История России. Семинарского занятия 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории
Название | Семинарского занятия 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории |
Дата | 27.10.2021 |
Размер | 24.4 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | История России.docx |
Тип | Семинар #257282 |
Подборка по базе: МАКРОЭКОНОМИК Ответы на задания по практическим занятиямЗадание., Задания по практическим занятия по Историии экономики.docx.pdf, Задание для практического занятия. 8.doc, Задание для практического занятия. 6.doc, Задание для практического занятия. 5 (1).doc, Задание для практического занятия. Тема 9 .docx, Задание для практического занятия Тема 8.docx, Задания для практического занятия. Тема 6.docx, Задания для практического занятия . Тема 3.docx, Задания для практического занятия. Тема 4.docx Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1 «На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории» Причинами контрреформ послужили:
Результаты и последствия: Задача 2. «Александр II вошел в истории России как «царь освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?» Крестьяне получили по реформе 1861 года земли меньше, чем они имели при крепостном праве. Размер надела был везде неодинаков. Крестьянин всю жизнь хотел работать на хорошей земле, но при этом, чтобы ее было много. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного права. За полученную в надел землю крестьяне должны были нести в пользу помещика повинности: барщину или оброк. Это носило название Временнообязанные крестьяне. Выкуп составлял большой размер и поэтому многие крестьяне не могли «выкупаться». Это вызывало недовольство у многих крестьян . Также, помещики давали землю крестьянам так , как удобно было им самим; так, чтобы вся земля крестьянина не была в сосредоточена в одном месте, а была разбросана. Это еще один фактор недовольства крестьян. Земли у крестьян стало меньше, чем было до реформы. Задание 1. Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. Что значит «аграрная страна»? 2. Что значит «индустриальная страна»? 3. Зачем необходимо перемещение людей и материальных ресурсов из сельского хозяйства в промышленность? – объясните. 4. Что такое «податная политика», причем здесь крестьяне? 5. Почему продажа того, что было необходимо для личного и производственного потребления крестьян является негативным фактором в развитии экономики? 6. Каким образом экспорт сельскохозяйственной продукции поддерживал развитие промышленности?
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2 «Послевоенный мир в условиях холодной войны (1946 – 1964 гг.)» Главные причины противостояния, которым был обусловлен весь период холодной войны, сводятся к кардинальным различиям двух политических систем (капиталистической и социалистической). В частности, речь идет об имевшихся между странами-победительницами во Второй мировой войне противоречиях. Эти противоречия затрагивали три основных сферы – идеологию, политику и экономику. Рассмотрим же идеологические, политические и экономические причины начала холодной войны более подробно. Начнем с причин идеологического толка. Каждое государство-победитель Второй мировой войны проповедовало свои идеи и ценности. Великобритания обвиняла Советский Союз в навязывании коммунистических идей и методов другим странам, а также во вмешательстве в их внутреннюю политику. Сталин же считал, что Великобритания хочет установить мировое господство. Что касается причин политического толка, то определяющую роль здесь сыграла борьба двух режимов – демократического с коммунистическим. Премьер-министр Великобритании открыто заявлял, что коммунистические страны во главе с СССР строят тоталитаризм, противоречащий демократии, а сам Советский Союз стремится занять господствующие позиции в мире. Каждое государство-победитель опасалось, что бывшие союзники при помощи силы будут принуждать другие страны к следованию их политике. Отдельного внимания заслуживают противоречия между США и советским Союзом на дипломатическом уровне. В частности, речь идет об их неспособности договорить о послевоенном устройстве мире, вылившейся в споры при создании ООН. Причины экономического толка сводились к борьбе за рынки сбыта, нефть и военные базы. Кроме того, тогда шло активное развитие идей геополитического контроля. Действовал принцип: «чем больше территория, тем сильнее государство». Именно поэтому страны антигитлеровской коалиции не спешили с выводом своих войск из других государств. Вывод войск означал потерю контроля над территорией и ресурсами. Явные признаки холодной войны начали прослеживаться во всеобщей радости, которая охватила множество правящих европейских династий после разгрома войск Петра I под Нарвой в 1700-м году. Еще одним примером можно считать карикатуры на А.