- Как расшифровывается ОСАГО и что это такое
- Расшифровка
- Для чего нужен полис
- Коэффициенты ОСАГО с расшифровкой
- Итоги
- Об ОСАГО простыми словами
- Подробнее про ОСАГО
- Как расшифровывается аббревиатура?
- История ОСАГО
- Ключевые принципы страховки
- Как выглядит полис ОСАГО?
- Примеры использования
- Расширение ОСАГО
- Отличия от КАСКО
- Можно ли ездить без ОСАГО?
- Санкции и штрафы
- Как расшифровать аббревиатуру ОСАГО
- Что означает аббревиатура
- Для чего необходим такой полис
- Обязательно ли его наличие у водителя
- Коэффициенты ОСАГО с расшифровкой
- Интересно видео
- Заключение
Как расшифровывается ОСАГО и что это такое
ОСАГО – обязательный документ для каждого автовладельца. Рассмотрим, что означает данная аббревиатура, для чего предусмотрен этот вид страхования и как он рассчитывается.
Расшифровка
Данное слово означает буквально следующее – обязательное (О) страхование (С) автогражданской (АГ) ответственности (О). Расшифровка аббревиатуры ОСАГО подразумевает, что это полис, который необходим каждому владельцу транспортного средства.
Следует учитывать, что документ составляется на автомобиль, а не на гражданина. Поэтому, если за рулем находится не владелец машины, а другое лицо, то оно должно быть указано в полисе как допущенное к управлению ТС.
Для чего нужен полис
То, как ОСАГО расшифровывается, нужно понимать буквально. Т.е. страхуется ответственность владельца. Значит, при наступлении страхового случая компенсируется ущерб имуществу и/или здоровью потерпевшего в ДТП. Выплата осуществляется компанией, с которой виновный в аварии заключил договор.
С одной стороны обязательное страхование увеличивает расходы на содержание автомобиля, с другой – позволяет решать споры и возмещать ущерб, причиненный в ДТП, цивилизованным путем.
Наличие полиса ОСАГО гарантирует, что убытки, нанесенные его владельцем, будут компенсированы компанией. Получается, что возмещением ущерба занимается не виновник аварии лично, а страховщик, с которым у него заключено соглашение. При этом стоимость договора намного меньше компенсации, которая может быть выплачена потерпевшей стороне.
Коэффициенты ОСАГО с расшифровкой
Стоимость ОСАГО регулируется на государственном уровне, поэтому компании не могут устанавливать ее по своему усмотрению. Цена договора со страховщиком рассчитывается по специальной формуле:
Стоимость = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП.
Эти буквы означают отдельные показатели, которые могут как уменьшать, так и увеличивать цену соглашения со страховой.
Коэффициенты полиса означают следующее:
ТБ – базовый тариф. Показатель установлен законодательно и зависит от типа машины и цели ее использования (коммерческие или личные).
КТ – территориальный. Зависит от места регистрации автомобиля (а не прописки собственника). Чем больше население города, тем меньше данный показатель.
КБМ – бонус-малус. Его еще называют «классом водителя». Зависит от стажа вождения и наличия/отсутствия страховых случаев.
КВС – возраст-стаж. Чем больше страхователь находится за рулем, тем ниже данный показатель.
КО – ограничивающий. Установлено два показателя, которые зависят от количества лиц, допущенных к управлению авто. Если оформляется закрытая страховка с ограниченным числом водителей (до 5), данный коэффициент ниже, соответственно полис выгоднее.
КМ – мощности двигателя. Чем она больше, тем дороже будет полис.
КС – сезонности. Стандартный срок оформления полиса – 1 календарный год. Но если машина используется только в определенные сезоны (например, снегоуборочные или сельскохозяйственные ТС), то период сокращается, а коэффициент уменьшается.
