Хороший наставник: кто он и как им стать.
История происхождения наставничества.
Наставничество – модная нынче тема. Забытая несколько десятилетий назад и вспыхнувшая с новой силой в 21-м веке.
Понятие «Наставничество» («Mentoring» по-английски) уходит корнями в греческую мифологию. Ментором был друг Одиссея.
Одиссей, отправляясь в поход в Трою, поручил Ментору присматривать за своим юным сыном Телемахом, заботиться о нем, так как Ментор пользовался всеобщим доверием и был мудрым советником. Одиссей знал, на кого можно положиться в вопросе воспитания подрастающего поколения.
С тех пор имя Ментора служит нарицательным образом наставника и руководителя всех молодых. Считалось, что наставники приходят на смену родителям. Они помогают обществу формировать его новых членов. Сегодня в слово «наставник» вкладывают и другие смыслы.
В России система наставничества зародилась в 20-30-е годы прошлого века. В эти годы в стране выстраивалась система передачи опыта и знаний не только в формате обучения в образовательных учреждениях, но и на производстве, в иных отраслях экономики.
Расцвет системы пришелся на 70-е годы 20-го века. Однако вместе с распадом Советского Союза была утрачена и система наставничества. Конечно, в отдельно взятых коллективах с сильными традициями, со значительной долей руководителей с пионерским детством и комсомольской юностью наставничество сохранялось.
В более молодых коллективах тоже иногда пытались по-максимуму использовать знания и опыт сотрудников.
Сегодня наставничеству в компаниях уделяется большое внимание. Многие хотят его внедрить, сделать частью корпоративной культуры.
Теперь поговорим о том, какими качествами должен обладать настоящий наставник, что его отличает от других сотрудников.
Что отличает наставника?
Кто-то в компании с радостью готов делиться своими знаниями и опытом. Кого-то из сотрудников перспектива быть наставником совсем не вдохновляет. Чем первые отличаются от вторых? – Наличием желания.
Откуда берется желание? – Из мотивации.
Если желания нет, важно понять, что препятствует.
Одни просто не хотят и сами не понимают, почему.
Другие хотят, но не могут, и так дел невпроворот.
Третьи не видят пользы для себя в этом процессе, зачем им это надо.
За «не хочу» могут стоять и сомнения в своих компетенциях, и неуверенность в собственных силах, и неверие в способности наставляемого с нежеланием бесполезно потратить на него драгоценное время, и много чего еще.
За «не могу» могут скрываться также разные причины, в том числе чрезмерная нагрузка, усталость.
А когда звучит: «Зачем мне это надо?», значит человек не видит ничего полезного для себя в этом процессе.
Прежде чем выводы делать и отказываться от роли наставника, важно с мотивами отказа поработать, разобраться с убеждениями. Это поможет либо поднять мотивацию, либо снять сомнения в правильности принятого решения не становиться наставником.
Как стать хорошим наставником?
Чтобы стать хорошим наставником, нужно желание делиться знаниями и опытом.
Хороший наставник не только умеет хорошо говорить, структурируя свои знания и опыт, но и слушать и слышать своего подопечного. Это навыки, а значит, их можно развить.
Хороший наставник умеет или учится давать обратную связь. Не просто: «плохо», «хорошо», «молодец», «правильно», «не правильно», а давать развивающую конструктивную обратную связь, делать это безоценочно. Чтобы подопечному она была полезна, услышана им, помогала двигаться вперед к мастерству.
Хороший наставник не боится и просить у наставляемого обратную связь о своей работе, он прислушивается к сказанному. Потому что заинтересован в собственном саморазвитии, думает, как сделать еще эффективнее процесс передачи знания и навыков.
Хороший наставник умеет создавать комфортную психологическую обстановку для развития своего подопечного.
Что вдохновляет наставляемых? Личный пример. Если наставник равнодушен к своей работе, не лоялен компании, он не сможет поделиться своим вдохновением, разжечь или поддерживать интерес подопечного к делу, в котором тот развивается.
Поэтому прежде чем стать наставником, важно разобраться со своим отношением к работе, к делу. В книге «Работа как внутренняя игра» Тимоти Голви пишет про треугольник работы, в котором три стороны: удовольствие, обучение, результативность.
