Что значат картины фриды кало

В чем феномен Фриды Кало?

Автор — Алена Репина

На прошедшей неделе, 6 июля был день рождения Фриды Кало – самой известной мексиканской художницы. Всему в своей жизни, в том числе и дню своего рождения, Фрида любила придавать особый смысл. Несмотря на то, что сама она родилась в 1907 г., художница в своих рассказах заменяла эту дату на 1910 г. – год Великой Мексиканской революции.

Девушка, которая оказалась на всю жизнь прикованной к инвалидному креслу и кровати из-за трагической аварии, коммунистка, жена первого художника Мексики, «певица национальной свободы», коллекционер искусства доколумбовой эпохи. Всё это о Фриде Кало.

С ее творчеством сейчас знаком почти каждый. Но вот что важно: она известна не столько как художница, сколько как личность, что прошла через сложнейшие испытания и сохранила любовь к жизни. Свою боль, жизнь, измены, политические устремления она, как в личном дневнике, запечатлевала на своих полотнах.

Если оценивать ее картины исключительно с искусствоведческой точки зрения, то окажется, что их вряд ли можно назвать выдающимися. Что же тогда важнее в оценке творчества – картины или личная история художника? И в чем секрет успеха Фриды? Давайте разбираться.

Женщина

Когда мы говорим о первой половине ХХ века, нужно понимать, что положение женщины в первой половине века – это позиция «женщины за мужчиной». В этом отношении очень показательна статья, вышедшая в 1933 году в The Detroit News, которая гласит: «Жена мастера фрески восторженно балуется живописью».

Читайте также:  Что значит подтверждение емайл

Даже 5 лет спустя, когда в 1938 г. проходит ее первая персональная выставка в Нью-Йорке, Time напишет: «Первая выставка немецко-мексиканской жены известного художника Диего Риверы, Фриды Кало, заставила на этой неделе трепетать весь Манхэттен». В это же время в Vogue печатают три ее работы, целый разворот и обложку, посвящая всё это экстравагантному облику художницы. И Фрида становится настоящей сенсацией в Америке именно как женщина-художница, коммунистка, мексиканка, а не как великолепная рисовальщица сам по себе.

Мексиканка

За рубежом образ и творчество Фриды Кало прежде всего воспринимались как экзотика. Андре Бретон, автор «Манифеста сюрреализма», описывая свои впечатления о Мексике, скажет, что там он нашел «врожденное чувство поэзии и искусства, потерянный секрет, который европейцы отчаянно ищут».

Этот секрет кроется в наивных, простых работах, в которых художница не ориентируется на европейскую традицию. Она использует яркие цвета и подчеркнуто упрощенные формы, отдавая дань мексиканскому народному искусству – табличкам ретабло.

Эти таблички до сих пор используются мексиканцами как знаки благодарности святому: непрофессиональный художник изображает событие, за которое он благодарен, и сопровождает его парой пояснительных предложений, чтобы каждый понял, о чем идет речь. Этим и объясняется специфика живописного языка Фриды Кало.

Более того – вместе с Диего Ривера они первыми стали коллекционировать подобные предметы народного творчества, организовывать раскопки с целью сохранения памятников доколумбовой эпохи, тем самым подкрепляя важную для коммунистической партии идею национального самосознания и обращения к культурному наследию.

Коммунистка

В 1929 г. Фрида Кало вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. Вместе с мужем Диего они появляются на каждом партийном шествии, а одно из них – Первомайская демонстрация 1 мая 1954 г. – станет для художницы фатальным: она простудится и вскоре скончается от воспаления легких.

Она будет писать портреты Сталина и жалеть, что не смогла с ним встретиться. Идея сильной женщины, которую Фрида транслировала через своё искусство и жизнь, носит характер политической свободы и равенства, свободы своей страны, а не просто борьбы за права женщин, которую подразумевает феминизм.

Личная драма

Когда мы говорим о произведениях художников XVII-XIX вв., мы не используем слова «авторская позиция», «личная драма», «личное мнение». Мы смотрим на технику, на мазок, на то, как точно передан тот или иной образ реальности. Нас редко эпатирует предмет изображения, а художник не обращается к нашему личному, интимному и сокровенному.

