Что значит аманат по исламу

Что такое аманат?

Аманат — заклад, вещь, отдаваемая на хранение. Также аманатом является выполнение человеком взятых обязательств. Например, совершение поклонения Всевышнему — аманат, так как Создатель обязывает людей поклоняться Ему, и выполнение этого требования является выполнением самого главного аманата.

Всевышний Аллах, вменяя в обязанность мусульман соблюдение требований аманата, говорит: «Воистину, Всевышний Аллах велит вам возвращать владельцам имущество, которое было отдано вам на хранение, велит судить по справедливости, когда вы судите тяжущихся. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (Коран, 4:58)

Наш Пророк (мир ему и благословение) относительно аманата сказал: «Нет имана у того, кто не соблюдает требований аманата. И нет религии у того, кто не соблюдает требований договора» («Аль-Джами`ус-Сагир», 9704)

Соблюдение условий аманата — обязанность, ответственность за которую не посмели взять на себя небеса, земля и горы. На это указывает аят Священного Корана: «Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и горы, но они, устрашившись, отказались нести ее и Мы возложили ее на человека. И он, будучи несправедливым и невежественным, понес ее» (Коран, 33:72)

То есть, человек по своей воле взял на себя обязанность по выполнению требований Всевышнего. Мусульманин, в соответствии со сказанным, соблюдает требования аманата, потому что верующий человек стремится выполнить свои обязанности перед Всевышним Аллахом, по отношению к Пророку (мир ему и благословение), по отношению к родителям, единоверцам, родственникам, семье и так далее.

Согласно требованию аманата, мусульманин должен полностью выполнять свои обязанности на работе и в обучении. Если он студент и школьник, то обязан хорошо учиться.

Следует отметить, что соблюдение норм гигиены тела, контроль за своим здоровьем, физическая культура, употребление только дозволенной, здоровой пищи является аманатом по отношению к своему телесному существу. Более того, из этого следует, что соблюдение требований аманата является основой высокой духовности и нравственной силы мусульманина.

Читайте также:  Что значит общедоступные охотугодья

Следует обращать особое внимание на требования аманата в языке и словах. То есть, мусульманину не пристало отпускать «вожжи» своего языка, надо думать, прежде чем сказать, нельзя заниматься пустословием, наговором, сплетнями за чьей-то спиной, выражаться ненормативной лексикой и тому подобное. Ведь наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, говорит благое или хранит молчание» («Сунанут-Тирмизи», 2617)

Надо помнить, что по причине одного лишь «оброненного слова» человек может стать обитателем джанната или же обитателем джаханнама. Именно на это указывают следующие слова Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллах в качестве притчи приводит прекрасное слово, подобное прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви тянутся к небесам?» (Коран, 14:24); «А скверное слово, согласно притче, это скверное дерево, которое вырывают из земли, так как корни его непрочны…» (Коран, 14:26)

Особое место в вопросе аманата занимает злословие, когда мусульмане порочат друг друга. Предупреждая это, Создатель приказал: «И не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть тело своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому. » (Коран, 49:12). То есть, злословие равносильно употреблению мертвечины, и не просто мертвечины, а тела своего брата-мусульманина.

Подтверждая сказанное, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, иногда человек говорит нечто столь угодное Аллаху, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его как одного из тех, к кому Он будет благоволить до самого Дня встречи с ним! И, поистине, иногда человек говорит нечто, вызывающее такой гнев Аллаха, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его как одного из тех, на кого Он будет гневаться до самого Дня встречи с ним» («Тухфату Аль-Ахуази», 2356)

Поэтому, мусульманин должен контролировать свою речь и стараться говорить то, что приближает его к Создателю.

Каждый человек будет спрошен за свои деяния. Кроме того, человек отвечает и за свою паству, то есть за духовное и материальное благополучие, поступки вверенных ему или близких людей. И это тоже напрямую связано с выполнением обязательств, то есть аманатом.

Ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем народа. Мужчина является пастырем для своей семьи. Женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа и его детьми. Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству». («Сунанут-Тирмизи», 1757)

Следующий важный момент — хранение тайны. Согласно этому требованию мусульманин должен остерегаться от разглашения чьей-либо тайны. Ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если человек оборачивался по сторонам, рассказывая что-либо, значит этот его разговор является аманатом» («Сунану Аби Дауд», 4868)

Правильная и честная торговля также является аманатом. В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), рассказывается о том, что Пророк (мир ему и благословение), проходя мимо человека, перед которым была большая груда плодов, сунул в нее руку и обнаружил, что внутри плоды мокрые. Тогда Пророк спросил: «Что это, о хозяин плодов?» На что тот ответил: «О посланник Аллаха! Был дождь, поэтому они промокли». И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Так почему же ты не выложил промокшие плоды сверху так, чтобы люди видели это? Обманщик не может быть из моей уммы». («Тухфату Аль-Ахуази», 1312)

Да, наш Пророк (мир ему и благословение) не только призывал мусульман быть честными, но и сам был примером в этом вопросе. Примером этому может служить хотя бы то, что даже мушрики признавали его «Амином», то есть честным, заслуживающим доверия. И бывало так, что они оставляли ему свои вещи и товар, и ничуть не беспокоились за их сохранность.

Даже, совершая по приказу Всевышнего Аллаха хиджру (переселение) из Мекки в Медину, наш Пророк (мир ему и благословение) поручил Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) передать мушрикам их вещи, которые они в свое время дали ему на хранение.

Что касается достоинств соблюдения правил аманата, то Всевышний нам говорит: «Блаженны те, которые оберегают вверенное им на хранение, и соблюдают договоры» (Коран, 23:8)

То есть, нет сомнения в том, что оберегающие аманат в Ахирате удостоятся милости Всевышнего Аллаха и войдут в джаннат, величина которого равна небесам и земле, и который уготован для истинно богобоязненных рабов Всевышнего.

Противоположностью аманата является вероломство, предательство и измена. И Всевышний Аллах не любит тех, кто не соблюдает аманат: «Поистине, Всевышний Аллах не любит тех, кто является изменником и грешником!» (Коран, 4:107)

К тому же, Создатель, запрещая вероломство, измену и ложь, говорит: «О вы, которые уверовали! Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте доверие в том, что доверено вам» (Коран, 8:27)

Наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выполняй требования аманата того, кто доверил его тебе. И не поступай вероломно по отношению к тому, кто поступает вероломно по отношению к тебе». («Сунану Аби Дауд», 3535); «Не из нас тот, кто занимется обманом». («Сунану Ибн Маджа», 2224)

Поэтому мусульманину не пристало быть клятвоотступником и изменником, ведь: «Истинный верующий может быть обладателем любых недостатков, но только не вероломства и лжи». («Канзу Аль-`Уммаль», 836)

С точки зрения религии, вероломством является поступок, противоречащий требованиям Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение).

Одним из видов отступничества, которое чаще всего встречается в жизни, является созерцание запретного. Так Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не пристало кому-либо без разрешения смотреть во внутрь дома. В противном случае это будет равносильно входу в дом без разрешения». («Зиядату Аль-Джами`ис-Сагир», 3883)

Если даже чрезмерный интерес и любопытство к чужому дому, без разрешения на то хозяина, является непристойным поступком, то, что говорить о нездоровом созерцании женщин на наших улицах, которые порой и сами не знают меры и пристойности!

Да, шайтан делает свое дело. В качестве примера можно привести рекламные стенды наших городов, которые «разукрашены» фотографиями голых моделей. Хотя подобные рекламные стенды и ролики являются атрибутами современной цивилизованности!

Однако, надо заметить, что радеющие за столь «цивилизованный» вид рекламы, поступают вероломно и по отношению к окружающим. Такая реклама — ни что иное, как призыв к греховности и распущенности.

Разве нельзя, допустим, чистоту и прозрачность питьевой воды сравнить с чем-либо нравственно-облагораживающим общество или фольклорно-этнографическим, нежели с женщиной в одном нижнем белье, предлагающей вам такую, образно сказать, воду?! Неужели, если питьевую воду будет подавать женщина, одетая в национальный костюм, да с народной пословицей, то такая вода не будет пользоваться спросом? Да она станет медом для тех, кто понимает истинные ценности.

Наверное, не следует забывать о том, что перешагнув через вековые нормы морали и этики, пристойности и уважения друг к другу, мы не добьемся ничего хорошего, кроме дальнейшей деградации. Надо всегда помнить, что рано или поздно наступит тот день, когда «Всевышний Создатель соберет в Судный день всех, первых и последующих, и возвысятся над их головами их вероломства. И тогда объявят: «Это — вероломство такого то…». («Сахиху Муслим», 1735)

Аманат — один благородных признаков имана (богобоязненности). Вероломство — признак нифака (двуличия).

Наш досточтимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Есть три признака лицемера: когда он говорит, то лжет, когда обещает, то нарушает свое обещание, а когда ему доверяются, он предает». («Сунанут-Тирмизи», 2766)

Мусульманин должен быть чист и свободен от вероломства и лицемерия. Ибо не пристало ему промышлять грязным обманом и питаться нечистотами.

И да наставит нас Всевышний на пути аманата и оградит от вероломства. Аминь!

Источник

Неумение хранить тайны – черта лицемера

Всё, что даётся человеку на хранение, на арабском языке называют общим словом «аманат», которое в этом или похожем значении перекочевало в некоторые языки мусульманских народов.

Аманат в переводе с арабского означает верность данному слову, преданность, надёжность и честность. А учёные-богословы дают этому термину следующее определение: «Аманат – это чужие права, которые обязан соблюдать и охранять каждый человек».

Чаще всего аманатом служит какая-нибудь вещь, имеющая ценность, будь то деньги, драгоценности или другое имущество. Но нередко аманатом могут стать тайна или секрет человека, которыми он поделился с другим человеком.

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

إِذَا حَدَّثَ الرَّجُلُ الحَدِيثَ ثُمَّ التَفَتَ فَهِيَ أَمَانَةٌ

«Если человек что-то рассказывает и при этом смотрит по сторонам (показывая, что не желает, чтобы об этом кто-то слышал), то сказанное им становится аманатом (тайной, доверенной на хранение)». (Имам Ахмад, 14474; Абу Давуд, 4868; Тирмизи, 1959)

По различным причинам человек делится с родными, близкими, друзьями, приятелями и даже с первым встречным своими самыми сокровенными мыслями. Когда человек разбрасывается в прямом смысле этого слова своими секретами, он и не думает, что эта информация через некоторое время может стать достоянием общественности. Это происходит, потому что каждый человек по своей натуре доверчив. Кто-то доверяет всем подряд, а кто-то верит только своим близким людям, и то не всегда и не всем. В любом случае человек, раскрыв свою тайну кому-то, оказывает ему безграничное доверие.

Если вам доверили тайну, она является аманатом, который вам отдали на хранение. Следовательно, вы должны беречь эту тайну, как зеницу ока.

Тот, кто является для всех нас примером – Пророк Мухаммад ﷺ – никогда не позволял себе нарушать аманат, всегда возвращал доверенное и никогда не раскрывал тайны тех, кто доверился ему, ведь он является обладателем всех благородных качеств.

Благодаря этому качеству Пророк Мухаммад ﷺ получил прозвище «Аль-Амин» (доверенный, верный, надёжный, честный) задолго до того как стать Посланником Аллаха ﷺ . Всю свою жизнь Мухаммад ﷺ соответствовал этому прозвищу.

