- Что значит 12s аккумулятор
- Напряжение
- Ток разряда
- Пиковый ток разряда
- Емкость
- Li-Po аккумуляторы. Пример маркировки аккумуляторов.
- Li-Po аккумуляторы. Пример маркировки аккумуляторов.
- 12C, 15С, 20С — Объсните, что это значит?
- 12C, 15С, 20С — Объсните, что это значит?
- Маркировка аккумулятора автомобиля
- Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле
- Отличия стандартов
- Российский стандарт
- Европейский стандарт
- Немецкий стандарт
- Дата выпуска аккумуляторных батарей
- Американский стандарт
- Азиатский стандарт
- Итоги
Что значит 12s аккумулятор
Рассмотрим маркировку LiPo аккумуляторных батарей на примере батареи, на которой имеются следующие надписи:
- 3000 — емкость в мАч (mAh);
- 11,1 В — номинальный вольтаж;
- 3S — количество и порядок соединения банок (отдельных аккумуляторов, из которых собрана батарея) – это означает, что батарея соединена последовательно из 3-х аккумуляторов, то есть емкость батареи будет 3000мАч, а напряжение будет 3,7х3 = 11,1В;
- 20С — ток разряда (на аккумуляторе 3000 мАч означает, что максимальный непрерывный ток разряда равен 20*3000=60000 мА=60А).
Напряжение
На аккумуляторах вместо напряжения пишут количество банок.
Напряжение одной банки равно 3,7 В. Соответственно 3 банки равны 11,1 В.
Количество банок обозначается буквой S.
Ток разряда
Обозначается буквой C и числом коэффициентом емкости.
Пиковый ток разряда
Ток, который аккумулятор может отдавать короткий промежуток времени (который тоже указан в характеристиках). Обычно это 10-30 с.
Обозначается так же как и ток разряда, вторым числом.
Емкость
Обозначается в мАч (миллиампер-час). 1000 мА/ч = 1 А/ч.
LiPo батареи заряжают током 1С (если только другое не указанно на самой батарее, в последнее время появились с возможностью зарядки током 2 и 5C). Штатный зарядный ток батареи 1000 мАч — Ампер. Для батареи 2200 — будет 2.2 ампера и тд.
Компьютеризированный зарядник производит балансировку батареи (выравнивание вольтажа на каждой банке батареи) во время зарядки. Хотя можно заряжать 2S батареи и без подключения балансировочного кабеля мы настоятельно рекомендуем подключать балансировочный разъем всегда! 3S и большие сборки заряжать только с подключенным баланировочным проводом! Если вы не подключите и одна из банок наберет больше чем 4.4 вольта, то вас ждет незабываемый фейерверк!
Батарея заряжается до 4.2 вольта на банку (обычно на несколько милливольт меньше).
На компьютеризированном заряднике можно перевести LiPo в режим хранения,при этом батарея дозарядится/доразрядится до 3,85В на банку. Полностью заряженные батареи при хранении более 2-х месяцев (может и меньше) дохнут. Говорят что и полностью разряженные тоже, но за больший срок.
Разряжать аккумулятор LiPo ниже чем на 3 вольта на банку не рекомендуется — может сдохнуть. Регуляторы двигателя имеют функцию отключения двигателя при наступлении такого состояния. Мы используем звуковые индикаторы на 2-3 или более банок. Также рекомендуем применять электронные вольтметры. Подсоединяется в балансирный разъем и как запищит — то пора на посадку.
При потреблении мотором тока больше того, что может отдать аккумулятор, LiPo норовит вздуться и подохнуть. Так что за этим надо следить строго!
Сейчас появились батареи nano-tech с токоотдачей 25-50С.
Подготовка к работе.
Подготовить LiPo к эксплуатации очень просто — просто зарядите ее и все! 🙂
Данный тип батареи не имеет эффекта памяти (не нужно доразряжать перед новой зарядкой), не требуется циклировать — делать циклы заряд-разряд перед эксплуатацией.
