- Аффилированность. Ответственность аффилированной компании
- Аффилированные или взаимозависимые лица
- Аффилированные или взаимозависимые лица
- Аффилированные лица: основные сведения
- Критерии отнесения к аффилированным лицам
- Взаимозависимые лица: общие положения
- Отличие аффилированных лиц от взаимозависимых
- Группа лиц
- Заинтересованные лица
- Важные выводы
Аффилированность. Ответственность аффилированной компании
Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.
Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.
Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.
Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.
Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.
Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.
В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.
При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.
Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.
Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).
Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.
Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.
Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.
Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:
за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;
за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;
за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;
за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;
за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.
Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?
Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.
Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.
МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Источник
Аффилированные или взаимозависимые лица
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Аффилированные или взаимозависимые лица
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Участие в хозяйственной жизни компании аффилированных или взаимозависимых лиц – явный признак того, что организация рискует. Причем риски могут быть не только финансовыми, но и репутационными. Как именно законодательство определяет правовую форму зависимости и какими последствиями она может обернуться для бизнеса, читайте в публикации.
Аффилированные лица: основные сведения
Статья 53.2 ГК РФ определяет аффилированность как отношения связанности лиц между собой. Соответственно, аффилированные лица – это физические и юридические лица, которые могут влиять на деятельность других юридических и (или) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Отношения между лицами в контексте аффилированности классифицируются по следующим понятиям:
- состав аффилированных лиц;
- степень их зависимости друг от друга;
- правовая форма зависимости.
Законодательно регулируются не все отношения между аффилированными лицами, а только сделки и действия, которые могут затрагивать добросовестных участников рынка или привести к конфликту интересов между самими связанными лицами.
Аффилированность бывает односторонней и двусторонней. В первом случае один субъект оказывает влияние на другого. Во втором – несколько лиц воздействуют друг на друга.
Из положений статьи 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности…» следует, что отношения связанности должны быть юридически оформлены – без этого они не будут соответствовать критериям аффилированности, приведенным в этом же законе.
Однако судебная практика не имеет единой позиции относительно того, признавать или нет лица аффилированными, если отсутствуют юридически оформленные отношения. И если еще десять лет назад судьи выносили решения, опираясь на формальные признаки…
Например, в деле по оспариванию сделок с заинтересованностью (Определение ВАС РФ от 24.03.2009 № ВАС-2808/09 по делу N А76-1355/2008-5-156) суд не признал физические лица аффилированными из-за отсутствия родственных отношений – «Иванов А.С. не является аффилированным лицом по отношению к Петрову И.Р., так как он не является его родственником и имеет долю в размере 5% уставного капитала общества».
…то современные судьи не являются сторонниками нормативного формализма и принимают решения, учитывая в совокупности все обстоятельства дела.
В делах по оспариванию сделок в рамках банкротства, в частности, в Определении Верховного Суда РФ от 15.06.2016 N 308-ЭС16-1475 по делу N А53-885/2014 суд признал аффилированность, руководствуясь фактическими обстоятельствами, а не формальными критериями. «…даже неучастие должника в одной группе лиц с заемщиком еще не могло свидетельствовать о безосновательности поручительства (и залога), поскольку банк был не лишен возможности доказывать наличие фактической аффилированности между заемщиком и гарантирующим лицом любыми не запрещенными процессуальным законом средствами», – говорится в Определении.
Критерии отнесения к аффилированным лицам
Чтобы признать физическое или юридическое лицо аффилированным, необходимо определить его способность оказывать влияние на других субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность или являющихся участниками сделок. Законодательство разделяет лица, которые являются аффилированными по отношению к юридическому лицу, и тех, кто оказывает влияние на «физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность», то есть на ИП.
К первым статья 4 Закона «О конкуренции…» относит тех, кто соответствует следующим признакам:
- представитель коллегиального исполнительного органа или органа управления (например, совета директоров или наблюдательного совета), а также лицо, «осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа». Этот пункт действует и в отношении юрлиц, являющихся участниками финансово-промышленных групп;
- лица из той же группы, что и юридическое лицо;
- те, кто имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, относящихся к голосующим акциям или приходящихся на долю участия в уставном капитале компании. К этому пункту относятся и юридические лица.
