Что значит активная молодежь

Что значит активная молодежь

Молодежь — одна из крупных социально-демографических групп современного российского общества, ежегодно пополняющая экономически активное население страны. Справедливо замечено, что молодежь – огромная инновационная сила. Одновременно она характеризуется переходным характером становления ее субъектности, неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных идентификаций. Особенно ярко это проявляется в условиях трансформации общественных отношений, при выработке новых приоритетов политики государства [2].

В настоящее время на территории Российской Федерации проживает 28,5 млн человек в возрасте 16–29 лет, что составляет пятую часть всего населения России.

Понятие «молодежь» по-разному трактуется в научных публикациях. В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий» [4]. По мнению М.И. Фроловой, «Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления» [8]. Мангейм утверждает, что «Молодежь — это один из скрытых ресурсов общества, от мобилизации которого зависит его жизнеспособность» [5]. Молодежь находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеет ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества.

В условиях трансформации общества возникает настоятельная потребность научного осмысления системной работы в отношении молодежи. Р. Арон определяет политику как «программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом» [1]. Профессор А.П. Скробов утверждает, что «государственная молодежная политика – это деятельность государства по выработке концептуальных направлений деятельности и обеспечению целостной системы по созданию социально-правовой защищенности (гарантий) молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии с учетом их интересов и современным состоянием общества» [7]. С данной точкой зрения согласен А.В. Прудник, утверждая, что «государственная молодежная политика – это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства» [6].

Читайте также:  Деньги решают все что значит

Разноотрослевая подведомственность молодежной политики, наблюдаемая в последние годы, сформировала различные приоритеты работы государства с молодежью. На фоне данных изменений вопросы проявления активной позиции со стороны молодежи, ее желания участвовать в реализуемой государственной политике возникали стихийно, носили бесструктурный характер проявления. Активность, проявляемая индивидом, группой, часто может носить как конструктивный (созидающий), так и деструктивный (разрушающий) характер. Не случайно исследование факторов, направлений и форм проявления активности может способствовать формированию механизма ее учета и возможности ее использования в практике государственного и муниципального управления.

Молодежь как субъект активности не всегда осознает потенциал своей субъектности и возможные формы ее конструктивного проявления не только для отражения собственной позиции, но и для решения конкретных задач, способствующих реализации ее интересов и потребностей в системе государства [3]. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенностью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешенность от внешнего мира.

В связи с этим было проведено социологическое исследование по выявлению степени активности молодежи. Территориальная локализация исследования определялась границами города Тюмень. Выборочная совокупность 250 респондентов – молодых людей в возрасте 14–30 лет. Первоначально респондентам было предложено определить сущностное понимание категории «активность молодежи». Активность молодежи 34% респондентов понимают как участие в качестве организаторов/исполнителей в молодежных общественных движениях/клубах; 25% респондентов воспринимает молодежную активность как активную жизненную позицию, здоровый образ жизни, патриотизм. По ответам большинства опрошенных можно сделать вывод о том, что молодежная активность воспринимается как активные действия молодых людей, связанные с удовлетворением своих интересов и потребностей.

Читайте также:  Что значит эдипов период

Рис. 1. Сущностное понимание респондентами категории «активность молодежи»

Формирование активной позиции провоцируется информационным полем, в котором функционирует современная молодежь. Данное информационное поле формируется на уровнях государства, региона и города. Оно сегментируется социальными, финансово-экономическими, социально-культурными и политическими событиями. Анализируя события, вызывающие интерес у молодежи, можно отметить, что в целом события региона и города больше интересуют молодых людей, особенно отражающие функционирование социальной и социально-культурной сфер. Федеральные политические и финансово-экономические события вызывают интерес у молодежи, так как именно там формируются определяющие в этих сферах решения.

Рис. 2. Отношение к событиям со стороны молодежи, в %

По результатам ответов респондентов выявлено, что самым популярным источником информации является Интернет. Этот источник молодежь считает объективным. При этом около 1/5 молодежи использует в качестве информационных источников официальные сайты и телевидение.

Рис. 3. Источники информации, используемые молодежью

Одним из факторов, побуждающих молодежь к проявлению активности, является неудовлетворенность происходящими общественными процессами. В связи с этим респондентам было предложено дать оценку состоянию общественной ситуации, сложившейся в Российской Федерации, регионе и городе Тюмени. Большинство ответило, что происходящие события их скорее удовлетворяют, чем не удовлетворяют, при этом возникают незначительные вопросы, не оказывающие особого влияния на ритм их жизни.

При возникновении неудовлетворенности 18% молодежи могут выразить недовольство в беседе с друзьями, 17% отражают свою позицию в Интернете, стараясь найти единомышленников, 15% обратятся в компетентные органы. Лишь 5% молодых людей готовы организовать акцию протеста, митинг, пикет. Большинство молодежи склоняется к активным формам проявления своей позиции, осознавая свои возможности влияния на происходящее, как самостоятельно, так и через взаимодействие с молодыми людьми, органами власти и различными организациями.

Рис. 5. Формы проявления неудовлетворенности молодежью, в %

Для 26% респондентов причиной проявления активности выступает «возможность самореализации»; 24% респондентов считают «получение знаний/опыта в определенных видах деятельности»; 19% – «налаживание коммуникационных связей»; 12% указывают на «неудовлетворенность состояния общественных процессов». Следовательно, для половины опрошенной молодежи — это возможность в некоторой степени проявить себя, нежели противостоять каким-либо неудовлетворяющим процессам.

