Что значат две косички

Содержание
  1. Что значат две косички
  2. Значение кос
  3. Сила волос
  4. Ритуал расчесывания
  5. «Проводники» жизненной энергии
  6. Суеверия современности
  7. Косичка – не просто прическа: что могли рассказать косы о женщине на Руси
  8. Замужней две косы, незамужней — одна
  9. Силы для жизни и потомства
  10. Значение косы
  11. Особые ритуалы
  12. Перемены в жизни
  13. Женский обман
  14. Что значит коса для русской женщины?
  15. Косы — это статус
  16. Коса для женщины — как борода для мужчины
  17. Вся сила в волосах
  18. Почему славянские девушки заплетали волосы в косы?
  19. Косы — это статус
  20. Коса для женщины — как борода для мужчины
  21. Вся сила в волосах
  22. Материалы по теме
  23. А вот ещё:
  24. Происхождение и значение славянских имен
  25. Какие из имен имеют славянское происхождение
  26. Традиции княжеских имен
  27. Как защитить ребенка с помощью имени
  28. Прозвище — признак индивидуальности
  29. Почему Добрыня — не обязательно добрый, и другие особенности славянских имен
  30. Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян

Что значат две косички

Многие века женщины на Руси носили только длинные волосы. И лишь в начале прошлого века, когда повеяло эмансипацией, некоторые из них стали носить короткие стрижки. С чем же это связано? Дело в том, что волосы для русских всегда имели особый, сакральный смысл.

Значение кос

Все русские женщины, независимо от возраста и сословия, носили косы, и по ним можно было определить их статус. Так, девочкам с семи лет заплетали косу из трех прядей, символизировавшую триединство. У славян-язычников это были три мира – Явь, Правь и Навь, а у христиан – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Заплеталась коса строго по направлению позвоночника, так как наши предки считали, что именно через хребет человека наполняют жизненные силы.

Читайте также:  Повторное нарушение пдд что это значит

Незамужние девушки носили одну косу, в которую вплетали ленты и другие украшения. Замужние женщины должны были носить две косы, которые иногда укладывали на голове короной. Одна коса символизировала, что женщина вверяет себя Богу, вторая – мужу. Существовала также примета, что если замужняя женщина будет носить одну косу, она может овдоветь.

Замужние должны были закрывать косы кокошником или повойником. Фольклористы считают, что это делалось в защитных целях, чтобы женщина, входя в чужой род, не могла повредить ему своей магической силой, сосредоточенной в волосах. Таким образом в браке она становилась собственностью мужа.

Коса символизировала женскую честь. Даже просто дернуть девушку за косу считалось оскорблением. Оскорбительно для женщины было и сорвать с нее головной убор. А если кто-то отрезал у девушки или женщины волосы, то мог заплатить солидный штраф. Обрезать женщинам волосы разрешалось разве что при монашеском постриге, и то обычно ограничивались одной или несколькими прядями.

Иногда девушка или женщина самостоятельно обрезала себе волосы. Например, она могла сделать это в память о погибшем муже или женихе. Такой поступок указывал на глубокую скорбь и нежелание больше выходить замуж.

В каких случаях волосы девушке или женщине могли обрезать насильственно? Например, если она расставалась с невинностью до брака, если ее обвиняли в чем-то неблаговидном – скажем, в колдовстве. Обрезать косу могла и ревнивая соперница.

В отдельных регионах существовал обычай, когда девушке отрезали косу перед вступлением в брак, после чего она дарила ее суженому в знак того, что отныне вручает ему свою жизнь, а сама начинала отращивать новую. К тому же, девичья коса жены служила, по поверьям, оберегом от сглаза и несчастий. Воины часто брали ее с собой как талисман, отправляясь сражаться с половцами и печенегами. Зато враги, ворвавшись в поселение, нередко отрезали женщинам волосы – в знак их порабощения.

Читайте также:  Не выполнены условия спецтарифа ржд что это значит

В XV—XVI столетиях новгородское духовенство пыталось бороться с языческим обычаем бритья головы замужними женщинами.

Сила волос

Почему же женским волосам на Руси придавали такое значение? Российский этнограф Нина Ивановна Гаген-Торн полагает, что славяне издавна связывали женские волосы с идеей плодородия и половой силы, и приписывали им магические свойства.

Распускать волосы дозволялось во время языческих празднеств, например, праздника Ивана Купалы, когда необходимо было проявление этой самой силы. При родах женщины снимали головной убор и распускали волосы, считалось что это облегчает роды.