Если вы заряжаете в поле, то стоит поискать аккумуляторы с ускоренной зарядкой, на них пишут Fast charge 2С или 5С. По идее их можно заряжать током 33 Ампера!
Зарядник имеет максимум 5А, но и это позволит сократить зарядку с 50 минут до 20! (аккумулятор 1000 мАч)
Источник
Li-Po аккумуляторы. Пример маркировки аккумуляторов.
Тема раздела Новичкам в категории Cамолёты — Общий; Рассмотрим маркировку LiPo аккумуляторных батарей на примере батареи, на которой имеются следующие надписи: 3000 — емкость в мАч (mAh); 11,1 .
Опции темы
Li-Po аккумуляторы. Пример маркировки аккумуляторов.
Рассмотрим маркировку LiPo аккумуляторных батарей на примере батареи, на которой имеются следующие надписи:
3000 — емкость в мАч (mAh);
11,1 В — номинальный вольтаж;
3S — количество и порядок соединения банок (отдельных аккумуляторов, из которых собрана батарея) – это означает, что батарея соединена последовательно из 3-х аккумуляторов, то есть емкость батареи будет 3000мАч, а напряжение будет 3,7х3 = 11,1В;
20С — ток разряда (на аккумуляторе 3000 мАч означает, что максимальный непрерывный ток разряда равен 20*3000=60000 мА=60А).
На аккумуляторах вместо напряжения пишут количество банок.
Напряжение одной банки равно 3,7 В. Соответственно 3 банки равны 11,1 В.
Количество банок обозначается буквой S.
Обозначается буквой C и числом коэффициентом емкости.
Например, если на аккумуляторе написано 20С, а его емкость равна 3000 мАч (3 Ач),
то ток отдачи равен 3 Ач * 20 С = 60 А
Пиковый ток разряда
Ток, который аккумулятор может отдавать короткий промежуток времени (который тоже указан в характеристиках). Обычно это 10-30 с.
Обозначается так же как и ток разряда, вторым числом.
20С-30С значит что ток разряда равен 20С, а пиковый — 30С.
Обозначается в мАч (миллиампер-час). 1000 мА/ч = 1 А/ч.
LiPo батареи заряжают током 1С (если только другое не указанно на самой батарее, в последнее время появились с возможностью зарядки током 2 и 5C). Штатный зарядный ток батареи 1000 мАч — Ампер. Для батареи 2200 — будет 2.2 ампера и тд.
Компьютеризированный зарядник производит балансировку батареи (выравнивание вольтажа на каждой банке батареи) во время зарядки. Хотя можно заряжать 2S батареи и без подключения балансировочного кабеля мы настоятельно рекомендуем подключать балансировочный разъем всегда! 3S и большие сборки заряжать только с подключенным баланировочным проводом! Если вы не подключите и одна из банок наберет больше чем 4.4 вольта, то вас ждет незабываемый фейерверк!
Батарея заряжается до 4.2 вольта на банку (обычно на несколько милливольт меньше).
На компьютеризированном заряднике можно перевести LiPo в режим хранения,при этом батарея дозарядится/доразрядится до 3,85В на банку. Полностью заряженные батареи при хранении более 2-х месяцев (может и меньше) дохнут. Говорят что и полностью разряженные тоже, но за больший срок.
Разряжать аккумулятор LiPo ниже чем на 3 вольта на банку не рекомендуется — может сдохнуть. Регуляторы двигателя имеют функцию отключения двигателя при наступлении такого состояния. Мы используем звуковые индикаторы на 2-3 или более банок. Также рекомендуем применять электронные вольтметры. Подсоединяется в балансирный разъем и как запищит — то пора на посадку.
При потреблении мотором тока больше того, что может отдать аккумулятор, LiPo норовит вздуться и подохнуть. Так что за этим надо следить строго!
