработка мероприятий по их нивелированию.
- Выявить угрозы, которые являются наиболее критичными в существующем положении, принять меры для эффективной защиты.
К недостаткам относят:
- SWOT-анализ представляет собой аналитический инструмент, который не дает четких числовых показателей или руководств к действию. В первую очередь – это наглядная, структурированная информация. Качественную работу аналитиков никто не отменял.
- Отсутствует временная динамика. Если ситуация на рынке изменяется или происходят перемены внутри компании, то расчеты следует делать заново.
- СВОТ оперирует субъективными показателями, что усложняет работу.
Перед любой фирмой стоит вопрос: делать расчет сильных и слабых стороны, рисков и возможностей или нет. Рекомендации такие.
«ЗА» — существует необходимость быстро получить информацию о перспективах бизнеса не привязанную к изменениям во времени.
«НЕТ» — необходимы данные о развитие проекта с учетом динамики рынка. В этом случае СВОТ – это пустая трата времени. Точной картины не получить из-за работы с примитивными характеристиками.
Как делать SWOT-анализ?
Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения исследования.
Шаг 1. Выписываем основные цели, задачи компании или проекта. Выясняем, какие мотивы – зачем нужно развивать дело вам лично или для фирмы.
Шаг 2. Заносим в список сильные и слабые стороны. Можно использовать следующие вопросы или аналогии к ним:
- В чем сильны наши сотрудники?
- Есть ли преимущества в технологиях, методиках работы перед конкурентами?
- УТП нашего бренда?
- Почему нас выбирают покупатели, клиенты?
- Какие есть характеристики у продукции?
- Что мы делаем лучше других на рынке?
- Какие сферы мы освоили «на отлично», помимо основной деятельности?
- В чем мы слабы по сравнению с конкурентами?
- Что мешает внедрять инновации в работу, техническое оснащение?
- Какие есть недостатки маркетинга, рекламы, корпоративной среды?
- Что мешает развиваться по стратегическому плану?
Шаг 3. Группируем ответы в таблицу, даем им названия – сильные и слабые стороны. Обсуждение полученной информации с коллегами, партнерами.
Шаг 4. Выписываем возможности компании, предприятия. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.
Шаг 5. Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Это внешние факторы – противодействие конкурентов, изменение законов, природные катаклизмы, политические санкции и прочее. Выясняем всё к чему нужно быть готовым на рынке.
Шаг 6. Заносим возможности и риски в таблицу. Анализируем, как можно использовать «силу» для преодоления «слабости» и эффективной защиты от неконтролируемых факторов.
Шаг 7. Проектируем стратегию развития на основе полученных данных.
Рассмотрим SWOT-анализ пример: новая сеть закусочных быстрой еды в городе с населением 500 000 человек.
Сильные стороны – быстрое приготовление пищи, партнерство с местными пекарнями и поставщиками продуктов, обслуживание всех групп ЦА (дети, подростки, студенты, работники, пенсионеры), продукты от частников (качество).
Слабые стороны – слабая узнаваемость бренда, конкуренция с Макдональдс, большие затраты на рекламу.
Возможности – задействовать активных клиентов среди молодежи в качестве промоутеров для бюджетной рекламы в вузах и школах. Доставка еды на дом и в офис. Добавить в меню полезные продукты.
Угрозы – конкуренция с Макдональдс и Бургер Кинг. Противодействие сторонников здорового питания.
Еще один пример
Как использовать результаты?
Выводы по SWOT-анализу делают на основе двух методик: быстрый просмотр и составление матрицы. Первый вариант занимает 20-30 минут и заключается в том, чтобы откинуть все лишнее и сконцентрироваться на приоритетных задачах. Например, усилить конкретный продукт или услугу за счет имеющихся возможностей.
Составление матрицы подразумевает разбивку информации по группам:
- S-O – линия силы, то есть изучаются сильные стороны и возможности для того, чтобы стать ещё лучше.
- W-O – линия улучшения. Как использовать возможности для нивелирования недостатков.
- S-T – линия защиты. Как преимущества защитят от неконтролируемых внешних факторов. Устоит ли компания под санкциями, при снижении спроса, повышении НДС и прочее.
- W-T – линия предупреждения. Какие мероприятия запустить, чтобы предупредить будущие риски.
Часто эти два метода используют вместе. Сначала делают быстрый просмотр результатов с выявлением приоритетных направлений. Следующим шагом выстраивают матрицу по стратегическим линиям.
