- Афина Парфенос
- Содержание
- Описание
- Техника и материал
- Иконография
- Скрытые мелочи
- Взаимосвязь с архитектурным пространством
- Жизненный путь произведения
- Слава произведения искусства
- Копии
- Ссылки
- Полезное
- Смотреть что такое «Афина Парфенос» в других словарях:
- Афина Парфенос: описание, история и интересные факты
- В честь кого?
- Как выглядела?
- Автор
- Скульптура
- Все самое дорогое
- Украшения
- Невидимые детали
- Жертвы
- Хронология
- Рок судьбы
- Слава
- Дом Афины
Афина Парфенос
копия
«Афина Парфенос» (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева») — знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания — 447—438 г. до н. э. Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.
Содержание
Описание
Изображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме, — Парфеноне.
Техника и материал
Была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.
Иконография
Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:
«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).
Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой.
На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.
Скрытые мелочи
- Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя (подробнее о процессе см. Фидий).
«Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон» (Плутарх, «Перикл»).
- На пальце этой статуи (либо Зевса Олимпийского или же Афродиты Урании) Фидий увековечил имя своего возлюбленного, написав «Прекрасный Пантарк».
Взаимосвязь с архитектурным пространством
Статуя Зевса в Олимпии того же скульптора, сидя на троне в храме, почти касался головой потолка целлы, так что зрителям казалось, что если бог встанет, он разрушит храм. Афина же стояла во весь рост, и между ее шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Рассказывают, что желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона, Иктина, отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму [1].
Жизненный путь произведения
- ок. 447 до н. э. Фидий получает заказ и сооружает статую.
- 438 г. до н. э. Статуя установлена в храме.
- ок. 432—431 до н. э. Враги Перикла обвиняют Фидия в том, что он похитил часть золота, отведенного для создания Афины. Фидий снимает золотые пластины (укрепленные специальным образом), взвешивает их и очищается от обвинения.
- 296 г. до н. э. Тиран Лакар (Lachares) снимает золото со статуи, чтобы оплатить свои войска. Предположительно, тогда этот металл заменили бронзой.
- ок. 165 до н. э. Афина Парфенос страдает во время огня, но подвергается реставрации.
- находится в храме до 5-го в. н. э., когда предположительно погибает во время очередного пожара.
- встречается также упоминание о ней в Константинополе ок. 10 в. н. э.
Слава произведения искусства
Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Афину Парфенос для дефиниции понятия прекрасного.
Копии
- Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.
- Второй подобной копией считается незаконченная статуэтка «Афина Ленорман» (Lenormant Athena) в том же музее.
- Копией головы Горгоны Медузы, помещенной на щит Афины, считается т. н. «Медуза Ронданини» из мюнхенской Глиптотеки.
- Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
- Другая копия, хранящаяся в Лувре.[2]
- Еще одна свободная копия в Museo Nazionale Romano, Рим. Приписывается Антиоху (Antiochos).
- Афина типа Одескальки (Odescalchi) считается развившейся из типа Парфенос.
- Изображение головы Афины на ювелирном украшении — подвеска из Куль-Обы.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Афина Парфенос» в других словарях:
АФИНА Парфенос — (греч. Дева), греческая хрисоэлефантинная (см. ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА) статуя работы древнегреческого скульптора Фидия (см. ФИДИЙ), стоявшая в Парфеноне (см. ПАРФЕНОН) (освящена в 438 до н. э.) … Энциклопедический словарь
АФИНА ПАРФЕНОС — (греч. Дева) греческая хрисоэлефантинская статуя работы древнегреческого скульптора Фидия, стоявшая в Парфеноне (освящена в 438 до н. э.) … Большой Энциклопедический словарь
Афина Парфенос — (Дева) 12 метровая хрисоэлефантинная храмовая статуя работы Фидия, стоявшая в Парфеноне (освящена в 438 до н.э.). Известна по детальному описанию Павсания (I, 24, 5 7), в соотв. с к рым совр. ученые определили ряд копий А. Среди них наиб,… … Античный мир. Словарь-справочник.