Сейчас появились батареи nano-tech с токоотдачей 25-50С.
Подготовка к работе.
Подготовить LiPo к эксплуатации очень просто — просто зарядите ее и все!
Данный тип батареи не имеет эффекта памяти (не нужно доразряжать перед новой зарядкой), не требуется циклировать — делать циклы заряд-разряд перед эксплуатацией.
Если вы заряжаете в поле, то стоит поискать аккумуляторы с ускоренной зарядкой, на них пишут Fast charge 2С или 5С. По идее их можно заряжать током 33 Ампера!
Зарядник имеет максимум 5А, но и это позволит сократить зарядку с 50 минут до 20! (аккумулятор 1000 мАч)
Источник
12C, 15С, 20С — Объсните, что это значит?
Тема раздела Аккумуляторы, зарядники в категории Cамолёты — Общий; Приветствую всех. Господа, внесите ясность. Передо мной три аккума, Li-Po. Три банки у двоих, и четыре в третьем. Трехбаночные имеют .
Опции темы
12C, 15С, 20С — Объсните, что это значит?
Приветствую всех. Господа, внесите ясность. Передо мной три аккума, Li-Po. Три банки у двоих, и четыре в третьем. Трехбаночные имеют обзначение помимио вольтажа и тока еще и такое 12С и 20С. Очень прошу, внесите ясность русским языком, что это и на что влияет! Благодарю.
«С» — емкость аккумулятора. Если говорят, что зарядный ток аккумулятора, например 1500ма/ч составляет 1С, то это значит, что заряжать его надо током (1х1500 или 1хС) 1,5А.
Если говорят, что для данного аккумулятора разрядный ток 10С, то значени тока будет 10хС (1500)
15000ма или 15А.
Если человек будет заряжать липы током 16С, он без квартиры либо машины окажется!!
Надпись на акках 16С, 20С — это МАХ кратковерменный ток РАЗРЯДА (за секунды).
Эта цифра должна быть побольше чем токи мотора и рега. Но не на много. Где меньше ток, то больше и греется. Если ток отдачи аков маленький, а рега и мотора — большие, то нагреется и вздуется ак.
А заряжать липоли можно током не более 1С .
А если у меня мотор 5А, какой ток ему можно безопасно давать?
А где в моем сообщении написано, что их надо заряжать током 16С.
А номинальный и максимальный токи обычно указываются на упаковке аккумулятора через дробь.
Типа: 10С/15С. Т.е. номинал -первая цифра, максимум — вторая!
Зарядный ток в 1С является стандартным, некоторые продавцы советуют заряжать в более
щадящем режиме 0,5С или 0,75С.
Вопрос немного не коректен.
Я бы спросил, какой винт ему присандалить, что бы он больше 5 Ампер не сожрал.
Логическая цепочка, как я понимаю такая.
Мотор пытаеся сожрать тока в Амперах столько, сколько навесишь винт в шаге и в деаметре исходя из оборотов на вольт и поданного на него вольтажа. Если для мотора написано 12А при винте 10х5, то вешать на него 14Х6 явно не нужно.
Меньше можно, токи будут меньше, а обороты больше.
По этому, этой цифре должно соответсвовать:
— рег. должен держать ток выше чем МАХ кратковременный, который мотор попросит с конкретным винтом под нагрузкой.
— Акк должен отдавать за секунды больше, чем попросят мотор и рег под мах кратковременной нагрузкой. (тоже — для континиус current).
Все это — насколько я это понимаю. Аксакалы, поправьте, если не прав.
2 Болльшой Папа
А соорри. Проглядел. Все правильно. Респект митинским коллегам!
ТАК. многое прояснилось. Учился в электромеханическом техникуме, а с такой мелочью не смог разобраться. И маленький спор возник, но в нем родилась истина. Всем спасибо. Но если вдруг кто то может что то добавить, буду рад.
