Чем интересны сказки Пушкина
Когда просят назвать фамилию любого писателя, первое что приходит на ум – Пушкин.
Александр Сергеевич известен взрослым и детям. Для маленьких читателей или слушателей Пушкина открывается целый мир захватывающих сюжетов.
Многие люди выросли на его сказках, в том числе и я. Когда мне было пять лет, мой папа нашел на чердаке старый, но еще работающий фильмоскоп. Мы посмотрели «Сказку о золотом петушке» прямо на стене – таким было мое знакомство с Александром Сергеевичем. Я запомнила это на всю жизнь.
Произведения завораживают своей необычностью и наполнены волшебством.
Например, «Сказка о царе Салтане» заставляет воображение рисовать яркие образы. В этой сказке целый мир необычных героев: белка пляшет и поет, прекрасная царевна Лебедь, тридцать три богатыря выходят из моря в чешуе, а само море бешено бурлит.
Помню, в младших классах на уроке рисования нам задали задание нарисовать любимого героя сказок. Я выбрала царевну Лебедь. Для меня она символ красоты, доброты и верности. Именно такой должна быть девушка.
Сказки Александра Сергеевича не только развивают воображение, но и учат людей не быть жадными («Сказка о рыбаке и рыбке»), всегда упорно идти к своей цели, находчивости («Сказка о попе и его работнике Балде») держать данное слово и не быть легкомысленными («Сказка о золотом петушке»).
Но главное, чему учит знаменитый поэт и писатель – это любви, доброте и справедливости.
Добро всегда побеждает зло, как бы отрицательные герои не старались.
Царевна в сказке «Сказка о мертвой царевне» ожила и зажила счастливо со своим женихом, князь Гвидон встретился со своим отцом Салтаном, а старуха, решившая стать Владычицей морскою, осталась у разбитого корыта.
Простить своего обидчика в реальной жизни может не каждый, но для счастья не хватает именно этого умения.
У Александра Сергеевича положительные герои часто просто прощают своих обидчиков, а потом живут долго и счастливо.
Каждому нужно всегда помнить фразу, которой заканчиваются многие сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Источник
Как Пушкин относится к русским народным сказкам
Как известно, Александр Сергеевич Пушкин с ранних лет воспитывался доброй няней.
Арина Родионовна была крепостной крестьянкой, воспитанной в простых народных традициях.
Она знала множество фольклорных сказок, которые и рассказывала своему любимому воспитаннику, укладывая его спать.
С детства маленький Саша восхищенно внимал чудесным историям, открывающимся его бурному мальчишескому воображению.
И через всю жизнь уже повзрослевший поэт пронес особое, трепетное отношение к русским народным сказкам, как и любовь к своей няне, «подруге дней суровых».
Волшебные сюжеты всегда согревали его душу, вызывали тонкие ответные чувства.
То, насколько бережно и любовно автор относился к сказочным произведениям русского фольклора, мы можем увидеть в его собственных творениях.
Прежде всего, в каждом из них сохраняется тот особый, напевный ритм, присущий волшебным историям, придуманным народом:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. («Сказка о золотом петушке»)
Ритм завораживает, сразу же захватывает внимание и буквально с первых строк уносит в чудесный мир, открываемый читателю. Моментально включается воображение – и вот мы уже внутри, в сказке, сопереживаем героям и неотрывно следуем за сюжетом.
Этого же эффекта достигают и традиционные композиционные повторы:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря». («Сказка о царе Салтане»).
Как и положено народным произведениям, в сказках Пушкина их обычно три, но бывает и больше, например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик приходит к синему морю пять раз.
Однако ритм все тот же, напевный, неторопливый:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Во-вторых, вдохновением для создания собственных произведений автору служили народные сюжеты.
Дополняя их образами собственной фантазии, расписывая яркими деталями, украшая необычайно богатым языком, он писал настоящие шедевры, до сих вызывающие отклик в сердцах детей.
Недаром Самуил Яковлевич Маршак, высказываясь о литературном наследии великого поэта, заметил, что пушкинские сказки – прямые наследницы народных. В них даже персонажи те же самые, хорошо нам всем знакомые: русалки, царевичи и прекрасные царевны, злые колдуньи и богатыри.
И пусть это литературная, авторская сказка, но она так похожа на народную, пропитанную исконно русской культурой и удивительным отношением к жизни.