Парфенос — («дева») в греческой мифологии эпитет ряда богинь и имя нескольких героинь: Афина Парфенос. Артемида Парфенос. Парфенос (из Карии). Parthenos род бабочек … Википедия
АФИНА — (Афина Паллада) в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. Ей соответствует римская Минерва. Среди … Большой Энциклопедический словарь
АФИНА (в мифологии) — АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса (см. ЗЕВС) , родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин (см. АФИНЫ Древние).… … Энциклопедический словарь
Афина — У этого термина существуют и другие значения, см. Афина (значения). Афина (Ἀθηνᾶ) … Википедия
Афина — ы; ж. [греч. Athēna]. [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: богиня мудрости, ремёсел, городов и справедливой войны. * * * Афина Афина Паллада, в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел.… … Энциклопедический словарь
АФИНА — (Άθηνά), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости»,… … Энциклопедия мифологии
Афина — Афина Паллада, в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Согласно мифу, А. в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. А.… … Большая советская энциклопедия
Источник
Афина Парфенос: описание, история и интересные факты
Наследие человечества сохранило великолепные творения искусства. Множество архитектурных шедевров, картин, произведений литературы и музыки до сих пор восхищает современных людей. Их можно увидеть на выставках, в музеях, приватных коллекциях. Некоторые сокровища нации по-прежнему находятся под землей или закрыты в дворцах и замках.
Но оказывается, истории известны произведения, которые уже не увидишь никогда. Чаще всего люди узнают о них из других произведений. Например, Афина Парфенос стала известна только благодаря копиям и описаниям. На данный момент подлинной скульптуры не существует. Но красота описания до сих пор хранит это произведение Фидия в памяти современных людей.
В честь кого?
Нетрудно догадаться, кого имел в виду Фидий. Афина Парфенос — это воплощение той самой древнегреческой богини, которая в свое время прославилась благодаря своему уму и мудрости. Афина была самой почитаемой богиней Древней Греции. Она входила в число величайших владык Олимпа. Помимо того, что ее называли богиней войны, Афину считают причастной к знаниям, искусству, ремеслам, также называют покровительницей городов и государств.
Как выглядела?
Прежде чем узнать, что представляла собой статуя, Афина Парфенос должна предстать пред нами в истинном обличии. Пожалуй, она остается для многих наиболее выразительным персонажем Древней Греции. Именно её считают самой необычной и запоминающейся. Это связано с тем, что кто бы ни изображал Афину, она всегда при себе имеет атрибуты мужчины: доспехи, оружие и щит. Также рядом с богиней всегда можно было заметить священных животных.
Чаще всего Афина — русоволосая и сероокая женщина. Гомер вовсе считал её «совоокой». Пожалуй, такое сравнение связано с тем, что рядом часто можно было увидеть сову, символ мудрости. Не имеет значения, где мы знакомимся с Афиной, то ли в стихотворениях, то ли в прозе, то ли на холсте, творцы всегда стараются выделить её большие глаза.
Основными атрибутами Паллады все же остается шлем, который имел высокий гребень, и эгида, или щит, украшенный головой горгоны Медузы. Также рядом, в частности на картинах, можно увидеть оливу, которую считали священным деревом, сову и змею – два символа мудрости. С Афиной не раз встречалась и Ника – крылатая богиня.
Автор
Многие мечтали сохранить в истории человечества статую «Афина Парфенос». Скульптор Фидий навсегда в умах людей остался творцом великой богини. Творец жил в 400-е годы до нашей эры. Был другом Перикла и считался величайшим художником периода великой классики.
За свою недолгую карьеру он создал огромное количество работ. Главным их персонажем оставалась всегда Афина. Помимо той, что поместилась позже в Парфеноне, была скульптура богини на афинском Акрополе. Её Фидий создал в честь победы над персами. Она была огромная и служила своеобразным маяком для моряков.
Афина Лемния также не сохранилась до нынешних времен, но о ней известно благодаря копиям. Эта статуя была создана специально для жителей острова Лемнос, отсюда и такое название. Известно также еще о двух скульптурах, отображающих богиню войны. Одна находилась в Платеях, а другая в Ахайе.
