Что учитель значит для нашего будущего
Как обычно, в начале октября мы отметили День учителя. По традиции сказали теплые слова: кто-то просто так, кто-то искренне. И потекли дни дальше своей чередой. Теперь об учителях можно будет вспомнить, когда прозвенят последние звонки, либо если вдруг возникнет медийный повод. Учителя тоже вернутся к своей рутине, беспощадно изматывающей к концу года.
Меня в многоголосице поздравлений как-то по-особому задели слова А.И. Адамского, который рискнул стать прогнозистом, предположив, что профессия учителя скоро превратится из массовой в элитную, дорогую, почетную.
По сути, эти слова обозначают принципиально иной вектор развития не только учительской профессии, но и образования вообще. Будущее, о котором написал Александр Изотович, превратит образование в очень технологический процесс, доступный для всех благодаря снижению человеческого фактора, развитию новых способов гарантированного качественного обучения. Парадокс? Почему же тогда профессия учителя станет элитной, тем более что со второй половины XX века усилия были направлены на массовизацию этой профессии, снижению рисков некачественного преподавания, развитию различных сервисов, повышающих квалификацию учителя?
Для ответа на этот вопрос приведу пример из своей практики.
…Недавно на занятии с магистрантами образовательной программы «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ мы вели с ребятами разговор о том, что для каждого из них является исследовательским интересом или что может стать темой их проектов. И в какой-то момент почувствовал, что впервые за всю свою профессиональную жизнь сталкиваюсь с ситуацией, когда речь идет о том, в чем я не разбираюсь и по поводу чего мне трудно компетентно высказываться. Термины Game Jam и Hackathon[1], за которыми – целый социокультурный пласт, не находятся в моем актуальном словаре. Но сегодня для подростков и сами эти термины, и та деятельность, которую они обозначают, не просто вполне понятны, они формируют их культуру, становятся частью инструментария для получения ими образования. Более того, именно такая деятельность, во многом непонятная большинству взрослых, и в том числе педагогам или родителям, уже определяет контуры социального настоящего и будущего, а, значит, требования к необходимым навыкам: действиям в условиях высокой неопределенности; готовности к решению задач со множеством неизвестных, умению быстрой кооперации с малознакомыми людьми для совместного решения сложных проблем или проектирования; мобилизации разнообразных навыков и умений применить знания из разных областей наук в условиях ограниченного времени.
Учит ли школа сегодня этому? Понимаем ли мы, что тот разрыв в понимании мира, способах его познания и, главное, в целевых установках, который наметился между молодыми людьми и людьми более старшего поколения, увеличивается, причем не только за счет быстрого технологического развития и гораздо более быстрой адаптивности к такому развитию подростков и молодежи, но и за счет неготовности осознать это и изменить сам характер и принципы образования большинства педагогов. Образовательный процесс обедняется очень узким характером постановки целей и задач, направленных на по-прежнему репродуктивное усвоение информации, которую кто-то по наивности полагает необходимым запихнуть в единый учебник, в единые списки произведений, в единый перечень фактов, которые нужно знать. И даже ответить на вопрос молодых людей: а почему именно это им нужно знать, а не что-то иное, мы нередко можем только нарративно, подразумевая, что наш ответ должен быть априори принят на веру. В этой связи трудно поверить в искренность тех педагогов, которые говорят о важности развития критического и творческого мышления. Слушая, как студенты говорят о проекте Game Jam для образовательных игр и о том, что очень трудно найти людей именно из сферы образования, которые могли бы понять предлагаемый проект, поддержать его, я поймал себя на мысли, как неожиданно быстро сам перехожу в категорию отстающих. И если еще недавно я с улыбкой воспринимал тех, кто как огня боится ноутбука, смартфона или интернета, то теперь есть опасность пополнить ряды тех, о ком тоже могут думать снисходительно.
Пожалуй, в контексте этого примера я понимаю, о какой грядущей элитарности профессии говорит А.И. Адамский. Видимо, дальше функции подателя информации и даже тестера, проверяющего успешность результатов освоения новых знаний или умений, будут успешно переданы искусственному интеллекту. И в этой связи, возможно, сама функция школы как института станет принципиально иной. Если школа не сможет найти способы ответить на все более агрессивные вызовы внешней среды, ей придется уступить место другим формальным и неформальным институтам. Уже сегодня видны как минимум две тенденции.
Первая – это все более возрастающая роль дополнительного образования, которое нередко совсем не уступает основному, поскольку оно более гибкое, менее регламентированное, быстрее подстраивается под требования и желания родителей и детей, предлагая индивидуальные траектории, формирующие столь важные навыки, которые жизненно необходимы не только в будущем, но и в настоящем.