По отношению к ИП аффилированными являются:
- Организации, в которых его доля уставного капитала составляет больше 20%.
- Лица, относящиеся с ним к одной группе. Понятие группы лиц раскрывается в п. 7 ч.1 ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» (перечисляются родственные связи, в т. ч. некровные).
Взаимозависимые лица: общие положения
В налоговом законодательстве применяется понятие взаимозависимости, а не аффилированности – и на это есть веские основания, о чем скажем в следующем разделе.
В пункте 1 статьи 20 и пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ перечислены признаки лиц, которые признаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Однако пункт 2 статьи 20 уточняет, что суд может установить взаимозависимость по «иным обстоятельствам», если решит, что отношения между «подозреваемыми» могут повлиять на условия и результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Итак, взаимозависимость имеет место в следующих случаях (ст. 105.1 НК РФ):
- Если доля участия одной организации в другой составляет более 25%. Эти же признаки актуальны, когда речь заходит о влиянии физического лица на компанию или несколько компаний.
- В случае, когда физическое лицо и его родственники (детально родственные связи перечислены в последнем пункте) могут назначать и избирать руководителя компании или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) этой организации.
- Когда более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) приходится на одни и те же лица, в том числе на их родственников, перечисленных в последнем пункте данного перечня.
- Компания и ее руководитель, а также руководитель и подчиненный являются взаимозависимыми лицами.
- Если в нескольких организациях руководителем является один и тот же человек.
- Группа организаций и физических лиц, в которой доля прямого влияния каждого предыдущего участника на последующего составляет более 50%.
- Взаимозависимость существует между физическим лицом и его родственниками – супругом, родителями (усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекуном (попечителем) и подопечным.
Статья 20 НК РФ рассматривает взаимозависимость в контексте влияния физических лиц и организаций на условия и результаты деятельности «представляемых ими лиц», а, следовательно, на исчисление налогов.
Взаимозависимость признают в следующих случаях:
- доля непосредственного участия одной компании в другой составляет более 20%. Косвенная сопричастность через посредников вычисляется путем произведения долей прямого участия компаний из этой цепочки друг в друге;
- речь заходит о руководителе и подчиненном;
- или о людях, состоящих в родственных связях (супруги, родственники, усыновитель и усыновленные, попечитель и опекаемый).
Взаимозависимость не будет признана в следующих случаях:
- сделку совершила компания, лидирующая на рынке в своей отрасли;
- в деятельности юрлиц принимает участие государство.
Инспекторы тщательно следят за наличием взаимозависимости в самых разных сферах деятельности. Например, в ценообразовании. Согласно статье 40 НК РФ, инспекторы могут сами определить рыночную цену для последующего исчисления налогов, если докажут, что предложенная компанией стоимость отклоняется от средних показателей более, чем на 20% – не важно, в большую или меньшую сторону.
О сделках, подлежащих контролю, идет речь в статьях 40, 45, главах 14.2–14.5 НК РФ.
Кроме того, на предмет взаимозависимости налоговики контролируют следующие вопросы:
- величину имущественного налогового вычета (ст. 220 НК РФ);
- исчисление НДФЛ с доходов от матвыгоды (ст. 212, 217 НК РФ);
- размер процентов по долговым обязательствам, учитываемых в расходах при расчете налога на прибыль (ст. 269 НК РФ);
- восстановление амортизационной премии при досрочной (до истечения 5 лет с ввода в эксплуатацию) продаже основного средства (п. 9 ст. 258, п. 1 ст. 268 НК РФ);
- использование налоговой льготы в отношении движимого имущества, принятого на учет после 2012 года (п. 25 ст. 381 НК РФ);
- налогообложение иностранных юрлиц, осуществляющих деятельность на территории РФ (ст. 306, 308, 309.1 НК РФ).
Отличие аффилированных лиц от взаимозависимых
Взаимозависимость по сути является вариантом аффилированности, то есть это разновидность влияния, применяемая только в определенной области – налоговом законодательстве.
