- Уровни квалификации в профессиональных стандартах
- urovni_kvalifikacii_v_professionalnyh_standartah.jpg
- Похожие публикации
- Что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте
- Основные уровни квалификации в профстандартах
- Уровни квалификации в профессиональных стандартах
- Анализ уровней квалификации
- Подуровни профессиональных стандартов
- Изменение трудового законодательства в области профстандартов
- Должности с обязательными квалификационными требованиями
- Практическое применение уровней квалификации
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
urovni_kvalifikacii_v_professionalnyh_standartah.jpg
Похожие публикации
Общие уровни квалификации в профессиональных стандартах содержатся в отдельном документе – Приказе Минтруда России № 148н от 12.04.2013. Под квалификацией сотрудника подразумеваются его профессиональные знания, умения, приобретенные трудовые навыки и опыт работы. Чем выше уровень данных характеристик, тем более производителен труд работника. Квалификация показывает, насколько сложную работу он способен выполнять. По-другому ее можно определить, как уровень (степень) профессионального мастерства
Что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте
При определении квалификации работника учитывается:
объем его профессиональных знаний;
стаж работы по определенной специальности (опыт работы);
уровень ответственности и полномочий.
В Приказе Минтруда № 148н квалификационная градация представлена в общем виде, то есть без учета особенностей отдельных профессий. Детально уровни квалификации прописываются в отраслевых и иных профстандартах, посвященных определенным видам деятельности – медицинской, образовательной, адвокатской и т.д. При их разработке квалификационные уровни, утвержденные Минтрудом, учитываются как минимальные требования к профессиональной «годности» работников. При необходимости или по желанию работодателя они могут быть повышены или уточнены.
Для детализации требований к мастерству сотрудника нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Например, квалификационные подуровни встречаются в Профессиональном стандарте педагогов профобучения (Приказ Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015):
подуровень 7.2 – преподавание учебных дисциплин будущим бакалаврам, магистрам, специалистам;
подуровень 7.3 – профессиональная поддержка студентов, участвующих в исследовательской или проектной деятельности;
подуровень 8.1. – разработка научно-методических материалов (учебных пособий) по соответствующим курсам.
Все они относятся к трудовым функциям 8-го уровня квалификации, которые определены как преподавание по программам бакалавриата / специалитета / магистратуры или дополнительного образования.
Основные уровни квалификации в профстандартах
Все уровни квалификации определенных профессий в рамках статьи рассмотреть невозможно. Поэтому в таблице они представлены в общем виде, исходя из содержания вышеупомянутого Приказа Минтруда № 148н:
Квалификационный уровень
Профессиональные показатели
1 уровень квалификации
Сотрудник несет индивидуальную ответственность, работает под руководством более квалифицированного персонала. Требования к образованию минимальны, иногда достаточно проведенного инструктажа. Выполняются стандартные операции.
2 уровень квалификации
Для выполнения работы необходимы специальные знания. Сотрудник также трудится под руководством и выполняет типовые операции, но способен выбрать способ действия – в пределах инструкции.
3 уровень квалификации
Выполняются стандартные задачи, но решения могут приниматься на основе наработанного опыта. Помимо него, требуются специальные знания (срок обучения – до 1-го года). Необходимо знание методик и технологий.
4 уровень квалификации
Работник должен иметь среднее профобразование по специальности. Он способен решать практические задачи и работать с информацией.
5 уровень квалификации
Уровень квалификации 5 в профессиональном стандарте присваивается специалистам среднего звена. Они могут принимать решения, самостоятельно искать нужную информацию, контролировать и оценивать деятельность подчиненных лиц. Ответственность за работу вверенного подразделения или группы работников.
6 уровень квалификации
Уровень квалификации 6 в профессиональном стандарте требует наличия высшего образования по программе бакалавриата. Сотрудник работает самостоятельно, ставит цели себе и подчиненным. Обеспечивает взаимодействие работников разных отделов. Отвечает за результаты деятельности – на уровне подразделения или компании.