Вторая – это постепенное увеличение ухода выпускников 9-х классов из школы в техникумы, колледжи. И это связано не только со стремлением избежать сдачи ЕГЭ. Все чаще эти ребята говорят о том, что в старшей школе учиться неинтересно, что в ней идет натаскивание к выпускному экзамену, а это можно делать и с репетитором без необходимости потратить два года в школе. Зато в системе СПО можно успеть получить навыки полезной профессии или специальности.
Эти тенденции показывают, насколько возрастает запрос на индивидуальный образовательный маршрут. И если до сих пор развитие образования шло по пути универсализации и унификации, поиска тех педагогических инструментов, которые снизят риск учительской ошибки, увеличат доступ любого ученика из любой школы к качественному образованию, под которым понимался определенный единый стандарт – пакет знаний, дальше будет усиливаться роль тех подходов, которые будут поддерживать индивидуализацию в условиях все более возрастающей неопределенности. Учитель, в арсенале которого только средства трансляции материала единого учебника, станет ненужным. Но это вовсе не означает, что потребность в настоящем учителе исчезнет. Наоборот, она будет только возрастать. Только настоящий учитель – это тот, кто сумеет наладить языковой и культурный канал, будучи способным говорить на языке, на котором говорят подростки, который они понимают и в котором они выстраивают свои маршруты, и на языке, на котором созданы культурные образцы прошлого и настоящего и которые важно передать молодым людям. Настоящий учитель тот, который сможет это делать, не просто заставляя принять на веру важность такой передачи, но доступно и убедительно показывая и объясняя значение и ценность каждого образца и каждого действия. Настоящий учитель тот, кто будет понимать сигналы, идущие от учеников, и уважать их выбор, отвечая на это как равный. Наконец, настоящий учитель сможет направить свои усилия на передачу тех навыков, которые будут полезны и важны для быстро появляющихся новых видов грамотности и активности. И это все сделает профессию учителя все более сложной и элитной в будущем. К такому учителю будет непросто попасть, поскольку он – не про стандартный обязательный набор знаний и навыков, он не должен будет работать с большой нагрузкой, выматывающей его и его учеников.
И я могу тут только присоединиться к сказанному Александром Изотовичем Адамским, говорящим об образовании через 30 лет. Хотя возможно, что он ошибся, и это будущее случится еще раньше.
[1] Для тех, кто, как и я, столкнулся с этими терминами впервые, поясню, что Game Jam – это своего рода соревнование разработчиков игр в течение короткого промежутка времени, hackathon – это форум, площадка разработчиков, на которой разработчики программного обеспечения из различных областей совместно решают какую-то проблему или ведут совместную разработку. Кстати, термин hackathon – вполне вошедший в обиход уже не только для программистов. Так, на днях «Международный Мемориал» проводил медиахакатон, посвященный разработке проектов на базе материалов «Мемориала» по теме «большого террора».
Источник
Эссе на тему «Учитель будущего… Кто он?»
Учитель будущего, кто он? Этот вопрос занимает сейчас умы многих людей и государственных мужей, и обычных рядовых граждан. И ведь, действительно, от этого вопроса зависит многое: учитель, по большому счету, — это тактика и стратегия образовательного и воспитательного процессов. Не выполняет учитель свою миссию – нарушается данные тактика и стратегия, а это уже угроза для государства, ведь воспитывает учитель будущее поколение.
Так каким же должен быть учитель будущего? Прежде всего учитель-это личность. Это разносторонне развитый человек, который всегда и всему учится, не останавливается в своем развитии. Он многое умеет, за ним идут дети. Учитель должен формировать мировоззрение своих воспитанников своими поступками, мыслями, действиями; развивать их мышление; воспитывать характер. Будучи сам личностью, он должен видеть личность в ученике.
Учитель будущего – это профессионал в своем деле, любящий свой предмет. Он передает свои знания ученикам, но при этом не только рассказывает и показывает, но и привлекает учеников к поисковой и исследовательской деятельности, учит их добывать знания и обязательно использовать их в своей практике, чтобы они были востребованы. Учитель будущего- это организатор учебного процесса.
Но нельзя забывать о воспитательной миссии учителя. Она главная в его жизни. Вспоминается радиопередача, где ведущий считал учителя всего лишь урокодателем и сравнивал его с официантом, подающим кофе. Такое отношение к профессии учителя недопустимо. Во все времена воспитательная миссия учителя была на первом месте. Он – пример для учеников и в нравственных отношениях, и в духовном развитии. Недаром говорили: «Учитель – это образ жизни». Учитель – это неравнодушие и чуткость, внимание и понимание, сдержанность и тактичность к своим ученикам, стремление им помочь в трудных ситуациях.