Именно поэтому детям просто необходимо читать пушкинские волшебные истории. В них чувствуется невероятная любовь автора к своей культуре и собственным истокам. Эти сказки вдохновляют, учат и воспитывают, развивая гармоничную личность, ценящую свою родину.
Источник
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка
Ольга Полохало
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка
В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.
Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.
Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане. » о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Наиболее популярны — пять сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей,следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.
Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.
Читая ребенку «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Сюжетная основа «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью, и всегда наказуемы, поможет «Сказка о рыбаке и рыбке«. С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.
«Сказка о золотом петушке» учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
1. Иванова О. А.Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М. : Школьная пресса, 2005. – 80 с.
2. Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников : — 7 лет. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.
3. Полная хрестоматия для начальной школы. В 2 т. Т. 1 /Сост. И. Сивохина. – М. : ОЛМА_ПРЕСС, 2001. – 576 с.
4. Царенко Л. И. от потешек к Пушкинскому балу…- М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 1999. – 160 с
Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.
Консультация для родителей «Значение семьи при воспитании ребенка» За всю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Что важнее в становлении личности: семья или.
Консультация для родителей «Значение книги в развитии и воспитании ребенка» Уважаемые родители! Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить.
Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Ковалева Елена Алексеевна.
Развитие личностных качеств дошкольников в игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко.
Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное.
Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд.
Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает.
Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод.
Консультация «Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи» . Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.
Источник
Загадки и смысл сказок А.С.Пушкина.
Кто не читал Пушкина — тот не жил в России. Уверена, что и в других странах Пушкина любят и знают. И не только за то, что он писал сказки в стихотворной форме, а за то, что эти сказки были интересны всегда и во все времена не только детям, но и взрослым. В них есть не просто сюжет, но и глубинный смысл. Не мудрствуя лукаво, прочитав его произведения, вдруг понимаешь, на сколько сильны были традиции предков, и как много было убрано из нашей истории.
До христианства на Руси было язычество. Сейчас много чего позабыто и утрачено. А ведь это тоже был мир, древний и, може быть, малознакомый, но мир! Само по себе язычество — это религия, и как любые другие, она подразумевает под собой веру.
О житие до христианства на Руси сохранились мифы и предания. Сами по себе мифы — это невымышленные события, которые впоследствии могли обрасти какими -то волшебными деталями, которые к основному событию приписал сам народ. Это древнее народное сказание о легендарных героях и богах.
У всех народов есть свои мифы. У славян они тоже имеются. Они передавались в устном народном творчестве от отца — сыну, от сына — внуку, и были просто фольклором, который позже многие писатели собрали в сборники сказок, песен, стихов, закличек, прибауток и т.д.
С приходом христианства на Руси язычество постепенно растворилось в новой вере, и произошло не обычное смешение старого и нового, что дало возможность появиться и укрепиться на нашей земле Русскому Православию.
Как же теперь продолжают жить в нашей культуре древние мифы наших предков? — Через сказку! Особенно, если она содержит волшебство. Такие сказки называются волшебными. Мифы превращались в сказки не сразу, а лишь тогда, когда какой -то герой, совершивший какой — либо поступок, приобретал волшебные свойства, или силу в устном народном творчестве.
В сказках Пушкина одушевляются природные явления: Солнце, Ветер, Месяц. Они могут разговаривать с главным героем и даже имеют знания большие, чем сам герой. В мифах сын Солнца называется Даждь — Бог, а в сказках он же — Иван Царевич.
Через сказку человек может увидеть историю того мира, который некогда присутствовал на земле, быт и культуру людей, и даже можно явно представить, как выглядели герои, во что они были одеты, что умели делать и как они жили. В сказках всегда побеждает добро, а зло бывает наказанным. А еще сказки учат уму — разуму, и почти в каждой из них говорят: «Сказка — ложь, да ней — намек. Добрым молодцам — урок!»
Сказочным творчеством А.С.Пушкин занялся в зрелом возрасте. Большое значение в его жизни сыграла няня — Арина Родионовна. Она маленькому Александру рассказывала тысячи сказок, которые он запомнил, полюбил и дал некоторым из них вторую жизнь в своих произведениях. Во многом, к написанию сказок подтолкнул его друг и учитель В.А.Жуковский.
Его поэма «Руслан и Людмила» — ничто иное, как сказка. Руслан — Русь любящий дух, Людмила — людям милая вера христианская. Поэма повествует о крещении Руси.
Источник