- Окно в Европу: зачем преподавателю навыки академического письма?
- Зачем нужны навыки академического письма
- Отличие академического текста от других жанров
- Трудности редактуры
- Что такое академическое письмо и научный текст – особенности и жанры письма
- Что такое академическое письмо?
- Жанры академического письма
- Особенности академического письма на английском
- 7 главных советов для новичков
- Заключение
- Академический стиль письма
- Жанры академического письма
- Особенности академического стиля письма
Окно в Европу: зачем преподавателю навыки академического письма?
Зачем нужны навыки академического письма
В каждой стране авторы по-разному излагают мысли, по тем правилам риторики, которые негласно приняты в конкретной стране. Например, арабы любят в своих письмах несколько раз повторять одну и ту же мысль. Японцы пишут открыто, не считая нужным намекать с разных сторон на главную идею. Англичане, в свою очередь, предпочитают прямо и сразу объявлять свою мысль, а уж потом развивать ее и подкреплять текстом. В русскоязычных научных работах авторам свойственно углубляться в рассуждения, писать широко и подробно, применяя при этом сложные обороты речи.
Вполне естественно, что подобные привычки могут вызвать затруднения во взаимопонимании между представителями разных культур. Трудности начинаются уже на этапе редактирования и перевода статьи на другой язык.
Для предотвращения подобных трудностей и служит такая дисциплина, как академическое письмо. Она помогает структурировать текст таким образом, чтобы читатель быстро ориентировался в научном тексте и, что самое главное, лучше понимал идею автора.
Главный принцип академического письма — единообразие для научных статей из разных стран мира.
Цель академического письма — научить исследователя писать таким образом, чтобы научный текст был кратким, убедительным и удобно организованным для исследователей. Правильное лексическое оформление текста и организация структуры статьи позволит без лишних трудностей опубликовать текст на зарубежной платформе. Перевод статьи, оформленной по правилам академического письма, станет просто делом техники.
Отличие академического текста от других жанров
Точно так же следует отличать академическое письмо от еще одного вида текста — публицистики. Как и следует понимать из названия, данный вид письма предназначен для массового читателя. Основное содержание публицистического текста – это социальные, политические, культурные и другие насущные проблемы общества.
- отсутствие взвешенной, объективной оценки;
- отсутствие всестороннего анализа;
- нет соответствующей методологической и научной базы;
- нет доказательств и библиографической справки на источники.
Одной из важных характеристик публицистики является достоверность фактов. Несмотря на это задача данного текста принципиально отличается от научной статьи. Задача публицистики — заострить проблему и привлечь внимание общественности. Довольно часто такие статьи характеризуют рассматриваемую проблему с эмоциональной точки зрения, а научные факты подставляются выборочно с целью подтвердить позицию автора.
Такой подход попросту неприемлем для написания академического текста. Публицистика не подходит для упоминания в списке используемой литературы, поскольку объективность такой статьи может оказаться довольно на низком уровне.
Трудности редактуры
В обязанности редактора при работе над научным текстом чаще всего входит выяснить истинный смысл написанного автором и выразить наиболее лучшим образом. Именно для этого необходимо, чтобы автор и редактор обладали навыками академического письма для лучшего понимания друг друга.
При работе с академическим текстом, особенно на этапе редактуры, учитываются конкретные слова или предложения – точно так же, как при работе с обычным текстом — но для совершенно других задач. К примеру, как и в каких случаях пишутся слова «также» или «вследствие» редактора будут интересовать в меньше степени, чем непосредственно актуальность их употребления в контексте. Точно так же с правилами пунктуации: больше внимания будет уделяться не то, как деепричастный оборот обособляется запятыми, а уместность его использования.
Таким образом, академическое письмо имеет цель научить исследователя выражать и обосновывать свои собственные идеи посредством краткого, убедительного и удобно организованного научного текста. Навыки академического письма способствуют значительному улучшению качества научного текста, более и творческой реализации автора.
Кроме этого, навыки академического письма позволяют принимать участие в международных конференциях и семинарах, на которых необходимо представить статьи и доклады.
Публикации в престижных рецензируемых журналах и участие в конференциях — это важные показатели успешности научных деятелей и преподавателей вузов. За этими формальными требованиями скрываются более значимые причины освоения навыков академического письма.