7 уровень квалификации
Высшее образование – не ниже магистратуры / специалитета. Ответственность за результаты крупных отделов или предприятий, стратегическое планирование их деятельности. Разработка и внедрение новых методов работы. Участие в инновационной деятельности.
8 уровень квалификации
Умение решать исследовательские и проектные задачи, управлять производственными процессами и повышать их эффективность. Ответственность за деятельность большого предприятия или отрасли.
9 уровень квалификации
Образование – не ниже аспирантуры / ординатуры. Ответственность за результаты труда на общероссийском или международном уровне. Внесение значительного вклада в определенную сферу деятельности. Способность управлять крупными техносистемами. Генерация новых фундаментальных знаний.
Сотрудников, не имеющих достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, которая выявит их несоответствие занимаемой должности.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Источник
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Анализ уровней квалификации
Эта информация актуальна по состоянию на 2021 год.
Ознакомиться подробно с уровнями квалификации в первоисточнике, утвержденном приказом Минтруда № 148н, вы можете в системе Консультант Плюс по ссылке. Для перехода по ссылке может понадобиться доступ в систему — предлагаем подключить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:
- полномочия и ответственность;
- характер умений;
- характер знаний.
Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:
- инструктаж;
- образование определенного уровня по основным образовательным программам;
- дополнительное профессиональное образование;
- практический опыт.
Рассмотрим уровни квалификации подробнее:
- 1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.
- 2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
- 4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
- 6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.
- 7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
- 8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.
Таким образом, рассмотренные 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, можно разбить на 3 группы:
- наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью (1–3 , низкий уровень);
- деятельность специалистов (4–7, средний уровень);
- самые сложные обязанности руководителей (7–9, высокий уровень).
Подуровни профессиональных стандартов
Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. Для того чтобы детализировать требования к мастерству сотрудника, нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Подуровни квалификации обозначаются в формате x.x, в котором первый знак – это уровень квалификации, а второй знак через точку — подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Например, 6.1 — первый подуровень шестого уровня квалификации.
Изменение трудового законодательства в области профстандартов
Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.
ВАЖНО! С 01.07.2016 они обязательны, если данные требования будут установлены ТК РФ или иными нормативными актами (ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).
Однако данный закон не распространяется на должности, нахождение на которых не связано с получением льгот или наличием ограничений, а также требования к которым прямо не установлены законом.
Как не совершить ошибку, меняя уровень квалификации в должностных инструкциях под профессиональные стандарты? Экспертная статья в системе Консультант Плюс отвечает на этот вопрос.
Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.
Согласно положениям ст. 195.3 ТК РФ в случаях, когда профстандарты (в том числе характеристики квалификации) необязательны к применению, они берутся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых теми трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 обычным организациям, союзам работодателей, СРО дано необычное правомочие — возможность самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов.
Кроме того, с 01.01.2017 работодатель, если посчитает необходимым (при условии надлежащего оформления, согласно ст. 196 ТК РФ), за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации. Такой вариант установления квалификационного уровня работника предусмотрен новым ФЗ от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Должности с обязательными квалификационными требованиями
Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:
- педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
- медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
- летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
- адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
- аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
- государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
- муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
- судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).
Практическое применение уровней квалификации
Очевидно, что в силу своей правовой сущности уровни квалификации могут использоваться исключительно с целью разработки профессиональных стандартов.
Использованные же в профстандарте конкретные требования к уровню квалификации способны серьезно повлиять на кадровую политику и судьбу конкретного работника.
Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:
- наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
- отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
- признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).
Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.
Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Последний может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности разными способами, как то: инструктаж и тестирование кандидатов на вакантные должности, аттестация и повышение квалификации действующих сотрудников и др.
Таким образом, уровни квалификации — особый документ, предназначенный для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования, внесенные в действующий профстандарт, становятся обязательными. Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.
Источник