- GDI двигатели: плюсы и минусы двигателей GDI, что это такое
- Отличия и особенности работы двигателей GDI прямого впрыска топлива
- Различия (разновидности) двигателей GDI. Марки автомобилей, где используется GDI
- Преимущества (плюсы) двигателей GDI
- Недостатки (минусы) двигателей GDI
- Профилактика неисправностей моторов GDI
- Стоит ли покупать автомобили с двигателями GDI
- Что такое GDI и чем он хуже MPI – прямой впрыск против распределенного
- Что значит двигатель GDI
- Чем еще отличаются две системы впрыска
- Топливные форсунки
- Какая из систем лучше для простого водителя
- Минусы «Джидай» моторов
- Плюсы
- Подведем итог
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Оптимальное планирование гидродинамических исследований скважин на основе ценности информации
- Optimal well tests planning based on the metod of value of information
- Введение
- Описание методологии оценки voi
- Интеграция методики оценки voi и планирования гди
- Заключение
- Список литературы
- Reference
GDI двигатели: плюсы и минусы двигателей GDI, что это такое
Gasoline Direct Injection, или же более распространенная аббревиатура GDI, скрывает под собой инжекторную систему подачи топлива для бензиновых двигателей с непосредственным (прямым) впрыском топлива. Конструкция устройств у разных производителей идет под разными аббревиатурами. Mitsubishi (а также KIA и Hyndai) дали название GDI, Volkswagen – FSI, Ford – Ecoboost, Toyota – 4D, Mercedes, BMW и некоторые другие скрывают понятие «непосредственный впрыск» в индексе двигателя. При таких системах подачи топливные форсунки вставлены в головку блока цилиндров, и распыление происходит сразу в каждую камеру сгорания, минуя впускной коллектор и впускные клапана. Топливо подается под большим давлением в цилиндр, чему способствует топливный насос высокого давления (ТНВД).
Отличия и особенности работы двигателей GDI прямого впрыска топлива
По факту мы имеем некий симбиоз дизельного и бензинового двигателей в одном. От дизеля GDI унаследовал систему впрыска и ТНВД, от бензина – сам тип топлива и свечи зажигания. Родоначальником моторов GDI стала компания Mitsubishi, когда в 1995 году был представлен Mitsubishi Galant 1.8 GDI. Сегодняшний двигатель с непосредственным впрыском. Это сложная система механизмов и электронных блоков по характеру и звукам в работе, напоминающим дизель.
Двигатель с непосредственным впрыском топлива явился миру гораздо раньше. В 1950-х годах такие моторы использовал Daimler-Benz на своих гоночных машинах, позже в гражданских, а в авиации они присутствовали еще в начале 1940-х годов.
Различия (разновидности) двигателей GDI. Марки автомобилей, где используется GDI
Предпосылки создания и массового перехода большинства ведущих автопроизводителей на системы впрыска, аналогичных GDI, были достаточно предсказуемы. Экологические нормы, требующие усовершенствования систем выхлопа отработанных газов, а также глобальная задача по созданию экономичных двигателей.
В двигателях GDI реализованы несколько типов смесеобразования топливовоздушной смеси. Это позволило выполнить задачи по экономии топлива, более полному сгоранию смеси и дополнительно увеличить мощность. В совокупности такой двигатель получился благодаря доработанной системе прямого впрыска, где немалую роль играет электронная начинка. Блок управления через датчики, раскиданные по системе, оперативно реагирует на малейшие изменения поведения автомобиля и подстраивает работу топливной системы под необходимые требования водителя.
Преимущества (плюсы) двигателей GDI
- Особенностью двигателей с непосредственным впрыском является возможность работы в нескольких видах смесеобразования. Это является неоспоримым плюсом, так как многообразие в данном виде процедуры дает максимальную эффективность использования топлива. При исправно работающей системе непосредственного впрыска мы получим экономию топлива за счет режима работы на сверхобедненной смеси, причем без потери мощности.
- В двигателях GDI присутствует увеличенная степень сжатия топливовоздушной смеси. Это помогает избежать калильного зажигания и детонации, и таким образом, увеличивается ресурс.
- Также к положительным моментам двигателя с непосредственным впрыском GDI нужно отнести существенное снижение выброса в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ. Это достигается за счет многослойного смесеобразования, которое обеспечивает более полное сгорание смеси, что дополнительно влияет на мощность двигателя.