По этому, этой цифре должно соответсвовать:
— рег. должен держать ток выше чем МАХ кратковременный, который мотор попросит с конкретным винтом под нагрузкой.
— Акк должен отдавать за секунды больше, чем попросят мотор и рег под мах кратковременной нагрузкой. (тоже — для континиус current).
Я так понимаю, что рег. на 20А не желательно совмещать с аккумом , на котором обозначение 20С.
Источник
Маркировка аккумулятора автомобиля
Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле
Расчет допустимой утечки тока в автомобиле | Онлайн калькулятор
Маркировка аккумулятора имеет ключевое значение при его выборе. Существует четыре основных стандарта, в соответствии с которым на АКБ наносится информация о технических характеристиках — российский, европейский, американский и азиатский (японский/корейский). Они отличаются как системой подачи, так и описанием отдельных значений. Поэтому при расшифровке маркировки аккумулятора или года его выпуска необходимо в первую очередь знать, в соответствии с каким стандартом представлена информация.
Отличия стандартов
Перед тем как перейти непосредственно к вопросу, что означает маркировка на аккумуляторе, необходимо знать следующее. На российских АКБ «плюс» располагают на левой клемме, а «минус» на правой (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки). На батареях, выпущенных в Европе и Азии (в большинстве случаев, но не всегда) наоборот. Что касается американских стандартов, то там встречаются оба варианта, однако чаще европейский.
Полярность и стандарт аккумулятора авто
Помимо маркировки аккумуляторов для авто они еще отличаются диаметрами клемм. Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5 мм, а «минус» — 17,9 мм. У азиатских АКБ «плюс» с диаметром 12,5 мм, а «минус» — 11,1 мм. Разность диаметра клемм сделана для исключения ошибок, связанных с подключением батарей к бортовой электросети автомобиля.
Кроме емкости при выборе АКБ необходимо обязательно учитывать максимальный пусковой ток, на который он рассчитан. В маркировке аккумулятора автомобиля не всегда есть прямое указание на такую информацию, и в разных стандартах может обозначаться по-разному, в каждом стандарте есть свои нюансы.
Российский стандарт
Российский стандарт аккумуляторов
1 — Осторожно кислота. 2 — Взрывоопасно. 3 — Беречь от детей. 4 — Огнеопасно. 5 — Беречь глаза.6 — Читать инструкцию. 7 — Знак переработки. Подлежит повторной переработке. 8 — Орган сертификации. 9 — Обозначение особенности утилизации. Не выбрасывать в отходы. 10 — Знак EAC подтверждает соответствие продукции нормам стран Таможенного союза. 11 — Материал что используется в элементах при производстве аккумуляторной батареи. Важно при последующей утилизации АКБ. Также могут быть другие дополнительные значки которые свидетельствуют о примененной технологии. 12 — 6 элементов в батарее. 13 — Аккумулятор является стартерным (для пуска двигателя автомобиля). 14 — Номинальная емкость батареи. В данном случае она составляет 64 Ампер-часов. 15 — Расположение плюсовой клеммы на АКБ. Полярность. В данном случае «left». 16 — Номинальная емкость А·ч. 17 — Ток разряда при -18°C по европейскому стандарту, он же «ток холодного пуска». 18 — Масса АКБ. 19 — Технические условия производства, соответствие стандартам. 20 — Государственный стандарт и сертификация. 21 — Адрес предприятия изготовителя. 22 — Штрих-код.
Обозначение на отечественном АКБ
Начнем обзор с самого популярного и распространенного в нашей стране российского стандарта. Он имеет обозначение ГОСТ 0959 — 2002. В соответствии с ним маркировка автомобильных аккумуляторов делится на четыре части, которые условно можно разделить на четыре же цифры. В частности:
- Количество «банок» в АКБ. Большинство аккумуляторов для легковых машин имеет на этом месте цифру 6, поскольку именно столько банок по 2 Вольта имеется у стандартной батареи (6 штук по 2 В дают общих 12 В).
