Что значат звезды для маяковского

Анализ стихотворения «Послушайте» (В. Маяковский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.11.2018 · Обновлено 06.12.2021

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – знаменитый поэт Серебряного века. Он примыкал к футуристическому течению, был одним из его идейных вдохновителей. Помимо поэзии, он работал в прозаических и драматических жанрах, был художником и даже играл в кино. Но Многомудрого Литрекона сильнее всего впечатляют его стихи, особенно лирика, и поэтому он вновь обратил свой взор на стихотворение мэтра.

История создания

В своих поэмах и стихотворениях Маяковский изображает сильную личность, независимую от мнения окружающих. Его кричащая желтая водолазка, экспрессивные публичные выступления отражали внутренний мир человека огромного масштаба, невиданной энергии и яркой индивидуальности.

Но эксцентричный бунтарь был непревзойденным лириком. Лирический герой стихов Маяковского – этакий неуклюжий романтик, способный забрать любимую с собой «одну, или вдвоем с Парижем». И не только любовное чувство побуждает поэта искренне восторгаться и созерцать. Душевное стихотворение «Послушайте» — история человека, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлением.

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего. Уже тогда в поэзии Маяковского появлялись богоборческие мотивы. Поэт выдвигает человеческую индивидуальность на первый план, или хотя бы приравнивает к Создателю.

Читайте также:  Тождественен что это значит

Кому посвящено стихотворение «Послушайте!»? На этот вопрос в своих мемуарах ответила Софья Шамардина, первая возлюбленная поэта, о которой нам известно. «Артистка-футуристка» — так ее называли в богемных кругах. Девушка прославилась своими экстравагантными выступлениями на публике. О своих отношениях с В. Маяковским она написала следующее:

«Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда?»
…Держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».

Жанр, направление, композиция и размер

«Послушайте!» обнаруживает черты элегического послания, к чему нас отсылает само начало текста («Послушайте! Ведь, если звезды зажигают- значит — это кому-то нужно?»). Также можно говорить о присутствии в тексте элементов исповедального монолога главного героя.

Поэт избирает форму кольцевой композиции. Эту особенность конструкции определяют самое начало и финал текста:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

«Лесенка» — форма, которую избирает футурист для своего стихотворения «Послушайте!». Неточные рифмы перемежается с точными перекрестными (по схеме АВАВ), которые обнаруживают себя через три строки:

Значит — кто-то хочет, чтобы они были? в метелях полуденной пыли; целует ему жилистую руку, не перенесет эту беззвездную муку! и т.д.

На тех участках текста, где рифма точная, рифмовка женская (ударяемый предпоследний слог).

Четкого классического стихотворного размера нет (сложно установить наличие ямба, хорея, дактиля, анапеста и амфибрахия). Футурист использует любимую им форму акцентного стиха.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.

Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.

Средства художественной выразительности

В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.

Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? /Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»

  • «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
  • Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
  • Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
  • Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
  • Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
  • Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»

Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.

Источник

Смысл стихотворения Маяковского — «Послушайте»

«Послушайте» — необычное стихотворение Владимира Маяковского, которое содержит глубокий философский подтекст и раскрывает читателю свои оттенки и нюансы с каждым новым прочтением. Несмотря на свою достаточно короткую структуру для такого типа произведений, «Послушайте» затрагивает главный вопрос человечества – смысл земного существования.

Смысл названия стихотворения «Послушайте!»

Само название «Послушайте» является достаточно необычным для стихотворной формы. Название не затрагивает вопросы, которые поднимаются у автора в этом произведении. Основной смысл названия, которое заключено всего в одном слове, — это привлечение внимания читателя к проблеме человеческого существования.

Автор призывает поразмышлять над этим, задуматься хоть на какое-то мгновение. Хотя сам Маяковский не даёт ответа на вопросы, которые он так эмоционально затрагивает. Главная тема смысла человеческой жизни так и остаётся для читателя открытой.

О чём стихотворение «Послушайте!»

Главной темой стихотворения являются звёзды, которые светят с небес. Автор привлекает читателя к мыслительному процессу и одновременно повторяет о том, что если звёзды светят, то это «кому-нибудь нужно». Он намекает, что эти звёзды кто-то зажигает. Таким образом, мы наблюдаем косвенное обращение к божественным силам, благодаря которым звёзды могут светить.