КН – нарушений. Предусмотрены определенные правила оформления полиса. При несоблюдении любого из них за предыдущий период данный показатель повышается при заключении нового договора. Речь идет о таких нарушениях, как сокрытие с места ДТП, предоставление ложных сведений страховщику, умышленное нанесение вреда имуществу и т. д.
КП – срока страхования. Используется для авто, зарегистрированных в иностранных государствах, но временно эксплуатируемых в России.
Итоги
ОСАГО – вид страхования, обязательный для каждого автовладельца. Он гарантирует возмещение ущерба потерпевшей стороне при условии наличия действующего полиса у виновника.
Договор заключается каждый год, его стоимость варьируется в зависимости от:
количества времени пребывания за рулем;
наличия/отсутствия страховых случаев или нарушений правил страхования.
Остальные показатели зависят от типа страхуемой машины и ее технических характеристик.
Источник
Об ОСАГО простыми словами
В 2002 году в России появился ФЗ №40 «Об обязательной автогражданской ответственности владельцев транспортных средств». Его положения направлены на защиту интересов пострадавшей в ДТП стороны. До сих пор не все автовладельцы осознают важность наличия полиса ОСАГО и игнорируют закон, экономя деньги на его получении. Однако, узаконенная обязанность оформлять данный документ сформировалась исторически и имеет свои обоснованные причины.
Подробнее про ОСАГО
Для понимания того, что такое ОСАГО, необходимо узнать, что включено понятие, по каким принципам действует страховка, как она возникла и почему стала обязательной.
Как расшифровывается аббревиатура?
ОСАГО расшифровывается как Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности. Первое словосочетание «Обязательное страхование» понятно. ОСАГО – страховой документ, являющийся по закону обязательным для всех автовладельцев. Основные положения, касающиеся заключения страхового договора регулируются государством.
Второе словосочетание «Автогражданская ответственность» понятно не всем. Автогражданская уточняет, что страхуется ответственность, возникающая в связи с использованием только автомобильного транспорта.
Под страхованием ответственности понимается страхование на случай, когда у гражданина возникает обязанность перед третьим лицом возместить нанесенный ему ущерб.
История ОСАГО
Автострахование развивалось наравне с нарастанием производства автомобилей и спроса на них. Сначала владельцы страховали только свое авто. Первый договор был заключен в 1898 году между Travelers Insurance Company и неким Томасом Мартином. С течением времени появилось и страхование ответственности.
Впервые ОСАГО в том виде, которое нам привычно, было узаконено в американском штате Массачусетс в 1925. В послевоенные годы страхование автогражданской ответственности стало популярным в Европе.
ОСАГО в России получило распространение лишь недавно. Впервые вопрос об автостраховании на законодательном уровне стал обсуждаться в 60-е годы 20 века. Но полноценного закрепления он не получил. Лишь в 2000 году чиновники вновь вернулись к нему. 25 апреля 2002 года был опубликован ФЗ No 40 «Об ОСАГО». Однако он вступил в силу только через 15 месяцев.
Ключевые принципы страховки
В статье 3 вышеупомянутого закона определены основные принципы, характеризующие ОСАГО. Они объясняют важность и значение страхования автогражданской ответственности.
- Всеобщность и обязательность. Документ обязателен для всех автовладельцев.
- Недопустимость использования ТС без страховки. Ее отсутствие наказывается по закону.
- Гарантия возмещения вреда третьему лицу в пределах установленной суммы. Наличие полиса обеспечивает покрытие материального ущерба пострадавшей стороне.
- Экономическая заинтересованность водителей в повышении безопасности на дорогах. Чем меньше аварий водитель совершил, тем меньше сумма оплаты за полис.
Наличие ОСАГО выгодно для всех сторон конфликта.
Пострадавший уверен в возмещении убытков, а виновнику не придется платить собственные деньги, так как все выплаты производятся страховой. При этом не требуются дополнительные судебные разбирательства, что экономит время.
Как выглядит полис ОСАГО?