Источник
Что такое академическое письмо и научный текст – особенности и жанры письма
Главная » Обучение » Что такое академическое письмо и научный текст – особенности и жанры письма
О том, что такое академическое письмо, хорошо знают ученые из англоговорящих стран, у нас же эта дисциплина только начинает развиваться. Она подразумевает умение формулировать мысли кратко и понятно при написании научных работ.
Эти знания необходимы исследователям, которые хотят развиваться в научных областях, особенно на международном уровне. Академический стиль отличается четкой структурой, ясностью изложения мыслей, отсутствием ошибок в тексте.
Из статьи вы узнаете, что такое академическое письмо и как освоить этот стиль изложения.
Что такое академическое письмо?
Академическое письмо – это стиль изложения научных работ. Он представляет собой умение излагать мысли в научных работах в сжатой и доступной форме. Этот стиль отличает:
- наличие определенных требований к структуре текста и его оформлению;
- применение научного или публицистического стиля изложения;
- умение аргументировать и перефразировать;
- способность правильно вставлять ссылки и оформлять список литературы.
Для академписьма характерна концентрация на описываемой проблеме, а не на выражении личного мнения. Вместо первого лица предпочтительней применять третье, избегать использования разговорной лексики, сокращений, фразеологизмов. В отличие от других стилей, здесь разрешено повторять одни и те же слова для лучшего понимания материала, реже используют синонимы.
Академический стиль повествования используется в высших учебных заведениях, для поддержания образовательных и научных связей между странами. С его помощью студенты, аспиранты и более опытные ученые пишут доклады, курсовые и развивают научно-исследовательскую деятельность за пределами родного государства.
Принципами такого стиля письма руководствуются редакторы международных научных журналов, поэтому овладеть его навыками необходимо каждому ученому, который хочет добиться успеха в мире науки и публиковать научные труды за границей.
Исследователи из зарубежных стран давно пользуются академическим письмом. Помимо этого, англоговорящие ученые еще и вносят основной вклад в его развитие. В нашей стране не так активно распространены знания по академическому стилю, хотя решением проблемы занимаются ученые из самых разных областей – филологи, лингвисты, социопсихологи, специалисты по информационным технологиям.
Жанры академического письма
Специалисты, занимающиеся разработкой системы академписьма, выделили первичные и вторичные жанры текстов. К первым относят следующие:
- Научная статья – основной источник передачи научно-технической информации, в тексте содержатся результаты исследований ученого, логичные рассуждения, обоснования полученных данных.
- Рецензия – критическая оценка научного труда другим авторитетным ученым.
- Монография – работа, посвященная конкретной теме, которую пишет исследователь на основании большого количества найденных источников по научной тематике.
- Диссертация – объемный научный труд, необходимый соискателю для получения ученой степени кандидата/доктора наук.
Среди вторичных жанров выделяют:
- Реферат – текст, схожий по смыслу с первоначальным источником и передающий правдивую информацию, но с возможностью дополнения новыми сведениями.
- Аннотация – краткое изложение научной работы, отражающее суть. Может иметь вид списка тезисов по теме или описания структуры статьи, диссертации.
- Научные дискуссии – поиск решения конкретной проблемы через обсуждения, озвучивание противоречий, критическое рассмотрение разных точек зрений.
Несмотря на различия в содержании, объеме и других спецификах написания, у всех жанров академического письма есть общая особенность – точность, ясность и последовательность изложения материала.
Особенности академического письма на английском
Английский академический стиль значительно отличается от других стилей, он считается более сложным и структурированным. Тем не менее, освоить его можно при знании базового английского и следовании определенных правил. Необходимо соблюдать структуру повествования:
- вступление – четкое и короткое раскрытие темы с целью ввести читателя в курс дела;
- основная часть – пересказ существующей информации по исследуемой теме и представление собственного видения проблемы (это может быть литературный обзор, дискуссия, рассмотрение наглядного примера);
- заключение – формулировка выводов, перспективы и прогнозы дальнейшего развития исследуемого вопроса.
Иногда исследователи включают в работу дополнительные разделы: содержание, список литературы, приложения, ссылки, слова благодарности.
