Что значит агент социализации

Агенты социализации: понятие, примеры, классификация, роль

Социализация — это специфический процесс по усвоению человеком принятых и действующих в определенном сообществе правил. Именно социализация помогает конкретному индивиду успешно войти в состав какого-либо сообщества и начать коммуникацию внутри него, взаимодействуя с другими участниками данного сообщества. Осуществление указанного процесса невозможно без агентов социализации, о которых мы и поговорим чуть ниже.

Что такое «агенты социализации»?

Агенты социализации – это группы индивидов или отдельные люди, активно влияющие на личность в процессе ее жизнедеятельности и тем самым способствующие ее становлению с одновременным усвоением конкретной личностью социальных ролей, а также принятых в определенном сообществе норм.

Процесс социализации включает две стадии: первичную (состоящую из познания человеком принятых в социуме ценностей и их изучения) и вторичную (когда индивид прекращает поддерживать известные ему прежде нормы и полностью переходит к новой системе ценностей). В соответствии с этим делением, агенты социализации также делятся на первичных и вторичных:

  • К первичным агентам относят людей, оказавших максимальное влияние на человека, в эту категорию входят его родственники, ближайшие друзья, а также школьные учителя, тренеры в спортивной секции и т.д. Входящие в этот круг лиц люди часто и долго контактируют с индивидом, прямо влияя на него и помогая ему усваивать общепринятые социальные нормы;
  • К вторичным агентам можно отнести не только отдельных людей, но и большие группы индивидов, включая целые социальные институты, с которыми человек контактирует по формальным или деловым вопросам (к примеру, работодатели, государственные органы, средства массовой информации др.). Однако контакты с ними тоже оказывают существенное влияние на процесс социализации личности и на усвоение ею ценностной системы определенного социума.
Читайте также:  Что значит фраза театр одного актера

Примеры агентов социализации

Агенты социализации окружают нас с момента появления на свет, к таковым относят:

  • родственников и семью;
  • друзей;
  • одноклассников, однокурсников, коллег по работе;
  • СМИ;
  • интернет.

Особенно ощутимое влияние на человека оказывают его родные, ведь они чаще всего контактируют с ним и являются наиболее близкими ему людьми. К тому же, успех социализации сильно зависит от условий формирования личности. Например, дети из благополучных семей могут получить хорошее образование и воспитание, в то время как дети неблагополучных родителей изначально лишены этого, что значительно замедляет процессы их развития и личностного становления.

Существенную роль при социализации личности играют друзья и школьный коллектив. Уже в школе дети получают свод определенных правил, регулирующих межличностные взаимоотношения внутри общества, а потому роль школы в процессе социализации можно оценить как положительную. В то же время, общение со сверстниками может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на формирующуюся личность, однако, только общение учит человека взаимодействовать с окружающими, из-за чего роль указанного фактора тоже скорее положительна, нежели отрицательна.

Немалое значение в жизни современного человека отводится Интернету и СМИ, следовательно, их тоже необходимо отнести к агентам социализации. Интернет и средства массовой информации привлекают людей возможностью получить информацию, к тому же, в Интернете человек может выразить собственное мнение, не боясь осуждения со стороны окружающих. При этом массив информации, предоставляемой людям в Сети в наши дни огромен, что мешает ее тщательной оценке и может приводить к восприятию индивидом ложной системы норм и ценностей.

Помимо этого, к агентам социализации относят и трудовой коллектив. С годами трудовые навыки индивида совершенствуются, он достигает впечатляющих карьерных успехов, и, одновременно с этим, начинает все больше общаться с коллегами, оказывающими на него все более ощутимое влияние.

Классификация агентов социализации по возрасту

На различных этапах социализации влияние тех или иных агентов на личность заметно отличается. Приведем примеры:

  • Главными агентами социализации для ребенка 1-3 лет являются его родные, в частности, ближайшие родственники, к которым относят родителей, дедушек и бабушек, сестер и братьев. Чувство привязанности к людям и желание им доверять формируются у детей именно в этот период жизни;
  • В возрасте 3-8 лет у ребенка появляются дополнительные агенты социализации, к примеру, воспитатели и учителя. На данной стадии происходит процесс овладения личностью перечнем очень важных познавательных и мыслительных навыков;
  • В возрасте 8-15 лет социализация обеспечивается преимущественно малыми социальными группами сверстников, в которые вступают дети и подростки. Основной задачей данных групп является облегчение процесса по переходу человека во взрослую жизнь.

Роль агентов социализации в обществе

Агенты социализации выполняют ряд важных функций, к которым относят:

  • помощь в становлении личности и осознании ею себя как части общества;
  • усвоение индивидом принятых в социуме правил, ценностей и норм;
  • сохранение и накопление социального опыта;
  • участие в формировании мировоззрения и самореализации личности;
  • стимуляция преобразующей деятельности внутри общества.