Фидий также является автором одного из семи чудес Древнего мира. Речь идет о скульптуре Зевса в Олимпии. Эта статуя была единственной, которая находилась на материковой части Европы. Она была сделана из мрамора, а по размерам превосходила любой храм того времени.
Скульптура
Как известно, скульптура Афины Парфенос находилась в Парфеноне. Этот храм был построен как дом для богини между 447 и 432 годами до нашей эры. Статуя была сделана из слоновой кости и золота. Она была создана для того, чтобы прославить успех в персидских войнах.
Несмотря на то что Афина Парфенос давно перестала существовать, она по сей день остается невидимым символом великого города. Об исчезновении скульптуры до сих пор мало что известно. Исторические факты приводят нас в Константинополь, куда, возможно, была перевезена статуя. Именно здесь её могли разрушить и разворовать. Восстановить первоначальный вид позволяют копии, скульптурные детали и описания Плутарха и Павсания.
Все самое дорогое
Сейчас трудно понять, была ли Афина названа в честь храма Парфенона, либо же все было с точностью наоборот. Сейчас мы можем утверждать, что Парфенос значит «дева», а Парфенон означает «дом девы».
Сам храм был не менее великолепным. Но статуя Афины Парфенос все же по праву считается главным украшением здания. Мифы и легенды говорят, что храм изначально строили для того, чтобы туда могла поместиться эта скульптура. Возможно, когда воздвигали Парфенон, уже понимали, что Фидий туда поместит что-то схожее со скульптурой Афины Промахос.
Максимально точные описания статуи дал Плиний. Он утверждал, что творение получилось высотой около 12 метров (26 локтей). Для его изготовления была взята слоновая кость и золото. Первое Фидий использовал для создания частей тела богини, а остальное все было изготовлено из золота.
Также шла речь о том, что золото могло быть легко удалено в случае финансовых трудностей. Для остальных украшений была использована медь, стекло, серебро и драгоценные камни. В результате Фидий создал скульптуру, стоимость которой в разы превышала стоимость всего храма Парфенона.
Известно, что статуя занимала огромный постамент высотой 4-8 метров. Располагалась ближе к восточной двери и была окружена колоннами. Перед скульптурой находился большой резервуар с водой, который по-современному можно назвать бассейном. Это было сделано для того, чтобы в холе все время было влажно, и слоновая кость сохранялась в этих условиях.
Украшения
Очень величественной и воинственной у Фидия получилась Афина Парфенос. Описание деталей дает понять, насколько уникальной была эта скульптурная композиция. По копиям стало ясно, что в одной руке богиня держала статую Ники, которая, кстати, имела высоту 2 метра, но на фоне величия основной скульптуры выглядела очень миниатюрно. В другой руке Афина держала щит.
Именно он является спором того времени. Его наиболее часто пытались скопировать творцы всего мира. Плиний утверждал, что на щите Фидий отобразил битву Тезея и амазонок. Также тут можно было найти битву гигантов с богами. Было здесь и изображение горгоны Медузы. Возможно, и еще каких-то интересных персонажей.
Не менее привлекательным казался и шлем Афины Парфенос. Он имел на себе сфинкса посередине и двух грифонов с крыльями Пегаса. Известно также, что в ногах богини находилась змея. Некоторые утверждают, что рептилию разместил Фидий и на груди у покровительницы. Эта змея была дана богине Зевсом. Обувь украшали кентавромахии.
Невидимые детали
Конечно, о каких невидимых деталях скульптуры может идти речь, когда из современников никто не видел скульптуру? Афина Парфенос полна тайн и загадок. Есть утверждение, что на щите богини Фидий поместил свой портрет и изображение своего друга Перикла. Предположительно он завуалировал все под Дедала и Тезея.
Также многие современники считают, что Фидий увлекался мальчиками. Его возлюбленным был молодой Пантарк, ставший победителем в борьбе на Олимпиаде. Юноша был так дорог скульптору, что надпись «Прекрасный Пантарк» была высечена на одной из статуй. Возможно, именно на пальце Афины Парфенос красовалось это признание. Хотя достоверных данных об этом нет. Возможно, надпись была на статуе Зевса, либо на скульптуре Афродиты Урании.