В Орловской губернии роженицы в критических ситуациях держали собственные волосы во рту. В Вятской губернии они глотали волосы, чтобы вышел послед. Хотя современные медики считают, что это действие просто вызывало рвоту, и таким образом удавалось добиться желаемого результата.

Также в Орловской губернии было принято перевязывать пуповину новорожденного прядью волос, срезанной с материнского виска – чтобы привязать ребенка к матери. В Сарапульском уезде Вятской губернии существовал еще и такой обычай: если у ребенка «зацветет» рот, мать должна обтереть его своими волосами.

Ритуал расчесывания

Расчесывание женских волос представляло собой целый ритуал. Считалось, что эта процедура поможет восстановить утраченные жизненные силы. Малышкам имели право расплетать косы и расчесывать волосы только родители.

Взрослые девушки или женщины либо расчесывались сами, либо позволяли это делать матери, сестре или другой близкой родственнице, в крайнем случае – своему мужу или избраннику. Необходимо было провести гребнем по волосам не менее сорока раз. Понятно, что при остриженных волосах ритуал не имел бы смысла.

«Проводники» жизненной энергии

Еще у древних славян существовало поверье, что остричь волосы означает забрать силу человека. Считалось, что такой человек уязвим для злых сил. Он может ослабнуть, заболеть, даже умереть.

Волосы использовались в приворотах, а если птицы вили из них гнездо, то это могло повлиять на состояние бывшего владельца волос. Чтобы избежать неприятностей, стриженые или оставшиеся от расчесывания волосы рекомендовалось сжечь в печи.

Суеверия современности

В наши дни сохранилось довольно много поверий и примет касательно волос. Так, нельзя остригать волосы самостоятельно, бросать состриженные или вычесанные волосы в воду, а также вообще их выбрасывать – нужно хранить их в надежном месте. Не рекомендуется стричь волосы беременным женщинам — в старину считалось, что тогда ребенок родится мертвым. Девушки или женщины должны стричься только по «женским» дням – в среду и пятницу, и делать это можно только на убывающей Луне. Все эти суеверия унаследованы нами от предков.

Источник

Косичка – не просто прическа: что могли рассказать косы о женщине на Руси

В течение длительного исторического периода самой популярной женской прической на Руси являлись косы. Украшением для них служили косник или лента для девушки и платок для замужних женщин. Но коса была не просто красивой прической.

Замужней две косы, незамужней — одна

Девушки, которые еще не были связаны брачными узами, должны были ходить с одной косой. Во время девичников подружки плакали и завидовали, переплетая будущей жене две косы вместо одной. Замужняя женщина на Руси должна была носить именно две косы.

Чтобы можно было легко надеть головной убор, косы переплетали лентами или укладывали на голове короной. Когда женщина выходила замуж, ей запрещалось ходить с одной косой и носить кокошник.

Силы для жизни и потомства

Маленькие девочки на Руси носили косы из так называемых трех лучей. Они были символом триединства. Косу располагали именно вдоль спины, так как предки считали, что так она наполняла ребенка жизненной силой.

Именно поэтому после замужества женщине плели две косы. Одна коса давала питание ее жизни, а другая — ее будущим потомкам.

Значение косы

Коса на Руси — не просто прическа. Она могла поведать о девушке много личного. Например, если у нее была одна коса, то она считалась девушкой, у которой нет жениха. Если она вплетала в косу ленту, то окружающие понимали, что она теперь девушка на выданье. Кандидат в мужья должен был срочно посылать сватов.

Как только в косе появлялись две вплетенные от ее центра ленты, значит, все остальные женихи опоздали — у девушки появился суженый. При чем не просто возлюбленный, а жених. Две ленты были также символом полученного от родителей благословения на свадьбу.

Особые ритуалы

Расчесывать волосы было своеобразным ритуалом. Ведь во время этого действия руки прикасались к человеческой энергии жизни. Чтобы восстановить жизненные силы, потраченные за день, необходимо было расчесать волосы гребешком не менее пяти десятков раз. Ребенку могли причесывать волосики только его мать и отец.

Косы была для женщин таким же знаменованием чести, как борода у мужчин. Оскорблением для девушки считалось даже просто дергание за косу.

Перемены в жизни

В старину хорошо знали о том, что стрижка волос может в корне поменять жизнь. До современных дней многие верят в примету о том, что не рекомендуется стричь волосы женщине в положении.