Звёзды здесь выполняют некую роль аллегории о том, что кто-то создал наш мир, включил звёзды и т.д. Маяковский пишет о каком-то неизвестном персонаже, который врывается к Богу и умоляет его, чтобы обязательно светила хоть одна звезда. После чего этот персонаж (читатель в точности не знает, человек ли это) может ходить спокойный и умиротворённый, ведь звезда – это в какой-то степени смысл его жизни. И он готов плакать и умолять Бога, чтобы она всегда светила.

Автор использует многочисленные повторения, в том числе таких эмоциональных слов, как «нужно», «необходимо», чтобы подчеркнуть всю остроту своего вопроса, который обращён ко всему человечеству.

Смысл стихотворения «Послушайте!»

Интересным моментом в стихотворении является двухплановое описание главного предмета произведения – звёзд. Автор показывает кардинальную разницу между восприятием нашего мира человеческими душами. Одни смотрят на небо с замиранием сердца, для них это не просто звёзды, а настоящие жемчужины, сокровище.

Для других же, тех, кто не ценит красоту нашего мира, не видит особого смысла в человеческой жизни или просто не думает над этим, это вовсе и не звёзды, а так, «плевочки». Вроде как высшие силы просто плюнули на небо, чтобы с него что-то светило. На примере звёзд Маяковский показывает нам глубину человеческой души. Он заставляет читателя ценить то, что имеет реальную ценность в жизни. Обыкновенные звёзды на небе заставляют нас понять, что сама жизнь и является бесценной.

Благодаря основному призыву в стихотворении: «Послушайте», мы понимаем, что автор знает ответ на те вопросы, которые он затрагивает. Таким призывом он хочет передать свои знания каждому, кто прочитает его стих и задумается над ним.

Смысл финала стихотворения «Послушайте!»

Стихотворение заканчивается вопросом к слушателям, автор не зря оставляет этот вопрос открытым и сам не даёт на него ответ. Главный вопрос произведения – зачем на небе зажигаются звёзды, задаётся вовсе не о звёздах. На самом деле имеется в виду – зачем человек рождается и умирает, и зачем мы все появляемся на этой земле. Вопрос, который зависает после прочтения, обращён к читателю.

Маяковский хочет, чтобы каждый подумал над смыслом своего существования. Для подчёркивания важности этого поиска смысла жизни автор не только ставит в конце вопросительный знак, но также и восклицательный знак, которым и ставится некая точка в стихотворении.

Эмоциональное напряжение постоянными повторениями с вопросом к читателю накаляется, и в конце прочтения мы ощущаем крик самого автора. В повседневной жизни мы все суетимся и часто занимаемся пустыми делами без возможности остановиться ненадолго и задуматься, посмотреть на ночное небо, густо усыпанное жемчугом звёзд.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3

Источник

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте»

Одно из самых известных стихотворений Маяковского сегодня более актуально, чем 100 лет назад, почти каждый житель мегаполиса может сказать, что стихотворение о нём.

Владимир Маяковский написал своё стихотворение «Послушайте!» в период активного творческого становления в 1914 году, когда на смене эпох уже вовсю бушевали политические вихри. Начало ХХ века стало переломным моментом и в Русской литературе, на смену реализму пришло авангардное течение «футуризм». Основоположники этого течения создавали совершенно новую литературу, которая должна была стать искусством будущего, где главенство формы выражения преобладало над содержанием и смыслом. Все поэты искали новые формы стиха, новые способы рифмовки, новые образы и новые слова. Именно в этот период Маяковский сформировался как поэт, и это отразилось на его творчестве.

Темы и проблемы

Стихи футуристов затрагивали совершенно новые проблемы, которые не поднимали поэты-реалисты. Вся футуристическая поэзия была поэзией нового города, который не знаком с природой, а видит только серое небо, каменные стены и современные достижения техники. На выступлениях перед публикой Владимир Маяковский утверждал, что его стихи созданы для современного человека, который не видит луны или звёзд, но прекрасно знаком с паровыми машинами, небоскрёбами и электричеством. Конечно, таким людям не будет близко пение сельского соловья, а вот гул заводских труб ему знаком вполне. Для них, жителей современного мегаполиса, писал свои стихи Маяковский, и им активно предлагал своё искусство. Принимали такое искусство далеко не все, но футуризм набирал популярность среди представителей творческих элит.

Критики определяют основную тему стихотворения как тему признания поэта обществом, но особенностью поэтов-футуристов была их уверенность в собственной значимости и превосходстве, которые не требовали дополнительного подтверждения.

