Что значит анализ романа

Содержание
  1. Как делать анализ художественного произведения?
  2. История создания произведения
  3. Жанр произведения
  4. Название произведения и его смысл
  5. Тема, идея и проблематика произведения
  6. Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
  7. Система образов произведения
  8. Композиция произведения
  9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
  10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
  11. Особенности языка произведения
  12. Как анализировать произведения литературы: варианты анализа, план и примеры
  13. Что представляет собой анализ
  14. Варианты анализа произведений художественной литературы
  15. Анализ прозы
  16. Анализ поэзии
  17. Анализ драмы
  18. Анализ фольклора
  19. План анализа произведения по литературе
  20. Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?
  21. Понятие и структура анализа художественной литературы
  22. Особенности анализа разных типов художественных трудов
  23. Рекомендации по написанию анализа художественного произведения

Как делать анализ художественного произведения?

Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.

Читайте также:  Сочинение что для меня значит быть гражданином россии

Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru.

История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

Жанр произведения

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.

Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция произведения

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.

Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.

Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

Источник

Как анализировать произведения литературы: варианты анализа, план и примеры

Что может быть проще, чем проанализировать художественное произведение, спросите вы? Но не тут-то было: школьники и студенты сталкиваются со сложностями в процессе выполнения этого задания, которое часто определяет, сколько баллов учащийся получит за предмет.

Рассказываю, как справиться с анализом художественного произведения.

Что представляет собой анализ

Анализ текста — это его разбор в соответствии с определенными параметрами с целью углубления в произведение, отслеживания линии сюжета, глубинного смысла и т. д. Анализ позволяет нам понять, «что хотел сказать автор» (хотя в последнее время такими вопросами уже не задаются), какие смыслы и идеи он вкладывал в произведение.

Проанализировать художественное произведение помогает определенная схема или план, который составляется перед началом анализа. О нем я расскажу позже.

Варианты анализа произведений художественной литературы

План анализа несущественно различается в зависимости от типа художественного произведения. Выделяют анализ поэтического, прозаического, драматического и фольклорного текста.

Анализ прозы

Чаще всего анализируют прозу — хотя бы потому, что сделать это проще. Особенности анализа зависят от объема текста. В процессе учитывают количество героев, сюжетных линий, композиционную специфику и др.

Анализируя рассказ, повесть или роман, важно уметь правильно выделять сюжетные линии, определять, какие из них главные, а какие второстепенные, находить центральных персонажей и эпизодических и т. д.

Если вы не успеваете прочитать произведение, воспользуйтесь кратким содержанием. Обычно на основе краткого содержания можно получить представление о сюжете, центрольном конфликте, стиле автора и действующих персонажах.

Анализ поэзии

Поэтическое произведение анализируется немного по другому сценарию. В нем могут отсутствовать пункты, которые важны для анализа прозы. К примеру, в поэзии не всегда выделяется конфликт, главные герои, авторская позиция.

Зато есть пункты, которые не релевантны для прозы: вариант рифмы и размер стихотворения.

Особо выделяю такой пункт как средства художественной выразительности. При анализе поэзии этот пункт играет едва ли не ключевую роль.

Анализ драмы

Под драмой имеются в виду пьесы. У них есть своя специфика, которая заключается в большом количестве диалогов и минимуме активных действий. Акцент в анализе смещается на речь персонажей и символы — один из них можно найти уже в самом названии произведения.

Кстати, они в русской литературе всегда несут дополнительный смысл: «Война и мир», «Преступление и наказание» и др.

Анализ фольклора

Анализируя произведение фольклора, нужно учитывать исторический контекст и традиции, характерные для конкретного народа. Анализ должен быть построен таким образом, чтобы в нем нашли выражение мифы, менталитет, религиозные убеждения и прочие особенности отдельного народа. В фольклоре все это есть.

План анализа произведения по литературе

Чтобы написать грамотный анализ, который позволит вам претендовать на высокую оценку, нужно придерживаться четкого плана.

Общий план включает следующие пункты:

  • история написания;
  • смысл и символика названия;
  • жанровая принадлежность;
  • идея, тема и главные проблемы;
  • композиционная структура и основные сюжетные моменты;
  • конфликт;
  • действующие персонажи и образы;
  • авторская позиция;
  • средства художественного выражения;
  • выводы.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

название пункта

описание

Для успешного анализа важно знание условий, в которых автор писал текст. Поэтому стоит упомянуть, что происходило в жизни автора и в обществе в целом.

Роман «Капитанская дочка» описывает события Пугачевского бунта, который длился с 1773 по 1775 годы.

Смысл и символика названия

Как я уже писал, название часто несет какой-то смысл. Поэтому на этом моменте нужно остановиться. Исключение — стихи, которые часто вообще не называются.

Символический смысл названия пьесы «Вишневый сад» — в соприкосновении эпох, проявляющееся в отношении к вишневому саду.

Если вы умеете правильно определять жанр, то преподаватель точно оценит вашу работу выше. Чтобы правильно определить жанр, нужно обратить внимание на форму произведения и его специфику.

Жанр произведения «Наталка Полтавка» — социально-бытовая драма. Автор определяет жанр как «опера малороссийская в двух действиях», что объясняется наличием музыки и песен.

Идея, тема и главные проблемы

Ключевой пункт любого анализа. Тема — то, о чем вообще идет речь в произведении. За идеей стоит основная мысль и авторский посыл читателю. Идея раскрывается путем обозначения автором проблематики.

Идея романа «Преступление и наказание» — показать внутренний мир петербуржцев из бедных кварталов, условий их жизни, отношение к жизни, преодоление мира расчета и вхождение в мир правды.