Работы Фриды в период расцвета ее творческой манеры (1930-1940 гг.) могут показаться слишком простыми, наивными или непрофессиональными. Однако они рассказывают о личной драме со всей физиологической откровенностью. Переломы, потеря ребенка, физическая и душевная боль становятся новой темой, что никогда ранее не использовалась в искусстве. Эта подчеркнутая телесность, кошмар повседневной боли, который бугрится шрамами, рубцами и даже внутренними органами – новый рубеж, который преодолевает Фрида в своей живописи.

В случае Фриды Кало личность важнее произведений. Фрида – это первая художница, которая показывает именно свою личную историю, пронзительно, дерзко и откровенно. Она рассказывает через свои картины о родной Мексике, о политической борьбе, о взаимоотношениях с Диего, собственным телом, о невозможности реализовать свои мечты. Человеческая основа, открытая в ее произведениях, отсутствие стеснения, кровь, боль, смерть и ужас, понятные каждому заставляют трепетать сердце каждого зрителя.

И выходит, что ее мастерство уходит далеко на задний план – неважно, как это написано, важно то, о чем это нам рассказывает. Именно так можно ответить искусствоведам, у которых имя Фриды Кало вызывает скепсис.

Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Источник

Что значат картины фриды кало

Изначально, мы хотели лишь составить подборку интересных фактов о жизни и творчестве Фриды, но быстро поняли, что в рамках одного поста — это практически невозможно. Потому что вся ее жизнь – один большой «интересный факт», состоящий из взлетов и сокрушительных падений.

Судьбу драматичнее сложно себе представить. Красота и талант, тяжелая болезнь в детстве, страшная авария в юности, постоянная боль, огромное количество перенесенных операций, страстная любовь, измены мужа, потеря ребенка, предательство, признание, дружба с революционерами – это все о Фриде. Сегодня, в день рождения художницы, предлагаем погрузиться в ее творчество и поближе познакомиться с несколькими известными картинами.

Лютер Бербанк был талантливым селекционером-самоучкой. Он создал около 800 новых сортов ягод, фруктов и овощей. Картофель сорта «Рассет Бербанк» до сих пор один из самых распространенных в США. Фрида и Диего Ривера никогда не встречались с ним лично, но очень интересовались его работой, восхищались им. Ривера даже поместил Бербанка на фреску «Аллегория Калифорнии» в башне Фондовой биржи в Сан-Франциско.

Когда Фрида писала этот портрет, селекционера уже не было в живых. Он покоился в саду собственного поместья, Кало и Ривера посещали однажды его могилу. На картине ученый изображен проросшим из земли гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Дерево с гигантскими плодами справа символизирует результаты работы Бербанка. А слева мы видим обычное дерево с обычными плодами.

Но самая, пожалуй, интересная деталь на этой картине – растение, которое держит в руках Бербанк. Это куст филодендрона. Фрида отлично разбиралась в ботанике и знала многое о растениях, их свойствах и символике. Филодендрон в ацтекской культуре ассоциировался с плодородием. Но в то же время некоторые представители этого семейства ядовиты и могут вызывать галлюцинации.

Как же это связано с Бербанком? Дело в том, что ученый верил в евгенику. Он считал, что раз культивация так хорошо работает с растениями, можно применить этот подход и к человечеству. Фрида не разделяла этих взглядов и считала их очень опасными. И поэтому на картине изобразила Бербанка именно с филодендроном – потенциально опасным растением, являющимся при этом символом плодородия.

Источник

Фрида Кало: картины, описание

Фрида Кало, картины которой продаются на мировых аукционах за суммы, исчисляемые миллионами долларов, жила, страдая от физической и душевной боли. Ее творения пронизаны муками и терзаниями, трагедией бытия человека. О самых лучших картинах мексиканской художницы расскажем подробнее.

Фрида Кало — яркая, неудержимая, страстная и открытая дочь жаркой Мексики, принесшая славу своей стране, —стала символом мексиканского сюрреализма. Ее, живую, подвижную, дерзкую в поведении, желании и творчестве, сравнивали с Сальвадором Дали.

