- АЛЛЕГОРИЯ
- Полезное
- Смотреть что такое «АЛЛЕГОРИЯ» в других словарях:
- Аллегория: характеристики, использование и примеры
- Содержание:
- характеристики
- Обращение к воображению
- Дидактический характер
- Основное сообщение
- Представление абстрактных идей
- Метафорический
- Переносном смысле
- Приложения
- Примеры аллегории
- — Литература
- «Я выращиваю белую розу» Хосе Марти
- — Изобразительное искусство
- — Философия
- — Аллегорические фразы
- Что такое аллегория на примерах из литературы
- Аллегория — это маскировка истинного смысла
- Пример аллегории в современной литературе
- Аллегории в баснях Крылова
- Другие примеры аллегорий в литературе
- Чем аллегория отличается от метафоры
- Комментарии и отзывы (4)
АЛЛЕГОРИЯ
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .
Полезное
Смотреть что такое «АЛЛЕГОРИЯ» в других словарях:
Аллегория — (греч. иносказание) выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа). Так. обр. отличием А. от родственных форм образного выражения (тропов (см.)) является наличие в ней конкретной символики, подлежащей… … Литературная энциклопедия
Аллегория — (от греч. allegoria иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке аллегория Правосудия). По… … Художественная энциклопедия
АЛЛЕГОРИЯ — (греч. allegoria, от all egorein говорить что либо иное). Иносказание, т. е. перенесение по сходству мысли или целого ряда мыслей от собственного значения к несобственному, также замена отвлеченных понятий конкретными представлениями.… … Словарь иностранных слов русского языка
Аллегория — АЛЛЕГОРИЯ (греч. αλληγορια, иносказание) выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными… … Словарь литературных терминов
аллегория — См. намек … Словарь синонимов
Аллегория — Аллегория. Отсутствие ясности в определении понятия «лексическое значение слова» очень тяжело сказывается в практике словарного дела. В каждом толковом словаре пропускаются сотни, если не тысячи живых значений слов и изобретается множество… … История слов
Аллегория — Аллегория ♦ Allegorie Выражение какой либо идеи через образ или устный рассказ. Аллегория обратна абстракции; это своего рода мысль, обретшая плоть. С философской точки зрения аллегория не может служить доказательством чему бы то ни было. И … Философский словарь Спонвиля
АЛЛЕГОРИЯ — (греческое allegoria иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев… … Современная энциклопедия
АЛЛЕГОРИЯ — (греч. allegoria иносказание) изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев сила,… … Большой Энциклопедический словарь
АЛЛЕГОРИЯ — [але], аллегории, жен. (греч. allegoria). 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во… … Толковый словарь Ушакова
Источник
Аллегория: характеристики, использование и примеры
Содержание:
В аллегория представляет собой литературный прием, который состоит из демонстрации абстрактной мысли или идеи посредством описания людей, предметов или животных с целью создания символов или демонстрации того, чего нет. Классический пример аллегории — изображение справедливости через женщину с завязанными глазами и весы.
Словарь Королевской испанской академии (RAE) определяет аллегорию как «представление, которое выражает нечто иное, чем то, что должно быть понято». Важно отметить, что аллегория также является частью философской и художественной сфер, особенно живописи. Этот ресурс имеет творческую составляющую.
Использование аллегории предназначено для выявления идей, которые не видны, и делается это с помощью изображений и описаний, которые позволяют понять широкой публике. В этом смысле аллегория используется как инструмент для облегчения изучения того, что не может быть объяснено или представлено само по себе.
характеристики
Аллегория характеризуется следующими аспектами:
Обращение к воображению
Аллегория характеризуется вызовом или требованием воображения как для творческого процесса, так и для его понимания. Это связано с тем, что вы должны представить абстрактную идею посредством символических описаний и интерпретировать сообщение, стоящее за тем, что выражается.
Дидактический характер
Отличительной чертой аллегории является ее дидактический характер. То есть он ориентирован на то, чтобы покинуть учение, раскрывая концепции, которые не имеют видимости или денотативной функции.
В этом смысле аллегория должна выполняться так, чтобы содержание и сообщение были легко понятны для всех получателей.
Основное сообщение
Аллегория выделяется тем, что раскрывает скрытое или скрытое послание за тем, что показывает. Таким образом, этот инструмент литературы и искусства ориентирован на коннотатив. Это означает, что он не показывает контент объективно, а скорее обращается к воображению, творчеству и знаниям зрителя.
Представление абстрактных идей
Аллегория используется для представления или раскрытия абстрактных идей и мыслей. Иными словами, он позволяет выразить те концепции, которые остаются в уме, которые не имеют собственной физической формы и могут содержать некоторую ценность.
По этой причине в аллегории используются животные, предметы и люди для выражения нематериальных понятий, таких как красота, справедливость или душа.
Метафорический
Аллегория обычно основана на использовании метафор для представления абстрактных понятий. В этом смысле аллегория может выражать идеи через различные символы по всему содержанию. Важно то, что используемые изображения означают одно и то же.