Поэтому, как правило, добровольно соглашались на отрезание косы только женщины, которые находились в сильном потрясении души. Например, во время пострига в монашки.

Женский обман

Если девичья коса была такой же толщины, как рука, то она считалась просто эталоном красоты. Волосы, сверкающие блеском и силой, говорили о здоровье и силе будущей супруги.

Девушки, которые не обладали длинными и толстыми косами, прибегали к небольшой хитрости, вплетая в волосы щетинки из конского хвоста. Ведь выйти замуж хотели все.

Источник

Что значит коса для русской женщины?

Николай Малышев; Владимир Смирнов/TASS

Увидеть на голове русской женщины короткую стрижку еще какое-то столетие назад было практически невозможно. С распущенными волосами ходить в обществе тоже было не принято — сегодня это можно сравнить с появлением в офисе в ночной рубашке. Женщины всех возрастов носили длинные волосы, заплетенные в косы.

Косы — это статус

Одна из самых простых на первый взгляд причесок — длинная коса — имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.

А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других — сам жених, в третьих — подружки.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Серпуховский историко-художественный музей

Так как семейный статус обязывал женщину всегда покрывать голову, то обе косы укладывались в хитрую прическу под головной убор. И никто кроме семьи не мог видеть ее волос. Если замуж женщина не выходила (такие случаи, разумеется, тоже были), то так до самой старости и носила одну косу.

Коса для женщины — как борода для мужчины

Коса для женщины считалась символом чести, как и борода для мужчины: дернуть за косу считалось большим оскорблением. На Руси насильственное обрезание косы у крестьянки было наказанием за серьезные проступки — прелюбодеяние, например. И наказание определял крестьянский суд.

При этом девушка могла сама обрезать косу в знак скорби, если у нее погибал жених. Так она выражала окружающим свое нежелание выходить замуж. В некоторых регионах существовал обычай дарения косы: девушка дарила ее будущему мужу, как бы отдавая свою жизнь в его руки. Если на деревню нападали враги, муж мог взять на бой косу жены как оберег.

Вся сила в волосах

У славян было довольно много поверий, связанных с волосами. Главным образом, они считали, что в них находится жизненная сила, а потому обращаться с волосами нужно бережно.

Маленьких детей не стригли до определенного возраста (где-то это было 3 года, где-то даже 5) и старались не расчесывать. А обряд первой стрижки был одним из главных событий в жизни молодого славянина.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Девочки с ранних лет учились ухаживать за своими волосами и доверяли расчесывать себя и заплетать косы только близким людям. Чем толще коса (лучше до пояса и толщиною в руку), тем завиднее была невеста. Девушки старательно расчесывали волосы по вечерам, восстанавливая потраченную за день энергию. Заплетая косу, можно было читать заговоры на любовь или от сглаза.

Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.

Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство — их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Распущенные волосы было носить не только неприлично, но еще и опасно — ведь девушка могла подвергнуться негативному воздействию злых сил. Правда, на языческий праздник Ивана Купалы девушки могли распускать волосы, и именно для “контакта” с миром духов.

Ведьм славяне также представляли с распущенными волосами — от русалок до Бабы Яги.

Кадр из фильма «Вий».

Константин Ершов, Георгий Кропачев/Мосфильм, 1967

Источник

Почему славянские девушки заплетали волосы в косы?

Как определить, свободна девушка или у нее уже есть жених? Просто посмотрите на ее прическу.

Увидеть на голове русской женщины короткую стрижку еще какое-то столетие назад было практически невозможно. С распущенными волосами ходить в обществе тоже было не принято — сегодня это можно сравнить с появлением в офисе в ночной рубашке. Женщины всех возрастов носили длинные волосы, заплетенные в косы.

Косы — это статус

Одна из самых простых на первый взгляд причесок — длинная коса — имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених — Альберт Дзен/TASS

Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.

А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других — сам жених, в третьих — подружки.

Константин Маковский. Под венец. 1890 — Серпуховский историко-художественный музей

Так как семейный статус обязывал женщину всегда покрывать голову, то обе косы укладывались в хитрую прическу под головной убор. И никто кроме семьи не мог видеть ее волос. Если замуж женщина не выходила (такие случаи, разумеется, тоже были), то так до самой старости и носила одну косу.

Коса для женщины — как борода для мужчины

Коса для женщины считалась символом чести, как и борода для мужчины: дернуть за косу считалось большим оскорблением. На Руси насильственное обрезание косы у крестьянки было наказанием за серьезные проступки — прелюбодеяние, например. И наказание определял крестьянский суд.

