Жить не по лжи
Жить не по лжи – значит, жить по совести, жить так, чтобы нечего было стыдиться. Русская литература всегда призывала свою читательскую аудиторию к добру. Великая мудрость заключена в творениях народного творчества – в сказках.
Жить по правде призывали и великие русские писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой…
Обратимся к повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Провожая на службу своего единственного сына, Петрушу Гринева, его отец дал ему свой отцовский наказ: “Береги платье
Дать присягу самозванцу Пугачеву, сохранив этим самым себе жизнь, а потом жить во лжи, играя лживую роль патриота, в страхе перед разоблачением, – против убеждений Гринева.
Если Швабрин, спасая свою шкуру, дает присягу самозванцу Пугачеву, забыв о чести офицера, то Гринев предпочитает казнь столь лютому унижению. И только счастливое стечение обстоятельств спасло его жизнь. Впрочем, почему счастливое стечение обстоятельств?
Ведь Пугачев помиловал Гринева, памятуя о добром поступке Петра Андреевича, подарившего ему не так давно теплый тулуп и полтину на водку.
У Пугачева тоже есть своя правда, основанная на добре. Вспомним мудрые народные изречения, по которым живет самозванец: “Долг платежом красен”, “Сироток обижать грешно”. И Пугачев придерживается этих принципов: платит добром за добро Гринева, суров со Швабриным, посмевшим обижать сироту Машу. “Кто посмел обижать сироту?”- гневно восклицает Пугачев.
Казнить человека, сделавшего ему добро, позволить обижать беззащитную сироту означает для героя жить во лжи, противоречащей народной правде.
Именно твердые моральные принципы, нежелание и неумение жить во лжи заставили молодую, красивую женщину Катерину Кабанову уйти из жизни, бросившись с обрыва в Волгу.
Сестра мужа, Варвара, пытается убедить Катерину, что надо жить проще, “лишь бы все шито-крыто было”… Катерина, не выдержав гнета домашней тюрьмы, где царствует жестокая Кабаниха и томится, подобно ей, слабовольный муж Тихон, забывший о том, что он – муж, мужчина, – бросается в объятия Бориса. Ей хочется ласки, любви, опоры, сильного чувства…
И не ее вина, что Борис оказался слабым и безвольным человеком.
Катерина – женщина, которая искренне верит в Бога. Семья, семейные ценности, верность мужу – все это для нее святые понятия, имеющие самое прямое отношение к христианству, христианским догмам с их идеей добра, серьезным отношения к институту брака, верности. Катерина не может жить с грехом, который она совершила, изменив данному перед Богом обету быть верной мужу, семейным обязанностям.
Правда Катерины – верить в Бога, иметь чистую совесть, свято хранить верность семье, мужу, радоваться простым вещам (Катерина с тоской вспоминает, как счастлива она была в родном доме, когда гуляла по саду, ухаживала за цветами, ходила в церковь, беседовала с богомолками – странницами), любить близких – несовместима с ее грехом, преступлением, с ее любовью к человеку, с которым она не венчана в церкви. Поэтому Катерина предпочла смерть.
Остаться жить в этом страшном доме-тюрьме, где “все как будто из-под палки”, обманывать мужа, жить с осознанием своей греховности, моральной нечистоплотности, то есть, жить во лжи – это не для чистой души Катерины…
Хочется поговорить еще об одной правде, которую защищает герой “Песни про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова купец Степан Парамонович Калашников. Опричник Кирибеевич, воспользовавшись своим привилегированным положением, “опозорил, осрамил” в церкви венчанную женщину…
Купец Калашников, муж Алены Дмитриевны, воспринимает это как страшный позор, оскорбление, как попирание божеских законов, утверждавших святость любви и брака. Церемония венчания наполнена для него глубочайшим смыслом. “Не на то пред святыми иконами мы с тобой, жена, обручалися”- говорит он. Степан Парамонович отомстил за честь своей жены, своей семьи.
Гораздо проще Степану Парамоновичу было бы затаить в себе свою боль, обиду, не рисковать своим благополучием, поскольку обидчик его – человек, близкий царю, человек, пользующийся милостью, расположением государя… Степана Парамоновича не остановило это обстоятельство, не испугало, что он может поплатиться за свое мужество, за свое желание отстоять народную правду. Жить с этим оскорблением, с осознанием того, что попрана честь, жить во лжи – это не для Степана Парамоновича…
Герой Лермонтова поплатился за этот мужественный поступок свой жизнью… Когда царь – батюшка, Иван Грозный, спросил Калашникова, ” за что про что” он убил его “верного слугу Кирибеевича”, Калашников не рассказал Ивану Васильевичу, что это была единственная возможность защитить честь семьи… Он предпочел казнь.