В 1930-х гг. Фрида уже была известной художницей. С ее именем связано множество сплетен и скандалов. Она путалась в своих бесконечных любовных связях. Открытая бисексуалка, она одинаково быстро находила любовников как среди женщин, так и среди мужчин. Российский коммунист Лев Троцкий и поэт Владимир Маяковский, испанский художник Хосе Бартоли, скульптор Исаму Ногути, певица Чавела Варгас — это лишь небольшой список увлечений Кало.

Откуда такая страсть и неуемность? И почему столько трагического и болезненного изображено на ее полотнах?

Фото: vejario.abril.com.br: UGC

Фрида Кало занялась живописью после того, как попала в ужасную катастрофу, в результате которой сломала в трех местах позвоночник, в одиннадцати хрупкую из-за перенесенного в детстве полиомиелита ногу. Железный прут насквозь проколол ей живот и вышел через пах. В тот момент она заглянула смерти в глаза, и этот образ навсегда остался в ее памяти.

Писать картины она начала, будучи прикованной к постели. Ее отец снабдил комнату зеркалами, и Фрида начала писать. За всю жизнь она написала более 150 картин, из них тридцать две — автопортреты.

Как говорила сама художница, она слишком долго находилась наедине с собой. Картины Кало — это отображение ее души, в которой переплелся бурлящий, яркий и страстный мексиканский дух с искренностью и утонченностью европейки.

Предлагаем познакомиться с творчеством художницы, изучив ее лучшие картины:

«Мое рождение» (1932)

Фото: artchive.ru: UGC

В двадцать два года Фрида Кало вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу. Кстати, она выходила за него дважды (второй раз в тридцать три года).

Молодая женщина мечтала родить ребенка. В глубине ее души жила настоящая мексиканка — открытая, веселая и любящая мать. Однако из-за штыря, который буквально пронзил матку девушки, из-за изломанных костей таза ей никогда не суждено было пережить радость материнства.

Картина «Мое рождение» была написана после первого выкидыша, который случился у Фриды Кало. Художница натуралистически воссоздала картину родов, вот только в образе роженицы и младенца отображено состояние души молодой женщины.

Картина пугает и привлекает примитивизмом. Она исполнена страдания из-за потери малыша, надежды, естественных возможностей стать матерью.

Кало трижды пыталась забеременеть и выносить ребенка и трижды теряла плод. О своей трагедии и отчаянии она поведала также в картине «Больница Генри Форда».

«Две Фриды» (1939)

Фото: artchive.ru: UGC

Когда Фрида Кало в 1929 году согласилась выйти замуж за мексиканского художника Диего Риверу, она отлично знала, что тот имеет весьма относительное понятие о супружеской верности, жесток по отношению к женщинам. О том поведали две предыдущие жены ее избранника.

Не остановила Фриду и весьма некрасивая внешность Диего: он был похож на огромную жабу. Долгое время в богемных кругах их союз называли союзом голубки и слона. Однако Кало искренне любила Риверу. Поэтому прощала ему романы на стороне, да, впрочем, и сама не оставалась в долгу.

Не смогла она простить ему только одну измену — роман с ее младшей сестрой. Женщина подала на развод. Это событие больно ранило чувствительную Фриду, недаром же она говорила, что в ее жизни было две катастрофы — когда автобус въехал в трамвай и Диего.

Свою личную драму она выразила в картине «Две Фриды», на которой представлены две ее сущности — любящая мексиканка в национальном наряде и гордая европейка в свадебном платье викторианской эпохи. Они связаны друг с другом артерией, которая дает жизнь. Источник жизни — маленький портрет Диего, который держит в руке Фрида-мексиканка. Вторая героиня картины старается зажимом остановить кровотечение, но силы покидают ее.

Этот автопортрет рассказывает об одиночестве Фриды Кало. Как в детстве и юности, она снова остается наедине с самой собой.

«Сон, или Кровать» (1940)

Фото: artchive.ru: UGC

1940 год. Фрида Кало проходит лечение в Сан-Франциско у лучшего врача по болезням позвоночника. Она истощена постоянными болями в спине, раздробленной ноге и тазу. Поэтому в картинах воссоздает собственный уход. Так она передает свои мысли о суициде.

Яркое воплощение этой идеи — картина «Сон, или Кровать». На ней изображена кровать с балдахином, в которой спит Фрида.

Наверху скелет, овитый цветами и динамитом. Это Иуда, предавший Христа. У мексиканцев есть традиция: в пасхальную субботу подрывать чучело Иуды. Они считали, что тот освободится от бремени предательства, только убив себя.