Взаимозависимость больше воздействует на экономические результаты деятельности – собственной и представляемых лиц. Тогда как в понятии аффилированности, используемом в гражданской отрасли права, упор сделан на возможность определять решения, принимаемые другим лицом.
Поэтому одним из отличий между понятиями является отсутствие среди признаков аффилированности связи между руководителем и подчиненным. Законодательно считается, что влияние в отношении подчиненности приводит к фактическим экономическим последствиям, а не к возникновению каких-то стратегических моментов в образе мыслей и в подходе к рабочим вопросам.
Из законодательно закрепленных различий можно выделить следующие:
- Минимальная доля участия компании или физлица в уставном капитале организации составляет 20% для аффилированных лиц, а для взаимозависимых – 25%.
- В понятии аффилированности, в отличие от взаимозависимости, отсутствует связь между опекуном и подопечным.
- Наличие взаимозависимости суд может устанавливать по собственному усмотрению, а в процессе признания аффилированности законодательство не предусматривает такой возможности.
Группа лиц
Аффилированность включает широкий круг субъектов, входящих в понятие «группа лиц». Согласно статье 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, отношения внутри группы лиц могут носить имущественный, договорный, организационно-управленческий, семейно-правовой и даже смешанный характер.
Признаки такого взаимодействия:
- на долю участия юридического или физлица приходится более, чем 50% в уставном капитале компании;
- руководитель компании представлен одновременно как физическое лицо, так и юридическое (например, управляющий ИП);
- наличие в организации физических и юридических лиц, которые могут давать обязательные для исполнения указания, в том числе по назначению руководителя или состава коллегиального исполнительного органа;
- руководящий состав двух компаний больше, чем наполовину состоят из одних и тех же лиц;
- физические лица, состоящие в родстве, в том числе на правах усыновления;
- к уже состоящим в группе физическим и юрлицам присоединились другие физические и юридические лица.
Заинтересованные лица
Заинтересованность является одним из признаков аффилированности, и наоборот. Но, как и термин «взаимозависимость», понятие «заинтересованные лица» применяется только в определенной отрасли права – в корпоративной. Поэтому в уставе организация может закрепить свои критерии отнесения к заинтересованным лицам (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).
Согласно статьи 19 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ заинтересованными лицами являются аффилированные лица должника и те, кто входит с ним в одну группу. Закон ссылается и на другие нормативно-правовые акты, регулирующие определенные правоотношения, в которых имеет место быть заинтересованность. Так, в статье 45 Закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ говорится, что будет признана заинтересованность компании в сделке, если руководитель, «контролирующее лицо», представитель коллегиального исполнительного органа компании, а также кто-то из их родственников (в т. ч. неполнородные и усыновленные/усыновители) будет:
- участником сделки;
- выгодоприобретателем;
- посредником или представителем;
- занимать управляющие должности в компании, вступающей в сделку.
Важные выводы
Главный признак любой сделки – правомерность, то есть соответствие ее условий законам и другим нормативным актам. Все, что противоречит законодательству, будет расцениваться как действия, а не сделка. Факты хозяйственной жизни вашей компании, а, следовательно, и налоговая стратегия, вместо ожидаемых экономических результатов могут привести к финансовым и репутационным потерям.
Такая стратегия предусматривает законные способы снижения налогов. Зачастую, это единственный способ защиты от многомиллионных доначислений – особенно накануне заключения крупной сделки.
Все предложенные нами варианты легальных методов уменьшения налогов будут учитывать специфику вашей компании и структуру бизнеса. Вам останется лишь взвесить все «за» и «против» в предложенных нашими специалистами вариантах уменьшения налоговой нагрузки на бизнес. И сделать свой выбор.
Если вы решите «обелить» свой бизнес, то наша компания поможет выбрать оптимальный вариант новой организации бизнеса, рассчитать налоговую нагрузку и разработать законные варианты оптимизации .
Бухгалтерия должна быть полезной для бизнеса, поэтому наши специалисты помогают заранее предотвратить налоговые, финансовые, репутационные риски для компании.
Источник