Жить не во лжи – значит жить по правде. Конечно, каждый из героев (Гринев, Катерина, Калашников) защищает свою правду, но есть у них и что-то общее – стремление иметь чистую совесть.
Related posts:
Что значит жить по законам честиЧесть – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надежным. Это значит иметь достоинство, уметь дружить. Герои романов Александра Дюма “Три мушкетера” и Жюль Верна “Дети капитана Гранта” живут по законам чести. Они помогают друг другу, во что бы то ни стало добиваются поставленной цели. […].
Зачем же жить?Прочла произведение Максима Горького “Ма-аленькая”, и осталась под глубоким впечатлением. Пыталась ответить себе на вопрос “Зачем же жить?” И я думаю, что жить нужно для того, чтобы понимать – кому-то ты, хоть и ненадолго, даришь кусочек счастья. Жить надо затем, чтобы хоть что-то хорошее в этом мире осталось именно после тебя! А кто это делает? […].
Что значит “жить не по лжи”? Возможно ли это сегодня?Правда и ложь, правда и кривда – вечное противоборство в умах и сердцах людей. С детства каждый знает, что правда – это хорошо, а лгать, обманывать – плохо. А еще хуже жить в состоянии постоянной лжи, двойной морали. Это разрушает душу человека, это приводит к трагедии. “Ложь – религия рабов и хозяев”, – провозгласил М. […].
План сочинения – Типы крестьян в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Главный герой поэмы Некрасова – крестьянин, мужик. Некрасова интересуют все стороны жизни крестьянства: бытовой уклад, психология, идеалы и т.п. II. Главная часть 1. Крестьянство в поэме Некрасова не является безликой массой, оно в представлении автора неоднородно: а) крестьяне – правдоискатели и борцы. […].
Как жить на Земле, чтобы не мешать ей жить?Человечество освоило Землю, воздушное и водное пространства. В космос запускаются спутники, оснащенные специальным оборудованием для установления контакта с жителями иных цивилизаций. Да, мы не одни. Во Вселенной бессчетное количество звезд, планет, галактик, а наша Солнечная система всего лишь капля в гигантском океане Мироздания. Но фотографии, сделанные со спутников, показали, что ни на одной планете, по […].
Согласны ли Вы с латинской пословицей: “Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии”?Честь является нравственным достоинством человека. Это понятие включает в себя чистоту помыслов, смелость, благородство и справедливость. За нее в свое время гибли на дуэлях, а утратившие честь – теряли смысл жизни. Бесчестие – полярное понятие, которое влечет позор и моральное уничтожение личности. Люди чести даже в критической ситуации не изменяют принципам, ни секунды не сомневаются […].
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Рассуждая о душевной подлости, возникающей в отсутствии светлой мечты, нравственных исканий, душевного затишья, я вспоминаю пьесу Александра Николаевича Островского “Гроза”. Катерина – главная героиня; на мой взгляд, […].
Что нового внесли поиски счастливого в спор о счастье, вспыхнувшем в прологе? (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)Одна из основных тем творчества Николая Алексеевича Некрасова является тема народа и их трудная, несчастная жизнь. Основное произведение творчества этого писателя, посвщенное этой теме, – “Кому на Руси жить хорошо.” В этом произведении отображаются события отмены крепостного права, последствия этого. Начинается поэма со встречи семерых мужиков: На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Они сразу начали […].
Сочинение на тему: ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО?ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО? Наверное, каждый человек мечтает жить достойно, но каждый ли знает, как это сделать? На мой взгляд, о нашей жизни судят потомки по тому, какая о нас осталась память, какие дела и поступки мы совершили, поэтому нужно прожить жизнь так, чтобы добрая память о тебе осталась в сердцах людей. Наша […].
План сочинения – Особенности композиции поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Композиция – состав, расположение и взаимосвязь частей и элементов художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основной сюжетный стержень поэмы – поиски “счастливого” семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы проходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который […].
“Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить…” (В. Быков “Сотников”)В годы Великой Отечественной войны погибло очень большое количество людей. По моему мнению, жестокая правда и трагедия войны и сегодня вспоминаются с болью в сердцах. Тема войны нашла свое отражение в творчестве многих писателей: В. Быкова, Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева. В произведениях этих писателей показывается полнота правды о патриотизме и мужестве народа, о […].
