ОРКСЭ урок № 1
план-конспект урока по теме
Россия -наша Родина(государственные символы России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики ( ОРКСЭ)
Тема Россия –наша Родина
• формирование чувства гордости за свою Родину.
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
• формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.
• воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).
• воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.
• развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
• способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Учитель начальных классов Журат Л.В.
2. Запись в тетради темы урока. Россия- наша Родина .
Как вы понимаете тему урока?
3.Чтение учителем стихотворения.( песня « С чего начинается Родина»)
Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Всё, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!
Вопросы по стихотворению:
— О чём спрашивает себя герой стихотворения?
— К какому ответу приходит герой?
— А вы согласны с его мнением? Почему?
-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?
-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)
-Что для нас является Родиной?
• РОДИНА- 1.Отечество, родная страна.
• 2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.
Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» — происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).
• Родственные слова : Родной, родимая (сторона), родители.
• Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.
• Фразеологизм: Откуда есть пошла земля русская. Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)
5. Работа над темой урока.
1) Беседа с учащимися.
Как называется страна в которой мы живём?
Россия- официальное название –Российская Федерация.
— Площадь 17 мл. 75 кв. км.
— Россия – самое крупное государство на земном шаре.
— Население 148 мл. человек , русские составляют 82%
— Всего на территории России проживает свыше 100 наций и народностей.
— Официальный (государственный) язык на всей территории – русский.
Учёные – лингвисты насчитывают в России 150 языков.
Кто является главой нашего государства?
— Глава государства – Президент РФ, на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Сейчас президентом РФ является В.В Путин.
Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы — флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?
У каждого государства есть и свои официальные символы – его визитная карточка, отражающая лучшие традиции, черты и стремления государства.
К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.
Государственный флаг Российской Федерации
Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду.
22 августа – День Государственного флага РФ.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.
Государственный герб Российской Федерации
Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…
Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг — в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.
Спокоен за наше Отечество,
Его охраняет не год –
Двуглавый орел человечество
России на крыльях несет. Как символ Европы и Азии,
Украшен медалью златой,
Копьем поражает дракона
Георгий – наш всадник святой.
Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет — символ чистоты, красный — символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.
Государственный гимн Российской Федерации
Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову , а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову. Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.
Гимн — торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.
Прослушивание гимна Российской Федерации
Задания для групп:
1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России?
2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн?
ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов.
Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение.
Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
— Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.
— Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.
— Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите .
Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?
Очень много книг о России ( Слайды 15-16)
Каких великих людей России вы знаете? ( слайд 17)
2) Работа с пословицами. ( слайд18)
1. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
3. Всякому мила своя сторона.
4. Где родился, там и пригодился.
5. Москва – царство, а наша деревня – рай.
6. С родной земли умри – не сходи.
7. Чужая сторона – дремучий бор.
8. Кто Родине изменяет, того народ презирает.
9. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
3)Комментированное чтение статьи из учебника.
Страна – Российская Федерация, Россия.
Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.
Родина – родились и живём в ней.
Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку.) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.
Внутренний мир – душа человека.
Традиции – дороги духовного мира.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.
6. Закрепление основных понятий урока.
Запись в тетрадь терминов и понятии:
• Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции. ( слайд 19-20).
• Ответы на вопросы и выполнение заданий из электронного пособия для учащихся. ( видеокантроль-4 тестовых вопроса, тренажёр- 4 вопроса)
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент. Чтение предложений.
8. Подготовка творческой беседы с членами семьи и друзьями.
Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
- Задание на дом. (Творческая работа)
Задумайтесь и напишите: «С чего начинается Родина для вас?». Напишите свои ответы на листах цветной бумаги ( белой, синей, красной), которые у вас на партах. Ваши ответы станут основой газеты которую мы сделаем к завершению курса.
Сейчас наша страна только встаёт на ноги, она молода и многое ещё впереди. Нам предстоит сделать всё, чтобы наша родина была счастливой. Спасибо всем.
(Звучит песня «Россия»)
Что нового узнали сегодня на уроке?
Стихотворение С.Орлова «Родное ».
