Что для вас значит архитектура
«Я проектирую, значит я существую» «Я проектирую, значит я существую»
Наногород Наногород
Автор градостроительной концепции «4Э» и экспериментального здания ГИПЕРКУБ в Сколково архитектор Борис Бернаскони о текущих проектах и инновациях в архитектуре.
Что значит архитектура для вас?
Архитектура сегодня стала чем-то большим, чем просто создание функционального сооружения. В моем понимании она может претендовать на один из смыслов жизни общества вцелом и каждого человека в отдельности. Города и здания — это среда, которую мы все вместе делаем своими руками. Лично для меня — это образ жизни и исследование длинною в жизнь. Перефразируя известное высказывание, могу сказать так: «Я проектирую, значит я существую».
Вы можете сказать, что вам посчастливилось стать архитектором?
Я не могу назвать себя архитектором, может быть, пока. То, что я делаю, не совсем архитектура, хотя я и строю здания. Скорее это попытка объединить множество различных практик: инженерию, искусство, политику, бизнес, ремесло, промышленный дизайн, и превратить это в конечном итоге в здание.
Какой свой проект вы считает наиболее успешным и почему?
На сегодняшний день это экспериментальное здание ГИПЕРКУБ в Сколкове. Благодаря Медведеву и Вексельбергу такие реализации возможны. Можно долго ругать и заниматься негативной критикой состояния дел, но в данном конкретном случае не получится. Потому что мы реализовали концепцию, причем за очень короткое время. Во-первых, это первое здание в инновационном центре. Первопроходцем быть сложнее, чем идти по протоптанной дорожке. Во-вторых, в ГИПЕРКУБе удалось по-настоящему реализовать несколько инноваций, как в архитектуре и инженерии, так и в общественно-политическом смысле. Здание энергоэффективно, оно спроектированно как трансформер, то есть функция и оболочка способны меняться в течении всего жизненного цикла здания. Оно коммуникабельно, то есть работает как коммуникационный хаб — уже сегодня совмещая функции главной общественной площадки и представительства инновационных стартапов. В-третьих, здание представляет собой тест, на котором отрабатывается градостроительная формула 4Э (Энергоэфективность, Экологичность, Эргономичность и Экономичность), по каждому из четырех пунктов, что важно для будущих проектов для данной площадки и других территориях государства.
Долгое время дома в Москве возводились по принципу «строим, а что вокруг мало интересно». Как сейчас обстоят дела? Стали вести средовое строительство?
Вопрос культуры. Если посмотреть на кладбища разных стран, сразу становится понятен менталитет и отношение к пространству. В Скандинавии кладбища — это городские парки, в которых растворяются могилы с надгробными памятниками, и ты, гуляя по парку, как-бы ненавязчиво читаешь имена людей из прошлого и созерцаешь скульптуры и потемневшие от времени камни. В Португалии у каждого есть свой домик с дверцей и окном, и кладбища — это как-будто уменьшенные улицы с домами. В России на кладбищах вокруг каждого захоронения заборчик. За заборчиком хаос, внутри иногда порядок и стоят пластиковые выцветшие цветы. Эта метафора хорошо иллюстрирует текущее состояние нашего менталитета в застройке…
В каком городе вам бы хотелось построить здание?
В Нью-Йорке, Токио, Лондоне и других городах со статусом «космополит». Архитектуре нужны пользовательские потоки. Они-то и генерируют хорошую архитектуру. Такие потоки есть везде. Их нужно просто найти.
Ваше идеальное здание, каким оно должно быть?
Интерактивное, вне времени, при этом современное каждую секунду от начала и до конца своей жизни, принимающее технологический вызов, приносящее пользу обществу и владельцу, простое и запоминающееся.
Есть мнение, что архитектор-мужчина любит придумывать форму объекта, а когда дело доходит до разработки интерьеров, это уже становится неинтересно? Это про вас?
У архитектурной профессии нет правил и пола. Ты должен уметь мыслить абстрактно, глобально и андрогенно. Только тогда ты сделаешь что-то стоящее. У русского заказчика здание почему-то традиционно состоит из внешнего и внутреннего. У западного здание — единое целое. Для меня экстерьер и интерьер — это единое целое, ты можешь в зависимости от ситуации идти от функции и проектировать изнутри-наружу или, наоборот, идти от формы и проектировать «снаружи-внутрь», есть еще третий путь — использовать одновременно обе траектории, но это высший пилотаж — надо долго тренироваться.
Автор градостроительной концепции «4Э» и экспериментального здания ГИПЕРКУБ в Сколково архитектор Борис Бернаскони о текущих проектах и инновациях в архитектуре.