В. Суворова, которые в конце XVIII века были опубликованы во французских и английских газетах. На них лучшего русского полководца изображали в виде кровожадного людоеда. После распада Российской империи к власти в стране пришли большевики, а у стран Запада возникли новые причины для беспокойства. Теперь им пришлось опасаться: «Экспорта революции»; «Коммунистической заразы». Так или иначе, ключевой предпосылкой конфронтации стал приход к власти в ряде стран Центральной и Восточной Европы левых сил, поддерживаемых страной Советов. Задача 2. США, Англия и Франция горячо доказывали, что блок НАТО, со дня его основания, — это фактор мира в Европе. Чтобы выбить из рук этот довод, еще в середине 50-х гг. Председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в этот блок. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему? Источник ИСТОРИЯ РОССИИ (практическая работа). 1. Восточный вопрос и его влияние на внешнюю политику Российской империи в 1825 1855 гг
|
1. Восточный вопрос и его влияние на внешнюю политику Российской империи в 1825 – 1855 гг. Среди приведенных направлений внешней политики Николая 1, основное место заняло восточное направление. Задача императора заключалась в укреплении позиций России на Черноморском побережье, обеспечении наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. В 1821 в Греции вспыхнуло восстание против османского ига (1821–1829), вызвавшее филэллинское движение в европейских странах. С 1825 Россия развернула дипломатическую активность в поддержку греков, что побудило Англию и Францию также вмешаться в конфликт. Русско-иранская война 1826-1828 годов закончилась Туркманчайским миром, согласно которого к Российской империи присоединилась восточная Армения. Для России так же закончилась победой война с Турцией в 1828-1829 годах, и по Адрианопольскому миру к ней присоединились Анапа, Поти, Ахалцих и Алхалкалаки. В такой ситуации становилось возможным и неизбежным подчинение Россией всего Кавказа. Роль России в восточных делах еще более возросла в 1830-х, когда выступила в роли союзника Османской империи. В 1831 египетский паша Мухаммед-Али, за спиной которого стояла Франция, начал войну против султана Махмуда II (1808–1839). В условиях поражений турецких войск Николай I (1825–1855) решительно подержал Порту. В значительной степени обострились противоречия между Россией и европейскими государствами после подписания в 1833 году Турцией и Россией Ункияр-Искелессийского договора на восемь лет, по которому Россия гарантировала независимость и целостность Османской империи, а Порта обязалась не допускать в проливы (Босфор и Дарданеллы) военные суда других стран, за исключением русских. 1856 год, 18 марта – в Париже был подписан мир, согласно которого Россия уступала Турции часть Бессарабии, возвращала крепость Карс. России было запрещено иметь военный флот на Черном море и восстанавливать Севастополь как крепость. 2. Задача 2. Александр II вошел в истории России как «царьосвободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян? Появление крупного товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. В этом случае товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Во-первых, это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Во-вторых, производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, который в свою очередь дает толчок разделению труда. Отсюда понятно, что – в отличие от натурального производства – товарное хозяйство открывает широкий простор для действия всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации трудовой деятельности. 4. Причины и предпосылки начала «Холодной войны». Причины противостояния заключались в кардинальных различиях двух политических систем (капиталистической и социалистической). Средства борьбы: гонка вооружений, дестабилизация военного и экономического положения противника, психологическая война, Сбор компроматов на лидеров, вмешательство во внутреннюю политику, идейное противоборство и т.д. — Формирование однополярного мира, в которой лидирующее положение стали занимать США — сверхдержава. — США и их союзники одержали победу над социалистическим лагерем. — Начало заимствования американского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры, распространение западных ценностей в России — Крах советской экономики, падение её авторитета на международном рынке — Эмиграция на Запад граждан России, слишком привлекательным казался им образ его жизни — Распад СССР и начало образования новой России. Источник |