Учитель будущего – это современник своих учеников. Он, как никто другой, понимает их мировоззрение, их отношение к жизни, решает их проблемы. Но он также понимает и родителей своих воспитанников. И только он поможет разрешить конфликт отцов и детей. Он психолог, социолог, наставник, старший друг, помощник, репетитор. И в целом учитель –универсальный человек. Он ориентируется в реалиях жизни, владеет нужной информацией и умеет все это передать ученикам.
И главное для учителя будущего – это любовь к детям. Тут надо внимательнее присматриваться к абитуриентам, чтобы не было ошибки.
Учитель будущего должен знать все педагогические теории и применять их на практике, соединив в своих приемах и методах принципиальность Макаренко, доброту Амонашвили и самопожертвование Корчака. И все это во имя детей.
О зарплате учителя будущего следует сказать особо. Она должна быть достойной, чтобы дать учителю финансовую независимость и возможность творить.
Василий Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И соответственно возникает фотографическая картина: учитель в центре, и окружают его ученики. Учитель – это тот факел, который «светит для учеников «везде, всегда» и «сердце свое отдает детям.
Источник
Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя
Geek Teachers — образовательный проект, основная цель которого заключается в помощи учителям в освоении новых образовательных технологий и цифровых инструментов. Среди инициатив проекта — просветительские фестивали Geek Teachers Fest, курсы «Школа проектов» и «Школа спикеров», шоу «Кабинет на прокачку», а также мастер-классы о новых технологиях в образовании.
Когда пытаешься представить, как будет выглядеть типичный урок в школе будущего, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы или роботов из серии фильмов «Звездные войны». Кажется, что учитель будущего будет в совершенстве знать, что такое Big Data, с легкостью управлять «умным» пространством и принимать звонки на наручные часы. Велик соблазн придать нашему учителю характерные черты самых смелых героев научной фантастики.
Но не стоит забывать, что главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле.
Ниже — семь правил, которых стоит придерживаться педагогам, чтобы уже сейчас идти в ногу со временем. Итак, учитель будущего…
1. Осознанно использует технологии
Технологии для него привычны и не вызывают страх. Он не испытывает стресс от того, что нужно переустановить систему на ноутбуке или его нужно очистить от компьютерных вирусов. Он знает, что такое облачные технологии и может их использовать в своей жизни — как рабочей, так и личной. Он знает, как устанавливать программы на телефоне и понимает, как с их помощью сделать собственную жизнь проще.
Учитель, который использует телефон только для WhatsApp и простых игр, не может критически высказываться в сторону Интернета и мобильных устройств на уроке. Здесь твердое правило: изучи, а потом критикуй.
2. Следит за здоровьем и находит время для отдыха
«Вышла на работу больная, чуть в обморок не упала. Дома поболеть не имею права, нужно тетради проверять, журнал заполнять, да еще и на комиссию по ЕГЭ успеть».
Представили типичного педагога, произносящего подобную фразу? Она не характерна для учителя будущего.
Если человек выходит больным на работу, это не значит, что он хорошо работает. Наоборот, он тратит свои физические и эмоциональные ресурсы, забывает о собственном здоровье, и, конечно, подвергает риску заражения детей и коллег.
Реально ли плодотворно и интересно вести уроки в состоянии острой нехватки сна или температуры под сорок градусов? Кажется, нет. Добиться хорошего состояния здоровья без соблюдения правильного баланса между работой и отдыхом невозможно.
Учитель будущего умеет отдыхать: за пределами школьных стен он проводит время с близкими, не забывает про семейные ужины, выбирается на пикник с друзьями, знает о новинках кинопроката и громких театральных премьерах.
Такой учитель помнит, что накопленная усталость приводит к выгоранию, и знает разные способы восстановления жизненных сил. Для кого-то этим способом окажется просмотр «вирусных» видео на Youtube, а для кого-то поход в пиццерию с друзьями, и здесь нельзя винить себя за прокрастинацию и пустую трату времени.
3. Увлекается чем-то, помимо работы
Из предыдущего пункта вытекает следующий: у педагога будущего есть хобби. В свободное время он печет торты или ходит в походы с палаткой, пишет художественные рассказы или играет в компьютерные игры. Любое из них помогает как развиваться, так и расслабляться и переключаться.
Освободить время для любимых занятий не так сложно, как кажется. Достаточно воспользоваться технологиями, облегчающими жизнь учителя. Например, использовать приложения для автоматической проверки контрольных или надиктовать голосовым сообщением ответ по работе.
Если учитель тратит меньше времени на рутину, у него остаются силы на разработку квестов и командных заданий, внедрение новых форматов уроков и домашних упражнений, развитие собственных навыков и компетенций.