Что значит архитектура для вас?
Архитектура сегодня стала чем-то большим, чем просто создание функционального сооружения. В моем понимании она может претендовать на один из смыслов жизни общества вцелом и каждого человека в отдельности. Города и здания — это среда, которую мы все вместе делаем своими руками. Лично для меня — это образ жизни и исследование длинною в жизнь. Перефразируя известное высказывание, могу сказать так: «Я проектирую, значит я существую».
Вы можете сказать, что вам посчастливилось стать архитектором?
Я не могу назвать себя архитектором, может быть, пока. То, что я делаю, не совсем архитектура, хотя я и строю здания. Скорее это попытка объединить множество различных практик: инженерию, искусство, политику, бизнес, ремесло, промышленный дизайн, и превратить это в конечном итоге в здание.
Какой свой проект вы считает наиболее успешным и почему?
На сегодняшний день это экспериментальное здание ГИПЕРКУБ в Сколкове. Благодаря Медведеву и Вексельбергу такие реализации возможны. Можно долго ругать и заниматься негативной критикой состояния дел, но в данном конкретном случае не получится. Потому что мы реализовали концепцию, причем за очень короткое время. Во-первых, это первое здание в инновационном центре. Первопроходцем быть сложнее, чем идти по протоптанной дорожке. Во-вторых, в ГИПЕРКУБе удалось по-настоящему реализовать несколько инноваций, как в архитектуре и инженерии, так и в общественно-политическом смысле. Здание энергоэффективно, оно спроектированно как трансформер, то есть функция и оболочка способны меняться в течении всего жизненного цикла здания. Оно коммуникабельно, то есть работает как коммуникационный хаб — уже сегодня совмещая функции главной общественной площадки и представительства инновационных стартапов. В-третьих, здание представляет собой тест, на котором отрабатывается градостроительная формула 4Э (Энергоэфективность, Экологичность, Эргономичность и Экономичность), по каждому из четырех пунктов, что важно для будущих проектов для данной площадки и других территориях государства.
Долгое время дома в Москве возводились по принципу «строим, а что вокруг мало интересно». Как сейчас обстоят дела? Стали вести средовое строительство?
Вопрос культуры. Если посмотреть на кладбища разных стран, сразу становится понятен менталитет и отношение к пространству. В Скандинавии кладбища — это городские парки, в которых растворяются могилы с надгробными памятниками, и ты, гуляя по парку, как-бы ненавязчиво читаешь имена людей из прошлого и созерцаешь скульптуры и потемневшие от времени камни. В Португалии у каждого есть свой домик с дверцей и окном, и кладбища — это как-будто уменьшенные улицы с домами. В России на кладбищах вокруг каждого захоронения заборчик. За заборчиком хаос, внутри иногда порядок и стоят пластиковые выцветшие цветы. Эта метафора хорошо иллюстрирует текущее состояние нашего менталитета в застройке…
В каком городе вам бы хотелось построить здание?
В Нью-Йорке, Токио, Лондоне и других городах со статусом «космополит». Архитектуре нужны пользовательские потоки. Они-то и генерируют хорошую архитектуру. Такие потоки есть везде. Их нужно просто найти.
Ваше идеальное здание, каким оно должно быть?
Интерактивное, вне времени, при этом современное каждую секунду от начала и до конца своей жизни, принимающее технологический вызов, приносящее пользу обществу и владельцу, простое и запоминающееся.
Есть мнение, что архитектор-мужчина любит придумывать форму объекта, а когда дело доходит до разработки интерьеров, это уже становится неинтересно? Это про вас?
У архитектурной профессии нет правил и пола. Ты должен уметь мыслить абстрактно, глобально и андрогенно. Только тогда ты сделаешь что-то стоящее. У русского заказчика здание почему-то традиционно состоит из внешнего и внутреннего. У западного здание — единое целое. Для меня экстерьер и интерьер — это единое целое, ты можешь в зависимости от ситуации идти от функции и проектировать изнутри-наружу или, наоборот, идти от формы и проектировать «снаружи-внутрь», есть еще третий путь — использовать одновременно обе траектории, но это высший пилотаж — надо долго тренироваться.
Источник
Что значит архитектура для человека?