«Послушайте!» является переходным стихотворением, написанным человеком, который уже готов отрицать само существование звёзд, но вдруг делает небольшой шаг назад, потому что сомневается. Темой этого глубоко философского размышления Маяковского можно было бы назвать значимость человека для человечества, востребованность в обществе и связанное с этим самоуважение.

Композиция

Маяковский не делил стихотворение на части, в нём не выделены строфы или отдельные смысловые компоненты. Так и должно быть в футуристических произведениях. Сочетание звуков и использование строк разной длины здесь значат больше, чем сюжет или смысл. Стихотворение имеет сквозное развитие, но условно его можно разделить на четыре части, каждая из которых наполнена отдельным настроением.

Всё стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который обращается к не слышащим его людям, и поэтому оно очень похоже на философское обращение к самому себе. Слово «Послушайте!» — смысловая кульминация стихотворения. Не нужно вчитываться и искать смысл в произведении, нужно его слушать, и тогда звуковые сочетания позволят войти в состояние лёгкого транса и испытать именно те чувства, которые были заложены в нём автором.

Первая часть – попытка лирического героя объяснить значимость события, в повторяющихся словах «значит» проскальзывает неуверенность, которая и задаёт настроение этой части произведения.

Вторая часть – обращение к богу, просьбы, символизирует надежду, которую испытывает каждый человек даже в самый сложный период своей жизни. Робкая надежда рассеется к началу следующей части.

Третья часть навевает тревожность, так часто сопровождающую каждое значимое событие в жизни.

Заключительная часть стихотворения возвращает нас к неуверенности, попыткам заставить себя поверить в важность происходящего и паническим атакам. Если совместить все эти переживания, мы получим внутреннее состояние современного жителя мегаполиса, который ежедневно переживает стрессовые ситуации, и которому кажется таким близким это странное стихотворение.

Жанр, направление, размер

Можно определить жанр этого лирического стихотворения как монолог-исповедь, с которым автор обращается к самому себе и к каждому из нас. Футуризм не ограничивает поэта строгими литературными жанрами, позволяя создавать новые, ранее не использовавшиеся жанровые формы. Как и другие поэты, работавшие в футуристическом направлении, Маяковский экспериментировал с формой и размером стиха, что привело к появлению этого необычного литературного шедевра.

Автор часто сам выступал со своими стихами перед публикой, характерной для него манерой стихосложения была «лесенка» из строк разной длины и ритмической организации. «Послушайте!» не отличается строгим силлабо-тоническим сложением, в нём нет строгой рифмы, но оно отличается звуковой и эмоциональной выразительностью.

Средства выразительности

Для того чтобы подчеркнуть эмоциональную образность стихотворения, Маяковский использовал богатый арсенал поэтических художественных средств. Одним из использованных приёмов является анафора – многократное повторение одного слова для усиления эмоционального воздействия на слушателя. Здесь это слова «значит» и «послушайте», как актёр, Маяковский всегда читал их с разной интонацией, заставляя слушателей замирать.

Использование экспрессии – наполненных эмоциональным содержанием слов: «плачет», «надрываясь», «клянётся» — также помогает прижать стихотворению выразительность.

Большое драматургическое значение в стихотворении имеют паузы и ударения. Акцентно-тоническое сочетание подчёркивается выразительными смысловыми остановками.

Маяковский использует необычные сравнения, которые у поэтов реалистов не считались бы даже приличными: звёзды сравниваются то с плевками, то с жемчужинами, пыль с метелями, кошмар смерти во сне – «врывается к богу».

Необычны и эпитеты Маяковского: «беззвёздная мука», «полуденная пыль», «жилистая рука бога».

Образы и символы

Особенностью этого стихотворения является то, что использованные автором возвышенные образы бога, звёзд, мироздания облечены в приземлённую словесную форму плевочки-звёзды, жилистая рука бога, надрываясь, врывается к богу.

Проблематика и основная идея произведения

Стихотворение воспринимается как философское размышление молодого поэта о смысле жизни, такое непонятное для современников, оно нашло признание после смерти Маяковского и стало одним из шедевров Русской литературы. Проблемы поиска себя и непринятия человека обществом сегодня не менее актуальны, чем 100 лет назад. В мире, где люди создают вокруг себя искусственные барьеры, мешающие межличностному общению, стихотворение «Послушайте!» стало символом поиска места в жизни и творческой самореализации человека.

Владимир Маяковский «Послушайте!»

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

И, надрываясь
в метелях полу́денной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Источник

Оцените статью