- 10 причин, зачем взрослым сказки
- Что значат сказки для взрослых
- Зачем взрослым людям нужны сказки?
- Волшебные страницы: 5 причин, почему взрослым полезно перечитывать детские сказки
- В детстве все любили сказки. Вырастая, мы возвращаемся к ним, чтобы почитать своим детям и внукам. Но психологи утверждают: взрослым полезно вновь перелистать книги с любимыми историями или пересмотреть их в виде фильмов. Рассказываем, почему это необходимо.
- Беззаботный мир детства
- Связь с прошлым
- Язык сказки
- Соучастие
- Реакции на проблемные ситуации
- Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом
10 причин, зачем взрослым сказки
1)Сказки хорошие помощники для взрослых! Они могут подсказать, как поступить в аналогичной ситуации в жизни.
Сюжеты многих сказок пропитаны оптимизмом — нам этого так не хватает в жизни!
2)Сказка прекрасный тренажёр для фантазии, как читателя, так и автора.
Не раз случалось, что идеи сказок воплощались впоследствии в жизни.
3)Сказка – это возможность поговорить с ребёнком, который живёт в каждом из нас.
Этот ребёнок хочет, чтоб его любили. Детские травмы выходят со слезами.
Сказки для взрослых – хороший способ помочь самому себе, поговорить с собой, помочь простить многие вещи.
4)Мы знаем, что такое добро, как достойно себя вести, но в реальной жизни забываем о ценностях, о порядочности – сказка, как отражение нашей совести.
Сказка – сосредоточение мудрости и моральных норм!
Пробуждая забытые чувства и переживания детства, сказки, делают жизнь ярче!
5)Чтоб понять мир ребёнка, нужно вспомнить себя ребёнком – сказка помогает.
6)В наше жёсткое время, когда мы неумолимо черствеем – сказка просто необходима. В ней зашифрованы важные законы жизни, благодаря которым возможно сохранить духовное здоровье.
7)Сказка может дать отдых душе и сердцу, поможет излечиться от жизненной суеты.
8)Сказки помогают найти подтверждения собственным жизненным наблюдениям. Взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети.
9)Сказки – это, как напоминание самому себе о важных вещах, о чём мечтали, а потом забыли. Зачем? Чтобы двигаться дальше за своей путеводной звездой. Чтобы не сдаваться, когда тяжело.
10)Перечитывая сказку, заряжаешься энергией и можешь совершать новые подвиги! И тогда непременно можно оказаться там, где всегда хотел быть!
Источник
Что значат сказки для взрослых
Сказка родилась в народе, и передавалась из устав в уста, из поколения в поколение. Служила она для передачи опыта, накопленного народом, его мудрости и способа мировосприятия. Конечно, в сказке присутствовал и развлекательный элемент – они помогали коротать длинные зимние вечера при тусклом свете лучины. Сказку слушали всей семьей, но баяли обычно взрослые. Дети внимательно слушали, но не все могли понять, а некоторые вещи им вовсе нельзя было рассказывать. Потому в кругу взрослых рождались свои сказки.
Взрослые сказки могут показаться детям вовсе и не сказочными, хотя в них и будет присутствовать какая-то доля волшебства.
Случается так, что написанные для взрослых, сказки затем адаптируются и для детской аудитории. Так, например, произошло с известным циклом «Сказки 1001 ночи». Они повествуют о султане, который еженощно менял жену, а на утро убивал ее. Естественно, что такие подробности не нужны детям, а потому появились многочисленные адаптации.
Сказка для взрослых каким-то образом переплетается с нашей жизнью, она содержит много реальных моментов. Но остается и место для вымысла. Поэтому читатель может отождествлять себя с каким-либо героем, восполняя нехватку любви, приключений, денег. Некоторые исследователи отмечают сходство сказки для взрослых и мелодрамы. И там, и там присутствует доля невероятности, хотя в целом картина похожа на правду.
Встречаются сказки, которые вообще не несут смысловой нагрузки, и придумывались лишь ради увеселения. К ним можно отнести растаманские сказки. Сборник с таким названием собрал современный писатель Дмитрий Гайдук. Книга содержит несколько баек хиппи, которые рассказываются после косяка. Естественно, что повествование идет не литературной речью, а порой нецензурным языком курильщиков травки. Такие сказки некоторым детям покажутся новыми и интересными, но чтение их пользы не принесет.