«Треугольник работы» наставника или как разобраться, почему наставник не хочет быть наставником?
Желание заниматься тем или иным делом есть тогда, когда в нем присутствуют все три вершины.
Например, наставничество наставнику в радость, когда:
- в этом процессе он находит саморазвитие для себя (вершина – обучение),
- ему нравится то, чем он занимается (вершина – удовольствие),
- и он видит, что его занятие дает плоды в виде роста мастерства подопечного и в итоге повышения профессионализма и сплочённости всей команды (вершина – результативность).
Если же в процессе наставничества отсутствует хотя бы одна из вершин изначально или она теряется со стечением времени, то это занятие начинает наставника тяготить.
И в процессе наставничества, и до него наставнику важно посмотреть на свой треугольник работы наставником: все ли вершины есть? Из чего они состоят?
Понять это помогут вопросы:
Про «Обучение»: «Что нового я узнаю или получу?». Одни наставники в процессе наставничества развивают коуч-компетенции (учатся активному слушанию, умению задавать сильные вопросы, говорить безоценочно), другие начинают разбираться в психологии, третьи обретают преподавательские навыки.
Про «Удовольствие»: «Чем мне нравится/ может понравиться в процессе передачи знания и навыков?». Для одних это может быть получение признания, для других – проявление лидерских качеств, для третьих – повышение самооценки. Важно просить обратную связь у своих наставляемых. Она, конечно, не всегда удовольствие доставит. Но польза будет точно, если ее для саморазвития использовать.
Про «Результативность»: «Какой результат я хочу видеть через 3, 6, 9, 12 месяцев?», «Как я пойму, что наставничество было эффективным?». Благодаря этим вопросам, заданным в начале наставнического пути, результаты его будут яснее и измеримее.
«Треугольник работы» наставляемого или откуда берется мотивация у тех, кто учится и перенимает опыт.
Рассмотрим «треугольник работы» Голви и три его вершины: «Обучение», «Удовольствие» и «Результативность» по отношению к наставляемому. Посмотрим, откуда берется мотивация у него и почему ее иногда нет.
Первая вершина треугольника работы – «Обучение».
Можно прокладывать и прокладывать свой путь к мастерству, учиться и учиться, а результатов не замечать. Поэтому роль наставника в этом процессе очень важная: нужно помочь подопечному увидеть изменения. Например, с помощью вопросов: «Что нового ты сегодня (за неделю, за месяц) узнал?», «Чему эта ситуация тебя научила?», «Где и как ты можешь еще использовать эти навыки или знания?». Когда знания и тренировка навыков ведут к саморазвитию, мотивация растет.
Вторая вершина «Удовольствие».
Когда передача знаний и навыков проходит в психологически комфортной обстановке, т.е. когда наставляемому не страшно лишний раз задать наставнику вопрос или признаться в ошибке, мотивация учиться и перенимать опыт сохраняется. Важно, чтобы он делился своим мнением, знал, что его слушают и слышат. Рассмотреть вторую вершину помогают вопросы: «Что хорошего в этом процессе для тебя?», « Что тебе особенно нравится?», «Что бы ты предложил?».
Третья вершина «Результативность».
Чтобы был результат и результативность, важно понимать, к чему стремится подопечный, какая у него цель, совпадает ли она с целью наставника? В какие сроки они хотят ее достичь? Чем конкретнее цель, тем яснее будет видна третья вершина. Важно большую цель разбить на несколько этапов, чтобы достижения наставляемого были очевиднее и ему самому, и его наставнику. Можно использовать вопросы: «Что для тебя будет наилучшим результатом?», «В какие сроки ты хочешь его получить?», «Что может быть первым достижением?»
Когда наставляемому очевидны результаты его обучения, он получает удовольствие от процесса, обучение и саморазвитие открывает перед ним новые возможности, тогда с мотивацией у него все в порядке.
Если хотя бы одна из вершин пропадает, мотивация перенимать знания и опыт испаряется.
Источник
Что такое наставничество: путь от падавана к джедаю
Работая с наставником, вы обращаетесь к кому-то, кто уже прошел через то, с чем вам только придется столкнуться на вашей дороге к достижению своей цели. Нередко наши начинания связаны с чем-то новым и неизведанным для нас. Мы не знаем, как сделать первый шаг, страшимся неизвестности и зачастую полного отсутствия знаний в той сфере, которую открываем перед собой. Будь то изучение иностранных языков, открытие собственного бизнеса, занятия спортом, самосовершенствование или что-то еще.
