Лобное место
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое «Лобное место» в других словарях:
Лобное место — Лобное место … Википедия
Лобное место — Лобное место. Москва. Лобное место на , круглое (диаметром около 13 м) каменное возвышение с окружённой парапетом площадкой и лестницей. Впервые упоминается в летописях в 1547, было расположено против ворот , ставших официальным местом царских… … Москва (энциклопедия)
Лобное место — на Красной площади. ЛОБНОЕ МЕСТО, 1) возвышенность, холм, курган, сопка. 2) Крутой каменный помост с парапетом на Красной площади в Москве, построен в 1534 (в современном виде с 1786). С Лобного места в 16 17 вв. оглашались царские указы и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
лобное место — эшафот, плаха Словарь русских синонимов. лобное место сущ., кол во синонимов: 2 • плаха (8) • эшафот … Словарь синонимов
ЛОБНОЕ МЕСТО — 1) возвышенность, холм, курган, сопка.2) Круглый каменный помост с парапетом на Красной площади в Москве, построен в 1534 (в современном виде с 1786). С него в 16 17 вв. оглашались царские указы и распоряжения. В 16 18 вв. около лобного места на… … Большой Энциклопедический словарь
Лобное место — см. Голгофа … Библейская энциклопедия Брокгауза
Лобное место — ЛОБ 1, лба, о лбе, во (на) лбу, м. Верхняя лицевая часть черепа. Высокий л. (большой). Низкий л. (узкий). Открытый л. (большой и выпуклый). Ударить по лбу и по лбу. Пустить себе пулю в л. (застрелиться). Лбами сталкивать кого н. (также перен.:… … Толковый словарь Ожегова
лобное место — 1) возвышенность, холм, курган, сопка. 2) Круглый каменный помост с парапетом на Красной площади в Москве, построен в 1534 (в современном виде с 1786). С него в XVI XVII вв. оглашались царские указы и распоряжения. В XVI XVIII вв. около лобного… … Энциклопедический словарь
лобное место — (возвышенное) место казни Ср. А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. М.Ю. Лермонтов. Песня про Калашникова. 1837 г. Ср. По высокому месту лобному Палач весело похаживает. Там же. Ср. Schedelstätte =… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Лобное место — круглый каменный помост на Красной площади (См. Красная площадь) в Москве. Построено из кирпича, по видимому, в 30 х гг. 16 в.; впервые упомянуто в летописи в 1549. Служило своеобразной трибуной для объявления важнейших правительственных… … Большая советская энциклопедия
Источник
Лобное место
Ло́бное ме́сто — памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве, на Красной площади. Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой.
По поводу этимологии названия существуют самые различные версии. По одной из них, например, утверждается, что название Лобного места возникло от того, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы». В других источниках утверждается, что «Лобное место» является славянским переводом с греческого — «Краниево место» или с еврейского — «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). Третья версия: слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский Спуск, в начале которого находится Лобное место, в Средние века назывался «лбом» (распространённое название крутых спусков к реке в средневековой России). [источник не указан 416 дней]
Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV—XIX веках. Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту, указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта. Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. В летописи оно впервые упоминается в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.
Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был помост из кирпича; в 1597—1598 годах перестроено в камне [1] ; по описям XVII в. он имел деревянную решётку, а также навес или шатер на столбах. В 1753 году Лобное место ремонтировал Д. В. Ухтомский. [1] В 1786 году Лобное место было несколько смещено в восточном направлении и перестроено по проекту Матвея Казакова по прежнему плану из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый помост его окружен каменными перилами: в западной части — вход с железной решёткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку. Наибольшее значение для московского населения Л. место имело в допетровское время. Издревле и вплоть до революции крестные ходы останавливались около него, и с его вершины архиерей осенял народ крёстным знамением. Во время «Входа в Иерусалим» патриарх с духовенством восходил на Лобное место, раздавал освящённые вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле, ведомом царем. Поныне около Л. места продаются вербы и устраиваются гулянья. С 1550 году Лобное место нередко называлось в актах «Царевым» как царский трибунал, царская кафедра. До Петра I на нём объявлялись народу важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum. Польские послы 1671 году сообщают, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. С Лобного места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены «крамольники» Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 году лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 году Никита Пустосвят «с товарищи»; с него же успокоивал возмутившийся народ Алексей Михайлович.
1 мая 1919 года в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды на Лобном месте был установлен деревянный памятник Степану Разину «с ватагою», впоследствии демонтированный.
6 ноября 1942 года у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину Анастаса Микояна, приняв её за машину Иосифа Сталина. Злоумышленник был арестован и впоследствии расстрелян по приговору трибунала [2] [3] .
Источник
Москва. Лобное место
Лобное место — памятник древнерусской архитектуры на Красной площади и одна из ключевых достопримечательностей Москвы, окутанная мрачными городскими легендами.Лобное место находится напротив Спасской башни у Покровского собора и представляет собой круглый в плане каменный помост диаметром 13 м и высотой 1 м с каменным парапетом.