Внешне документ за 15 лет существенно не изменился. Последняя версия бланка появилась в 2018 году. Его усовершенствовали и сделали более защищенным, так как возросло количество подделок после поднятия тарифов.
Содержание полиса не изменилось. В нем по-прежнему указывается следующая информация:
- наименование, серия и номер документа;
- дата начала и окончания действия полиса;
- сведения о сторонах договора: информация о страховой компании и личные данные владельца авто;
- марка и модель ТС, регистрационные данные, наличие прицепа;
- лица, допущенные к управлению ТС, если есть;
- выдержки из законодательства;
- сумма страховой премии;
- дата заключения договора и подписи сторон.
Некоторые бланки на обратной стороне могут содержать информацию по дополнительным видам страхования, заключенным вместе с ОСАГО (страхование жизни, имущества и т.п.).
Примеры использования
Выплаты по ОСАГО назначаются, если случай признают страховым. Чтобы получить компенсацию от страховой, необходимо одновременное соблюдение трех условий:
- Установлен виновник ДТП.
- У него есть действующий полис ОСАГО.
- Ущерб нанесен в процессе использования виновным автомобиля.
Если виновного определить не удалось (он скрылся с места ДТП), то восстанавливать автомобиль придется за свой счет.
Если не соблюдены условия 2 и 3, но виновная сторона известна, то за возмещением ущерба придется обращаться в суд.
Расширение ОСАГО
Максимальная выплата по ОСАГО установлена в пределах 400000 (если пострадало ТС) и 500000 руб. (если пострадали люди). В случае серьезного ДТП или столкновения с дорогостоящим авто, этой суммы может не хватить. Тогда виновная сторона обязана покрыть расходы за свой счет.
Для таких ситуаций существует добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО) – дополнительное соглашение к основному полису ОСАГО. Оно предполагает выплату страховой компенсации до 1 млн руб. Сумма определяется самостоятельно клиентом.
Оформить ДСАГО можно только при наличии действующего ОСАГО. Расширенный полис будет принят во внимание, если сумма ущерба превысит установленный лимит или наступит случай, не относящийся к страховому риску.
Отличия от КАСКО
КАСКО является добровольным видом страхования любого транспортного средства от возможного ущерба. Основные отличия этих двух видов страхования представлены в таблице.
Характеристика | КАСКО | ОСАГО |
Вид страхования | Добровольное | Обязательное |
Что защищает | Личные имущественные права. Компенсируется любой ущерб, нанесенный автомобилю, даже в случае его вины (пожар, угон, аварии и т.п.). | Интересы пострадавшей стороны. |
Стоимость | Устанавливается каждой страховой компанией индивидуально | Устанавливается законодательно |
Размер выплат | Ограничен стоимостью автомобиля | Лимитирован: 400000 – если пострадало имущество; 500000 – если нанесен вред здоровью. |
Эти два вида страхования принципиально не похожи друг друга. Самый оптимальный вариант для автовладельца – наличие одновременно двух полисов, защищающих и собственные интересы, и интересы третьих лиц.
Можно ли ездить без ОСАГО?
Использовать автомобиль без ОСАГО по закону запрещено. Но уверенность многих водителей в том, что они не попадут в аварию, заставляет их нарушать действующие правила.
Если автовладельца остановит инспектор ГИБДД, то ему грозит административное наказание, а в случае аварии по его вине – судебные разбирательства и взыскание компенсации.
Санкции и штрафы
За езду без полиса грозит административное наказание, в соответствии с положениями КоАП. Предполагается три вида санкций в зависимости от ситуации:
- Водитель просто забыл документ дома. Тогда ему грозить предупреждение или штраф в размере 500 руб., согласно п. 2, ст. 12.3 КоАП.