Помимо этого, нужно соблюдать и другие требования:
- Мысль, которую автор хочет донести до читателя, четко сформулирована, а после прочтения тема раскрыта полностью, чтоб не осталось вопросов.
- Основную мысль научной работы подтверждают факты, аргументы.
- Текст безликий, в нем отсутствуют местоимения «я», «мы».
- Предложения легко воспринимаются и понятны с первого раза.
- Работа пишется определенным шрифтом (чаще всего Times New Roman, 12 размер, но разные учебные заведения выдвигают свои требования).
- Строго соблюдаются правила грамматики, орфографии, пунктуации. Пространственные размышления, которые не имеют отношения к теме, отсутствуют.
- Текст уникальный, любую работу проверяют на плагиат, поэтому ее пишут своими словами, а цитаты оформляют по правилам со ссылкой на автора.
- Цитирования и ссылки на работы других ученых только приветствуются, но их используют уместно, чтобы читателю было понятно, с какой целью приводится цитата или ссылка. Это показывает умения автора проводить комплексные исследования и извлекать суть из других работ.
В академическом письме обязательно соблюдение научного или научно-публицистического стиля, любая информация должна подкрепляться ссылками на исследования других авторов, работающих в этом направлении. Нельзя использовать сокращения без их расшифровки, просторечные слова и жаргонизмы, длинные и нелогичные предложения.
7 главных советов для новичков
Для тех, кто только узнаёт, что такое академическое письмо и как овладеть его навыками, есть несколько полезных рекомендаций:
- Пройти курсы академического письма. Можно практиковаться в обучении стилю при написании научных трудов, но намного эффективней и быстрей пройти обучение на специальных курсах. Необязательно ходить на занятия, существует немало программ для дистанционного обучения, по которым можно заниматься самостоятельно на дому.
- Учиться письму, соблюдая все правила грамматики. Умение вести переписку на английском языке не говорит о знании академического стиля, ведь здесь важно соблюдать все грамматические правила.
- Пользоваться руководством по стилистической грамматике. Помимо стандартных грамматических правил, академическое письмо предполагает соблюдение стилевых стандартов. Изучить их помогут специальные руководства, в которых описаны правила постановки заглавных букв, оформления цитат и ссылок, списков литературных источников.
- Учиться на примерах. Быстро освоить стиль изложения поможет не только регулярная практика письма, но и чтение научных трудов других ученых. Прочитав несколько статей, будет легче разобраться, что такое академическое письмо.
- Планировать и тренироваться. Начинать работу над текстом следует с подготовки. Нужно составить план, по которому будет написан научный труд, он может быть в виде набросков, списка, диаграммы. Не лишним будем написать черновик, после чего редактировать его, пока не будет достигнут отличный результат. Можно попросить помощи научного руководителя проверить работу и указать замечания.
- Формулировать основную мысль, подкреплять ее фактами. Основное положение есть в любом научном труде, это ключевая мысль, вокруг которой строится работа. Автор формулирует утверждение и доказывает его правильность в тексте.
- Получать отзывы на работу. Написав статью, реферат или другой научный труд, полезно дать почитать материал однокурсникам, коллегам, преподавателям. Свежий взгляд поможет увидеть опечатки, ошибки, другие замечания, которые незаметны автору.
Заключение
Каждый начинающий или авторитетный ученый, который хочет добиться признания в международных научных кругах, должен знать, что такое академическое письмо. Это особый стиль изложения, который используется в научных работах и отличается соблюдением определенных правил к структуре, содержанию, оформлению и другими требованиями.
Изучить академический стиль важно аспирантам, преподавателям и начинающим ученым, занимающимся наукой и отправляющих свои труды в международные журналы, а приобретенный навык будет полезен не только в науке, но и в работе.
Большое значение уделяется последовательности и логичности повествования, недопустимо наличие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. При изучении английского академического письма важно регулярная практика, обучение грамматическим и стилистическим правилам.
Источник
Академический стиль письма
Академическое письмо – это умение выражать и обосновывать свои мысли посредством краткого, при этом достаточно убедительного научного текста. Оно является одним из важных аспектов успешного обучения в вузе и дальнейшей научно-исследовательской деятельности, в том числе на международном уровне.