При этом девушка могла сама обрезать косу в знак скорби, если у нее погибал жених. Так она выражала окружающим свое нежелание выходить замуж. В некоторых регионах существовал обычай дарения косы: девушка дарила ее будущему мужу, как бы отдавая свою жизнь в его руки. Если на деревню нападали враги, муж мог взять на бой косу жены как оберег.

Вся сила в волосах

У славян было довольно много поверий, связанных с волосами. Главным образом, они считали, что в них находится жизненная сила, а потому обращаться с волосами нужно бережно.

Маленьких детей не стригли до определенного возраста (где-то это было 3 года, где-то даже 5) и старались не расчесывать. А обряд первой стрижки был одним из главных событий в жизни молодого славянина.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 — Национальный художественный музей Республики Беларусь

Девочки с ранних лет учились ухаживать за своими волосами и доверяли расчесывать себя и заплетать косы только близким людям. Чем толще коса (лучше до пояса и толщиною в руку), тем завиднее была невеста. Девушки старательно расчесывали волосы по вечерам, восстанавливая потраченную за день энергию. Заплетая косу, можно было читать заговоры на любовь или от сглаза.

Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.

Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство — их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.

Девушки во время праздника Ивана Купалы — Александр Полегенько/Sputnik

Распущенные волосы было носить не только неприлично, но еще и опасно — ведь девушка могла подвергнуться негативному воздействию злых сил. Правда, на языческий праздник Ивана Купалы девушки могли распускать волосы, и именно для “контакта” с миром духов.

Ведьм славяне также представляли с распущенными волосами — от русалок до Бабы Яги.

Кадр из фильма «Вий» — Константин Ершов, Георгий Кропачев/Мосфильм, 1967

Материалы по теме

А вот ещё:

Происхождение и значение славянских имен

В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. Мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние времена, хотим, чтоб благозвучное имя еще и стало оберегом. Так какие же имена встречаются в наших летописях и берестяных грамотах, что означают и что могут рассказать об обычаях и мировоззрении предков?

Сегодня постараемся приоткрыть завесу тайны этой части славянской культуры.

Какие из имен имеют славянское происхождение

Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua

Конечно же в основе славянских имен лежат и славянские корни. Читая летописи, историки часто встречают имена с корнями -миро-, -свято-, -слав-, -рад-, -стани-, -вяче-, -волод-, -миро-, -люб-, -нег- и другие. Так как в большинстве они употребляются нами и в повседневной жизни, поэтому мы на уровне врожденной интуиции понимаем смысл древних имен. К примеру, Людмила означает «милая людям», а Богдан — «данный богом». Любопытно, что такие однокоренные имена до сих пор сохранились у разных славянских народов. Например, в странах Западной Европы популярно имя Воислав (вой+слав=славный воин), наш же русский мореплаватель и географ 19 века Римский-Корсаков носил имя Воин.

Но были и некоторые предпочтения в традициях имен на разных славянских территориях. Для русских людей предпочтительными оказались имена с корнями -волод- и -влад-, такие как Всеволод и Владимир. А вот сербам больше нравятся имена с корнем -мил-: Милава, Милош, Милица, Милодух, Милодан.

Традиции княжеских имен

Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org

Ребенку, появившемуся в княжеской семье, и имя следовало выбирать исключительно благозвучное. Поэтому нам известны древние правители с традиционно «престижными» и «положительными» именами: в хрониках мы встречаем Владимира, Всеволода, Ярослава, Вячеслава. Также традиции предписывали для наследников правящей династии использовать в именах общий корень. К примеру, сыновей князя новгородского и киевского Ярослава Мудрого звали Изяслав, Святослав, Вячеслав.

А вот его внук и сын киевского князя Изяслава Святополк хоть и не унаследовал княжеского имени (поговаривают, что он был незаконнорожденным), но в именах своих детей не забыл учесть «наследственный высокий корень», и они получили имена Сбыслава, Изъяслав, Предслава, Ярослав, Мстислав и Брячислав.

Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.

Еще одной любопытной традицией, дошедшей до наших дней, является преемственность имен в одной семье. Назвать малыша в честь дедушки или бабушки — это не только дань уважения предкам, но и отголоски древней веры в способность переселения душ. Ребенку желали лишь счастья, поэтому и называли его именем родственника полагая, что все хорошие качества предка передадутся представителю нового поколения.