Резюме
Мы изучили, что такое SWOT-анализ. Узнали, какие виды существуют, как его составлять и анализировать результаты. Что нужно запомнить? Этот алгоритм позволяет оценить положение компании на рынке и определить пути развития. Он не дает указаний что делать, но является стимулом для размышлений – как эффективно развивать проект в имеющейся ситуации.
Источник
В чем особенность анализа рыночных возможностей
Под анализом рыночных возможностей понимается оценка потенциального развития организации в действующих условиях рынка.
Анализ финансовых возможностей проводится с учетом внешних и внутренних факторов. Так выявляются самые перспективные возможности для развития организации, учитываются ее перспективы и текущие условия.
В анализ входят такие направления, как: выявление наиболее конкурентоспособных рынков сбыта и оценка потенциала организации в сфере маркетинга.
Анализ проводят по следующим основаниями:
- определение потенциала и перспектив фирмы для реализации маркетинговых целей;
- выявление ресурсов, которые нужны для достижения целей — как уже имеющихся, так и необходимых для развития.
Анализ финансовых и рыночных возможностей организации позволяет раскрывать ее потенциал, способствует выявлению преимуществ и недостатков. По результатам проведенного анализа определяются сферы деятельности организации — как успешно функционирующие, так и те, которые нуждаются в улучшениях.
Проведенный анализ рынка приводит к сравнению фирмы и потребностей рынка (как уже существующих, так и потенциальных). За основу исследования рыночных возможностей берут сведения организации и дополнительную информацию: это статистика, справки, отчеты и т.д.
Что лежит в основании анализа потенциала организации
Деятельность предприятия анализируется по следующим категориям: ассортимент товаров/услуг, номенклатура, обновляемость. Также происходит оценка обеспечения компании сырьем, уровня запасов и частота их использования и т.д.
В процессе распределения и сбыта особый акцент ставится на оценке транспортного потенциала организации и расходов, связанных с этим процессом. Упаковке товара тоже уделяется особая роль в процессе продажи.
Маркетинговые возможности заслуживают отдельной оценки в ходе проведения анализа потенциала фирмы. Акцент делается на исследовании рынка, способах продвижения товара и т.д.
Благодаря анализу каждой указанной категории в результате получают общую картину финансового потенциала компании. На основании полученных данных фирма организует деятельность.
В чем преимущества укрупненного анализа рыночных возможностей
Укрупненный анализ проводят по категориям:
Продукционная составляющая анализируется с позиции товара, который приносит организации больше (или меньше) оборота и дохода в чистом виде.
Задачей рыночной составляющей является выделение определенных рынков сбыта, которые имеют меньший приоритет в вопросе получения дохода и товарооборота. Анализ отрасли связан с необходимостью выявления отраслей, в которых компания реализует свой товар.
Формирование портрета потребителя товаров или услуг компании занимает ключевое место при осуществлении анализа. Это помогает определить, что покупателю кажется наиболее приоритетным и привлекательным, что мотивирует его на приобретение определенной продукции.
Благодаря укрупненному анализу потенциала фирмы можно получить наиболее точные результаты относительно ее внешней среды и окружения, ее деятельности и отдельных субъектов.
Чаще всего при проведении анализа используют методы:
- Кабинетный. Его суть заключается в сборе маркетинговых сведений, которые содержатся в статистике/отчетах, составленных для иных целей.
- Полевой, когда собирается вся информация о самом объекте. Осуществляется через опрос, наблюдение или эксперимент.
Их используют в сочетании в большинстве случаев. Матричный анализ также популярен наряду с вышеназванными методами.
Анализ внешней микросреды сопоставляется с полученными результатами оценок возможностей внутри самой организации.
На базе полученных данных и делаются выводы о рыночных возможностях компании в сложившихся условиях.
Что нужно учитывать при анализе рыночных возможностей
Фирмы должны вовремя реагировать на появляющиеся возможности рынка, т.к. нельзя постоянно опираться на действующие товары и на текущие рыночные условия. Например, производители керосиновых ламп разорились бы на своем деле из-за неактуальности товара, либо им пришлось бы сменить свое направление. Это частый случай, когда фирма начинает с продажи одной продукции, затем переходит на производство иной.
Что приходится учитывать при анализе рыночных возможностей:
- Выявление рынков. Сюда входят: углубленное внедрение на рынок, расширение рыночных рамок, разработка нового товара, диверсификация.
- Изучение маркетинговых возможностей. Необходимо для определения подходящих рыночных возможностей для фирмы. Данная категория определяется целями и ресурсами организации.
Источник