Жертвы
Как уже говорилось ранее, Фидий сделал многое, чтобы Афина идеально вписалась в Парфенон. Если статуя Зевса головой упиралась в потолок и казалось, что если громовержец встанет, он пробьет здание, то богиня гармонично смотрелась в архитектурном пространстве.
Дело в том, что Фидий не раз общался с Иктином, строителем, чтобы тот немного отошел от изначального плана и вообще стиля дорийского храма. Скульптор требовал больше пространства внутри. В итоге мы видим не 6 классических колон, а восемь. К тому же они расположились не только по бокам статуи, но и позади ней. Афина оказалась словно вписана в архитектурную раму.
Хронология
Оказалось, сложно определить дальнейшую судьбу творения. Также не известно, где погибло создание Фидия Афина Парфенос. История его начинается около 447 года до н. э., когда скульптор получил заказ и приступил к работе. Уже через 9 лет статую установили в храме.
Через пару лет случается первый конфликт. Фидия подставляют враги и завистники, после чего ему приходится оправдываться во имя очищения своей совести. Далее более столетия ничего не было известно о судьбе статуи. Но в 296 году до н. э. один военачальник снял золото со скульптуры, чтобы оплатить свои долги. Тогда пришлось металл заменить на бронзу.
Еще более чем через столетие Афина Парфенос пострадала от пожара. Но её смогли отреставрировать. Следующая информация появляется уже в 5-м веке нашей эры. Известно, что очередной пожар в храме вновь терзает творение. В 10-м веке н. э. шедевр находился в Константинополе. Что произошло дальше – неизвестно.
Рок судьбы
Мы уже мельком упоминали о конфликтах, которые затронули Фидия. Именно Афина Парфенос стала для него предвестником смерти. Творец был хорошим другом и советником Перикла. Он помогал ему с реконструкцией Акрополя. Также он был, безусловно, талантлив. Поэтому враги и завистники не могли пройти мимо.
Впервые он столкнулся с ними, когда его обвинили в краже золота с плаща богини. Фидию не было чего скрывать. Было приказано снять золото с основы и взвесить. Недостачи не обнаружили.
А вот следующие обвинения закончились плачевно. Враги долго искали, к чему же придраться. Последней каплей стало обвинение в оскорблении божества. Многие знали, что Фидий попытался отобразить себя и Перикла на щите Афины Парфенос. Скульптора бросили в тюрьму. Именно тут и пришла его смерть. Единственное, что для историков так и осталось загадкой: умер он от тоски или от яда.
Слава
Среди всех работ Фидия самой известной считается Афина Парфенос. Описание и история её настолько яркие, что об этом творении известно нам спустя тысячелетия. Слава скульптуры пронеслась сквозь года. О ней не раз писали современники Фидия, а также более поздние литераторы. Известно, что даже Сократ ссылался на Афину для толкования понятия прекрасного.
О величии произведения говорит и количество копий, которые сохранились по сей день. Наиболее точной и яркой остается скульптура «Афина Варвакион». Она находится в Национальном музее Афин. Вторая схожая копия разместилась тут же под названием «Афина Ленорман».
Горгону Медузу, которая помещалась на щите, также не раз копировали. Наиболее известной остается копия головы «Медуза Ронданини». Сейчас эта скульптура находится в Мюнхене, в Глиптотеке.
Не раз художники пытались скопировать щит оригинала. Один из них хранится в Британском музее и называется «Щит Странгфорда». Подобный также есть в Лувре.
Дом Афины
Сейчас от Парфенона практически ничего не осталось. Хотя храм хранит многовековую историю, которая, как и скульптура, полна тайн и противоречий. Греческие археологи и строители старались максимально воссоздать античный стиль руин. Но все величие и красоту, конечно, передать уже невозможно. Тем не менее ощущение того, что много веков назад здесь проходили исторические события, чарует и завораживает. Истории гидов ежегодно собирают много туристов, которым позволено окунуться в атмосферу античной воинственности.
Источник