Что значат последние цифры штрих кода

Штрих-код и его расшифровка

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Штриховой код представляет собой вид информации, наносимой на упаковку товара, и дающей представление об основных свойствах того или иного товара. Наносится штрих-код либо в виде последовательно располагаемых черных и белых полос, являющихся продолжением идеи азбуки Морзе, либо в виде геометрических рисунков, расположенных в определенной последовательности.

Вопрос: Можно ли внести в форму товарной накладной N ТОРГ-12 такой дополнительный реквизит, как штрихкод?
Посмотреть ответ

Расшифровка и структура

Тринадцатизначный код EAN разделяется на отдельные структурные зоны:

    3 цифры для префикса, означающего код национальной (региональной) организации, в реестрах которой зарегистрирован производитель. Будет неправильным отнесение этого 3-значного префикса к коду страны-производителя. Это именно код регистрирующей организации, которая может находиться совсем в другой стране;

  • от 4 до 6 цифр для номера регистрации производителя или дистрибьютора товара;
  • 3-5 цифр для кода товара. Эти цифры не имеют отношения к характеристикам товара по цвету, весу и т.д. Это – номер товара, под которым он зарегистрирован в базе данных продавца, в которой, в свою очередь, под порядковым номером со штрих-кода зарегистрированы наименование товара, его вес и цена;
  • от 1 до 2 цифр – внутренний код изготовителя, отражающий некие производственные процессы;
  • одна цифра для контрольного числа, необходимого для запуска считывания сканером;
  • опциональное поле со знаком «>», означающим «свободную зону».
  • Читайте также:  Что значит любимая девчонка

    Расчёт контрольной цифры в штрих-коде

    Воспользуйтесь приведённым ниже алгоритмом:

    1. Сложите цифры, находящиеся на четных местах: 2+4+6+8+0+2=22
    2. Полученную сумму умножьте на 3: 22*3=66
    3. Сложите цифры, находящиеся на нечетных местах (кроме последней, контрольной): 1+3+5+7+9+1=26
    4. Сложите числа, полученные в п.2 и п.3: 66+26=92
    5. Отбросьте десятки: 92-90=2
    6. Из 10 вычтите полученное в п.5: 10-2=8

    Полученная цифра и есть контрольная. Если не совпала — товар может быть произведён незаконно.