Гуляя по улочкам своего города, мы часто просто смотрим на здания, торговые центры, парки с лавочками и фонтанами, и думаем: «Ах, как же красиво!». Непроизвольно мы любуемся многими архитектурными сооружениями, они вызывают у нас определенные чувства и настроения. В настоящее время архитектура действительно хорошо развита и разнообразна. Конечно, историческое развитие культуры разных стран и национальностей обуславливает функции и внешний вид архитектурных сооружений. Архитектура тесно связана с жизнью общества. Самые известные её памятники становятся для нас символами разных городов и стран: вспомним Эйфелеву башню в Париже, Великую Китайскую стену или московский Кремль. Но что она значит для человека, для каждого из нас?
Архитектура – это искусство. Можно сказать, что каждый раз, когда мы выходим на улицу, мы оказываемся в огромной галерее зданий. Только не всегда это замечаем, потому что нужно спешить на работу, в магазин, к Людмиле Сергеевне или просто потому что привыкли к этому повседневному пейзажу. Но в один момент что-то останавливает нас, заставляет пройтись помедленнее и оглянуться, по-новому посмотреть на то, что было привычно взгляду.
Удивительно, но на самом деле архитектура – это диалог. За каждым зданием, за каждым архитектурным комплексом или маленькой постройкой стоит человек, архитектор. Таким необычным языком он пытается донести до общества какую-то мысль, идею в художественном образе. Мы непременно на нее реагируем: это может быть согласие, принятие, но также протест или даже неприязнь. Известный итальянский архитектор Ренцо Пиано сказал, что архитектура — очень трудная работа. Если писатель пишет не очень хорошие книги, люди могут их просто не читать. Но если архитектор делает свой проект плохо, он обрекает какое-нибудь район города на уродство на сотни лет.
Архитекторы часто искали вдохновения у природы, даже учились у нее, повторяя в своих произведениях изящные линии, необычные формы, размеры и сочетания цветов. Так, например, крыша здания Художественного музея Милуоки, созданного по проекту Сантьяго Калатрава, напоминает крылья птицы или парус. Такой нежный образ архитектор нашел, наблюдая за озером Мичиган. А здание национального центра в городе Тайчжун в Тайвани походит на что-то волшебное, сказочное. Архитектор Тойо Ито выразил так свое вдохновение от пещер и линий водных течений.
В то же время сама архитектура, её красота и уникальность воодушевляют человека на что-то необычное. Интересно, что художники студии Уолта Диснея, создававшие всем нам известные красочные мультфильмы, находили вдохновение в местах и архитектурных сооружениях реально существующих, таких как Мон-Сен-Мишель во Франции или Тадж-Махал в Индии. Эти места действительно завораживают. Посетив их, трудно остаться без новых мыслей и впечатлений.
Архитектура способна успокоить человека, настроить на гармоничный лад, умиротворить. Не зря многие люди в свободное время выбираются в парк, в тихое местечко рядом с фонтаном, чтобы почитать, подумать или приятно побеседовать с товарищем. Психолог К. Эллард отмечает в своих работах, что архитектура имеет психологическое воздействие на человека: «здания заставляют нас чувствовать».
И все же, архитектура, насколько она важна? Что она значит для каждого из нас? Человек видит и узнает в окружающем его мире то, что есть в нем самом. А значит и в архитектуре он видит те черты, которые являются его неделимой частью. Он может найти в ней место обману, уродству, лицемерию. Но также человек увидит в ней отражение любви, красоты и честности.
Источник
Значение слова «архитектура»
АРХИТЕКТУ́РА, -ы, ж. Искусство проектирования, возведения и художественного оформления строений; зодчество. || Характер, стиль постройки. Романская архитектура. Дом готической архитектуры.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Архитекту́ра, или зо́дчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов.
Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей.
Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.
Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.
По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров — Всемирный день архитектуры.
АРХИТЕКТУ’РА, ы, мн. нет, ж. [см. архитектор]. Зодчество, строительное искусство. А. древних греков. Современная а. || Наука о возведении зданий. Курс архитектуры. || Стиль постройки. Готическая а. Дом изящной архитектуры.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
архитекту́ра
1. наука и искусство проектирования и строительства зданий, сооружений, зодчество ◆ В отличие от музыки, с которой ее часто сравнивают вслед за мадам де Сталь, Гёте и Шеллингом, архитектура часто использует язык смежных искусств, чтобы передать то или иное миметическое содержание. Ян Левченко, «Город пышный, город бедный», 2010 г. (цитата из НКРЯ)
2. совокупность произведений архитектуры [1], то есть зданий ◆ Русская архитектура.
3. перен. структура какого-либо сложного объекта ◆ Архитектура мировой финансовой безопасности. ◆ Архитектура предприятия.
4. комп. основные принципы построения сложной системы: компьютера, компьютерной сети, базы данных и др ◆ . .
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мелодраматический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник