Что значат сказки пушкина для ребенка

Сказки Пушкина в нашей жизни

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Произведения Пушкина учат детей отличать добро от зла, нести ответственность за собственные поступки.

Источником вдохновения для Александра Сергеевича стали былины, песни, русские народные сказки.

В наши дни произведения известного писателя так же важны, как и много лет назад.

Сказки Пушкина развивают эрудицию и воображение ребёнка. Они вносят большой вклад и в эмоциональное развитие малыша. Ведь произведения великого писателя отличают богатство сюжета, неисчерпаемая мудрость.

Благодаря сказочной поэме «Руслан и Людмила» маленький читатель узнаёт о таком понятии, как рыцарство. В этом произведении добро заслоняет трусость и лживость «стойкой крепостью» добра и благородства.

Сказки Пушкина прививают у ребёнка любовь к чтению. Они учат малыша верить в собственные силы. Ведь чудеса нужно творить собственными руками, не дожидаясь, пока в твою жизнь вмешаются магические колдовские чары.

В сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях» показана сложная судьба прекрасной принцессы, на долю которой выпало множество нелёгких испытаний.

Как и положено «по закону жанра», жестокие замыслы коварной мачехи оказываются слишком хрупкими перед верой главного героя в добро и счастье.

В этой сказке даже силы природы (ветер, солнце и месяц) сочувствуют персонажам произведения. Они предстают перед читателем в виде волшебных существ, наделённых способностью к сопереживанию.

В сказке «о рыбаке и рыбке» Пушкин иронично высмеивает жадность старухи.

Малоизвестное произведение «Жених» знакомит юного читателя со старинным обрядом свадьбы, певучими и красивыми народными песнями. В этой сказке-балладе автор умело раскрывает лицемерие злого жениха.

В этом произведение могущество доброй души оказывается сильнее коварства и подлости.

Сказки Пушкина будут интересны не только ребёнку. Взрослый человек сумеет открыть для себя новые грани в многообразном творчестве великого писателя.

Источник

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

Ольга Полохало
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.

Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане. » о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Наиболее популярны — пять сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей,следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

Читая ребенку «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.

Сюжетная основа «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью, и всегда наказуемы, поможет «Сказка о рыбаке и рыбке«. С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.

«Сказка о золотом петушке» учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

1. Иванова О. А.Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М. : Школьная пресса, 2005. – 80 с.

2. Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников : — 7 лет. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

3. Полная хрестоматия для начальной школы. В 2 т. Т. 1 /Сост. И. Сивохина. – М. : ОЛМА_ПРЕСС, 2001. – 576 с.

4. Царенко Л. И. от потешек к Пушкинскому балу…- М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 1999. – 160 с

Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация для родителей «Значение семьи при воспитании ребенка» За всю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Что важнее в становлении личности: семья или.

Консультация для родителей «Значение книги в развитии и воспитании ребенка» Уважаемые родители! Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить.

Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Ковалева Елена Алексеевна.

Развитие личностных качеств дошкольников в игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко.

Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает.

Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод.

Консультация «Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи» . Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.

Источник

Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Светлана Фролова
Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Люблю я Пушкина творенье

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было, и нет!

С мальства его читаем сказки

В них жанр души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет

В них русский дух, в них Русью пахнет.

При имени А. С. Пушкина тотчас осиняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех и далее всех раздвинул ему границы, и показал все его пространство. Пушкин – есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

С каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт все более приближается к нам, как добрый наставник, учитель и друг – спутник всей нашей жизни, от рождения до старости. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это удивительные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя.

Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение. «… Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка», «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия, в высших своих достижениях, часто бывает поэзией детской», — писал К. И. Чуковский.

Трудно переоценить значение пушкинских сказок для формирующейся личности. Они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Сказка играет важную роль в духовном развитии дошкольника. В его воображении живет целый мир, неизведанный и манящий, мир сказки, знакомый с колыбели.

Сказки А. С. Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В эти годы они очень восприимчивы к ярким картинам, динамическому сюжету, основанному на действиях, поступках героев. Для них человек проявляет себя только в делах. И к героям сказоку них складывается весьма определенное отношение: восхищают и радуют своими подвигами, острым умом одни из них, порождают ощущение ужаса и негодования – другие. Их оценки людей категоричны. Для дошкольников существуют люди хорошие и плохие, середины нет. Ребенок не понимает и не признает человека, имеющего в себе добрые качества и дурные одновременно. Его интересуют и сказочная обстановка, заставляющая живо работать воображение, располагающая к фантазированию – яркие, запоминающиеся картины, события. Несомненно, привлекает ребенка при всем этом образная, простая и сочная русская речь. И, наконец, самое главное – ребенок берет из сказки А. С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую веру в свершении чуда, в реальность мечты. Вполне понятно, что сказки А. С. Пушкина отлично отвечают особенностям психологии детей дошкольного возраста.

Мы знаем, что существует два вида сказки – народная и литературная. Дети, получив представление о народной сказке, проникают в особенности сказки литературной, осмысляя ее сходство и различия с народными сказками. Пушкинские сказки близки к народным. Их близость в изображении героев, торжестве верности и справедливости, поэтичности изображения волшебных развитий в сказке, его стихотворная форма. Следовательно, основное, что важно осознать детям – подлинно-народные истоки поэзии, гимн добру и справедливости. Пушкинский гуманизм, которым проникнуто все творчество поэта, берет начало в истинно-народной русской поэзии. Однако воспитательное значение пушкинских произведений зависит не только от объективных возможностей самого текста, но и от искусства педагога – воспитателя.

В жизни детей дошкольного возраста большое место занимает поиск настоящего друга. Их начинают волновать взаимоотношения людей, проблемы добра и зла. Именно в этом возрасте начинает складываться характер. Поэтому так важны для детей вопросы гордости, чести, достоинства. И воспитателю необходимо воспользоваться этой возможностью и обязательно познакомить детей со сказками А. С. Пушкина и его детскими и юношескими годами. Стремясь лучше познакомить детей со сказками, мною был разработан проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».

В процессе реализации проекта, я с детьми слушала на аудиозаписях сказки А. С. Пушкина, проводила беседы по содержанию, дети составляли характеристику героев, инсценировали отрывки из сказок.

Для лучшего понимания сказок я подготовила цикл дидактических игр и кроссвордов.

Была проведена большая работа с родителями. Родители приняли участие в выставке «Рисуем всей семьей», смотре-конкурсе на лучшую поделку по сказкам А. С. Пушкина. Заключительным этапом работы стал КВН, где дети показали глубокие знания творчества и биографии А. С. Пушкина.

В своей работе, я старалась приблизить детей, насколько это возможно, к естественным условиям жизни сказки, погрузиться вместе с ними в мир чудес. Я старалась не быть навясщевой, помогала разобраться в своих мыслях, направляла их эмоции.

Консультация для педагогов ДОУ «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Каждый из нас еще в детстве знакомится с произведениями А. С. Пушкина. Первые произведения которыми нам читали родители, воспитатели, учителя.

Викторина «Сказка — ложь, да в ней намек…» по сказкам А. С. Пушкина (старший дошкольный возраст) Цель: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, память детей; воспитывать нравственные черты характера: доброту,.

Источник

Читайте также:  Ханум что значит это имя
Оцените статью