- Использование ТС в период, не предусмотренный по договору. Полис допускается делать на период 3, 6, 9 и 12 месяцев. Такой услугой пользуются те, кто ездит на автомобиле сезонно (например, дачники). За нарушение сроков грозит штраф 500 руб.,в соответствии с п.1, ст. 137 КоАП.
- Документ заведомо отсутствует или просрочен. Нарушителю грозит штраф 800 руб.,согласно п. 2 ст. 12.37 КоАП.
Исключение действует только для водителей, купившим авто только что. Они могут ездить без ОСАГО в течение 5 дней на основании п. 2 ст. 4 ФЗ No40. В случае остановки инспектором, необходимо предъявить договор купли-продажи.
С появлением первых автомобилей люди стали задумываться о безопасности на дорогах. Изначально, граждане защищали только свои интересы. С ростом производства и активного использования транспортных средств появилась необходимость обезопасить и других участников дорожного движения. Поэтому и возникло страхование автогражданской ответственности, ставшее с течением времени обязательным для всех автовладельцев.
ОСАГО защищает права и интересы лиц, признанными пострадавшими в результате ДТП.
Наличие полиса гарантирует возмещение причиненного ущерба без лишних судебных разбирательств. За отсутствие документа государством предусмотрены штрафные санкции.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Источник
Как расшифровать аббревиатуру ОСАГО
Автомобильный парк в России увеличивается с каждым годом. При этом темпы развития дорожной инфраструктуры не поспевает за скоростью процесса автомобилизации в стране. Следствием такой ситуации является увеличение количества дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах.
Как правило, ДТП порождает возникновение обязанности у одной из его сторон по возмещению имущественного ущерба. Следует отметить, что это могут быть весьма значительные суммы, а, кроме этого, подобная ситуация способствует усложнению криминогенной обстановки.
Так, в 2000-х годах стали крайне распространены так называемые «автоподставы», когда злоумышленниками провоцировались ДТП для последующего «выбивания» ущерба с добросовестных автовладельцев.
Что означает аббревиатура
В целях упорядочивания отношений, связанных с гражданской ответственностью автовладельцев, и снижения уровня криминальной напряженности в этой сфере в России было введено ОСАГО, термин расшифровывается, как обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).
На практике это выражается в том, что каждый водитель автомобиля имеет обязанность оформить соответствующий договор, подтверждением чего служит специальный документ – полис.
Институт страхования автогражданской ответственности не является изобретением российских законодателей. Это общемировая практика. Так, впервые подобные механизмы были применены в США в 20-х годах прошлого века. Уже через 50 лет аналоги современного российского ОСАГО применялись во многих странах Северной Америки и Европы.
В России инициатива о страховании автогражданской ответственности выносились на протяжении многих лет, однако соответствующий закон был принят только в 2002 году, а уже с 2003 года наличие полиса ОСАГО стало обязательным для всех водителей.
Сегодня полисы ОСАГО оформляются всеми без исключения водителями. Сторонами договора страхования по общему правилу выступают:
- Страховщики. К страховщикам следует отнести специализированные организации – страховые компании, которые имеют лицензию на осуществление деятельности в рассматриваемой сфере.
- Страхователи. Лица (как физические, так и юридические), в собственности которых находятся автотранспортные средства, заключившие соответствующий договор со страховой компанией.
Отдельно следует упомянуть и о форме полиса. Если ранее он выполнялся только на бумажных носителях, которые было необходимо постоянно иметь с собой во время использования транспортного средства, то в настоящий момент полис можно оформить в электронном виде. В последнем случае все же рекомендуется возить с собой его распечатку.
Для чего необходим такой полис
Относительно назначения полиса ОСАГО у многих водителей имеется масса заблуждений. Однако следует уяснить, что страхованию по ОСАГО подлежит только гражданская ответственность, возникающая, если водитель в процессе вождения нанесет ущерб третьим лицам.
На практике это выражается в том, что если водитель транспортного средства станет виновником ДТП, в результате чего будут нанесен имущественный ущерб другим его участникам, то компенсировать его будет не он, а страховая компания, с которой у виновного автовладельца заключен договор.