Понятие десоциализации, ее агенты

Десоциализацей называют противоположный социализации процесс, в результате которого человек теряет приобретенные им ранее качества по взаимодействию с другими членами общества, параллельно утрачивая имевшиеся у него нормы и ценности. Проявления данного процесса различны, он варьируется от малозначительной дезориентации при общении с окружающими до ситуаций, связанных с полной утратой человеком былых социальных связей, восстановить которые часто не представляется возможным.

Чаще всего к десоциализации приводит тюремное заключение, попадание в психиатрическую больницу, участие в военных действиях и т.д. Естественно, у данного явления есть собственные агенты, например, люди, ведущие асоциальный образ жизни, наркоманы, алкоголики, криминальные элементы.

Заключение

Таким образом, социализация продолжается на протяжении всей человеческой жизни, но ее наиболее активный период выпадает на юность и молодость. Благодаря социализации человек получает своеобразный свод правил по поведению в обществе, на котором в дальнейшем будет строиться его личная система ценностей и мировоззрение. К тому же, приобретенные при социализации навыки сказываются на умении человека общаться с другими людьми, на его способности работать в команде, а также на уровне его целеустремленности, социальной активности и творческого мышления.

Источник

Агенты и институты социализации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность социализации

Социализация – это процесс усвоения индивидом правил, которые действуют в обществе и являются в нем общепризнанными. Цель социализации состоит в успешном вовлечении индивида в общественные отношения.

Являясь разносторонним процессом, социализация предполагает, что человек не просто изучает нормы и усваивает их, но и сам становится носителем социальных норм, организовывает взаимодействие с другими людьми и более крупными социальными группами. В исследовательских трудах выделяют первичную и вторичную социализацию:

  1. Первичная социализация – на этой стадии человек осваивает основные социальные нормы, изучает их;
  2. Вторичная социализация – при ней происходит разрушение уже усвоенных норм и формирование новых, более релевантных для текущих жизненных условий индивида.

Но оба этапа социализации объединяются так называемыми агентами (институтами) социализации личности.

Агенты социализации

Агенты социализации – это социальные институты, группы или отдельные личности, которые могут оказывать влияние на человека в процессе социализации. Это воздействие приводит к получению и усвоению им нового социального опыта.

В зависимости от того, какую роль играет агент социализации, можно выделить первичных и вторичных агентов (в соответствии с этапами социализации). Первичные агенты – это те, кто в большей степени влияет на человека, то есть первичными агентами становятся люди из самого ближнего окружения индивида. Таким образом, первичными агентами становятся институт семьи, друзья и родственники, институт образования (школа). То есть, это все те, кто влияет на человека и на процесс усвоения им социальных норм и ценностей. Специфическая черта первичных агентов сводится к тому, что они чаще всего взаимодействуют с человеком, а контакты эти не только частые, но еще и достаточно близкие.

Готовые работы на аналогичную тему

Вторичные агенты – это совокупность социальных групп, социальных институтов и людей, отношения с которыми строятся скорее на формально-деловой волне. Эти институты и агенты влияют на формирование определенных норм и ценностей, но уже не просто как у ребенка, а как у взрослого человека, который и сам становится транслятором этих ценностей. Вторичные агенты также разнообразны, к ним относят госучреждения, средства массовой информации, государство, коллег по работе и начальников, работодателей, армию, религию.

Каждый агент социализации обладает своими чертами и характеристиками. Это отличает их друг от друга и помогает распределять агентов социализации в соответствии с этапом – первичные и вторичные. Основные агенты первичной социализации – это те, кто воздействует на индивида до его взросления. То есть, сюда относят родителей и родственников, первых друзей индивида, школа, средства массовой информации, а также глобальная сеть Интернет. Семья – это ключевой агент социализации, поскольку члены семьи влияют на подрастающую личность, и влияние это оказывается с самого рождения человека. Успешность вторичной социализации во многом зависит от условий, которые были сформированы на этапе первичной социализации семьей. Ребенок, который получает воспитание в полной и благополучной семье, имеет больше возможностей для успешной социализации. Он находится в комфортных для себя условиях, не имеет проблем с родителями и ментальных отклонений, а значит семья полностью концентрируется на благополучии своего ребенка. А дети из неблагополучных семей вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, которые тормозят или осложняют процесс социализации.

В подростковом возрасте в процессе социализации особое значение приобретает школа, друзья и средства массовой информации. Социализация в школе в значительной степени отличается от процесса социализации внутри семьи. Школа является официальным учреждением, власть в нем авторитарная, а количество участников очень большое. Школа закладывает в личность социальные нормы и ценности, вовлекает ребенка в межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Внутри социальных групп у индивида появляется больше возможностей для общения, для взаимодействия с другими, для того, чтобы общаться, обмениваться информацией, навыками. От более старших товарищей школьник приобретает опыт.