Источник
Зачем взрослым людям нужны сказки?
Разве можно найти человека, который не любит сказки? Эти добрые, волшебные истории знакомы нам с самого раннего возраста. Кто из нас, когда был маленьким, не представлял себя сказочной принцессой или благородным рыцарем?
Когда начинаешь вспоминать любимые сказки, невольно погружаешься в свое беззаботное детство, где краски были ярче, еда вкуснее, а сон — легким и приятным.
Дошедшие до нас из глубины веков сказки легким, понятным языком делятся с нами опытом наших предков, несут основные ценности, важные для всего человечества.
Взрослея, мы не перестаем слушать сказки. Вот только уже называются они по-другому: новости, сериалы, модные романы… и несут в себе совершенно другое послевкусие, часто неприятное, надрывающее какие-то душевные струнки.
Давно известно, что словом можно и разрушать, и созидать. Качественные, добрые сказки — это действенное, признанное даже учеными, лекарство для любого возраста. Сказки развивают здоровое чувство юмора и учат правильному восприятию происходящих вокруг событий. Существует целое направление в арт-терапии (лечение искусством), которое называется сказкотерапия. Психолог, работая с человеком, рассказывает ему сказки, притчи или истории, подобранные индивидуально. Такие сказки помогают человеку разобраться в сложной ситуации, с которой он пришел к специалисту.
Работая на ценностном уровне, сказка распрямляет или восстанавливает надломленные внутренние пружины, ориентирует в той или иной ситуации, щедро делится накопленным не одним поколением житейским опытом. Здесь важно не только слушать или читать сказки, но и учиться анализировать их.
В процессе работы по методам сказкотерапии создается новое сочинение — сказка со счастливым концом. Главный герой этой сказки чем-то неуловимо напоминает самого человека, для которого эта сказка предназначена. Герой волшебного повествования успешно справляется со всеми трудностями и блестяще преодолевает препятствия, возникающие на его пути. Таким образом, достигается терапевтический эффект и создается положительный сценарий развития дальнейших событий. Человек видит выход из сложившейся ситуации, которая не так давно казалась ему неразрешимой.
Однако сказка лечит не только в условиях работы с терапевтом. Если внимательно перечитать сказки, мифы или предания, то можно увидеть целую коллекцию народной мудрости для применения в своей жизни и качественного ее улучшения.
Если не хочется идти к специалисту, можно придумать волшебную сказку и самостоятельно. Главное правило при написании личной сказки — это сочинять с удовольствием, чтобы созданная история обязательно понравилась самому автору. Сказочный стук в дверь вашей души раздастся, когда главный герой, обладающий многими вашими чертами, в своем сказочном мире победит все препятствия, встающие на его пути.
С добрыми сказками не нужно расставаться на протяжении всей жизни. Стараясь обращать больше внимания на качественные, созидающие рассказы, мы делаем свою жизнь более гармоничной, радостной и счастливой.
Источник
Волшебные страницы: 5 причин, почему взрослым полезно перечитывать детские сказки
В детстве все любили сказки. Вырастая, мы возвращаемся к ним, чтобы почитать своим детям и внукам. Но психологи утверждают: взрослым полезно вновь перелистать книги с любимыми историями или пересмотреть их в виде фильмов. Рассказываем, почему это необходимо.
Елена Шумилова, психолог, эксперт по психосоматике и антиэйдж-техникам
оздоровления, автор книги «Я тебя вижу. Как построить зрелые отношения?», @ya_tebia_vizhu
Беззаботный мир детства
Вера в лучшее, порывистость, желание постоянно что-то делать, много энергии и внимания со стороны окружающих, беззаботность — удивительные свойства детства, которых так не хватает во взрослой жизни.
Перечитывая сказки, можно вспомнить эти моменты, почувствовать себя счастливым, окунуться в мир безусловной любви. Каждое такое погружение — большая перезагрузка, остановка, снятие стресса.
Связь с прошлым
Язык сказки
Вы можете сами себя перенести в комфортное состояние: когда кто-то любящий рядом и готов уделить вам внимание. Представьте, что вы в руках волшебницы, а ее чарующий голос обволакивает и помогает быстрее уснуть.