Как защитить ребенка с помощью имени

Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru

Как на Руси, так и во многих других культурах давать при рождении ребёнку сразу несколько имён считалось обязательным. Логика проста: на людях используется одно имя в то время как остальные остаются в тайне. Соответственно, злые силы его не знают и не могут навредить. Но порой желание ввести в заблуждение духов становилось по современным меркам несколько странноватым. Так, малыша могли назвать Нелюб, Некрас, Грязной, Упырь, Бессон, Невзор.

То есть ребенок получал имя в честь какого-то изъяна, хотя в реальности мог и не обладать им. Древним славянам казалось, что с таким «испорченным» человеком вредоносные сущности не станут связываться. У филологов даже есть термин к таким именам — профилактические. Со временем от них образовались фамилии, и сейчас можно встретить Некрасовых, Бессоновых и Грязновых. Так что такая фамилия — не показатель ущербности предков, а своеобразный оберег.

Еще один вариант показать злым духам, что этого малыша не стоит трогать — это сделать вид, что ребенок не принадлежит этому роду-племени. Новорожденные получали имена Подкидыш, Приемыш, Найден, Неждан, Ненаш. Таким образом родители верили, что пущенные по ложному следу недобрые силы не смогут сделать ничего дурного ребенку. Интересно, современные папы и мамы стали бы использовать такие способы защиты от сглаза и порчи?

Особое место в славянском именослове занимали имена, образованные от тотемных животных. В древности верили, что малыш, имеющий такое имя, впитает в себя достоинства покровителя племени, ведь дикие звери в их понятиях обладали мистическими способностями. Так, медведь всегда ассоциировался с небывалой силой, волка наделяли ловкостью, смелостью и преданностью товарищам. И даже заяц могли «дать» имена детям, ведь он был символом быстроты, изворотливости и плодородия. Еще одним доводом в пользу имени-тотема была вера, что хищник не нападает на малыша, который «с ним одной крови». Так что и сейчас в Сербии можно встретить человека с именем Вук (Волк).

Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.

В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.

Прозвище — признак индивидуальности

Царь Василий II — Темный. Источник фото:facenewss.ru

Если сейчас наличие прозвища обычно является чем-то обидным, то у древних славян особенной разницы между именем и прозвищем не было. Второе имя, указывающее на какую-либо индивидуальность владельца, обычно давалось по мере роста ребенка и использовалось наравне с нареченным при рождении.

В нем заключался особый смысл: по прозвищу можно было легко понять, о каком человеке идет речь, какими чертами характера или внешности он обладает. Например, в истории много князей с именем Всеволод. Но вот когда в летописях сказано о Всеволоде Большое гнездо, то сразу становится понятно, что это великий владимирский правитель, сын Юрия Долгорукого (отличного воина, «собирателя земель»), который имел восемь сыновей и четырех дочерей. Мудрый, Боголюбский, Вещий, Красно Солнышко, Грозный, Невский, Донской и т.д. — все это мужественные и величавые прозвища древнерусских князей.

Однако были и не такие «доблестные» прозвища. Например, шаловливого малыша могли и впоследствии называть Прокуда, полненького — Квашней, с дефектами речи — Шевкуном, а ребенок с большой головой мог вполне стать на всю жизнь Голованом. Не думайте, что высокородные князья избегали обидных прозвищ. Так, царя Василия II называли Темным — в конце жизни ему пришлось жестоко бороться за власть с еще одним Василием — Косым. А Ивана III, как утверждает историк Карамзин, в народе величали Мучителем.

Часто прозвище указывало на род занятий. Например, дед Щукарь из рассказа Михаила Шолохова наверняка был рыбаком. Карась, Лещ, Сом — еще одни имена-прозвища.

Почему Добрыня — не обязательно добрый, и другие особенности славянских имен

Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru

В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).

Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.

Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян

Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru

Интеграция в европейскую культуру, которая произошла с приходом христианства, принесла и изменения в моде на имена. Так, получили распространение многие греческие, еврейские и римские имена. Стали популярны Василий, Юрий (Георгий), Александр, Петр и другие имена.

Некоторые обрели русский перевод — греческое Фотиния трансформировалось в «свет земли» — Светлану. Сейчас из древнеславянских имен наиболее часто используются лишь некоторые, и то в большей части это имена князей. А все потому, что на смену славянскому именослову пришел святцеслов — православный календарь, где каждый день года посвящен памяти того или иного святого. Поэтому туда попали лишь имена канонизированных славянских правителей.

Источник

Оцените статью