- Обозначение типа АКБ. Самое распространенное обозначение будет «СТ», что означает «стартерный».
- Емкость АКБ. Она соответствует числу, стоящему на третьей позиции. Это может быть значение от 55 до 80 Ампер·часов (далее — А·ч) в зависимости от мощности двигателя машины (55 А·ч соответствует движку объемом около 1 л, а 80 А·ч — для 3-х литрового и даже больше).
- Исполнение аккумулятора и тип материала его корпуса. На последнем месте, как правило стоит одна или несколько букв, которые расшифровываются следующим образом.
Обозначение | Расшифровка букв |
---|---|
А | АКБ имеет общую крышку для всего корпуса |
З | Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально |
Э | Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита |
Т | Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика |
М | В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ |
П | В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты |
Что касается упомянутого пускового тока, то в российском стандарте он не указывается явно, на приведенном шильдике. Однако информация о нем обязательно есть в наклейках возле упомянутой таблички. Например, надпись «270 А» или похожее значение.
Таблица соответствий типа аккумулятора, его силы разрядного тока, минимальной продолжительности разряда, габаритных размеров.
Тип аккумулятора | Стартерный режим разряда | Габаритные размеры батареи, мм | |||
---|---|---|---|---|---|
Сила разрядного тока, А | Минимальная продолжительность разряда, мин | Длина | Ширина | Высота | |
6СТ-55 | 255 | 2,5 | 262 | 174 | 226 |
6СТ-55А | 255 | 2,5 | 242 | 175 | 210 |
6СТ-60 | 180 | 3 | 283 | 182 | 237 |
6СТ-66А | 300 | 2,5 | 278 | 175 | 210 |
6СТ-75 | 225 | 3 | 358 | 177 | 240 |
6СТ-77А | 350 | 2,5 | 340 | 175 | 210 |
6СТ-90 | 270 | 3 | 421 | 186 | 240 |
6СТ-110А | 470 | 2,5 | 332 | 215 | 230 |
Европейский стандарт
Европейский стандарт аккумуляторов
1 — Бренд производителя. 2 — Короткий код. 3 — Номинальное напряжение Вольт. 4 — Номинальная емкость А·ч. 5 — Ток холодной прокрутки по евро стандарту.6 — Модель аккумулятора по внутреннему коду фирмы производителя. Тип по ETN в которой каждая группа цифр имеет свое объяснение исходя из шифровки по европейскому стандарту. Первая цифра 5 — соответствует диапазону до 99 Ач; две следующих 6 и 0 — точно указывают номинал емкости 60 Ач; четвертая цифра — полярность клеммы (1-прямая, 0-обратная, 3-левая, 4- правая); пятая и шестая иные конструкционные особенности; три последних (054) — ток холодного запуска в данном случае равен 540А. 7 — Номер исполнения батареи. 8 — Огнеопасно. 9 — Береги глаза. 10 — Беречь от детей. 11 — Осторожно кислота. 12 — Читать инструкцию. 13 — Взрывоопасно. 14 — Серия батареи. Дополнительно может быть также с надписью: EFB, AGM или другая, что говорит о технология производства.
Маркировка аккумулятора по ETN
Европейский стандарт ETN (европейский типовой номер) имеет официальное название EN 60095 — 1. Код состоит из девяти цифр, которые делятся на четыре отдельные области-комбинации. В частности:
- Первая цифра. Она условно означает емкость батареи. Чаще всего можно встретить цифру 5, которая соответствует диапазону 1. 99 А·ч. Цифра 6 означает диапазон от 100 до 199 А·ч, а 7 — от 200 до 299 А·ч.
- Вторая и третья цифры. Они точно указывают на значение емкости АКБ, в А·ч. Например, число 55 будет соответствовать емкости 55 А·ч.