Система GDI в результате работы обеспечивает несколько видов смесеобразования:
- послойное;
- стехиометрическое гомогенное;
- гомогенное.
Такое многообразие делает работу двигателя экономичной, обеспечивает лучшее качество образования смеси, ее полное сгорание, увеличение мощности, уменьшение вредных выбросов.
Недостатки (минусы) двигателей GDI
Описание двигателей GDI было бы не полным без упоминания отрицательных моментов ах эксплуатации.
- Главный минус связан со сложностями системы впуска и подачи топлива. В таком варианте впрыска, двигатель GDI становится крайне чувствительным к качеству используемого топлива. В итоге проблема закоксовывания форсунок становится актуальной для водителя. Она вызовет потерю мощности и увеличение расхода топлива.
- Также в минусы можно отнести сложность обслуживания и стоимость ремонта, замены деталей и агрегатов топливной системы, поэтому важным моментом является контроль за состоянием топливной системы автомобиля.
- Дополнительно, двигатели GDI и другие с непосредственным впрыском топлива, выбрасывают большее количество сажевых частиц, чем устройства с впрыском MPI (распределенным, в коллектор), что вынуждает ставить сажевые фильтры в последних поколениях моторов.
- Также, двигатели GDI склонны к нагарообразованию во впускном коллекторе и на клапанах при пробеге более 100 тысяч километров, что вынуждает владельцев обращаться в сервис для очистки.
В обслуживании двигатель GDI дороже, но рабочие характеристики перекрывают этот минус. Тем более, есть средства, помогающие повысить ресурс капризных деталей и узлов.
Профилактика неисправностей моторов GDI
Профилактика – простое решение для владельца автомобиля с системой непосредственного впрыска двигателя GDI или аналогичными системами. Как мы уже писали выше, качество топлива будет играть основную роль. Понятно, что без лабораторных исследований судить о качестве этой составляющей невозможно, поэтому в качестве профилактических мер и защиты топливной системы от возникающих проблем могут помочь топливные присадки.
Компания Liqui Moly – один из мировых лидеров в производстве автохимии рекомендует для поддержания необходимого уровня смазывающих и очищающих присадок в используемом топливе применять Langzeit Injection Reiniger, артикул 7568. Постоянное применение присадки значительно снизит риск возникновения поломок связанных с топливом. Пакеты присадок, поднимающие смазывающие свойства топлива, надежно защитят топливную аппаратуру от скорого износа.
Для лечения и профилактики загрязнений форсунок также есть надежное средство, артикул 7554 очиститель систем непосредственного впрыска топлива Direkt Injection Reiniger. Заменяет стендовую очистку форсунок, работает по нагару, смолам. Немаловажный момент, что топливные присадки Liqui Moly начинают работать в системе при повышении температуры, то есть именно там, где чаще всего нужна очистка, а в баке происходит только смешивание с топливом.
Стоит ли покупать автомобили с двигателями GDI
При должном подходе и своевременном обслуживании владелец автомобиля с системой GDI получает комфортный в управлении автомобиль с высокой тягой, мощностью и хорошей экономией топлива. И как показывают продажи таких автомобилей, на дорогах встречаться они будут чаще.
Двигатели GDI были одними из первопроходцев систем непосредственного впрыска топлива. Обладая очевидными преимуществами, такие моторы требуют специального профилактического ухода. В первую очередь, это уход за форсунками. Наиболее простым способом является использование присадок в топливную систему. Производя профилактический уход за топливной системой автомобилей с двигателями GDI, автовладелец может продлить его ресурс и наслаждаться повышенной мощностью и динамикой.
Автопроизводители не стоят на месте, развитие и усовершенствование двигателей с системами непосредственного впрыска продолжается. Уже представлены автомобили с моторами T-GDI, но это уже другой рассказ.
Источник
Что такое GDI и чем он хуже MPI – прямой впрыск против распределенного
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня сравним двигатели MPI с GDI, распределенный впрыск топлива с непосредственным. Выясним, какая система лучше и надежнее для простых автовладельцев.
Что значит двигатель GDI
Это система непосредственного или прямого впрыска топлива в мотор. В отличие от MPI, бензин впрыскивается под высоким давлением непосредственно в камеру сгорания. В отличие от MPI – распределенного впрыска, где бензин впрыскивается во впускной коллектор и там смешивается с топливом. Полученная смесь через впускной клапан всасывается в цилиндр.