В статьях нашего блога мы не единожды упоминали о том, что наш сервис активно развивает систему наставничества и предлагает множество различных программ занятий с тренером или ментором. В своих комментариях пользователи нередко выражали интерес к механизмам работы сервиса, поэтому в сегодняшней статье мы поведаем вам о наших курсах наставничества, о их структуре, требованиях и особенностях.
В настоящее время бизнес-наставничество, коучинг и различные семинары, призванные помочь достигнуть своих целей, становятся новым трендом – и неспроста. Да, сейчас полки магазинов пестрят огромным количеством литературы, направленной на то, чтобы осветить человеку путь к его целям. Этот вариант может показаться вполне подходящим для прокачки скилов и подтягивания мотивации. Но в любом случае книга исключает возможность диалога, в то время как работа с наставником предполагает общение не только с самим преподавателем, но и людьми, которые занимаются вместе с вами.
Итак, давайте посмотрим на те преимущества, которые дают занятия с наставниками.
Советы
Наставники – это как раз те люди, которые готовы поделиться собственным опытом и рады помочь другим, и к ним стоит обращаться за советом в интересующих вас областях. Ведь далеко не всегда друзья и родственники способны поделиться ценной информацией и дать действительно полезные советы. Что может быть лучше мнения профессионала?
Новый взгляд
Ментор может обрисовать такие грани интересующих вас вопросов и ситуаций, о которых вы ранее не задумывались, помочь посмотреть на них с другой перспективы и указать на альтернативные решения.
Новые знания
Участвуя в программах наставничества или работая с индивидуальным ментором, вы можете много чему научиться. Причем это будут именно те знания, которые помогут вам на поле боя. Как правило, курсы наставничества длятся недолго, поэтому вы получите эдакий концентрат самой важной информации. Помимо всего того, что можно найти в книгах и на широких просторах всемирной информационной сети, менторы могут поделиться любопытными фактами и собственным опытом, а также полезными лайфхаками, которые облегчат вашу дорогу к достижению своих целей. Наставники расскажут вам о наиболее эффективных методах и стратегиях, помогающих в реализации ваших планов и решении проблем, которые могут стоять на вашем пути к своей мечте.
Новые люди
Нередко различные тренинги и групповые программы наставничества подразумевают не только знакомство и работу с ментором, но также и общение c единомышленниками, вне зависимости от того, проходит ли ваш курс онлайн, либо вы можете встретиться с ними лично на семинарах. Для многих знакомство с людьми, которые ставят перед собой те же цели и прилагают усилия для их достижения, может стать не только полезным опытом, возможностью укрепить социальные связи в интересующих вас областях, поделиться знаниями, но и станет той отдушиной, которую они давно искали. Общаясь с людьми, имеющими с вами сходные интересы, вы сможете найти новых друзей и соратников, а может быть, и бизнес-партнеров.
Социальные связи
Как правило, вместе с огромным опытом и знаниями наставника вы можете получить доступ и к некоторым контактам из его адресной книги. Все мы люди, и связи в современном обществе (как и в общем-то всегда) решают все. Менторы могут указать вам, в какие двери стоит постучать, к кому стоит обратиться. Они могут порекомендовать вас потенциальным партнерам или инвесторам, рассказать о наилучших на их взгляд тренерах и преподавателях и многое другое. Чем шире сеть ваших социальных связей, тем больше у вас шансов решить те или иные проблемы или реализовать определенные начинания, а значит, вероятность того, что вы добьетесь успеха, возрастает. Если вам удастся хорошо зарекомендовать себя перед своим наставником, то не исключена и возможность того, что в дальнейшем он будет способствовать вашему развитию, а в случае с бизнес-наставничеством, сможет стать вашим партнером либо инвестором.