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Источник
«О душе». Конспект урока Орксэ в рамках модуля «Основы православной культуры»
Татьяна Анатольевна Евсеева
«О душе». Конспект урока Орксэ в рамках модуля «Основы православной культуры»
Тема: «Что такое душа?»
УМК «Школа России», учебник «ОПК» авторы Т. А. Костюкова, О. В. Воскресенский, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова -М: «Дрофа»,2010
Цель:
Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.
2. Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.
3. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.
4. Научить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.
5. Организовать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе PowerPoint; учебник «ОПК» авторы Т. А. Костюкова, О. В. Воскресенский, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова; В. И. Даль «Толковый словарь русского языка»;стихотворение о душе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Блиц – опрос «Основы православия».
-Кто такие христиане? (Люди, верующие в Бога, в Иисуса Христа)
-Что значит слово «молиться»? (Обращаться с просьбами о самом сокровенном к Богу через Молитву)
-Что значит быть православным человеком? (Верить в Бога, соблюдать православные традиции)
-Как по-другому называют Библию? (Священное писание)
-Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? (Душу человека)
— Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К. Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.
3. «Открытие» нового знания.
1)Чтение рассказа К. Ушинского «Чудный домик».
Слайд №1 (изображение домика с резными ставенками).
Чудный домик.
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом (из толкового словаря: 1. Бережливый, хозяйственный человек. 2. Заведующий хозяйством.). Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека
Эконом – с _ _ _ _е (сердце)
Зала – л _ _ _ _ е (легкие)
Ставенки – г _ _ _ а (глаза)
Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
— А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?
— А кто хозяйка в человеке, в его теле? Душа.
— О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?
— Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Что такое душа?».
2) Беседа.
— Как вы думаете, что такое «тело»? Какие у него потребности? (Во сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т. д.) Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотскому Миру.
— А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?
— Слово душа созвучно слову дышать. Можем ли мы увидеть дыхание, потрогать? А жить без него? Так же и с душой.
Слайд №2.
Слово «ДУША» произошло от слова «дышать».Дыхание человека не видно. Но если дыхания нет, и жизни нет. Душу тоже не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует.
Чтобы определить значение слова «душа» обратимся к словарю В. И. Даля, с. 24. Поможет мне в этом.
Душа- бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волей. Душевные качества: совесть, внутреннее чувство…
Запишем в тетрадь новое понятие.
Внутренний мир человека так велик! Господь наделил нас разумом, чтобы мы были свободны в нашей любви, ее выражении, свободны в творчестве. Кто-то раскрывает свою любовь в музыке, кто-то рисует, кто-то великолепно готовит.
Какие же слова можно назвать друзьями слова «душа»(Внутренний мир, разум, свобода, любовь, творчество)
А эти слова будут друзьями слова «душа»: бездуховность, бездушность, порок?
Дыхание для человека- это жизнь. И мы сейчас с вами выполним дыхательное упражнение по методике Стрельниковой «Задуй свечу».
Слайд №3.
У каждого из вас есть свое тело. И есть своя душа. Они должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, понимание того, что такое добро и зло, творчество и мысль, отличают человека от животных.
3.) Какие-то ребята прибегали к нам в класс, хотели принять участие и разобраться в нашей теме. Они оставили нам эти карточки, но по-моему, что-то напутали. Вы поможете разобраться?
Учитель открывает на доске пронумерованный список (установи соответствие):
1. Кривить душой 1. поделиться мыслями, переживаниями
2. Вкладывать всю душу 2. испугаться
3. Душа в пятки ушла 3. отдавать все силы
4. Открыть душу 4. лицемерить
Давайте порассуждаем еще, чтобы подняться на следущую ступеньку наших знаний о душе.. мне поможет в работе со слайдами.
Слайд №4.
Жертву Христа, как и вообще всё, что связано с миром религии, человек не поймет, если не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.
Слайд №5.
Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.
Слайд №6.
А иногда душа болит, даже если тело здорово.
Это совесть говорит человеку: «В этом ты не прав!»
Слайд №7.
Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям.
Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее.
И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.
Слайд №8.
Человек, будучи младенцем, сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придется всю жизнь учиться пребывать в мире со своей душой и совестью. В последствии, если человек не думает о своей душе, если он кормит ее ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, ДУША СЛАБЕЕТ.