Мухаммаду ﷺ в Мекке безгранично доверяли не только его последователи, родные и близкие, но даже его идеологические противники, которые находились с ним практически в состоянии войны.

Несмотря на то, что язычники Мекки не приняли пророчества Мухаммада ﷺ , они не нашли человека, которому могли бы доверить свои ценные вещи, и предпочитали оставлять своё добро на хранение именно ему, а не друг другу. Когда Посланник Аллаха ﷺ собирался совершить хиджру (переселение из Мекки в Медину), у него всё ещё находились некоторые вещи язычников, оставленные на хранение. Мекканские язычники готовили покушение на Мухаммада, и в то же время их вещи находились у него.

Не зря они так безгранично доверяли Пророку ﷺ , ведь они знали, что их вещи находятся в безопасности и он в любом случае вернёт их своим владельцам. Всё так и случилось. Отправляясь в путь, Посланник Аллаха уполномочил Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) вернуть хозяевам их имущество.

А что представляет собой тайна? Чужая тайна?

Практически каждый человек имеет секреты, которые он хотел бы хранить в тайне от всех или почти от всех за исключением определённого круга лиц. Иногда человек добровольно рассказывает нам свои тайны, иногда мы узнаём о них случайно. Но вне зависимости от того, как нам стало известно о них, эта информация остаётся чужой тайной, на разглашение которой мы не имеем права.

К великому сожалению, мы не всегда можем хранить чужие секреты, а порою мы не умеем делать это. Некоторые люди хронически не способны сохранить тайну и просто не могут ничего с собой поделать. Эти люди необдуманно выдают и чужие, и свои тайны. Они делают это автоматически, а после часто сожалеют о содеянном. Что поделаешь, они просто не умеют вести себя согласно предписаниям нашей религии.

С точки зрения Ислама категорически запрещено раскрывать любую тайну, особенно если это может нанести кому-либо вред. Раскрыть секрет того или иного человека разрешается лишь тогда, когда человек уже умер, но даже после его смерти нельзя рассказывать о том, что может унизить или опозорить его.

Если человек рассказал вам о сокровенном и доверил вам свою тайну или вы где-то услышали её, подслушали или случайно узнали, будьте добры, держите эту тайну при себе, как ценную вещь, отданную вам на хранение, ибо за её разглашение вы будете спрошены в Судный день.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَأَوْفُوا بِالْعَهْدِ ۖ إِنَّ الْعَهْدَ كَانَ مَسْئُولًا

(смысл): «И исполняйте договор [свои обязательства как перед Аллахом, так и друг перед другом], ведь, поистине, о договоре будет спрошено». (сура Аль-Исраъ: 34)

Всевышний Аллах спросит об исполнении обещания в День Суда, и если человек исполнил взятые на себя обязательства, то Аллах вознаградит его, а если нарушил, то Аллах накажет его.

Как мы упомянули выше, чужие тайны являются доверенными нам аманатами. А если человек не хранит аманат, то это является признаком лицемера, ибо он предаёт того, кто ему доверился.

От Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا ، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا : إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а тому, кому присуще одно из них, будет свойствен признак лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, рассказывая о чём-либо; поступает вероломно, договариваясь; и преступает границы дозволенного, враждуя с кем-либо». (Бухари, 34; Муслим, 58)

Одним из важнейших адабов поведения в семье и в обществе является умение хранить тайны. Неумение держать язык за зубами является скверной чертой характера, и не менее скверной является откровенность с такими людьми.

Основной причиной того, что человек нарушает обещание и не умеет хранить доверенные ему тайны (аманат), является слабость его веры, а также отсутствие богобоязненности и дружба с теми, кто не соблюдает чужие права.

Каждый мусульманин должен отречься от этой лицемерной черты, и для этого ему следует стараться укреплять свою веру, быть богобоязненным и остерегаться дружбы с теми, кто не соблюдает чужие права.

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Источник

Оцените статью