В первом случае, форсунки вкручены непосредственно в блок цилиндров или головку. Во втором – в трубу впускного коллектора.
В двигателях GDI бензин и воздух в камеру сгорания подаются отдельно, смешивание воздуха с топливом происходит непосредственно в моторе. Здесь тоже есть нюансы. Подача горючего может происходить несколькими способами – гомогенным и послойным. В распределенном впрыске подача топлива происходит одним способом.
Хочется отметить, что систему непосредственного впрыска называть GDI – правильно отчасти. Потому что каждый производитель, для своих моторов использует свою аббревиатуру.
Например, у Ауди – TFSI, VW – FSI, у БМВ – HPI, Мерседес моторы GDI называет CGI. Первыми, кто внедрил эту систему, были Митсубиси. Поэтому в обиход плотно прижился GDI впрыск.
Главной особенности «Джидай» двигателей является обедненная топливная смесь. Помните, для нормального горения бензина соотношение воздуха к топливу должно быть 14,7 к 1? В системах непосредственного впрыска это соотношение может менять от 37 к 1 и выше в разных режимах.
Такое соотношение обеспечивает:
- Охлаждение стенок цилиндров камеры сгорания,
- Уменьшает расход топлива,
- Позволяет автопроизводителям придерживаться экологических норм.
Чем еще отличаются две системы впрыска
Кроме расположения форсунки, силовые агрегаты с непосредственным впрыском имеют ряд отличий от MPI.
В состав системы включен топливный насос высокого давления. Так же, как и в дизельных двигателях, он предназначен для впрыска топлива в камеру сгорания под высоким давлением – от 50 до 200 Бар. Чтобы подать бензин к ТНВД в топливном баке установлен еще один насос низкого давления. Он качает бензин из бензобака к ТНВД под давлением 3-5,8 Бар.
В непосредственном впрыске используется только один насос. Он питается от электричества бортовой сети и создает давление до 6 Бар.
ТНВД в системах GDI механический. Он приводится в работу за счет кулачка распределительного вала. В корпусе насосе расположен регулятор давления топлива. В зависимости от режимов работы меняется давление бензина в топливной рампе.
Топливные форсунки
В «джидай» моторах форсунки рассчитаны на большое давление. По этой причине в них есть ряд конструктивных изменений.
Нужно следить за состоянием уплотнительных колец. В них их три штуки. Больший «геморрой» доставляет тефлоновое кольцо, которое находиться непосредственно на наконечнике форсунки. Его замена требует определенных навыков или дополнительных денег, если обратитесь в сервис.
Распылитель имеет более тонкие отверстия, используя некачественное топливо, они быстро засоряются. Что приводит к перебоям в работе двигателя GDI. Просто промыть их на стенде для MPI форсунок, невозможно, необходимо большое давление, а там его нет.
Какая из систем лучше для простого водителя
Минусы «Джидай» моторов
- Повышенные требования к качеству бензина.
- Закоксовка впускных клапанов, так как они не омываются топливом, как при распределенном впрыске.
- Образование нагара на распылителях топливных форсунок. Им нужно чаще производить чистку и ревизию. Так как они рассчитаны на высокое давление, то не каждый стенд может их полностью промыть. Замена уплотнительных колец на форсунках и связанный с ними «геморрой».
- Высокая цена обслуживания системы GDI впрыска и её ремонт.
Плюсы
- Экономичность;
- Эффективность и большая мощностью на один грамм топлива до 15%;
- Экологичность.
Подведем итог
Я являюсь противником технологии прямого впрыска бензина. Да, эти моторы экономичнее обычных инжекторных ДВС, более мощные и эффективные. Но они более капризные и дорогие в обслуживании. Залили плохое топливо – выкинул форсунки или ТНВД. Чаще засераются впускные клапаны и коллектор – перебои в работе силового агрегата и потеря мощности. Надо чаще чистить, а это лишние затраты.
Многие говорят: «Двигатели джидай дают вам деньги в долг своей экономичностью и производительностью». То есть, приходит время ТО, и вы их ему возвращаете сполна.