Переносном смысле
Аллегория как литературный прием имеет переносное значение. Это связано с тем, что объективность отсутствует, потому что идеи имеют символическое значение.
Другими словами, описываемое соединяет в себе метафорические черты и проявление всего, что стоит за тем, что показано.
Приложения
Аллегория используется в литературе, искусстве (живописи) и философии. Сейчас использование этого ресурса ориентировано на объяснение идей, задуманных концептуально и не имеющих собственной понятной визуализации.
Таким образом, аллегория используется как средство обучения. Другими словами, это учебный ресурс, потому что он показывает содержание, которое служит для понимания повседневных процессов.
Полезность аллегории также сосредоточена на скрытом сообщении, которое выявляется через символы и метафоры, понятные всем типам публики.
Примеры аллегории
Вот классические примеры аллегорий в литературе, философии и искусстве:
— Литература
«Я выращиваю белую розу» Хосе Марти
Выращивайте белую розу
в июне как в январе
Для честного друга
который протягивает мне руку.
И за жестокое, что меня отрывает
сердце, которым я живу,
Выращивание чертополоха или крапивы;
Я выращиваю белую розу.
Это стихотворение кубинского писателя Хосе Марти является аллегорией узы дружбы и важности их практики для человеческого сосуществования. В то же время поэт изображает негодование и зависть крапивой и чертополохом и подчеркивает, что тот, кто делает зло, возвращается добром (белая роза).
— Изобразительное искусство
Пример аллегории в картине — «Сад земных наслаждений» Иеронимуса Босха, более известного как Эль Боско. Это произведение искусства представляет собой рождение и конец существования человека, подчиненного его действиям, решениям и заигрыванию с искушением.
— Философия
Классическим примером в философской сфере является известная «Аллегория пещеры» греческого Платона. Этот текст возвышает ценность знания и реальности, осмысленной через чувствительность и то, что находится за пределами человеческого понимания.
— Аллегорические фразы
— Его руки, как молотки, положили конец жизни бедному мальчику.
— Совесть очень тяжелая и не дает уснуть.
— Из крови и боли были слезы, которые плакал мужчина.
— Та девочка ее родила, но отец чувствовал боль.
— Сладкую часть соли знают только те, кто жил у моря (Хуан Ортис).
— Доброта и усилия — настоящая любовь.
— Мудрость Ганди — это вода, которая утоляет жажду тех из нас, кто следует за ним.
— Моя забывчивость подобна второй смерти (Хуан Ортис).
— Я так много гуляла, что устала душа.
— Лучше заткнись, твои слова как острые ножи.
— Будь любезен, ты не знаешь, какого черта живет тот, что на другой стороне.
— Каждый набранный вес имеет значение, чтобы желудок оставался сытым, голод знает об этом и поэтому боится их.
— Хотя время уводит меня от боли твоей смерти, с каждым днем я страдаю все больше.
— Ее общество наполнило меня грустью и неуверенностью, с ней рядом со мной я чувствовал себя пленником, загнанным в угол.
Источник
Что такое аллегория на примерах из литературы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
- Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
- Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
- Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».
Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.
Аллегории в баснях Крылова
Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.
Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:
- Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
- Осел – упрямство и невежество.
- Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
- Петух – самолюбие и зазнайство.
- Заяц – хвастовство и трусость.
- Стрекоза – беспечность.
- Муравей – трудолюбие.
- Мартышка – глупость и так далее.
Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.
А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.
В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.
Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.
Другие примеры аллегорий в литературе
Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».
Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.
От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.
Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах . Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!
Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.
Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.
Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.
Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).
Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.
Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.
В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.
Чем аллегория отличается от метафоры
Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.
Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.
Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Спасибо. Очень помогло. Но на вашем сайте нет множестао других важных терминов. А так сайт супер. Я понимаю что составлять сайт это конечно труд и работа, но для полезного сайта требуется больше. У вас крутой сайт, вы что. Но стоит доработать))) Вы и сами наверное понимаете это. Но. спасибо хотя бы за то что уже у вас имеется))) .
Аллегория, даже сейчас нередко используется для насмешки над теми, кого страшно или не положено открыто высмеивать. Это очень эффективный прием, однако важно соблюсти тонкую грань между завуалированным и совершенно непонятным, иначе в чем суть не разберется никто.
А откуда известно, что имел ввиду Пастернак в этом своем стихотворении? Вообще, каждый читатель сам может найти какой-то свой смысл в чужом произведении и неважно, что в него вкладывал сам автор, тем более, что это не всегда может быть доподлинно известно.
Понять же басни Крылова куда проще, но тут и жанр поэзии таков, что смысл лежит на поверхности, ведь басня — это поучительная история, имеющая определенную мораль.
Павел: мне кажется, что анализ художественных произведений придумали специально, чтобы было на чем зарабатывать и при этом ничего не делать.
Я так же не понимаю, зачем и как можно понять, что вложил в те или иные слова автор. Это что-то вроде хиромантии получается.
Для меня любое произведение оценивает и трактуется просто — нравится, не нравится. Все, остальное наносное.
Источник