Проблема счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”В поэме “Кому на Руси жить хорошо”, созданной после реформы 1861 года, ликвидировавшей крепостное право, Некрасов попытался ответить на один из важнейших вопросов (эпохи: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Поэма отвечала настроениям крестьянской Руси, накопившей “горы ненависти и гнева” против помещиков, царских чиновников, церковных служителей. Поэтому ищут правду, ищут ответа на злободневный вопрос о […].
Счастье в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”В 1863 году Н. А. Некрасов начал работу над одним из самых своих значительных произведений – поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. В 1861 году было отменено крепостное право, и жизнь народа круто изменилась. “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – вот главный вопрос, который занимает поэта на протяжении всего произведения. Поэма является итогом раздумий […].
Помогает или мешает жить Печорину самоанализ?Самоанализ – одна из важнейших черт в характере Печорина, он способен проанализировать не только свои поступки, но и предугадать действия других людей. Он может четко оценить ситуацию, но он не чувствует себя счастливым, обладая таким даром, он совершенно разочарован в своей жизни, ищет то, что удовлетворило бы его духовные потребности. Печорин очень хорошо владеет “наукой”, […].
“Для чего жить и что такое Я?”(Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и Мир”) Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше […].
Что значит жить хорошо?Почти всегда на вопрос “Как поживаешь?” мы отвечаем “Хорошо” или “Нормально”. Говоря так, все мы имеем в виду приблизительно одно и то же: в данный момент в основных сферах жизни у нас все в порядке – не произошло никаких негативных событий, перемен к худшему и т. д. Но если спросить “более глобально” – “Что для […].
Смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо”В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “. Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо”? Разумеется, отчасти толчком для написания […].
Концепция счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо”Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов задумал как “народную книгу”. В этом произведении он хотел как можно правдивее описать жизнь крестьянства. Проблема народного счастья занимает центральное место в поэме. Автор не случайно выбрал сюжет путешествия – он придает действию эпический масштаб. Счастье народа, на поиски которого отправляются семь странников (цифра семь в […].
Смысл счастья в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н. А. Некрасов в своей поэме “Кому на Руси жить хорошо” попытался раскрыть нам этот загадочный термин. В поэме Некрасов вводит семерых мужиков, которые отправляются искать на Руси счастливого человека. И каково […].
Сочинение для 11-го класса на тему: ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО?ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО? Жизнь. А вы когда-нибудь задумывались над тем, что прожить ее нужно достойно. А что значит жить достойно? Наверное, каждый пытается оставить о себе хорошие воспоминания. А как это сделать? Во-первых, чтобы жить достойно, нужно научиться жить для людей. Это значит, отдавать все свои душевные силы на то, чтобы люди […].
Художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо”Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся […].
Как должен жить человек: разумом или чувствами?Каждый человек наделен способностью чувствовать. Он может чувствовать радость, злость, опасение, страх, зависть и другие чувства, в том числе любовь. Способность чувствовать — это отличительная черта человека, которая отличает людей от животных. Но нельзя жить одними чувствами, иначе можно сильно пострадать от этого. Человек, живущий только чувствами, начинает им подчиняться и жить, опираясь только на […].
Лучше умереть с честью, чем жить с позоромНародная мудрость гласит: “Лучше умереть с честью, чем жить с позором”. Я уверена, что позор хуже смерти. Русская поэтесса Анна Ахматова тоже разделяла эту точку зрения. Величайшим позором для поэтессы было оставить Родину в трудные для страны времена. Ахматова считала своим долгом быть с русским народом “и в горе и в радости”. Ей несколько раз […].
Как жить?В первом своем романе “Обыкновенная история” Иван Александрович Гончаров на примере двух героев – Петра Иваныча и Александра Адуевых – пытается решить вопрос, как должен жить человек: трезво мыслить и стремиться к практической деятельности или смотреть на мир сквозь романтические мечты? Вначале кажется, что автор полностью на стороне практичного Петра Иваныча. Иронично повествуя о молодом […].
Без ничего не может жить человек (1)Человеку трудно жить без любви, надежных друзей, но, по-моему, все-таки главное в жизни – это работа, любимое дело. Зачастую человек, проработав многие годы, уходит на пенсию и ощущает свою ненужность, бессмысленность дальнейшего существования. Ведь так важно в любом возрасте ощущать радость от проделанной работы и чувствовать себя нужным людям. Ощущение радости от успешно завершенной работы […].
Жанровое и композиционное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо”Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее “своим любимым детищем”. Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, “по словечку” в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой […].
Мотивы времени и пространства в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” сочетает в себе литературные и фольклорные черты. Бесспорна тесная связь произведения с творениями фольклора. Это вполне объяснимо – поэма о народе должна создаваться средствами народной литературы. Так, например, можно говорить о мотивах времени и пространства в “Кому на Руси жить хорошо”, заимствованных из русских народных сказок и былин. […].