Поэтому, выводу делайте сами. Я для себя их сделал – лучше купить автомобиль с распределенным впрыском бензина, чем с GDI мотором. Это сэкономит мне нервы, время и деньги на обслуживание и ремонт топливной системы.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
Оптимальное планирование гидродинамических исследований скважин на основе ценности информации
PROНЕФТЬ. Профессионально о нефти. – 2019 — № 2(12). – С. 20-24
А.Р. Валиахметова, Ю.Н. Павельева, В.С. Котежеков
Научно-Технический Центр «Газпром нефти» (ООО «Газпромнефть НТЦ»)
А.С. Григорьев
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Ключевые слова: гидродинамические исследования скважин, бурение скважин, фильтрационно-емкостные свойства пласта, пластовое давление, кригинг
Гидродинамические исследования являются источником ключевой информации при планировании и контроле разработки месторождений. В связи с технологическими и экономическими ограничениями на проведение исследований полноценный охват действующего фонда скважин затруднен. В статье рассмотрен подход к определению необходимости проведения гидродинамических исследований на этапе планирования бурения скважин с применением методики оценки ценности информации value of information (VOI).
Optimal well tests planning based on the metod of value of information
PRONEFT». Professional’no o nefti, 2019, no. 2(12), pp. 20-24
A.R. Valiakhmetova, Y.N. Paveleva, V.S. Kotezhekov
Gazpromneft NTC LLC, RF, Saint-Petersburg
A.S. Grigoryev
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, RF, Saint-Petersburg
Keywords: well testing, well drilling, filtration and capacitive properties of rocks, formation pressure, kriging
Well testing are a source of key information for planning and control of field development. Due to technological limitations and the economic costs of conducting research the full-scale research coverage of existing wells is difficult. This article describes an approach for assessing the need of WTA at the planning stage of well drilling based on the value of information (VOI) methodology.
Введение
Результаты гидродинамических исследований (ГДИ) скважин являются ключевой информацией при планировании и контроле разработки месторождений. Они позволяют определить и уточнить геологическое строение, контролировать и вести мониторинг энергетического состояния пласта и разработки месторождения, определять текущее состояние скважины и пласта, обосновывать и контролировать эффективность геолого-технических мероприятий. Тем не менее полный охват действующего фонда скважин ГДИ в большинстве случаев затруднен в связи с технологическими и экономическими ограничениями на проведение исследований.
При планировании программы ГДИ скважин специалисты часто сталкиваются с проблемой значительных ограничений по лимиту потерь добычи нефти. В данных условиях для проведения ГДИ выбираются, как правило, малодебитные скважины.
Одновременно с этим основной задачей при планировании ГДИ является оценка длительности исследования, обеспечивающая регистрацию данных при радиальном режиме фильтрации. Однако выход на радиальный режим течения, особенно для горизонтальных скважин с трещинами многостадийного гидравлического разрыва пласта (ГРП), вскрывающих низкопроницаемые коллекторы, часто может превышать 10 сут. Результаты исследований с длительностью, не позволяющей регистрировать радиальный режим течения, как правило, являются малоинформативными. В связи с этим при планировании длительности ГДИ необходимо определять баланс между затратами на проведение исследования и ценностью информации, которую оно дает.
Оптимизация процессов планирования ГДИ, включающая выбор скважин-кандидатов для проведения ГДИ и определение длительности исследования, является актуальной задачей при мониторинге разработки месторождения. В статье рассмотрен метод оптимального планирования ГДИ на основе методики оценки ценности информации VOI (Value of Information) [1]. По этой методике предполагается проводить исследования до начала бурения в скважинах действующего фонда, которые располагаются возле проектной зоны бурения, с целью снижения неопределенностей свойств пласта в зонах проектного бурения. Результатом разработанного подхода является инструмент, позволяющий ранжировать скважины для ГДИ и выбирать оптимальную длительность исследования.
Описание методологии оценки voi
Метод оценки VOI используется для оценки необходимости проведения исследования при принятии решения в условиях неопределенности данных. Оценка экономической ценности информации позволяет охарактеризовать экономическую выгоду от выполнения исследования, определить его эффективность и достаточность.
Ценность информации VOI определяется по следующей формуле:
где EMVwi, EMVwoi – ожидаемая ценность (денежная стоимость – expected monetary value) проекта соответственно с учетом и без учета полученной информации.