    Штрих-коды стран производителей

    Код производителя Страна Национальная организация EAN/UCC
    00-13 США и Канада UCC (U.S.A. & Canada)
    30-37 Франция GENCOD-EAN France
    380 Болгария BCCI (Bulgaria)
    383 Словения EAN Slovenia
    385 Хорватия EAN Croatia
    387 Босния и Герцеговина EAN-BIH (Bosnia-Herzegovina)
    400-440 Германия CCG (Germany)
    45-49 Япония Distribution Code Center — DCC (Japan)
    460-469 Россия UNISCAN / EAN RUSSIA (Russian Federation)
    471 Тайвань EAN Taiwan
    474 Эстония EAN Eesti (Estonia)
    475 Латвия EAN Latvia
    476 Азербайджан EAN Azerbaijan
    477 Литва EAN Lithuania
    478 Узбекистан EAN Uzbekistan
    479 Шри-Ланка EAN Sri Lanka
    480 Филиппины PANC (Philippines)
    481 Беларусь EAN Belarus
    482 Украина EAN Ukraine
    484 Молдова EAN Moldova
    485 Армения EAN Armenia
    486 Грузия EAN Georgia
    487 Казахстан EAN Kazakhstan
    489 Гонконг HKANA (Hong Kong)
    50 Великобритания E Centre UK
    520 Греция HELLCAN — EAN HELLAS (Greece)
    528 Ливан EAN Lebanon
    529 Кипр EAN Cyprus
    531 Македония EAN-MAC (FYR Macedonia)
    535 Мальта EAN Malta
    539 Ирландия EAN Ireland
    54 Бельгия, Люксембург ICODIF/EAN Belgium.Luxembourg
    560 Португалия CODIPOR (Portugal)
    569 Исландия EAN Iceland
    57 Дания EAN Danmark
    590 Польша EAN Poland
    594 Румыния EAN Romania
    599 Венгрия EAN Hungary
    600-601 Южная Африка EAN South Africa
    609 Маврикий EAN Mauritius
    611 Марокко EAN Maroc (Marocco)
    613 Алжир EAN Algeria
    616 Кения EAN Kenya
    619 Тунис TUNICODE (Tunisia)
    621 Сирия EAN Syria
    622 Египет EAN Egypt
    624 Ливия EAN Libya
    625 Иордания EAN Jordan
    626 Иран EAN Iran
    627 Кувейт EAN Kuwait
    628 Саудовская Аравия EAN Saudi Arabia
    629 Объединенные Арабские Эмираты EAN Emirates
    64 Финляндия EAN Finland
    690-693 Китай Article Numbering Centre of China — ANCC (China)
    70 Норвегия EAN Norge (Norway)
    729 Израиль Israeli Bar Code Association — EAN Israel
    73 Швеция EAN Sweden
    740 Гватемала EAN Guatemala
    741 Сальвадор EAN El Salvador
    742 Гондурас EAN Honduras
    743 Никарагуа EAN Nikaragua
    744 Коста-Рика EAN Costa Rica
    745 Панама EAN Panama
    746 Доминиканская Республика EAN Republica Dominicana
    750 Мексика AMECE (Mexico)
    759 Венесуэла EAN Venezuela
    76 Швейцария EAN (Schweiz, Suisse, Svizzera)
    770 Колумбия IAC (Colombia)
    773 Уругвай EAN Uruguay
    775 Перу EAN Peru
    777 Боливия EAN Bolivia
    779 Аргентина CODIGO — EAN Argentina
    780 Чили EAN Chile
    784 Парагвай EAN Paraguay
    786 Эквадор ECOP (Ecuador)
    789 Бразилия EAN Brazil
    80-83 Италия INDICOD (Italy)
    84 Испания AECOC (Spain)
    850 Куба Camera de Comercio de la Republica de Cuba (Cuba)
    858 Словакия EAN Slovakia
    859 Чехия EAN Czech
    860 Югославия EAN YU (Yugoslavia)
    867 Северная Корея EAN DPR Korea (North Korea)
    869 Турция Union of Chambers of Commerce of Turkey (Turkey)
    87 Нидерланды EAN Nederland (Netherlands)
    880 Южная Корея EAN Korea (South Korea)
    885 Таиланд EAN Thailand
    888 Сингапур SANC (Singapore)
    890 Индия EAN India
    893 Вьетнам EAN Vietnam
    899 Индонезия EAN Indonesia
    90-91 Австрия EAN Austria
    93 Австралия EAN Australia
    94 Новая Зеландия EAN New Zealand
    955 Малайзия Malaysian Article Numbering Council (MANC)
    958 Макао EAN Macau
    Читайте также:  Когда вяжет во рту что это значит

    Назначение штрих-кода

    Введение в действие штрихового кода имело место в 1974 году, хоть патент на его изобретение был выдан в 1962 году.

    Изначально назначением штрих-кода было нанесение маркировочных признаков на товары потребления с целью упрощения процедуры передачи товаров на реализацию и их последующей продажи конечным потребителям.

    В настоящее время штриховой код имеет и иные функции, а именно:

    • функцию идентификации товара при помощи сканеров;
    • функцию учета и контроля товаров на складах;
    • логистическую функцию – транспортировку, разгрузку, погрузку и т.д.;
    • функцию оптимизации обслуживания;
    • статистическую функцию, необходимую для исследований в сфере маркетинга.

    Местом нанесения штрихового кода является упаковка товара, а способом его нанесения – приклеивание ярлыков с нанесенными на них печатными штрих-кодами.

    Виды штрих-кодов

    Существует два вида штриховых кодов, дифференцируемых по типу наносимых на товар графических изображений: линейный и двумерный. Различие состоит в способе кодирования информации и в способе ее считывания.