Уверенность и ободрение
Нередко дорога к звездам пролегает через тернии, и наши цели могут показаться нам недостижимыми. Все мы сталкиваемся с трудностями, которые порой заставляют задуматься над отказом от своих надежд. И поэтому нам нужна мотивация – чтобы мы не забыли, о чем мы мечтали, когда начинали свой путь к цели. Ничто так не мотивирует, как собственные позитивные результаты и люди. А энергия группы, вместе с которой вы занимаетесь, способна зарядить вас оптимизмом и верой в себя. Ведь бороться с неприятностями и свергать преграды лучше не в одиночку, а в команде с опытным бойцом, коим является наставник и братьями по оружию (людьми, которые мечтают добиться того же, что и вы). Вполне вероятно, что они помогут вам разглядеть тот простой факт, что ваши проблемы – это закономерность, с которой многие встречаются. А ментор укажет на пути их решения. Шаг за шагом продвигаясь к своей цели вы будете чувствовать, что за вами стоит человек с огромным опытом, что в каком-то смысле он вас подстрахует, указывая на неприятные моменты и помогая их обойти.
Как работают программы наставничества на SmartProgress
На роли наставников мы приглашаем профессиональных зарекомендовавших себя коучей, бизнес-тренеров и преподавателей. Тематика курсов самая разная – от обучения иностранным языкам и веб-разработке до методик эффективного достижения своих целей и бизнес-тренингов. В рамках сервиса мы обеспечиваем как платные, так и бесплатные программы. Как правило, каждому курсу предшествует вебинар либо флешмоб и бесплатный ознакомительный период, который поможет вам понять, подходит ли для вас выбранный ранее тренинг.
Все программы имеют описание, составленное самим ментором, из которого вы сможете не только узнать о деталях и целях курса, но и понять, кем является ваш преподаватель и каких успехов он достиг в интересующей вас области. В обязательных полях прописывается, для кого предназначена программа и что она даст участникам.
После оплаты пользователю приходит уведомление с приглашением вступить в закрытую группу. Затем он создает для себя список целей, которых намеревается достигнуть в рамках курса. Во время прохождения программы каждый ее участник обязан вести дневник реализации целей, в котором он должен публиковать отчеты. За невыполнение этого требования каждый преподаватель подразумевает различные «штрафы», как правило это выбывание из группы.
Такая политика на первый взгляд может показаться довольно жесткой, но она же является и очень эффективным инструментом повышения мотивации: деньги за курс уплачены, и человек старается идти в ногу с программой, чтобы не потерять часы тренингов из-за собственной лени (неважно в какую форму она облачится – хронической нехватки времени или усталости). Полученные отчеты затем просматриваются наставником, он делает замечания, дает свои советы и рекомендации.
В ходе программы участники также получают домашние задания, знакомятся с единомышленниками, участвуют в обсуждениях и делятся опытом в сообществе. Сплоченное сообщество людей, имеющих общие цели – это то, что мы считаем одним из главных преимуществ SmartProgress. Вполне вероятно, что среди них вы найдете партнеров по бизнесу и братьев по духу, а добиваться целей сплоченно куда легче, нежели в одиночку.
Заходите к нам на огонек и ознакомьтесь с предлагаемыми нами программами, вполне вероятно, что некоторые из них способны изменить вашу жизнь к лучшему и заставить поверить в себя. Мы постоянно развиваем базу курсов и наставников, так что в ближайшее время будем готовы похвастаться свежим контентом.
Послесловие
На этом все. Искренне надеюсь, что моя статья помогла вам разобраться в том, что такое наставничество и с чем его едят, а также чем этот продукт полезен. Хотелось бы добавить, что мне приходилось заниматься с коучем и участвовать в различных тренингах, и это был замечательный опыт. Уже после первого занития с наставником я получила такой заряд позитива и веры в собственные силы, что была готова свернуть горы. Он помог мне разложить все по полочкам, посмотреть на некоторые аспекты моего бизнеса по-новому, указал мне на те важные нюансы, которых я не замечала раньше. Самое главное: вместе с ним мы сумели-таки докопаться, в чем именно заключаются для меня трудности, связанные с собственным делом, и решить их – а, как правило, это совсем не недостаток финансирования, а те черти и страхи, которые засели глубоко в нас, и маскируются под что-то еще.
Если вы можете поделиться собственным опытом занятий с наставниками, тренерами, бизнес-менторами и коучами, то, пожалуйста, оставляйте свои комментарии – будет интересно услышать ваше мнение.
Источник