Тема народа и России в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”Вершиной творчества Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэма, вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобного которому русская литература не знала. Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, заспоривших о том, кому “вольготно” и “весело” живется на Руси, вводит нас в обстановку голода и […].
Жанр и композиция “Кому на Руси жить хорошо”Жанр и композиция. Споры о композиции произведения ведутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”;, “Крестьянка”;, “Последыш”;, “Пир – на весь мир”;. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Крестьянка”; изображен старый, отживающий мир. В “Последыше”; показана гибель этого […].
Высшее счастье жить среди людей и быть им нужнымЭту тему сочинения я выбрал сразу. С одной стороны, она мне показалась наиболее легкой, а с другой, я согласен с этим высказыванием, и у меня, как мне кажется, есть что сказать. И вот передо мной раскрытая тетрадь. Столь близкое и в то же время чужое для нас высказывание: “Высшее счастье – жить среди людей”. Хочется […].
Зачем жить?Зачем жить? У каждого человека свой смысл жизни. Наверное все мы здесь для чего-то. Кто-то видит целью жизни достижение определенных вершин, карьерный рост. Кому-то хочется всего лишь счастья близким людям и ничего другого, а кто-то хочет счастья для себе. Одни посвящают жизнь себе, другие-любимым. Зачем жить это вечный вопрос, искать на него ответ глупо. Нужно […].
Роль странников в поэме “Кому на Руси жить хорошо”ИзменениЯ, происходящие с семью мужиками в процессе их поисков, чрезвычайно важны для уяснения авторского замысла, центральной идеи всего произведения. Только странники даны в ходе постепенных изменений, в эволюции (остальные действующие лица изображены с уже сложившимися характерами и представлениями о жизни). Следовательно, главная мысль поэта о росте крестьянского самосознания в пореформенный период раскрывается прежде всего через […].
Идейно-тематическое содержание “Кому на Руси жить хорошо”Идейно-тематическое содержание. Поэма Некрасова, ставшая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесенная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя состояние пореформенной России, поэт подчеркивает, что в атмосфере перемен наиболее отчетливо выступают стабильные, неизменные начала. Здесь звучит тема, тесно соприкасающаяся […].
Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”?Величайший памятник русской народной жизни XIX в. – поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение четырнадцати лет (1863-1876 гг.) и, к сожалению, так и осталась незавершенной. Смерть помешала поэту закончить ее. В своей поэме Некрасов воссоздает подлинную картину жизни пореформенной России. Основной интерес поэта – положение русского крестьянина. Поэму “Кому […].
Как понимают счастье герои и автор поэмы “Кому на Руси жить хорошо”Над своим произведением “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа. Итак, […].
Какова роль “сказа о двух грешниках” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”?В сказе “о двух великих грешниках” звучал призыв к борьбе с угнетателями. Разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского. Значит, борьба с панами – святое дело. Каково значение главы “Пир на весь мир” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”? Глава “Пир на весь мир” показывает состояние […].
Комната, в которой я хотел бы жить (Третий вариант)Я очень люблю свою комнату. В ней есть все необходимое: тахта, стол, комод, шкаф, пуфик, книжные полки. Обои, ковер, обивка мебели выдержаны в пастельных тонах, это успокаивает. Но я мечтаю изменить свое жилище. Мне бы хотелось видеть здесь рядом с собой разных зверюшек и птиц: хомячка, морскую свинку, канарейку, попугая. Замечательно в комнате бы смотрелся […].
Тема счастья в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”“Кому на Руси жить хорошо” – самое удивительное произведение Н. А. Некрасова. Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены исконные, вечные черты русского национального характера, его незыблемые нравственные устои, народное горе и народное счастье. […].
“Кому на Руси жить хорошо” как поэма-эпопеяЦентральное место в произведениях Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин, его быт, его судьба. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это крестьянская эпопея. Но она, конечно, отличается от произведений признанных мастеров эпопеи, таких, как Гомер, например. При упоминании слова “эпопея” читателю вспоминаются бурно развивающиеся события, часто это война со всеми ее перипетиями. У Некрасова […].
Система образов “Кому на Руси жить хорошо”Система образов. Особенностью системы персонажей поэмы, обусловленной ее эпичностью, является то, что в ней нет одного главного героя, как в романе, поскольку Некрасова волнует судьба целого народа. Центральный персонаж здесь представляет собой собирательный образ народа, воплощенный прежде всего в семерых странниках. Недаром они лишены индивидуальных признаков: у них нет портретов, биографий, ничего не известно об […].
Источник