- Четвертая, пятая и шестая цифры. Информация о конструкционном исполнении батареи. В комбинации зашифрована информация о типе полюсных выводов, их размере, типе газоотвода, наличии ручки для переноски, особенности крепежных элементов, особенности конструкции, тип крышки, устойчивость аккумулятора к воздействию вибрации.
- Последние три цифры. Они означают ток «холодной прокрутки». Однако чтобы узнать его значение последние две цифры нужно умножить на десять (например, если на маркировке аккумуляторов в качестве трех последних цифр написано 043, то это означает, что 43 нужно умножить на 10, в результате чего получим искомый пусковой ток, который будет равен 430 А).
Кроме основных характеристик аккумулятора зашифрованных цифрами на некоторых современных АКБ размещают дополнительные пиктограммы. Такие наглядные картинки сообщают для каких именно автомобилей подходит данная батарея, с каким дом. оборудованием, а также определенные нюансы эксплуатации. Например: иллюстрируют использование для системы старт/стоп, городской режим, использование большого количества электронных устройств и т.п.
Маркировка аккумуляторов BOSCH
Существует еще несколько обозначений, которые можно встретить на европейских аккумуляторах. Среди них:
- CCA. Означает маркировку максимально допустимого тока при пуске двигателя в зимних условиях.
- BCI. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Battery Council International.
- IEC. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу International Electrotechnical Commission.
- DIN. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Deutsche Industrie Normen.
Немецкий стандарт
Одним из разновидностей европейских обозначений является немецкий стандарт, имеющий название DIN. Его часто можно встретить в качестве маркировки аккумуляторов BOSCH. Он имеет 5 цифр, которые по информации схожи с указанным выше европейским стандартом.
Его можно расшифровать так:
- первая цифра означает порядок емкости (цифра 5 означает, что АКБ имеет емкость до 100 А·ч, 6 — до 200 Ач, 7 — более 200 А·ч);
- вторая и третья цифры — точная емкость АКБ, в А·ч;
- четвертая и пятая означают принадлежность аккумулятора к определенному классу, который соответствует типу крепежа, габаритам, позиции выводов и прочем.
В случае использования стандарта DIN ток холодной прокрутки не указывается явно, однако эту информацию можно найти где-то рядом с указанной наклейкой или шильдиком.
Дата выпуска аккумуляторных батарей
Поскольку все аккумуляторы со временем стареют, то информацию о дате их выпуска всегда актуальна. АКБ, выпущенные под торговыми марками Berga, Bosch и Varta имеют на этот счет единое обозначение, которое расшифровывается следующим образом. Для образца, чтобы понять где маркировка года выпуска аккумулятора, возьмем такое обозначение — С0С753032.
Расположение и расшифровка даты производства аккумуляторов Бош, Варта, Едкон, Барен и Ексид
Первая буква — это код завода, где был изготовлен аккумулятор. Возможны такие варианты:
- H — Ганновер (Германия);
- C — Ческа Липа (Чехия);
- E — Бургос (Испания);
- G — Гуардамар (Испания);
- F — Руан (Франция);
- S — Саргемин (Франция);
- Z — Цвиккау (Германия).
В нашем конкретном примере видно, что АКБ изготовлен на территории Чехии. Второй символ в шифре означает номер конвейера. Третий — тип заказа. А вот четвертый, пятый и шестой символ — это зашифрованная информация о дате выпуска батареи. Так, в нашем случае цифра 7 означает 2017 год (соответственно, 8 — это 2018, 9 — 2019 и так далее). Что касается числа 53, то оно означает май. Другие варианты обозначения месяцев:
Расшифровка даты производства Varta
- 17 — январь;
- 18 — февраль;
- 19 — март;
- 20 — апрель;
- 53 — май;
- 54 — июнь;
- 55 — июль;
- 56 — август;
- 57 — сентябрь;
- 58 — октябрь;
- 59 — ноябрь;
- 60 — декабрь.