    Линейный код читается по горизонтали, то есть в одном направлении. К линейным штрих-кодам относятся следующие подвиды, различающиеся, в том числе, и по количеству включаемых в код символов. Например, код EAN имеет два варианта – восьмизначный и тринадцатизначный. Логично предположить, что 13-значный код включает в себя больший объем информации о товаре.

    Однако по сравнению с двумерными кодами все линейные штриховые коды обладают относительно малой информативной емкостью.

    Двумерные штриховые коды изначально создавались для включения в них большего объема информации. Для обеспечения желаемой цели была разработана система, позволяющая включать в штрих-код два направления для считывания – горизонтальное и вертикальное.

    Дополнительно двумерные штриховые коды дифференцируются на:

    • коды с несколькими уровнями (stacked), представляющие собой совокупность линейных кодов, расположенных друг над другом;
    • матричные, то есть представляющие собой плотное размещение информации по вертикали.

    Современные двумерные штриховые коды могут вмещать в себя, в зависимости от количества слоев, от 7 до 1900 байт информации о товаре.

    Применение в штрих-кодов в РФ

    В Российской Федерации наиболее распространенным видом штриховых кодов являются линейный 13-значный и линейный 8-значный.

    Предполагается, что в ближайшее время в РФ будет введен в действие расширенный штриховой код, в который будет вноситься информация о дополнительных характеристиках товара. Например:

    • при нанесении штрих-кода на мясную продукцию будет дополнительно вводиться информация о дате забоя и о способе выращивания скота у производителя;
    • при нанесении штрих-кода на рыбную продукцию предполагается вводить информацию о количестве улова и о способе раздела тушек рыбы.

    Считывание

    Функциональная польза от штрих-кодов может быть только в случае применения сканеров, считывающих со штрих-кода информацию. То есть отсутствие сканера сделает из штрих-кода всего лишь более или менее красивую картинку.

    В настоящее время существуют два вида сканеров – стационарные, то есть кассовые, и портативные, чаще всего выглядящие как небольшая трубка с читающим устройством на одном из ее концов.

    Применение того или иного вида сканера обусловлено их разрешительной способностью при считывании информации, объемом товаров, товарооборотом и количеством покупателей.

    Сканер, считывая информацию, находится в постоянном контакте с базой данных конкретного субъекта предпринимательской деятельности. То есть, считывая штриховой код, сканер передает в компьютерную сеть не только факт покупки или отгрузки, но одновременно запускает алгоритмы перерасчета остатков продукции на складе и выдает информацию о необходимости пополнения запасов.

    Что касается EAN-8:
    По сути это младший собрат EAN-13, был введён для малоразмерных упаковок, для таких, где нет достаточно места для нанесения символики EAN-13.

    Источник

    РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

    РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

    Как читать штриховой код — Это интересно

    Как читать штриховой код

    Как читать штриховой код

    Штрихи истории

    Начало использованию штриховых кодов было положено в средине XX века. В то время на железной дороге в штате Пенсильвания молодой инженер Давид Коллинз занимался учетом и сортировкой вагонов, выясняя их номера и отслеживая дальнейший путь. Чтобы упростить это однообразное дело, Давид решил освещать номера вагонов прожекторами и считывать отражаемый свет с помощью фотоэлементов.

    Для облегчения распознавания он предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом из синих и красных полос, которые наносились бы на стенки вагонов в прямоугольник длиной до полуметра.

    Позднее, в 1968 году, для сокращения расхода электроэнергии, прожекторы были заменены сфокусированным лазерным лучом. От знакомого, который работал на складе магазина, Давид узнал как много времени уходит на поиск нужного товара и решил, что штриховой код пригодится не только на железной дороге. Так штриховой код появился в торговле и далее везде.

    Параллельно над похожей идеей работали Бернард Сильвер и Джозеф Вудланд. С самого начала они понимали, с каким эффектом такую технологию можно применить в торговле. Поэтому в 1949 году подали заявку на изобретение и 7 октября 1952 получили патент. Эта дата и считается официальным днем рождения штрихового кода.

    Что такое штриховой код

    Штриховой код – это знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

    Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются.

    В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации — EAN . На основе американского стандарта разработан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки.

    После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN.