Объект представляет собой круглое в плане возвышение, сложенное из камня и окружённое каменной оградой. В прошлом оно служило в качестве главной городской трибуны, с которой народу объявлялись важнейшие царские указы и решения: о налогах, казнях, новых законах, объявлении войны или заключении мира, избрании нового патриарха; здесь же царь представлял горожанам своих наследников. Лобное место нередко называли «Царевым местом», подразумевая под ним трибуну, с которой до народа доносили царскую волю.
Кроме этого, место стало культовым после того, как здесь начали выставлять на всеобщее обозрение мощи почитаемых на Руси православных святых и проводить Крестные ходы, которые продолжались вплоть до революции 1917 года.
В дни великого праздника Входа в Иерусалим на Лобное место всегда поднимался патриарх со всем российским духовенством и раздавал царю и высочайшим лицам освященные к этому событию веточки вербы.
Важную роль Лобное место играло и в религиозных мероприятиях: на нём могли выставляться мощи почитаемых на Руси православных святых, кроме того, при проведении крестных ходов архиерей с его трибуны осенял народ крестным знамением. Особенно значимым оно становилось в Вербное воскресенье, когда на Красной площади совершали православный обряд «шествие на осляти», символизировавший вход Господень в Иерусалим: после крестного хода и торжественных обрядовых мероприятий патриарх поднимался на Лобное место и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы (представители духовенства в это время раздавали ветки вербы народу), затем на осляти — ведомой царём лошади, накрытой попоной — ехал через Спасские ворота в Успенский собор.
В качестве царской трибуны Лобное место служило лишь до воцарения Петра I, а вот в крестных ходах продолжало играть свою роль вплоть до Революции 1917 года.
Казни на Лобном месте
Многие горожане и гости города убеждены, будто бы Лобное место служило площадкой для проведения публичных казней (а наиболее впечатлительные непременно вспоминают ещё и Ивана Грозного, который якобы получал садистское удовольствие от кровавых зрелищ, наблюдая за ними с Кремлёвской стены), однако, никаких прямых доказательств этому нет.Голод в Москве в 1601 году. Гравюра XIX века
В действительности это всего лишь мрачная городская легенда: хотя с него могли оглашаться указы о казни, сама экзекуция проводилась в стороне от Лобного места на специальных деревянных помостах, если по какой-то причине её решали провести на Красной площади, но обычно для этого использовали территорию в районе современной Болотной площади. Непосредственно на Лобном месте казнили всего один раз: 11 июля 1682 года по приказу царевны Софьи на нём отрубили голову суздальскому священнику Никите Пустосвяту, противнику церковной реформы патриарха Никона.
Акции устрашения политических противников неоднократно проводились на Красной площади в правление Петра I. 4 марта 1697 году он приказал выставить на всеобщее обозрение останки Ивана Циклера, Алексея Соковнина и трёх других заговорщиков, казнённых в Преображенском селе после покушения на жизнь царя. У Лобного места был установлен новый деревянный столп с пятью спицами, на которые были нанизаны отрубленные головы. На столпе были закреплены металлические доски с текстом обвинительного приговора.
Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 год
После Стрелецкого бунта 1698 года к смертной казни приговорили 799 стрельцов. Основные экзекуции прошли в Преображенском, однако часть заговорщиков была казнена на Красной площади. Только в один день 13 февраля 1699 года на эшафоте, установленном неподалеку от Лобного места, привели в исполнение 30 смертных приговоров. Головы казнённых и таблички с описанием преступления снова были оставлены на площади. Казни проводились только в южной части Красной площади, вероятно, поэтому очевидцы событий в качестве ориентира называли Лобное место. Это объясняет формирование стереотипа об использовании площадки в качестве эшафота.
Также существует мнение, будто бы здесь могли казнить Степана Разина.
Загадка названия
Помимо казней, одной из интригующих деталей Лобного места является его название. На этот счёт существует несколько версий разной степени убедительности. Первая гласит, что слово «лобное» означает лишь расположение вблизи Васильевского спуска, который в старину могли называть «лбом» (распространённое название крутых спусков на берегу реки); вторая связывает его с тем, что здесь якобы «рубили лбы», то есть казнили через отсечение головы; третья указывает, что «Лобное место» является переводом слова «Голгофа» с еврейского.Учитывая, что казни на Лобном месте не проводились, а предположение о связи с Голгофой выглядит слишком витиевато, версия с расположением «на лбу» — Васильевском спуске — выглядит наиболее убедительной среди прочих.
История Лобного места
Точных данных о том, когда в Москве обустроили Лобное место, нет, но обычно его появление связывают с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. Первое летописное упоминание о нём датировано 1549 годом, когда 20-летний царь Иван Грозный обратился с Лобного места к народу.