Социализация на улице и взаимодействие со сверстниками может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Взаимодействие с группами сверстников учит ребенка строить межличностные отношения. Но если ребенок попадает в неблагоприятные условия, в опасную для себя компанию или группировку, то это может привести к тому, что он возьмет от них только все самое плохое, а значит социализация превратится в процесс десоциализации.

В век информационных технологий Интернет приобрел статус социального института-агента социализации. Средства массовой информации сильно влияют на человека, и осуществляется это влияние посредством фильмов, музыки, печатных изданий, интернет-изданий. Все они формируют образ успешного человека, образ счастливой семьи. В этих агентах заложены ценности и идеалы, и они в особой степени влияют на человека в раннем возрасте, когда его мнение еще не до конца сформировалось, а значит на него еще можно воздействовать. В Интернете человек видит много информации, читает комментарии под видео и постами, может сам формировать умозаключения на основании полученной информации. В Интернете он общается с другими людьми, иногда может принять на себя другую роль, делать покупки, находить вторую половинку. В век технологий Интернет овладел лидирующими позициями в вопросах социализации. Но следует отметить, что технологии оказывают весьма противоречивое влияние, ведь в Интернете и сетях также можно найти очень много пагубно влияющей информации, которая может сформировать личность с определенными отклонениями.

Источник

Основные агенты социализации

Агенты социализации: значение понятия

Данное понятие является одним из ключевых в теме социальных отношений.

Агенты социализации – это группы людей и отдельные индивиды, оказывающие влияние на человека в ходе его жизнедеятельности, благодаря которым происходит становление личности, усвоение общественных норм и ценностей, освоение социальных ролей.

Процесс приобретения индивидом социально значимых качеств, прочное усвоение им принятых в обществе образцов и норм, формирование собственных взглядов, убеждений и ценностей, называется социализацией.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Явление социализации проходит каждый человек. Процессу свойственно несколько различных стадий:

  1. В детстве и юношестве – адаптация, индивидуализация, интеграция.
  2. В зрелом возрасте – коррекция.
  3. В преклонном возрасте – хранение.

Этапы имеют свои особенности. На каждом из них человеку свойственно по-разному воспринимать окружающий мир, занимать ту или иную позицию в отношении социума.

На развитие личности оказывают воздействие несколько факторов, одним из которых выступают агенты социализации.

Характеристика

Существует множество агентов социализации, с помощью которых человек адаптируется к жизни в обществе на разных этапах собственного развития. Наиболее активно агенты воздействуют на индивида в детские и юношеские годы. Влияние на взрослую сформировавшуюся личность менее значимо. В зависимости от периода, в который начинают действовать различные агенты социализации, их разделяют на первичные или вторичные.

Особенности агентов первичной социализации

К агентам первичной социализации относятся:

  • родители;
  • семья;
  • друзья;
  • учителя/тренеры;
  • СМИ/интернет;
  • семейные друзья, врачи, психологи.

То есть агентами первичного этапа становления личности являются все представители ближайшего окружения в период взросления человека (от рождения до начала профессионального пути).

Агенты первичной социализации оказывают более существенное и масштабное влияние на становление личности.

Особенности агентов вторичной социализации

Под агентами вторичной социализации понимают общественные объединения и представителей формальных учреждений, с которыми связана жизнь совершеннолетнего человека. Зрелый возраст сопровождается коррекцией уже имеющихся у человека знаний, взглядов, убеждений, а также освоением новых социальных ролей: супруг, работник, военнослужащий, политический деятель, избиратель, лидер общественной организации, предприниматель.

К таким агентам относят:

  1. Руководство образовательных и трудовых учреждений.
  2. Предприятия и организации.
  3. Политические партии.
  4. Армию.
  5. Церковь.
  6. СМИ.

Функции

Можно выделить несколько основных функций, исполняемых агентами социализации:

  • помогают индивиду осознать себя частью социума;
  • способствуют усвоению норм и ценностей, благодаря которым происходит эффективная социальная адаптация человека;
  • содействуют накоплению и сохранению социального опыта;
  • формируют мировоззрение индивидов, образ «Я» человека и способствуют самореализации каждого индивида;
  • стимулируют преобразующую деятельность членов социума.

Роль агентов социализации

Каждая стадия социализации имеет свои особенности и по-разному характеризует агентов социализации. Отдельные категории людей и социальные институты могут оказывать большее, или наоборот, меньшее влияние на личность. Возможно также и не только положительное воздействие, но и негативное (десоциализация).