При помощи академического письма несколько последних десятилетий осуществляется научная и образовательная коммуникация между разными странами. Его принципами руководствуются ведущие редакторы самых компетентных научных изданий во всем мире, поэтому освоить их следует каждому хотя бы для того, чтобы облегчить свой путь в восхождении по карьерной лестнице в любой науке.
Англоговорящие страны сегодня играют ключевую роль в разработке системы академического письма (academic writing) и его научно-методической базы. Для российского образования это совершенно новая дисциплина, хотя поставленная ею проблематика для нашей страны не нова. Процессом развития научной письменной речи занимались специалисты из разных отраслей, в том числе лингвисты, филологи, семиологи, социопсихологии и даже представители профессий, занятых в информационных технологиях.
Жанры академического письма
Разработчики системы академического письма различают первичные (научная статья, диссертация, академическая рецензия, монография и т.п.) и вторичные жанры (описание научного проекта, тезис, автореферат, научная дискуссия, энциклопедическая статья, аннотация).
- В научной статье автор приводит результаты собственного исследования. Кроме фактов, она содержит логические рассуждения и осмысление результативной части.
- Диссертацию готовят для получения квалификации магистра или другой ученой степени.
- В рецензии проводится разбор научного текста и дается критическая оценка работы.
- Монография посвящается одной теме и готовится после накопления достаточного количества разнородных сведений (в том числе противоречивых) и научных материалов по предмету исследования.
- Аннотация представляет собой сжатое изложение любого первоисточника (статья, диссертация, реферат и т.п.), короткая передача его сути. Она перечисляет рассмотренные вопросы по теме. Возможно описание структуры работы.
- Реферат является близким по смыслу изложением переработанного первичного текста. Он достоверно передает информацию, раскрытую в первоисточнике. Может включать дополнительные сведения, новые данные.
- Научная дискуссия предназначена для обсуждения научных проблем и поиска их решений. Начинается с выдвижения темы дискуссии и озвучивания противопоставлений (противоречий), после чего переходит к критическому рассмотрению существующих точек зрения.
Кроме этого исследователи должны освоить еще один жанр – научно-публицистический (научно-популярный), используемый для публикации экспертной точки зрения в широком публичном поле.
Все перечисленные жанры различаются по содержанию, особенностям языка, композиции, функционально-речевой специфике. При этом их объединяет одна главная особенность – ясность, точность и однозначность выражения мыслей.
Особенности академического стиля письма
При написании любого текста в рамках академического письма следует учитывать его особенности. Так, научный текст как базовая модель академического письма должен иметь простую структуру, состоящую из введения, основной части и традиционного заключения.
- Вступительная часть коротко раскрывает тему, вводит читателя в курс дела.
- В основной части автор ссылается на научные исследования по теме и представляет собственное видение изучаемой проблемы.
- В заключении делаются выводы, намечаются дальнейшие перспективы в исследуемом вопросе, делаются прогнозы.
При построении предложений, использовании специальной терминологии и профессиональных сокращений терминов автор должен понимать, для какой аудитории он пишет. При прочтении не должно оставаться никаких вопросов, тема должна быть раскрыта в полной мере и понятно.
Еще один важный аспект – ясность и точность высказываний, а также отсутствие пространственных размышлений, не имеющих практической ценности для читателя.
Естественно, необходимо строго следовать правилам грамматики, пунктуации и орфографии. Это облегчает понимание, исключает искажение смысла и двоякость сказанного.
В работе желательно использовать цитирование и ссылаться на работы других ученых. Это демонстрирует компетентность исследователя, широту проведенного им исследования и его законченность. Ссылаясь на другие исследования, их суть необходимо раскрывать настолько, чтобы читателю было понятно, о чем речь и с какой целью автором был приведен конкретный пример.
В заключение необходимо отметить, что овладеть научным текстом и академическим письмом необходимо всем: студентам высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям, ученым и исследователям, публикующим научные статьи.
При намерении опубликовать свои работы в научных журналах они будут иметь больше шансов на положительный ответ от редакции. Лучше всего этому способствует аннотация, подготовленная с соблюдением правил академического письма.
Источник