Без дополнительного исследования перед бурением новой скважины добыча и прибыль могут быть недооценены либо переоценены, в то время как проведение такого исследования может дать информацию, которая позволит корректно определить прибыль проекта. Ожидаемая ценность проекта рассчитывается следующим образом:
где NPV – накопленный дисконтированный денежный доход; Р – вероятность наступления варианта исхода.
Затраты на проведение исследования (стоимость спускоподъемных операций и интерпретации) и потери добычи при остановке скважины на исследование учитываются в EMVwi. Таким образом, экономическим обоснованием для необходимости выполнения исследования является ценность информации, превышающая нулевой порог. В противном случае VOI должна быть больше капитальных вложений в проведение исследования.
Ценность информации будет нулевой, если она не снижает диапазон неопределенности и если снижение неопределенности не вносит никаких изменений в дальнейшие решения по проекту. Оценка VOI позволяет на количественном уровне определить экономическую целесообразность ГДИ и вовремя отказаться от проведения неэффективных исследований.
Интеграция методики оценки voi и планирования гди
При расчете показателей добычи запланированных к бурению скважин одними из основных неопределенностей являются фильтрационно-емкостные свойства (ФЕС) и пластовое давление. Значения ФЕС и пластового давления в точке проектной скважины используются для определения запускных параметров скважины, накопленной добычи и оценки экономических показателей. В связи с этим корректное определение параметров пласта является ключевой задачей при планировании бурения скважин.
Результатом интеграции методологии оценки VOI и планирования ГДИ является инструмент, позволяющий определить необходимость проведения исследования в действующей скважине, находящейся вблизи проектной. С целью оценки VOI инструмент последовательно решает следующие задачи:
- определение исходных распределений проницаемости и пластового давления в действующих скважинах;
- интерполяция исходных распределений в точку проектной скважины;
- моделирование ГДИ в действующих скважинах, расположенных вблизи проектной скважины, и построение распределений проницаемости и пластового давления с учетом результатов исследований;
- интерполяция измененных распределений в точку проектной скважины;
- расчет ожидаемой прибыли проектной скважины без проведения исследования ГДИ (EMVwoi);
- расчет ожидаемой прибыли от проектной скважины с учетом проведения ГДИ (EMVwi).
При проектировании скважины значения проницаемости и пластового давления определяются по имеющимся картам распределения свойств. В свою очередь построение карт основывается на результатах проведения ГДИ. Из-за имеющихся погрешностей при построении карт распределения свойств, а также в результатах ГДИ значения проницаемости и пластового давления с карт часто не являются аналогичными результатам ГДИ. На первом этапе инструмент оценивает распределение параметров, основываясь на определении параметра ε ′ – отношения значений проницаемости и пластового давления, определенных по результатам ГДИ, к значениям, определенным по картам проницаемости и пластового давления (рис. 1).
Рис. 1. Распределение отклонений ε ′ значений давления (а) и проницаемости (б), полученных по результатам ГДИ, от значений, полученных по картам
Таким образом параметр ε ′ описывает неопределенность в параметре. После определения ε ′ для каждого имеющегося ГДИ оценивается распределение отклонений ε ′ для каждого параметра. Разработка методологии проводилась на существующем месторождении, в результате параметр ε ′ для проницаемости имел логнормальное, а для пластового давления – нормальное распределение (см. рис. 1).
Свойства пласта в точках существующих скважин до проведения ГДИ определяются путем произведения ε ′ на значение пластового параметра, полученного по карте. На следующем этапе инструмент интерполирует исходные распределения в точках действующих скважин в точку проектной скважины. Для интерполяции используется метод сплайн-интерполяции, который оценивает значения, используя математические функции. В результате интерполяции для проектной скважины строятся распределения проницаемости и пластового давления до проведения ГДИ.
Возможные реализации проницаемости и пластового давления имеют широкие исходные распределения и являются непрерывными величинами. По этой причине перед моделированием ГДИ исходные распределения в точках существующих скважин разбиваются на N дискретных исходов (рис. 2).