Роль семьи и друзей

Особенное значение придается семье. Именно родители и другие родственники могут оказать решающее влияние на качества личности, ее поведение, ценности, нравственные установки, идеологические взгляды и политические убеждения. Причем часто бывает так, что родители, даже не занимаясь воспитанием чада целенаправленно, личным примером способствуют формированию определенных черт своего ребенка. Благодаря семье человек приобретает конкретные характеристики социального статуса с момента рождения. На протяжении первых 20 лет жизни человек занимает то положение в обществе, которое ему дали родители. Его уровень благосостояния, круг знакомых, возможности зависят от семьи.

Семья является главным социальным институтом и может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Родившись в семье людей, страдающих от алкоголизма или наркомании, являющихся преступными элементами и ведущими асоциальный образ жизнь, человек автоматически приобретает ряд трудностей, которые будут сопровождать его, скорее всего, всю жизнь.

Группа друзей также сильно воздействует на подростка. Особенно это проявляется на этапе «переходного» возраста, когда ребенок вступает в конфликт с родителями. Негативное поведение и дерзкие поступки, осуждаемые в семье, поощряются и высоко оцениваются друзьями. В этом сообществе подросток ощущает себя свободным и испытывает чувство удовлетворения от положительной оценки окружающих. Дистанцирование от взрослых в этой ситуации может быть опасным тогда, когда в группе друзей приняты аморальные ценности, есть склонность к употреблению алкоголя, наркотиков, преступной деятельности. Тогда друзья станут агентами десоциализации личности.

Роль учреждений и институтов

Начиная учиться, ребенок попадает в постоянный коллектив сверстников, где узнает основы социальной несправедливости, учится конкурировать и справляться с неудачами, очерчивать и защищать личные границы. Обучаясь в школе, индивид получает множество новых знаний по разным научным дисциплинам и осваивает азы межличностных отношений, сотрудничества, диалога с окружающими.

В 21 веке одним из важнейших агентов социализации стал интернет. Здесь пользователи обретают дополнительную свободу, учатся преодолевать конфликтные ситуации, а иногда попадают под негативное влияние жестокости и агрессии, транслируемой в сети. Каким станет индивид, попадающий в интернет-зависимость и не соблюдающий гигиену виртуального общения, зависит во многом от него самого, в случае с подростком значительную роль здесь играют и взрослые люди, обязанные контролировать процесс обращения ребенка с новыми технологиями и СМИ.

Этап вторичной социализации проходит при непосредственном участии работодателей, руководителей, представителей общественных и политических организаций. Не каждому удается испытать на себе влияние армии или церкви, однако определенные профессиональные шаги делает большинство членов социума. Одни становятся отличными исполнительными наемными работниками, другие занимают свое место в административном составе, третьи, предпочитая большую свободу, посвящают жизнь творчеству или бизнесу.

Вживаясь в ту или иную социальную роль, индивид приобретает дополнительные качества и новые статусные характеристики. Погружение в профессию и конкретные достижения в ней обеспечивают интеграцию человека в жизнь общества, его личную самоидентификацию, раскрытие творческого потенциала. Обеспечение ряда духовных потребностей связано именно с агентами вторичной социализации.

В дотрудовой стадии

Дотрудовая социализация включает в себя два элемента:

  1. Этап ранней адаптации. Здесь происходит приобретение ребенком первичного социального опыта. Агенты, способствующие этому процессу, – родители и другие родственники, детский сад, сверстники.
  2. Этап обучения. В этот период индивид проходит активный процесс познавательной деятельности, учится новому знанию, развивает умения и навыки. Адаптации к общественной жизни содействуют: школа, училище, вуз, учреждения дополнительного образования, спорт.

В трудовой стадии

Трудовая стадия считается периодом профессионального становления личности, карьерного роста, самореализации. Тогда происходит практическое освоение избранной специальности, накопление опыта, связанного с применением полученных ранее знаний. Успешному прохождению этого этапа содействуют: коллеги, руководство, конкуренты, социальная аудитория, с которой приходится работать.

Примеры влияния на жизнь личности

Можно привести конкретные примеры влияния агентов социализации на жизнь человека. Оно может быть:

  1. Позитивным. Пример № 1: родители приучили дочь с детских лет уважительно разговаривать со старшими. Пример № 2: учитель, в системе проводя занятия по патриотическому воспитанию, сформировал у учащихся чувство любви к Родине и активную гражданскую позицию.
  2. Негативным. Пример № 1: друзья научили Алексея курить в 13 лет, и с тех пор он никак не может расстаться с этой пагубной привычкой. Пример № 2: под влиянием компьютерных интернет-игр, Александр проявил агрессию в отношении одноклассника и в драке нанес ему телесные повреждения.

Источник

Оцените статью