Алексей Минченко, учитель географии
Помимо работы у меня есть несколько увлечений, к которым я пришел, в том числе, и когда уже стал учителем. И эти увлечения помогают заслужить авторитет у школьников. Например, много ли у вас знакомых учителей, которые занимаются сапсерфингом и готовы в декабре пройтись на доске по Неве?
Еще я люблю консольные игры: погружаясь в другой мир, можно испытать эмоции, которые не свойственны тебе в обычной жизни, построить свое государство или стать бандитом на Диком Западе.
Также в конце полугодия мы с классом устраиваем танцевальный марафон в Just dance (это интерактивная игра, где нужно повторять движения за танцором).
4. Развивает «гибкие навыки»
Учитель будущего понимает важность знания своего предмета, усидчивости и упорства. Но он должен также иметь навыки работы в команде и контролировать эмоции. Без общения в современном мире уже не обойтись, а работа в школе — это непрерывное общение: с учениками и родителями, коллегами и администрацией.
Хочешь получить новую должность? Тебе нужно произвести впечатление на работодателя. Для собственного проекта нужна команда? Без грамотной коммуникации даже лучшую идею ждет провал. Для получения гранта или другой материальной поддержки важно правильно и четко рассказать о своем замысле.
Кроме этого, учитель будущего:
- Прислушивается к мненияю учеников и коллег. Подвергая сомнению чужую идею, наш герой не просто опровергает ее, но аргументирует свою позицию или предлагает альтернативные пути решения.
- Не осуждает окружающих за поступки. Он понимает, что у каждого человека есть свои причины совершить то или иное действие.
- Не осуждает учеников за розовые волосы, проколотый нос или татуировку. Эксперименты с внешним видом — личное решение каждого человека, и учителю не стоит в него вмешиваться.
5. Знает свои права
В школах часто встречается печальная практика — администрация просит учителя бесплатно поприсутствовать на ЕГЭ, провести мероприятие после окончания рабочего дня, выйти на работу в свой выходной или взять дополнительный кружок. Часто учитель не может уйти на больничный, уехать по семейным делам или даже взять отгул на один день из-за резкой смены рабочего графика или опасаясь осуждения коллег.
Такие ситуации могут происходить из-за того, что учителя не читают трудовые договоры, не знают свои права, не подвергают критическому осмыслению слова администрации.
Учитель будущего внимательно изучает всю документацию, защищает свои права — самостоятельно или при помощи юристов, критически мыслит и всегда подвергает сомнению любое авторитетное мнение. А еще он знает, где достать нужную информацию — будь то профильные группы в социальных сетях, онлайн-консультации или специализированные статьи.
6. Финансово грамотен
Педагог будущего понимает, насколько важна финансовая грамотность. Он критически подходит к ненужным банковским предложениям, не попадается на уловки мошенников, знает, куда уходят его деньги и как работают кредиты и ипотеки. Он понимает, что такое инвестирование и как выбирать выгодный кэшбек.
И, самое важное, он транслирует свои знания ученикам — объясняет, почему не стыдно говорить о деньгах, и на своем примере показывает, как обезопасить себя и свое имущество.
7. Знает, как заработать
Если размер зарплаты оставляет желать лучшего, учитель будущего находит альтернативные виды заработка. Разработка онлайн-курса, организация конференции, ведение собственного блога, написание статей, съемки лекций по компьютерной грамотности или создание научно-популярного кружка — вариантов могут быть десятки и сотни.
Учитель будущего не боится денег и понимает, что за сделанную работу не зазорно получить адекватное вознаграждение. Наш герой не верстает ночами чужие презентации, забывая о сне и надеясь на простое социальное одобрение. Он четко понимает, что тратит время собственного отдыха, и просит за него не только уважительного отношения, но и оплаты.
Тимур Гуев, учитель математики и информатики (Новая школа)
Человеку, который горит своим делом, крайне тяжело брать за него деньги, и это факт. Именно в связи с этим многие художники и артисты нанимают специальных людей, которые абсолютно беспристрастно продают талант и способности своих подопечных. Учителя таких возможностей, к сожалению, лишены.
Понимание того, что учитель может достойно зарабатывать, пришло ко мне не сразу. Потребовалось около пяти лет. Ты работаешь за «спасибо», и тебе кажется, что это норма. Ты не отказываешь знакомым и коллегам на просьбы.
Но в какой-то момент ты начинаешь понимать, что при таком подходе твое развитие останавливается, поскольку тебе не хватает ресурсов: времени, денег, отдыха, в конце концов. Ты начинаешь потихоньку перегорать.
Источник