Рис. 2. Разбиение исходного распределения пластового давления на дискретные значения
Число исходов N определяется на основе точности/погрешности результатов ГДИ. Точность результатов ГДИ определяется экспертным путем. Вероятности исходов рассчитываются на основе данных вероятностного моделирования путем деления числа реализаций на N. При моделировании 100 значений проницаемости, если скважина в 20 реализациях попала в первое распределение, вероятность должна составить 20 %. Для оценки распределений свойств пласта в точке проектной скважины после проведения ГДИ необходимо создать синтетическое ГДИ. Моделирование запланированного ГДИ проводится путем решения задачи о нестационарном притоке к скважине с постоянным дебитом на основе исходных распределений свойств пласта.
Уравнением, описывающим процессы, происходящие при исследованиях ГДИ, является уравнение пьезопроводности χ, которое описывает неустановившееся, однофазное, одномерное течение флюида в пористой среде и выражает связь между пластовым давлением pпл, временем t и расстоянием r от скважины до точки наблюдения
Уравнение пьезопроводности для простого случая работы вертикальной скважины в бесконечном пласте имеет вид.
q – дебит скважины, м3/сут; B – объемный коэффициент; μ – вязкость жидкости, мПа⋅с; k – проницаемость, 10-3 мкм2; h – толщина пласта, м.
Решение уравнения (4) позволяет получить модель, характеризующую распределение давления в пласте.
Инструмент дает возможность моделировать ГДИ для случаев с разным заканчиванием скважин (вертикальная скважина, вертикальная скважина с ГРП, горизонтальная скважина, горизонтальная скважина с многостадийным ГРП). На первом этапе по заданным свойствам пласта и флюида моделируется ГДИ, описывающее изменение забойного давления в скважине. На следующем этапе строится билогарифмический график (рис. 3), по которому определяют свойства пласта.
Рис. 3. Результаты моделирования ГДИ
Таким образом, с помощью синтетического ГДИ можно спрогнозировать, как будет выглядеть в билогарифмических координатах кривая восстановления давления (КВД), характеризующего остановку скважины. Моделирование ГДИ проводится для N исходов и для разного времени исследования t (50-100-150…ч) (рис. 4), в результате чего инструмент определяет свойства пласта по результатам исследования, зависящих от длительности ГДИ.
Рис. 4. Изменение распределения пластового давления в зависимости от времени ГДИ
По данным моделирования распределения свойств пласта будут изменяться: дисперсия уменьшается при увеличении длительности исследования (см. рис. 4). Идеальным считается исследование с длительностью, достаточной для достижения производной давления на билогарифмическом графике радиального режима течения, что указывает на достоверность значений проницаемости и пластового давления, полученных по результатам ГДИ. Чем ближе длительность исследования к идеальному ГДИ, тем ниже неопределенность в параметрах и тем ближе распределение к идеальному. Моделирование разной длительности ГДИ проводится для N распределений.
Результаты смоделированного ГДИ позволяют снизить неопределенности свойств пласта в точке проектной скважины. Ожидаемая прибыль от запланированной к бурению скважины до проведения ГДИ рассчитывается с учетом исходного распределения, после проведения ГДИ –для каждого дискретного варианта исхода из N возможных и для разной длительности исследования.
На первом этапе расчета прибыли по методу Монте-Карло определяются значения проницаемости и пластового давления с вероятностями распределения Р10, Р50, Р90 и оценивается запускной дебит скважины. По соседним скважинам определяются темпы снижения дебита скважины, усредненный темп падения используется для проектной скважины. Произведение запускного значения дебита и усредненного темпа снижения характеризует профиль добычи проектной скважины. На основе профиля добычи оценивается NPV проектного бурения, который учитывает операционные затраты и капитальные вложения в проект. При оценке NPV после запланированного исследования в капитальных вложениях учитываются расходы на проведение ГДИ: стоимость интерпретации исследования, инструментальных замеров. Ожидаемая ценность EMVwi после проведения ГДИ рассчитывается как сумма отдельно взятых N исходов, умноженных на соответствующие вероятности исходов,
Апробация и оптимизация инструмента оценки необходимости проведения ГДИ выполняются на одном из активно разбуриваемых месторождений. По результатам моделирования ГДИ в скважине, находящейся вблизи проектной, была проведена оценка VOI, полученной от запланированного исследования. На рис. 5 представлена зависимость VOI от длительности ГДИ. Исследование экономически обосновано при VOI > 0. По экстремуму функции определяется оптимальная длительность исследования, равная 150 ч.