При этом ущерб, причиненный собственному транспортному средству, за счет ОСАГО не покрывается. Это является принципиальным отличием «автогражданки» от КАСКО.
При оформлении ОСАГО следует учитывать, что страховщики вправе рассчитывать на премию даже в том случае, если страхового случая на период действия и не произойдет. Однако если водитель станет виновником ДТП, то страховая обязана покрыть сумму ущерба, не превышающую 400 тысяч рублей.
Обязательно ли его наличие у водителя
Как следует из расшифровки ОСАГО, полис является обязательным. Иными словами, осуществление поездок на транспортном средстве без него представляется незаконным. Так, сотрудники ГИБДД вправе оштрафовать водителя, если у него не имеется заключенного договора со страховой компанией или полис является просроченным.
Срок действия полиса составляет 1 год. При этом допускается заключение договора и на меньший срок (не менее 3 месяцев).
Следует отметить, что наличие полиса обязательно только при непосредственном использовании транспортного средства. Если собственник автомобиля не осуществляет поездок, а, к примеру, хранит авто в гараже, то заключать договор ему нет необходимости.
Кроме этого, закон обязывает приобрести полис ОСАГО владельцев новых автомобилей. Сделать это необходимо в течение 10 дней с момента покупки.
Помимо того, что за езду без полиса ОСАГО водителя могут ожидать штрафы, неблагоприятные последствия ожидают его в случае попадания в ДТП. Так, если его вина будет установлена, то имущественный ущерб ему придется оплачивать за счет собственных средств (добровольно или принудительно через суд).
Коэффициенты ОСАГО с расшифровкой
Стоимость страхования не является одинаковой для всех водителей. Она зависит от различных модификаторов, являющихся коэффициентами по отношению к базовому тарифу. Разберем их подробнее.
- ТБ. Представляет собой базовой тариф, значения которого устанавливаются не страховыми компаниями, а государством. ТБ непосредственно зависит от типа транспортного средства.
- КТ. Территориальный коэффициент. Его значение варьируется от типа населенного пункта, где эксплуатируется транспортное средство. Его высокие значения фиксируются в плотно населенных городах с населением свыше 1 млн. человек. В слабо заселенных местностях его показатель значительно ниже.
- КБМ. Коэффициент «бонус-малус». Его значение зависит от количества периодов безаварийной езды. Так, аккуратные водители могут получить значительную скидку за полис вследствие применения данного модификатора. Напротив, для лиц, которые часто провоцируют аварии, стоимость ОСАГО значительно увеличивается.
- КВС. Коэффициент возраст-стаж. Актуально для молодых и начинающих водителей. Так, для лиц младше 22 лет, а также имеющих водительский стаж менее 3 лет стоимость страховки выше.
- КН. Коэффициент нарушений. На стоимость полиса влияет и количество нарушений ПДД и закона об ОСАГО.
- КО. Ограничивающий модификатор. Так, если в полис может быть вписано неограниченное число лиц, то его стоимость выше, чем при ограниченном их числе.
- КМ. Модификатор мощности двигателя ТС. Чем она выше, тем дороже услуги страховщика.
- КС. Коэффициент сезонности имеет значение, если авто используется ограниченное число дней в году. К примеру, если водитель ездит на автомобиле только летом, а в зимний период его не эксплуатирует, то он вправе указать это при заключении договора. Таким образом, сумма ОСАГО для него будет значительно меньшей.
Интересно видео
О расчет ОСАГО информация в видео:
Заключение
Полис ОСАГО является обязательным документом для всех водителей транспортных средств в России. Его наличие освобождает водителя от обязанности самому компенсировать сумму ущерба третьим лицам. Езда без полиса является административным правонарушением, за которое полагается привлечение водителя к ответственности и наложение штрафа.
Источник