Соучастие
Читая сказку об Аленушке, вы поплачете вместе с ней, и на душе станет легче. Вместе с Иваном-Царевичем найдете решение проблемы, иногда испытаете страх — это тоже полезно. Когда вы входите в резонанс с персонажем, проживаете его состояние, то испытываете облегчение, поскольку другой человек, пусть даже волшебный герой, разделил с вами эту эмоцию.
Сейчас среди молодых родителей развивается тенденция не читать детям сказки, где по сюжету герои умирают или получают травмы. Молодые мамы полагают, что таким образом берегут психику детей, охраняя их от восприятия негатива. Но ребенок понимает, что это другой, волшебный мир. Здесь он может потренироваться жить как в реальности, где тоже умирают и боятся. Соприкасаясь с людским горем в сказке, малыш учится сострадать. Взрослея, он легче будет переносить уход близких, потому что однажды уже пережил эту эмоцию, пусть и в воображаемом мире.
Реакции на проблемные ситуации
Интересный эффект оказывают на психологическое состояние человека сказки-фильмы. Плавный сюжет, приятная музыка, хорошие актеры, отсутствие крайних проявлений эмоций. Это лучший антистресс для взрослых! Когда смотришь, как играют актеры, как они общаются друг с другом, замечаешь гораздо больше нюансов, чем в детстве, и получаешь тройное удовольствие от фильма. И, конечно, происходит погружение в эмоции юности…
Осознаешь, что ранее смотрел на ситуацию под другим углом, а теперь включилось совсем иное видение. В реальной жизни начинаешь замечать элементы сказочных сюжетов. Тем самым народное творчество помогает нам формировать заранее реакции на проблемные ситуации.
Сказки — полезное чтиво для взрослых. Пусть мы наизусть знаем сюжетную линию, и нам заранее известно, что произойдет с персонажами. Но в этом и заключается очарование. Часто мы любим отдыхать, пересматривая старые фильмы и ощущая светлую ностальгию. Так и сказки уносят нас в детство, где мы были счастливы и беззаботны.
Источник
Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом
Существует множество разновидностей психотерапии. Одна из них — сказкотерапия. Выясняем, как она работает, зачем это взрослым и что говорит о вас ваша любимая сказка.
специалист по консультативной психологии, этнопсихологии и психологии в бизнесе. Окончила магистратуры Московского института психоанализа, а также Уппсальского и Ливерпульского университетов
Как народные сказки могут быть задействованы в работе с психологом?
В прошлом целители и рассказчики были одинаково почитаемы. Ведь сказки создавались и передавались из уст в уста, запечатлевая некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов. Сказки отражают базисные паттерны психики. Исследователь мифологии Кэмпбелл говорил, что в затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами. В сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее. И даже если мы не будем заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект.
Вы сказали о повторяющихся сюжетах сказок разных народов мира. Какие сюжеты повторяются чаще всего?
Всюду мы можем встретить сюжет о красавице и чудовище — в Европе, Индонезии, Турции. Часто встречаются сказки, где главная героиня — падчерица, условно Золушка. Другой распространенный сюжет — о подмененной невесте, когда в ходе определенных перипетий на ее месте оказывается, например, служанка, которая выдает себя за невесту принца. Такие сказки есть в Европе, Дагестане, Таиланде. Животные-помощники — тоже частые герои сказок. А вообще разработан сказочный классификатор, где отмечены все самые популярные сюжеты сказок. Наиболее распространенным является указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона, где каждому сюжету присвоен свой уникальный номер. Например сюжет «чудесные дети» стоит в указателе под номером 707 и объединяет различные истории о чудесном рождении и чудесных свойствах детей. А сюжет номер 451 — это сказки о братьях, превращенных в птиц и о спасающей их сестре.
В каких случаях сказкотерапия применима для взрослых?
Сказка соединяет наше сознательное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с нашими глубинными переживаниями. Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему.
Как это происходит?