    Классификация и сферы применения штрих-кодов

    Штриховые коды делятся на два вида: европейский – EAN и американский – UPC .

    Коды EAN подразделяют на три типа: EAN -8, EAN -13 и EAN-14 (только для транспортной тары).

    Различные штриховые коды имеют различное применение.

    Используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера

    От EAN-13 этот тип штриховой код отличается сокращенной информацией и меньшими размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера.

    Наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.

    Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды EAN-13

    применяется только для транспортной упаковки.

    Этот штриховой код крупнее, для нанесения его не требуется высокока­чественная печать. не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине

    Что означают цифры штрих-кода

    Принцип штрихового кода – кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.

    На рисунке что в начале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устройствами.

    Первые две цифры штрихового кода обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковые номера. Код страны на штриховом коде может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться в отечественном и зарубежном банках данных.

    Каждой стране Ассоциации EAN централизованно вы­даются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Фран­ция — 30-37, США и Канада — 00-09, Япония — 45-49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460-469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак.

    Штрих-коды некоторых стран:

    00-09 США, Канада

    20-29 Резервные номера (EAN)

    740-745 — Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама

    460-469 — Россия и б. СССР

    859 — Чехия и Словакия

    54 — Бельгия и Люксембург

    880 — Южная Корея

    90-91 — Новая Зеландия

    Обратите внимание: нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Голландии», а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. И, наконец, четвертая, когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.

    Следующие 3-5 цифр кодов EAN -8 и EAN -13, содержащие информацию о товаре, присваиваются организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные.

    В коде EAN -14 цифры с 9 по 13 дают информацию об упаковке товаров.

    Последний код (8,13 или 14) — контрольное число, предназначенное для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN . Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий.

    Широкое распространение штрихового кода привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, штриховые коды сами стали объектом фальсификации. В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).

    Итак, обобщив все сведения о штрих-кодах развенчаем несколько мифов:

    Миф 1. Наличие штрих кода свидетельствует о качестве товара

    На самом деле: К качеству товаров штрих код не имеет отношения. Он и создан-то был не столько для потребителей, сколько для производителей и, главное, продавцов. Единственное, что может по штриховой кодировке определить потребитель, так это страну-производителя. Однако и здесь есть свои сложности. Если указанная на этикетке страна-производитель не совпадает с данными штрих-кода, это не всегда означает, что вы напали на подделку. Некоторые фирмы, производя товары в одной стране, регистрируются в другой или размещают в третьих странах свои филиалы. А возможно, это совместное производство.

    Миф 2. Штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара

    На самом деле: Если изготовитель товара не нанес штриховой код, то это может сделать поставщик (импортер). На этикетке указывается «Поставщик: наименование компании-поставщика» и его штриховой код.

    Миф 3. В штриховом коде есть скрытая информация о потребительских свойствах товара: изготовителе, фасоне, цвете модели, сроке годности и так далее

    На самом деле: Штриховой код – это всего лишь уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно отыскать данные об указанной продукции. Без доступа к этому каталогу ничего узнать нельзя. Однако по штрих-коду можно узнать производителя товара. В 1999 году была образована единая информационная система глобального регистра GEPIR, которая позволяет через Интернет получить информацию о принадлежности штриховых кодов. Для этого необходимо только зайти на российскую или главную страницу GEPIR в интернете и ввести интересующий вас код.

    Миф 4. Если кода интересующего товара нет в регистре GEPIR, то товар поддельный

    На самом деле: Отсутствие введенного штрих кода в базе данных не является свидетельством его поддельности. Например, это может быть результатом принятого во многих странах законодательства о раскрытии информации, в соответствии с которым компания в некоторых случаях по своему желанию выбирает, предоставлять данные или нет.

    Кроме того, необходимо помнить, что коды EAN -8 и EAN -13 могут использовать не только изготовители, но и продавцы для внутрифирменной маркировки. Особенностью такого кодирования является то, что считывание этих кодов осуществляется только при товародвижении внутри организации. В этом случае коды EAN-8 начинаются с нуля, а EAN-13 — с двойки.

    Источник

    Оцените статью