Слайд №9.
Где мы находимся в этой борьбе? Заботимся ли мы о состоянии души?
Комментированное чтение статьи учебника.
— А теперь давайте обратимся, к учебнику. Там нас снова ждут отец Василий и мальчик-пастушок Ваня.
Чтение страниц 59-61 учебника.
-Как вы поняли, стареет ли душа человека?
-Согласны ли вы с автором, что мы должны быть терпеливы друг к другу?
-Почему важно прощать?
Слайд №10.
Если человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится БЕЗДУШНЫМ. Страшнее всего, если человек теряет самого себя. Бывают брошенные дома. Бывают брошенные вещи. А еще бывают МЕРТВЫЕ ДУШИ. Человек просто забыл, что у него есть душа. Поэтому мудрые люди часто призывают: «О душе подумай!»
Слайд №11.
Глаза – зеркало души
Слайд №12.
Глаза – зеркало души
Слайд №13.
Чистота души и тела
Слайд №14.
Душа должна трудиться.
5. Подготовка к подведению итога урока.
— Как вы думаете, к обретению каких душевных качеств нужно стремиться каждому человеку?
Если представить душу в качестве цветка, мы увидим, как она нежна и прекрасна, как хрупка и нуждается в нашей защите. Давайте выберем, лепестки с какими душевными качествами будут на нашем цветке?
Я раздаю вам на парту по 1 лепестку. Вы должны решить, должен ли доставшийся вам лепесток быть у цветка души и объяснить почему.
Ребятам предлагается собрать цветок из лепестков с записанными на них качествами души:
— Какие качества души вы выбрали?
Какой прекрасный цветок души у нас получился! Тот, у кого он цветет в душе, всегда будет притягивать к себе людей, потому что рядом с ним «тепло».
Давайте послушаем стихотворение о наше цветке, которое приготовили ребята.
В Душе людей цветут цветы
И в них рождается ЛЮБОВЬ.
Они Небесной красоты,
Нам дарят счастье вновь и вновь.
Как долго будет он цвести,
Зависит только от тебя,
Он может Вечность принести,
Коль жизнью ты живешь, любя.
Цветение его продли,
Им наделил тебя Исток.
Умей беречь свои цветы,
Умей хранить Души цветок.
Душа цветет и в каждый миг
Цветок рождает в нем твой лик.
В нем Мудрость Мира, Благодать,
Твоя задача все принять.
Цветы добра в себе взрасти,
Любовью нежной удобри,
Начнут расти в тебе цветы.
И свет цветка Души твоей
Подарит радость Бытия,
Подарит много светлых дней,
В которых есть и ты, и я.
Несущая Любовь Душа
В земной обители живет.
Ей управляют Небеса,
Над ней, как щит, Небесный свод.
Сегодня я узнал…
Я почувствовал, что…
9. Домашнее задание:
Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе.
Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.
Итоговый тест по Орксэ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс Итоговый тест по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») 1. Выбери правильный ответ. Что такое «веды» а) книги, рассказывающие.
Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.
Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Милосердие — закон жизни» Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема: Милосердие – закон жизни. Цель: создать условия для ознакомления с понятиями.
Конспект урока по орксэ «Жизнь человека — высшая нравственная ценность» Жизнь человека – высшая нравственная ценность Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценности Задачи: личностные.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Модуль «Светская этика». Конспект урока «Семейные праздники» Предмет: Основы духовно- нравственной культуры народов России. Модуль: Светская этика Тема: Семейные праздники Цель: Воспитание чувств,.
Конспект занятия по «Основам православной культуры» Тема: Наши помощники : руки и и ноги. Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма занятия: занятие – исследование.
Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Конспет урока Орксэ «Праздники и календари» «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Дата 16 марта 2018 года Класс 4 Тема «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Оборудование.
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно.
Технологическая карта урока Орксэ «Искусство в религиозной культуре» для 4 класса Технологическая карта урока Общая часть Предмет ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс Тема урока «Искусство в религиозной.
Конспект урока по основам православной культуры «Пасха» Технологическая карта Ф. И. О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А. В. Кураев.
Источник