Композиционная структура и основные сюжетные моменты

Для того чтобы описать основные сюжетные моменты, нужно остановиться на основных элементах структуры:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии основного действия;
  • кульминационном моменте;
  • развязке;
  • постоппозиции.

Считается стержневым элементом текста и может быть внешним (на примере героя и антагониста) и внутренним (с самим собой). Конфликт определяет сюжет и разрешается в развязке.

Действующие персонажи и образы

Нужно описать всех центральных и второстепенных персонажей.

Позиция автора важна для целостного понимания персонажа.

Средства художественного выражения

Выразительные средства играю большую роль при анализе поэтических произведений, так как помогает раскрывать образы и находить основную мысль текста. К ним относятся метафоры, эпитеты, сравнения и др.

Важно не просто проанализировать, но и сделать какое-то обобщение: вывод.

Чтобы посмотреть как этот план применить на практике, скачайте образец анализа поэмы Твардовского «Василий Теркин».

Источник

Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?

Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.

Понятие и структура анализа художественной литературы

Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.

Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:

  • выявление основных поворотов сюжета;
  • дача оценки характерам персонажей;
  • обзор переломных событий сюжета и сопутствующих им обстоятельств.

Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:

  1. Историю создания. Изыскания помогут понять, что происходило в жизни автора в момент написания литературного труда.
  2. Название. Проведение исследований в этом направлении актуально только в том случае, если речь не идет о поэзии, где наименование часто совпадает с первой строкой стихотворения. Во всех остальных случаях название поможет определить ключевую идею произведения.
  3. Жанр. Определить его можно изучив характер изложения материала, тему и другие особенности текста.
  4. Тему, идею и проблематику. Изучив эти моменты, исследователь дает ответ на вопрос о том, что хотел донести до читателей автор. Сделать это можно, проанализировав проблематику.
  5. Композицию и сюжет. Для проведения анализа этих элементов потребуются хорошие теоретические знания. Исследователю придется изучить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию, развязку и постпозицию.
  6. Конфликт. Он присутствует в большинстве художественных трудов, может быть внешним и внутренним. Именно вокруг конфликта и «закручивается» сюжет.
  7. Героев и образы. В анализе описываются положительные и отрицательные стороны персонажей.
  8. Позицию автора. В результате проведенных изысканий делается вывод об отношении автора к событиям, описанным в произведении.
  9. Художественные средства. При описании этих элементов также понадобятся глубокие теоретические знания. Придется вспомнить, что такое синтаксические конструкции, лексические единицы, эпитеты, гиперболы и многое другое.

Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.

Особенности анализа разных типов художественных трудов

Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:

  1. Проза. В современной литературе существует множество прозаических произведений. К этой категории относят романы, повести, рассказы, новеллы, мемуары, притчи и другие тексты. Чаще всего будущим филологам приходится анализировать именно их. Произведения объединяют такие признаки, как отсутствие рифмы и конкретика описания. При выполнении анализа внимание уделяется сюжетной специфике, главным и второстепенным героям и проблемам, затронутым в тексте. Специфика анализа такой литературы зависит от объема текста. Так, например, романы, как самые объемные литературные труды, требуют наибольшего внимания. Важно не запутаться в особенностях сюжетных поворотов, характеристиках ключевых и второстепенных персонажей. Считается, что полноценный обзор произведения можно написать только после его полного прочтения, но современные студенты «ухитряются» справиться с заданием после изучения краткого содержания. Использование в тексте нескольких цитат создаст видимость, что исследователь прочитал книгу.
  2. Поэзия. Под этим термином подразумевают короткое или длинное художественное произведение, написанное в стихах. Обзор лирических произведений существенно отличается от исследования прозы. В этом случае не всегда нужно анализировать конфликты, основных и второстепенных персонажей, название, авторскую позицию – в некоторых стихотворениях их просто нет. Но такой обзор требует обязательного внесения дополнительных пунктов. Исследователь должен указать тип рифмы и стихотворный размер. Более детального описания требуют художественные средства.
  3. Драма. Под этим термином подразумеваются пьесы. Это особый вид литературных произведений, описывающих жизнь персонажей через их поступки и разговоры. Ключевой особенностью таких творческих трудов является большое количество диалогов при минимуме действий. Соответственно и в самом анализе делается акцент на монологи и беседы героев. Особое внимание уделяется их переживаниям, мыслям. При написании такого обзора исследователю придется столкнуться с большим количеством метафор, сравнений и других элементов, которые автор использовал при создании труда.
  4. Фольклор. Будущие филологи должны уметь анализировать любые литературные произведения, не являются исключением и фольклорные. К этой категории относят сказки, былины, эпосы, саги, и другое творчество, описывающее традиции и историю определенного народа. При написании таких произведений значение имеют традиции, менталитет, религиозные убеждения представителей той или иной народности. При проведении анализа исследователь отображаем именно взаимосвязь между этими факторами.

Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Рекомендации по написанию анализа художественного произведения

Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:

  1. Делать заметки, фиксируя интересные мысли и идеи. В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание. Можно не только записывать основную идею произведения, проблематику, характеристику персонажей, но и отрывки текста, которые заслуживают внимания. Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат.
  2. Фиксировать использованные автором литературные приемы. Чтобы изложить свою точку зрения и донести до читателей интересный, по мнению автора, рассказ, он использует метафоры, аллегории, повторения и другие приемы.
  3. Сосредоточиться на основной идее. Своевременное ее определение позволит сделать заметки и собрать достаточно материала для написания качественного анализа.
  4. Остановиться на форме литературного труда. Под эти термином подразумевают особенность построения текста. Для подготовки качественного анализа нужно отследить соотношение формы и содержания, проверить, есть ли между ними противоречия.
  5. Определить цели, которые ставил перед собой автор литературного труда.

Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.

Источник

Оцените статью