Изначально это был кирпичный помост, который в 1597-1598 годах перестроили в камне. В 17 веке Лобное место имело деревянную решётку и установленный на столбах шатёр.«Кремль город» — план из «Космографии Блау». Лобное место изображено в нижней части листа, 1659 год
Изначально Лобное место было создано из кирпича, в 1599 году в правление Бориса Годунова перестроено в камне и окружено решёткой. В то же время рядом была установлена на деревянном лафете Царь-пушка. Факт её нахождения на площади подтверждён в описании шведского посланника Станислава Немоевского, который прибыл в Москву в 1606 году: «Вблизи… стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал». Также изображения Царь-пушки задокументированы в гравюрах и рисунках европейских путешественников XVII века. Нынешний вид Лобное место приобрело после реставрации 1786 года.Августин Мейерберг «Кремль с востока», 1662 год, Лобное место и царь пушка.
В 1786 году его коснулась достаточно радикальная перестройка по проекту архитектора Матвея Казакова: Лобное место перенесли немного восточнее его изначального расположения и возвели из дикого тёсаного камня по прежнему плану, добавив каменные перила. Так что, хотя Лобное место и называют памятником древнерусской архитектуры, в действительности в современном виде оно появилось лишь ближе к концу 18 века.Николай Найдёнов Лобное место, 1884 год
Наибольшую роль в жизни Москвы Лобное место играло в допетровские времена, когда его использовали в качестве царской трибуны: после воцарения Петра I и последующего переноса столицы в Санкт-Петербург эта функция отпала, и фактически его продолжали использовать только при совершении крестных ходов на Красной площади.
После того, как столицей Российского государства стал город Санкт-Петербург, Лобное место на Красной площади утратило свою важную роль, и надобность в нем отпала (к счастью, это не привело к его демонтажу ни тогда, ни в последующем).
Первая реставрация Лобного места пришлась на 1753 год. Работы были выполнены архитектором Дмитрием Васильевичем Ухтомским по указу Сената.
Перестройку исторического объекта выполнили уже в 1786 году на основании плана благоустройства городских площадей, представленного Екатерине Второй тогдашним главнокомандующим Москвы Яковом Александровичем Брюсом. Работу выполнил архитектор Матвей Федорович Казаков.
Художник Ф.Я. Алексеев, Красная площадь в Москве, Третьяковская галерея
За основу был взят старый план Лобного места, но поднимали его уже из тесаного камня белого цвета. Круглый помост по периметру оградили каменными перилами, которые прерывались чугунной решеткой с западной стороны, смотрящей прямиком на Спасскую башню. К возвышению-трибуне вела лестница с устроенными 11-ю ступенями. Новое место под объектом было несколько смещено в восточном направлении от первоначального месторасположения.Лобное место. Москва. Российская империя. 1900-е..
Фото 1914 года
После Революции 1917 года Лобное место стало объектом ленинской монументальной пропаганды: на нём был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», изготовленный и раскрашенный в стиле народной игрушки скульптором Сергеем Конёнковым.Спустя буквально пару недель памятник перенесли в Первый Пролетарский музей, чтобы не портился от погоды, а потом потеряли.
В 1936 г. на Лобном месте была установлена Скульптура трудящихся, которая простояла здесь несколько лет (на фотографиях 1941 г. ее уже здесь не было).
Впоследствии Лобное место рассматривалось исключительно в качестве культурной достопримечательности.
Возле Лобного места в 1942 г. дезертир С. Дмитриев, приняв машину А. Микояна за машину И. Сталина, обстрелял ее из винтовки. Впоследствии был приговорен к расстрелу.
История Лобного места связана и с событиями августа 1968 года, когда здесь проводилась сидячая забастовка в знак протеста по поводу ввода войск Советского Союза на территорию Чехословакии для усмирения восставших против социалистического строя.
Во время парада в 2004 году
Лобное место на Красной площади является историческим памятником и охраняется государством. До недавнего времени здесь существовала традиция забрасывания на него монеток, как подтверждение желания вновь вернуться в Москву и в эти места. Сегодня этот ритуал сместился к знаку «Нулевой километр России». Среди московских туристов существует традиция бросать внутрь сооружения монетки на счастье, чтобы когда-нибудь ещё раз вернуться на Красную площадь. В последние годы традиция пошла на спад — вероятно, из-за снижения оборота монет низкого номинала (1, 5, 10, 50 копеек, 1 и 2 рубля) и роста популярности безналичных способов оплаты, однако, в целом продолжает оставаться актуальной.
А еще интересно. В 2014 году 2 августа по Ильинке и по Красной площади до Лобного места в Москве, по традиции, прошел крестный ход в честь небесного покровителя десантников — пророка Илии.В нем приняли участие сотни военнослужащих Воздушно-десантных войск. Вместе с ними крестным ходом прошли и представители руководящего состава ВДВ. На Лобном месте священники совершили молебен и пропели многолетие защитникам родины и, в частности, «воинству Воздушно-десантных войск», отмечающему сегодня 84-й год со дня своего образования. Праздник стал традиционным для города Москвы и в этом году состоится уже в 12-й раз после возрождения традиции проведения крестного хода по улице Ильинке, приуроченного к дню памяти Пророка Илии.
Источник