Приведем еще несколько расшифровок даты выпуска аккумуляторов различных торговых марок:
Примеры подписей аккумуляторов BOSCH
- A-mega, EnergyBox, FireBull, Plazma, Virbac. Пример — 0491 62-0M7 126/17. Последнее число означает 2017 год, а три цифры перед обозначением года — это день по счету в году. В данном случае 126-й день — это 6 мая.
- Bost, Delkor, Medalist. Образец — 8C05BM. Первая цифра — это последняя цифра в обозначении года. В данном случае — 2018. Вторая буква — это обозначение месяца по латинскому алфавиту. А — январь, В — февраль, С — март и так далее. В данном случае март.
- Centra. Образец — KJ7E30. Третья цифра — последняя цифра в обозначении года. В данном случае — 2017. Четвертый символ — буквенное обозначение месяцев аналогично аккумуляторам Bost (А — январь, В — февраль, С — март и так далее).
- Feon. Образец — 2736. Вторая цифра означает последнюю цифру года (в данном случае 2017 год). Третья и четвертая цифра — это номер недели в году (в данном случае 36-я неделя, начало сентября).
- Fiamm. Образец — 721411. Первая цифра — это последняя цифра года, в данном случае 2017. Вторая и третья цифра — номер недели в году, 21 неделя — конец мая. Четвертая цифра — номер дня недели. Четверка — это четверг.
- Ista. Образец — 2736 132041. Вторая цифра — номер года, в данном случае — 2017 год. Третья и четвертая цифры — номер недели, 36 неделя — начало сентября.
- NordStar, Sznajder. Образец — 0555 3 3 205 8. Чтобы узнать год производства аккумулятора необходимо от последней цифры отнять единицу. Так получается номер года. В данном случае 2017 год. Предпоследние три цифры означают номер дня в году.
- Rocket. Образец — KS7J26. Первые две буквы — это шифр названия предприятия, где был выпущен аккумулятор. Третья цифра — означает год, в данном случае 2017. Четвертая буква — шифр месяца английскими буквами (А — январь, В — февраль, С — март и так далее). Последние две цифры — число месяца. В данном случае имеем 26 октября 2017 года.
- Startech. У аккумуляторов, выпущенных под этой торговой маркой, на днище есть два кружка, в которых явно указываются год и месяц выпуска.
- Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova). Производители этих аккумуляторов прямо пишут дату изготовления на крышке изделия в формате ЧЧ.ММ.ГГ. Как правило, на Panasonic дата нанесена краской, а на корпусе Furukawa дата выдавлена.
- ТИТАН, ТИТАН ARCTIC. Имеют маркировку из семи цифр. Первые шесть прямо указывают на дату изготовления в формате ЧЧММГГ. А седьмая цифра означает номер конвейерной линии.
Российские производители обычно проще подходят к обозначению даты производства. Они указывают на это четырьмя цифрами. Две из них обозначают месяц изготовления, другие две — год. Однако проблема состоит в том, что некоторые первыми указывают месяц, а другие — год. Поэтому в случае недоразумения лучше спросить у продавца.
Обозначение по SAE J537
Американский стандарт
Имеет обозначение SAE J537. Состоит из одной буквы и пяти цифр. Они означают:
- Буква. А — автомобильная АКБ.
- Первая и вторая цифры. Означают номер типоразмерной группы, а также при наличии дополнительной буквы — полярности. Например, число 34 означает принадлежность к соответствующей группе. По ней размер аккумулятора будет равен 260×173×205 мм. Если после числа 34 (в нашем примере) не будет буквы R, то означает, что полярность прямая, если она есть — обратная (соответственно, «плюс» слева и справа).
- Последние три цифры. Они прямо указывают на значение тока холодной прокрутки.