Так и Фрида — спящая девушка, овитая растениями (прикованная, привязанная, обездвиженная), — ждет избавления от страдания.

«Моисей» («Ядро Создания», 1945)

Фото: artchive.ru: UGC

Мексиканская художница воплощала в творчестве мировоззрение и мифологию своих предков — ацтеков. Вместе с тем она шагала в ногу со временем, знала достаточно много о научных открытиях, которые в это время делали культурологи, психологи и этнологи.

Одна из книг, которая впечатлила Фриду, была работа Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм». Она настолько перевернула ее воображение и представление о мире, что художница создала объемную по количеству персонажей и символов картину.

Воссоздать схему истории мира — такую дерзкую и масштабную задачу поставила перед собой Фрида Кало. Картина «Моисей» в деталях передает представление о мироустройстве ацтеков, адаптированное мексиканской художницей, чтобы продемонстрировать эволюцию человечества.

Картина поделена на четыре квадрата, каждый из которых населен историческими и мифологическими персонажами. В нижних квадратах расположились персоны, с которыми ассоциируется развитие человечества и постигшие его войны и катаклизмы. Слева соседствуют египетский фараон, Карл Маркс, Будда и Чингисхан, Махатма Ганди и Зигмунд Фрейд. Справа расположились Иисус Христос, Наполеон, Эпикур и Парацельс, Гитлер и Нерон. Это земная юдоль человечества — его интеллектуальное и духовное развитие.

Верхнюю часть картины (небесную) — место жительства ацтекских, египетских, иудейских и христианских богов — отделяют скелеты, что символизируют переход человека из бренности земного существования в мир духов.

Единство всех миров обеспечивает солнце — энергия жизни, которая бесконечна и живительна. Она согревает мировое яйцо — человека в плаценте, еще две яйцеклетки справа и слева не оплодотворены. Их касаются лучи, значит жизнь будет продолжаться.

Матка с ребенком — символ бесконечности жизни на земле, перехода смерти в жизнь. Она орошает дождем-слезами корзину, в которой плывет маленький Моисей — духовный учитель и мудрец (у него есть третий глаз).

Так Фрида Кало увидела бесконечность бытия, путь человечества из плена смерти в объятия духовного мира.

«Да здравствует жизнь» (1954)

Фото: mari-book.ru: UGC

Последнее десятилетие жизни художницы принесло ей славу. Проходит выставка в Нью-Йорке, к ее ногам падает Париж. Эта удивительная и экстравагантная дама выражает в картинах то, о чем страшатся даже помыслить чопорные европейцы и американские пуритане. Диего Ривера сказал о Кало, что она смогла эмоционально, откровенно и свирепо рассказать о том, что мучит женщину. Ее боготворят, ее картины покупают.

Однако 47-летняя художница очень страдает. Это физическая боль, которую некоторое время удавалось заглушать алкоголем, сигаретами и наркотиками, но вскоре она стала невыносимой. Фриде Кало ампутируют по колено ногу, пораженную полиомиелитом, проводят девять операций на позвоночнике. Она практически не поднимается.

В это время в Мехико открывается ее персональная выставка. Художницу приносят на носилках и укладывают на кровать, которую поставили в галерее. Она шутит, пьет текилу и поет сентиментальные песни.

На выставке представлена последняя работа, которую написала Фрида Кало. Картина «Да здравствует жизнь» стала завершающим аккордом в драме страдания мексиканской сюрреалистки.

Яркий натюрморт со сладкими арбузами отображает ее отношение к жизни и смерти. Красные разрезанные плоды напоминают изрезанного человека, но они полны живительного сока, который утоляет жажду и продлевает кому-то жизнь, дарует наслаждение. Поэтому на мякоти одного из них вырезано: «Да здравствует жизнь!» — девиз Фриды Кало.

Блистательная и неординарная Фрида Кало сделала знаменитой свою родину — Мексику. Ее удивительный талант, смелость и дерзость в выражении человеческого страдания в художественных образах до сих пор завораживают людей. Картины художницы пронизаны болезненными, драматическими эмоциями. Они будоражат воображение и шокируют, но при этом не теряют своей актуальности.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Оцените статью