Рис. 5. Зависимость VOI от длительности ГДИ
Заключение
Предложенный в статье метод позволяет определить необходимость проведения ГДИ и рекомендации по продолжительности исследования. После моделирования ГДИ на нескольких соседних скважинах по отношению к проектным инструмент дает возможность ранжировать скважины-кандидаты для ГДИ по величине VOI. Предложенная методика оценки VOIпозволяет:
- провести автоматизированную оценку неопределенностей ФЕС и пластового давления в зоне планируемого бурения;
- дать экономически обоснованные рекомендации по проведению ГДИ в районе бурения скважин исходя из рейтинга скважин по необходимости проведения ГДИ и оценки оптимальной длительности ГДИ;
- установить связь между затратами на проведение ГДИ и последующими экономическими решениями на основе результатов исследования.
В дальнейшем предполагается применение методологии оценки VOI для планирования ГДИ с целью повышения эффективности проводимых геолого-технических мероприятий.
Список литературы
- Caers J., Modeling Uncertainty in the Earth Sciences, – Wiley, 2011. — 246 p.
- Grayson C.J. Decision under uncertainty: drilling decisions by oil and gas operators. – Boston: Harvard Business School, 1960.
- Koninx J.P., Value-of-Information – from Cost-Cutting to Value-Creation//SPE Asia Pacific Oil and Gas Conference and Exhibition (Australia). – 2000.
- Peskova D.N., Sizykh A.V., Rukavishnikov V.S., IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2015, Oil and Gas Exploration Planning using VOI Technique.
- Value of Information in the oil and gas indusrtry: past, perfect, and future / R.B. Bratvold [et al.] // SPE 110378–MS. – 2007.
- Rexilius J.P., Prochnow S.J., Morgan M., Utilizing Fit-For-Purpose Decision Analysis Techniques to Maximize Value From Unconventionals: Case Studies from the Wolfcamp Play, Permian SPE Unconventional Recources Conference (Canada). – 2014.
- Демьянов В.В., Савельева Е.А. Геостатистика: теория и практика / под ред. Р.В. Арутюняна. – М.: Наука, 2010. – 327 с.
- Кременецкий М. И., Ипатов А.И., Гуляев Д.Н. Информационное обеспечение и технологии гидродинамического моделирования нефтяных и газовых залежей. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011. – 896 с.
Reference
- Caers J., Modeling uncertainty in the Earth sciences, Wiley, 2011, 246 p.
- Grayson C.J., Decision under uncertainty: drilling decisions by oil and gas operators, Boston: Harvard Business School, 1960.
- Koninx J.P., Value-of-information – from cost-cutting to value-creation, SPE 64390-MS, 2000, https://doi.org/10.2118/64390-MS.
- Peskova D.N., Sizykh A.V., Rukavishnikov V.S., Oil and gas exploration planning using VOI technique, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2016, DOI: 10.1088/1755-1315/33/1/012032.
- Bratvold R.B. et al., Value of Information in the oil and gas indusrtry: past, perfect, and future, SPE 110378-MS, 2007.
- Rexilius J.P., Prochnow S.J. et al., Utilizing fit-for-purpose decision analysis techniques to maximize value from unconventionals: Case Studies from the Wolfcamp Play, Permian basin, SPE 171665-MS, 2014, https://doi.org/10.2118/171665-MS.
- Dem’yanov V.V., Savel’eva E.A., Geostatistika. Teoriya i praktika (Geostatistics. Theory and practice), Moscow: Nauka Publ., 2010, 327 p.
- Kremenetskiy M.I., Ipatov A.I., Gulyaev D.N., Informatsionnoe obespechenie i tekhnologii gidrodinamicheskogo modelirovaniya neftyanykh i gazovykh zalezhey (Information support and technologies of hydrodynamic modeling of oil and gas deposits), Izhevsk: Publ. of RKhD, 2012, 896 p.
Ссылка на статью в русскоязычных источниках:
The reference to this article in English is:
A.R. Valiakhmetova, Y.N. Paveleva, V.S. Kotezhekov, A.S. Grigoryev . Optimal well tests planning based on the metod of value of information (In Russ.), PRONEFT». Professional’no o nefti, 2019, no. 2(12), pp. 20-24.
А.Р. Валиахметова, Ю.Н. Павельева, В.С. Котежеков
Научно-Технический Центр «Газпром нефти» (ООО «Газпромнефть НТЦ»)
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Источник