Интересный момент заключается в том, что в стандартах SAE и DIN пусковые токи (токи холодной прокрутки) значительно отличаются. В первом случае это значение больше. Чтобы перевести одно значение в другое нужно:
- Для аккумуляторов с емкостью до 90 А·ч ток SAE = 1,7 × ток DIN.
- Для аккумуляторов с емкостью от 90 до 200 А·ч ток SAE = 1,6 × ток DIN.
Коэффициенты выбраны эмпирически, на основе практики автомобилистов. Ниже приведена таблица соответствия тока холодных пусков для аккумуляторов по разным стандартам.
DIN 43559 (ГОСТ 959-91) | EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002) | SAE J537 |
---|---|---|
170 | 280 | 300 |
220 | 330 | 350 |
255 | 360 | 400 |
255 | 420 | 450 |
280 | 480 | 500 |
310 | 520 | 550 |
335 | 540 | 600 |
365 | 600 | 650 |
395 | 640 | 700 |
420 | 680 | 750 |
Азиатский стандарт
Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.
Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS
В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:
- первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
- третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
- четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в [см];
- шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.
Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:
Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket
- A — 125 × 160 мм;
- B — 129 × 203 мм;
- C — 135 × 207 мм;
- D — 173 × 204 мм;
- E — 175 × 213 мм;
- F — 182 × 213 мм;
- G — 222 × 213 мм;
- H — 278 × 220 мм.
Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.
Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.
Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:
- N — открытая с нерегламентированным расходом воды;
- L — открытая с малым расходом воды;
- VL — открытая с очень малым расходом воды;
- VRLA — открытая с регулирующим клапаном.
Азиатский стандарт (старого типа) аккумуляторов
1 — Технология изготовления. 2 — Потребность в периодическом обслуживании. SMF (Sealed Maintenance Free) – полностью необслуживаемая; MF (Maintenance Free) – обслуживаемые, нуждаются в периодическом доливе дистиллированной воды. 3 — Маркировка параметров АКБ (старый тип) в данном случае это аналог аккумулятора 80D26L. 4 — Полярность (расположение клеммы). 5 — Номинальное напряжение. 6 — Ток холодного запуска (A). 7 — Пусковой ток (A). 8 — Емкость (Ah). 9 — Индикатор заряженности АКБ. 10 — Дата изготовления. Год и Месяц подчеркиваются маленькой отметкой.
Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.
Аккумуляторная батарея | Емкость (Aч, 5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18) | Общая высота, мм | Высота, мм | Длина, мм | Масса, кг |
---|---|---|---|---|---|---|
50B24R | 36 / 45 | 390 | — | — | — | — |
55D23R | 48 / 60 | 356 | — | — | — | — |
65D23R | 52 / 65 | 420 | — | — | — | — |
75D26R (NS70) | 60 / 75 | 490/447 | — | — | — | — |
95D31R (N80) | 64 / 80 | 622 | — | — | — | — |
30A19R(L) | 24 / 30 | — | 178 | 162 | 197 | 9 |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 | 225 | 203 | 197 | 11,2 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 | 223 | 200 | 234 | 13,7 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 | 223 | 200 | 230 | 17,8 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 230 | 18,5 |
80D26R(L) NX110-5 | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 257 | 19,4 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 | 223 | 202 | 302 | 24,1 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 | 228 | 206 | 402 | 28,3 |
40B19 R (L) | 30 / 37 | 330 | — | — | — | — |
46B24 R (L) NS60 | 36 / 45 | 330 | — | — | — | — |
55B24 R (L) | 36 / 45 | 440 | — | — | — | — |
55D23 R (L) | 48 / 60 | 360 | — | — | — | — |
75D23 R (L) | 52 / 65 | 530 | — | — | — | — |
80D26 R (L) | 55 / 68 | 590 | — | — | — | — |
95D31 R (L) | 64 / 80 | 630 | — | — | — | — |
Итоги
Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.
Источник