Рис. 6. Причины проявления активности молодежью, в %

Для проявления своей активной позиции молодежь выбирает различные формы, которые позволяют ей выступить в качестве субъекта управления по отношению к происходящим вокруг процессам.

Рис. 7. Формы активности, используемые молодежью

Самой популярной формой активности молодежи города Тюмени являются Интернет-сообщества (28%), в них состоит практически 1/3 всех молодых людей. Большинство молодежи участвует в молодежных конкурсах и волонтерской деятельности – 18% и 15% соответственно. В деструктивных формах проявления активности, таких как «участие в протестах» (3%) и «участие в дворовых группировках» (3%), молодежь участвует неохотно, что свидетельствует о готовности молодежи к конструктивному диалогу, отрицанию негативных, протестных форм проявления своих позиций. Молодежь поддерживает позицию, что активность должна проявляться в тесном взаимодействии с субъектами государственного и муниципального управления.

Справедливо замечено, что для развития субъектных характеристик у молодежи и возможности активного использования их в управлении требуется поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Такую позицию отметили около половины опрошенных респондентов.

Воздействие на уровень молодежной активности

Да, необходимо поддерживать молодежные инициативы, чтобы они развивались, вовлекали большее количество молодежи и имели более значимый результат деятельности

Да, так как активность позволяет решить многие проблемы молодежи

Да, так как через молодежную активность реализуется государственная политика

Да, чтобы молодежная активность не переросла в инструмент реализации чьих-либо интересов

Нет, ее уровень должен быть естественным

Нет, избыточная молодежная активность может привести к разрушению

В условиях поддержки молодежной активности и молодежных инициатив со стороны административных субъектов государственной политики повышается содержательность и результативность проводимой молодежной политики.

По результатам исследования утвердительно можно сказать, что современная молодежь проявляет интерес к общественно-политической жизни общества. Следует помнить, что формирование личности молодого россиянина происходит под воздействием, с одной стороны, всего многообразия общественной жизни страны, с другой — мозаичной картины специфичных условий внутри отдельно взятого региона. Следовательно, возлагается ответственность государства в реализации молодежной политики через использование эффективных механизмов в области ее регулирования, поскольку молодежь остается стратегическим ресурсом современной России.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Источник

Социальная активность молодежи

Дата публикации: 17.06.2015 2015-06-17

Статья просмотрена: 11587 раз

Библиографическое описание:

Королькова, С. Ю. Социальная активность молодежи / С. Ю. Королькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2 (92.2). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20339/ (дата обращения: 13.12.2021).

Активность как свойство личности, степень и характер ее проявления приобретают все большее значение в жизни человека.

Проблемы построения демократического общества, определение способов взаимодействия человека с обществом, вопросы о правах и обязанностях граждан, о необходимости их участия в жизни общества находятся в центре внимания современных российских ученых, поскольку в настоящее время без участия подростков и молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства.

Понятие «активность» (от латинского «aktivus») — действие, поступок, деяние, в русском языке — нечто деятельное, энергичное, развивающееся.

В различных науках дается различное понимание активности: в социологии — социальная активность, в политологии — политическая активность, в педагогике — активное обучение, в психологии — активность личности.

Рис. 1. Социальная активность молодежи

Стремление молодых людей к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению разнообразных форм социальной активности.

Поскольку общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура, медиа и др.), в социальной активности можно выделить следующие формы:

— политическая активность — форма, реализуемая в сфере политической деятельности;

— гражданская активность — действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств;

— культурная активность — форма, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей;

— творческая активность — форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью;

— трудовая активность — форма, проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности;

— коммуникационная активность — форма, направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности;

— деловая активность — интенсивная деятельность в сфере профессии и должности, термин «деловая активность» чаще всего используется применительно к сферам управления, хозяйственной и экономической деятельности. От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия.

Для современных подростков актуальными являются формы социальной активности, такие как гражданская, творческая и коммуникационная (интернет-активность), что в определенной степени может являться ресурсом для дальнейшего развития их гражданской активности в традиционном реальном пространстве. Большая часть подростков использует Интернет ежедневно. Среди социальных форм включенности в Интернет наибольший вес имеют социальные сети, данный ресурс оптимально удовлетворяет потребности подростков в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией.

Рис. 2. Молодежь — наше будущее

Стоит подчеркнуть, что помимо общения значительно выражена инициатива студентов в высказывании своего мнения, позиции. Привлекательность социально активной деятельности для молодых людей на внутреннем уровне основана на использовании практик, предлагающих нечто новое, необычное, дающее новые ощущения. Для молодых людей важным является интерес к деятельности, и как только деятельность превращается в рутину, интерес к ней пропадает.

Молодежная активность представляет своего рода включенное обучение социальным навыкам, где важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь и какую ответственность ты несешь за свои действия.

Социальная активность студентов является непременным условием подготовки их как будущих специалистов. Обусловлено это тем, что после окончания учебного заведения они будут осуществлять техническое, организационное обслуживание производства, сталкиваться с многообразием проблем. Важным элементом социальной активности студентов является их участие в общественной жизни учебного заведения, города, области. Она выступает и в характере общения с однокурсниками, и в общении с преподавателями.

В формировании социальной активности в настоящее время существуют определенные проблемы личностного характера: общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения.

3. Кротов, Д. В. (2009) Социальный капитал российской молодежи. Ростов-на-Дону.

4. Авторефераты диссертаций, защищенных аспирантами Московского гуманитарного университета

Источник

Оцените статью