Во время индивидуальной работы с человеком мы можем попросить его вспомнить любимую сказку. При этом нужно внимательно слушать, как человек рассказывает ее. Во взрослом возрасте мы зачастую упускаем какие-то важные моменты или, наоборот, что-то добавляем, и это очень показательно: можно увидеть, в чем именно проблема. Дело в том, что в сказке нет ничего лишнего. И даже если какие-то ситуации, как нам кажется, абсурдны, они очень важны. Сказка прокладывает путь из проблемной ситуации к целостности, из реальной травматичной ситуации к ее разрешению. Есть, к примеру, сказка про девушку-безручку (классический сюжет, встречается и у братьев Гримм, и в Армении, и в Испании, и в сборнике Афанасьева). В начале сказки отец отрубает девушке руки. Это потеря. Это травма. Сказка заканчивается тем, что эти руки снова отрастают. На языке символов мы могли бы говорить, что руки связаны с нашей способностью творить. Мы можем смотреть на этот процесс как на восстановление психической целостности. По тому, как человек рассказал свою сказку, мы можем определить, каких кусочков, звеньев может ему не хватать для решения своей проблемы.
Сказки также ценны тем, что помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию. Когда мы теряем контакт со своими инстинктами, мы оказываемся отрезанными от ощущения того, кто мы есть. Сказки исцеляют, потому что они могут помочь нам восстановить связь с этой инстинктивной основой. Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к «историческим основам» психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории. В этом смысле сказка может стать нашим проводником. В первую очередь, к тому знанию о себе, что недоступно нам на рациональном уровне. А это может помочь нам осознать те процессы, которые происходят в нашей жизни на текущий момент. Например, сказка «Пастушка гусей» как раз относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.
Мы можем также узнать, какие архетипические мотивы играют важную роль в нашей жизни. Есть такое понятие, как сценарий, и через любимую сказку можно проанализировать, какой у нас жизненный сценарий.
Когда мы работаем со сказкой, то можно говорить о том, что мы как бы проживаем эту сказку. Что это значит? Сказка является отражением различных психических процессов, и на всех персонажей сказки можно смотреть как на фигуры внутреннего пространства человека, поэтому любая работа со сказкой — это глубокое исследование своего внутреннего мира. То, какой отклик сказка находит именно в нас, какие истории из нашей повседневной жизни ассоциативно всплывают, дает большой инструментарий для самопознания. Также, работая со сказкой, мы можем рассмотреть свою жизненную ситуацию, потому что сказка — это максимально концентрированная история, она раскрывается и наполняется посредством нашей личной истории и опыта. Сказки находят в нас отклик, потому что это первые учебники очень практической психологии. К примеру, есть сюжеты о том, как человек отделяется от своих родителей, взрослеет, вступает во взрослую жизнь и обретает личностную автономию. Если это актуальная для меня проблема, я могу подобрать сказку и найти там варианты преодоления трудностей.
Конечно, сказка не дает четкие инструкции вроде «в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой». Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Когда в группе десять человек читают одну сказку, это десять разных сказок. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов.
«Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» или другие популярные современные сказки обладают терапевтическим эффектом?
Безусловно, потому что это тоже мир образов. Правда, авторские сказки вроде «Гарри Поттера» или сказок Андерсена, помимо архетипических мотивов, содержат также авторские переживания.
Большинство современных классических историй строятся по структуре «путь героя» Кэмпбелла. Например, трилогия «Властелин колец». Герой проходит определенные этапы и развивается. Он проходит этап, который называется «зов». На этом этапе герой встречается с ощущением, что обычная, привычная реальность, хоть и удобна, но не соответствует его внутреннему потенциалу и что-то неопределенное, незнакомое и далекое манит его. И в определенный момент он слышит зов, и ему важно на него откликнуться. Это не что иное, как голос из внутренних глубин. В «Гарри Поттере» на этапе зова мальчик получает письма из Хогвартса, он изо всех сил стремится их прочитать, откликается на зов, и после этого его жизнь меняется. Это современное переосмысление архетипических процессов.
Сказки сами по себе (даже без помощи психолога) способны задавать правильное направление, прорабатывать и решать какие-то проблемы человека?
Да, самая известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс говорила, что сказки нужны не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать. В начале беседы мы говорили о целительной силе сказок, известной с древности. Тогда, конечно же, не было никаких психологов, просто люди собирались вечером вокруг костра и рассказывали сказки, каждый слушал и погружался в свое воображение.
Источник